УДК: 342.7
Б01: 10.24411/2412-1657-2018-10029
О НАРУШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ О БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ
И ТЕРРОРИЗМОМ
Р. Э. Карякин
В статье рассматривается ряд положений нормативно-правовых актов, содержащих меры по борьбе с лицами, осуществляющими экстремистскую или террористическую деятельность, которыми могут быть нарушены гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан. Для этого проведён анализ Указа Президента о Межведомственной комиссии, Федеральных законов, составляющих «Пакет Яровой». Рассмотрен вопрос о необходимости исключения некоторых полномочий Межведомственной комиссии с целью реализации гарантий прав и свобод гражданина.
Ключевые слова: конституционное право, пакет Яровой, экстремизм, терроризм, Росфинмониторинг.
В начале 2016 года в Российской Федерации остро встал вопрос о противодействии экстремистской и террористической деятельности. Необходимость этого трактуется тем, что экстремизм связан со специфичной сферой межнациональных, межконфессиональных отношений и любое его проявление способствует дестабилизации не только в различных регионах, но и в государстве в целом [1, с. 75]. Терроризм же, в свою очередь, опасен тем, что целенаправленные противоправные действия, направленные на объект воздействия способны повлиять на принятие решения со стороны органов государственной власти или должностных лиц, посягающее на общественные отношения [2, с. 66]. Терроризм может пониматься как крайняя форма экстремизма [3, с. 4]. Именно в связи с этим был разработан и предложен законопроект, именуемый в обществе «Пакет Яровой» по имени депутата Государственной Думы И. А. Яровой [4]. Первоначальный проект этого закона содержал указание на необходимость лишения гражданства лиц, принимавших участие или непосредственно осуществлявших действия террористической направленности. В окончательную редакцию федерального закона рассматриваемое положение не вошло, поскольку противоречит ст. 6 Конституции РФ, в которой говорится, что гражданин РФ не может быть лишён гражданства [5]. Однако это не означает, что ряд нормативных актов, входящих в «Пакет Яровой», не могут включать в себя иные нормы, нарушающие конституционные права и свободы граждан. Актуальность рассматриваемого вопроса
Карякин Руслан Эдуардович — студент, Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
89
обосновывается тем, что с 2015 года по 2017 в России возросло количество террористических актов, что подтверждается Росстатом [6].
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет ведение перечня физических лиц, признанных экстремистами или террористами. По состоянию на 17.10.2018 в указанный список входит 8711 человек [7]. В отношении них действует ряд ограничивающих правил, такие лица не могут:
1) открывать счета в банковских организациях;
2) оформлять карты, предназначенные для начисления заработных плат;
3) вступать в наследство;
4) получать алиментные выплаты, судебные возмещения вреда, выплаты по страховому случаю через открытые в банковских организациях счета;
5) оформлять доверенность, а также совершать большинство сделок через нотариуса.
Такие лица имеют право:
1) получать с блокированного счёта пособия и пенсии, начисляемые в установленном законом порядке;
2) оплачивать кредитные обязательства, возникшие до включения в перечень террористов экстремистов;
3) исполнять налоговые обязанности.
Граждане, попавшие в данный перечень, существенно ограничиваются в своих гражданских правах, поскольку в отношении них есть решение суда о совершении такими лицами преступлений экстремистской или террористической направленности. На основании Указа Президента РФ была образована Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — Межведомственная комиссия) — постоянно действующий координационный орган, образованный в целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти и организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Указанный орган обладает правом замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму [8]. Таким образом, Межведомственная комиссия без решения суда может применить в отношении подозреваемого лица вышеуказанные меры, в том числе включение в перечень экстремистов и террористов. Такого рода положение недопустимо, так как противоречит ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, которая указывает, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена в законном порядке путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты [9]. Помимо этого
Конституция РФ устанавливает подобное положение и устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не установлено обратное посредством судебного решения. Также УПК РФ дублирует положения Конституции РФ и в статье 14 говорит о том, что все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого [10]. Подытожив, следует отметить, что право Межведомственной комиссии по замораживанию счетов лиц, имеющих статус подозреваемых, является противоречащим смыслу норм международного права, Конституции РФ и УПК РФ. Кроме того, отсутствует механизм возмещения причинённых страданий и морального вреда лицу, в отношении которого в последующем будет вынесен оправдательный приговор.
Для решения вышеуказанных проблем предлагается исключить возможность со стороны Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения воздействовать на ограничение гражданских прав граждан, подозреваемых в совершении преступлений экстремистской и террористической направленности. Кроме того, в последующем если было установлено отсутствие оснований в досрочном включении гражданина в список экстремистов и террористов, такое лицо должно подлежать реабилитации, посредством размещения на сайте Росфинмониторинга информации, опровергающей причастность невиновных лиц к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, восстановлению его в прежних правах (восстановление на работе, если это явилось причиной его последующего увольнения), а также предоставление права на взыскание причинённого физического и морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Литература
1. Демидова Е. В. Экстремизм: понятие и сущность // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2010 г. — №2. — С.73-75.
2. Сафонов А. К. Понятие и истоки современного терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — №1. — С.64-66.
3. Шалагин А. Е. Противодействие экстремизму и терроризму: история и современность // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. — 2017. Том 2(3). — С. 4-12.
4. Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".
5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
6. Официальная статистика Росстата. Число зарегистрированных преступлений по видам [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#
7. Официальная статистика Росфинмониторинга. Перечень террористов и экстремистов [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act
8. Указ Президента РФ от 18.11.2015 № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188989/
9. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
ABOUT VIOLATIONS OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHEN REALIZING THE PROVISIONS ON COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM
Karyakin R.E.
Novokuznetsk Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State University"
In article a number of provisions of the normative legal acts containing measures for fight against the persons which are carrying out extremist or terrorist activity by which the rights and freedoms of citizens guaranteed by the Constitution of the Russian Federation can be violated is considered. The analysis of the Decree of the President on the Interdepartmental commission, the Federal laws making the Yarovaya package is for this purpose carried out. The question of need of an exception of some powers of the Interdepartmental commission for the purpose of realization of guarantees of the rights and freedoms of the citizen is considered.
Keywords: constitutional law, Yarovaya package, extremism, terrorism, Rosfinmonitoring.