Научная статья на тему 'О НАРУШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА'

О НАРУШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН О РЕКЛАМЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегишева Аделия Наильевна

В данной статье рассматривается влияние коронавирусной инфекции на рекламу лекарственных средств. Дается анализ судебных дел, связанных с нарушением рекламного законодательства в фармацевтической сфере. Указаны меры, которые принимают крупнейшие социальные сети, такие как Facebook, Instagram, по предотвращению распространения посредством рекламы ложных сведений по лечению коронавируса. Автором сформулированы рекомендации, направленные на укрепление законности в сфере рекламы фармацевтических препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATION OF REQUIREMENTS FOR PHARMACEUTICALS ADVERTISING IN THE CONTEXT OF CORONAVIRUS

This article examines the impact of coronavirus infection on drug advertising. The analysis of court cases related to violation of advertising legislation in the pharmaceutical field is given. The measures taken by the largest social networks, such as Facebook, Instagram, are indicated to prevent the spread of false information on the treatment of coronavirus through advertising. The author has formulated recommendations aimed at strengthening the rule of law in the field of pharmaceuticals advertising.

Текст научной работы на тему «О НАРУШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА»

О нарушении требований к рекламе лекарственных средств в условиях коронавируса Violation of requirements for pharmaceuticals advertising in the context of coronavirus

Бегишева Аделия Наильевна

Студент 2 курса магистратуры Факультет Экономики и права Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Российская Федерация, Москва e-mail: [email protected]

Begisheva Adeliya Nailevna

2nd year master's student Faculty of Economics and Law Plekhanov Russian University of Economics Russian Federation, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается влияние коронавирусной инфекции на рекламу лекарственных средств. Дается анализ судебных дел, связанных с нарушением рекламного законодательства в фармацевтической сфере. Указаны меры, которые принимают крупнейшие социальные сети, такие как Facebook, Instagram, по предотвращению распространения посредством рекламы ложных сведений по лечению коронавируса. Автором сформулированы рекомендации, направленные на укрепление законности в сфере рекламы фармацевтических препаратов.

Annotation.

This article examines the impact of coronavirus infection on drug advertising. The analysis of court cases related to violation of advertising legislation in the pharmaceutical field is given. The measures taken by the largest social networks, such as Facebook, Instagram, are indicated to prevent the spread of false information on the treatment of coronavirus through advertising. The author has formulated recommendations aimed at strengthening the rule of law in the field of pharmaceuticals advertising.

Ключевые слова: Закон о рекламе, правовое регулирование, рекламная деятельность, недобросовестная реклама лекарственных средств, пандемия, коронавирусная инфекция, коронавирус, COVID-19, нарушение законодательства о рекламе.

Key words: Advertising Law, legal regulation, advertising activity, unfair drug advertising, pandemic, coronavirus infection, coronavirus, COVID-19, violation of Advertising Laws.

Влияние рекламы на повседневную жизнь больше, чем кажется. Реклама зачастую действует незаметно, до такой степени, что многие люди неосознанно меняют свое потребительское поведение после воздействия рекламы. Реклама является каналом связи между продавцом и покупателем и имеет весомое значение во всех областях общественной жизни и экономики. Посредством нее:

- потребители получают сведения о новых товарах и их свойствах;

- формируется спрос на товарном рынке;

- поддерживается уже существующий интерес к товару, работе, услуге;

- функционирует и развивается рыночная экономика.

Реклама лекарственных средств - одна из важнейших видов рекламы, которая может оказывать непосредственное влияние на здоровье потребителя. Следовательно, рекламодателям важно проявлять особую осторожность и дополнительную ответственность при разработке стратегий продвижения фармацевтических препаратов.

В 2018 году депутатами Государственной Думы от ЛДПР был предложен законопроект о запрете рекламы лекарственных средств, распространяемой на телевидении и радио. В пояснительной записке к законопроекту продемонстрирована статистика, в которой указано, что 60% россиян предпочитают самолечение,

а лишь 13-20% посещают врача. По мнению авторов, указанный факт обусловлен навязчивой рекламой лекарственных средств в теле- и радиопрограммах. Конкретизируется, что законопроект не затрагивает распространение рекламы лекарственных средств в сети Интернет и СМИ. Кроме того, в пояснительной записке депутатами отмечается опыт зарубежных стран по данному вопросу. 18 марта 2020 года Государственная Дума отклонила законопроект в первом чтении [4].

Отдельно отметим, что в законодательстве Российской Федерации о рекламе без ограничений допускается реклама безрецептурных фармацевтических препаратов в средствах массовой информации. Реклама рецептурных лекарственных препаратов допускается только на медицинских и фармацевтических мероприятиях и в специализированной прессе, предназначенной исключительно для медицинских и фармацевтических работников [1]. Следовательно, реклама лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача, недоступна для населения без профессиональных знаний в области медицины и фармацевтики.

Таким образом, тема законодательного регулирования рекламы лекарственных средств является актуальной и дискуссионной.

Основным правовым актом, регулирующим производство, размещение и распространение рекламы лекарственных средств, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 08.12.2020) «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). Ввиду особой социальной значимости фармацевтического рынка для граждан был принят Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» для соблюдения конституционного права граждан на охрану здоровья. Данный федеральный закон напрямую не регулирует рекламу фармацевтических препаратов, однако в нем содержится информация о лекарственных средствах, в частности, даны основные понятия: лекарственное средство, лекарственный препарат, фармацевтические субстанции, обращение лекарственных средств и др. [2].

Требования к рекламе, установленные действующим законодательством, можно разделить на две группы: общие, указанные в ст. 5 Закона и специальные, относящиеся к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы.

Общим требованиям должна соответствовать любая рекламе, независимо от товара, работы, услуги, способа распространения, вида рекламируемой деятельности и иных критериев. При их несоответствии реклама признается ненадлежащей.

Специальные требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, указаны в статье 24 Закона о рекламе. Цель выделения отдельной статьи в законодательстве обусловлена защитой здоровья и обеспечением безопасности потребителя.

Федеральная антимонопольная служба принимает меры для защиты потребителей от недобросовестной, недостоверной или вводящей в заблуждение рекламы продуктов, якобы способствующих уменьшению, предотвращению, диагностике или лечению СОУГО-19.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации участились случаи недобросовестной рекламы лекарственных средств. Обратимся к наглядным примерам из практики, демонстрирующим ненадлежащую рекламу лекарственных средств против лечения коронавирусной инфекции.

В рекламе «Арбидола», распространявшейся в январе 2020 года в эфире нескольких российских радиостанций, утверждалась его терапевтическая эффективность в отношении 2019-пСоУ. Согласно инструкции «Арбидол» - противовирусное средство, применяется, в частности, для лечения гриппа типа А и В, ОРВИ. В ответе на запрос Федеральной антимонопольной службы ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России предоставило информацию об отсутствии в инструкции по медицинскому применению сведений об инфекционном

заболевании, вызываемом коронавирусом. Минздрав не получал заданий по внесению изменений в инструкцию для расширения показаний к применению «Арбидола».

Комиссия ФАС отметила, что оценивала не эффективность лекарства при борьбе с коронавирусной инфекцией, а соответствие сообщенной в рекламе информации требованиям законодательства.

Арбитражное разбирательство по делу было завершено в августе 2020 года. ФАС России привлекла к административной ответственности дистрибьютора (АО «Отисифарм») и наложила штраф в размере 200 тыс. руб. [5].

Прирост продаж «Арбидола» в марте прошлого года составил 389%. По мнению генерального директора DSM Group, росту могла поспособствовать именно реклама [11]. Кроме того, в Москве спрос на лекарство вырос на 31%, вместе с тем отмечен рост цены на препарат на фоне распространяющегося вируса [12].

В июне 2020 года началась проверка рекламы лекарственного препарата «Энтеросгель», размещенной в эфире телеканала «ТНТ», на соответствие требованиям действующего законодательства. Поводом для проверки стали жалобы в ФАС России от граждан. Из рекламной информации следует, что курсовой прием препарата сокращает риск развития тяжелой формы заболевания COVID-19. Исходя из этого, можно сделать вывод о наличии у препарата терапевтической эффективности в борьбе с инфекцией. В инструкции к лекарственному средству отсутствует его показание к применению при заражении коронавирусом. ООО «Фармасил» (далее -Общество) направило в Федеральную антимонопольную службу письменные объяснения по предъявленным претензиям. Дистрибьютор в обосновании законности транслируемой рекламы предоставил эффективность клинического использования препарата в ковидном центре. Общество сообщило, что при наличии таких симптомов коронавируса как боль в животе, тошнота и рвота, Министерством здравоохранения РФ рекомендуется прием энтеросорбентов. Эффективность препарата при лечении заболевания подтверждается также опубликованными статьями в медицинских и научных изданиях. ФАС отметила, что применение врачами «Энтеросгеля» для лечения вируса и его эффективность не является основанием для рекламы лекарственного препарата вне пределов показаний, содержащихся в инструкции по применению. Таким образом, ФАС России усмотрела нарушение законодательства по части 6 ст. 24 Закона о рекламе, а именно: в рекламе лекарственных средств допускается использование информации в пределах показаний в инструкции по медицинскому применению и использованию, утверждённой соответствующим органом исполнительной власти. Федеральная антимонопольная служба привлекла Общество к административной ответственности и наложила штраф в размере 200 тыс. руб. [6].

Требование ч. 6 ст. 24 Закона о рекламе направлено на недопущение введения в заблуждение потребителя лекарственных препаратов. Производители лекарств могут включать в рекламу лишь те свойства препарата, которые имеются в инструкции по применению и использованию. Несмотря на подтвержденные данные об эффективности фармацевтических препаратов, Федеральная антимонопольная служба усмотрела нарушение рекламного законодательства и разрешила анализируемые выше дела схожим образом. При обнаружении новых характеристик в процессе реализации лекарственных средств, которые не указаны в инструкции, необходимо внесение их в инструкцию для возможности упоминания об этом в рекламе [10].

Не только Федеральная антимонопольная служба борется с недобросовестной рекламой лекарственных средств от коронавирусной инфекции, но и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы выявляют и пресекают факты нелегального продвижения лекарственных препаратов.

Практике известен случай продажи лекарства под видом средства от коронавируса. В марте 2020 года Управление Росздравнадзора по г. Москве и Московской области выявило в Интернете незаконную рекламу лекарства. Препарат, используемый для лечения заболеваний печени, продавался под видом средства от

коронавируса. Управлением установлено, что в рекламе препарата на Интернет-сайте его предлагается применять в случаях, не зарегистрированных Минздравом России, соответственно, без испытаний качества, эффективности и безопасности в нарушение ст. 13 Закона о рекламе. Информация была передана в УФАС по г. Москве для решения вопроса о привлечении дистрибьютора к ответственности [8].

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения на официальном сайте с начала пандемии выпустила серию предупреждений о возможном появлении ложной информации о продукции для лечения коронавирусной инфекции. Росздравнадзор призвал потребителей проявлять осторожность из-за возможных спекуляций вокруг пандемии [9]. Международные организации также просят население быть максимально внимательными, получать информацию об эпидемии только из достоверных источников, таких как Всемирная организация здравоохранения и Организация Объединенных Наций. В настоящее время ВОЗ работает с такими компаниями как Facebook, Google, Twitter, Youtube и др. Данные компании удаляют и блокируют ложную информацию, поскольку это может нести опасность здоровью общества [13]. Так Facebook и Instagram в январе 2020 года приняли политику по удалению недостоверной информации о коронавирусе. Запрещена реклама, которая «вызывает чувство острой необходимости» или гарантирующая излечение или предотвращение заражения вирусом [14].

15 апреля 2021 года Президент Кыргызстана Садыр Жапаров поделился видеоинструкцией по изготовлению настойки иссык-кульского корня - «лекарства от коронавируса», на личных страницах в социальных сетях Facebook и Instagram. В последствие компания Facebook удалила контент, так как указанная информация не соответствовала действительности [15].

В январе текущего года Президент Венесуэлы Николас Мадуро рекламировал на личной странице в социальной сети Facebook средство, якобы помогающее вылечить вирус. В видео Мадуро описывает карвативир, пероральный раствор, полученный из тимьяна, как «чудодейственное» лекарство, которое нейтрализует коронавирус без побочных эффектов. В марте 2021 года руководство Facebook приняло решение о заморозке страницы Президента на 30 дней за нарушение политики против распространения дезинформации о COVID -19 [16].

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы. Покупательское поведение зависит от рекламы, население верит рекламе, зачастую занимается самолечением без посещения врача. В условиях распространения коронавирусной инфекции актуализовался вопрос надлежащей рекламы лекарств. За нарушение требований к рекламе лекарственных средств Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф: для граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб., организаций - от 200 до 500 тыс. руб. [3]. По моему мнению, размер штрафов для организаций незначителен по сравнению с их выручкой от продаж. Необходимо вынести на обсуждение вопрос об ужесточении штрафов за нарушение законодательства о рекламе лекарственных препаратов.

7 ноября 2018 года фармацевтические производители и ассоциации при участии ФАС России подписали «Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств» (далее -Рекомендации) [7]. Принятие Рекомендаций в дальнейшем поможет исключить ошибки при подготовке рекламных материалов и минимизировать нарушения в сфере рекламы лекарственных средств. С моей точки зрения, дальнейшее развитие саморегулирования приведет к ряду положительных последствий: укрепится законность в сфере рекламы лекарств, улучшится качество рекламы, повысится оптимальное взаимодействие между государственными органами и участниками рекламного и фармацевтического рынков.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 08.12.2020) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

2. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, № 16, ст. 1815.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Законопроект № 372739-7 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» (в части ограничения рекламы лекарственных средств) // СОЗД ГАС «Законотворчество» URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/372739-7#bh histras (дата обращения 22.04.2021).

5. Постановление ФАС России от 06.08.2020 по делу № 08/04/14.3-37/2020 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление ФАС России от 24.12.2020 по делу № 08/04/14.3-100/2020 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба (ФАС России): [офиц. интернет-сайт]. URL: https://fas.gov.ru/documents/669036 (дата обращения 26.04.2021).

8. Росздравнадзор выявил нелегальную рекламу препарата «от коронавируса» [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор): [офиц. интернет-сайт]. URL: https://77reg.roszdravnadzor.gov.ru/news/21445# (дата обращения 24.04.2021).

9. Росздравнадзор предупреждает о возможном появлении ложной информации о продукции для диагностики, профилактики или лечения новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор): [офиц. интернет-сайт]. // URL: https://roszdravnadzor. gov.ru/news/21601 (дата обращения 25.04.2021).

10. Постатейный комментарий к Федеральному закону 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» / Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е. М.: Статут», 2012. 462 с.

11. Аналитики сообщили о росте продаж «Арбидола» почти в пять раз. [Электронный ресурс] // URL: https://rns.online/consumer-market/analitiki-soobschili-o-roste-prodazh-arbidola-pochti-v-pyat-raz-2020-04-24/ (дата обращения 25.04.2021).

12. Спрос на «Арбидол» в Москве вырос почти на треть на фоне коронавируса. [Электронный ресурс] // URL: https://www.forbes.ru/biznes/393667-spros-na-arbidol-v-moskve-vyros-pochti-na-tret-na-fone-koronavirusa (дата обращения 25.04.2021).

13. Киберпреступность и распространение дезинформации во время пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций (ООН): [офиц. интернет-сайт]. // URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/un-tackling-%E2%80%98infodemic%E2%80%99-misinformation-and-cybercrime-covid-19 (дата обращения 25.04.2021).

14. Facebook запретил рекламу средств для профилактики и лечения коронавируса. [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/02/26/823902-facebook-koronavirusom (дата обращения 25.04.2021).

15. Иссык-кульский корень. Президент Кыргызстана Жапаров посоветовал свое лекарство от ковида. Эксперты говорят, что препарат смертельно опасен [Электронный ресурс] // URL: https://www.bbc.com/russian/features-56784129 (дата обращения 25.04.2021).

16. Exclusive: Facebook freezes Venezuela president Maduro's page over COVID-19 misinformation [Электронный ресурс] // URL: https://www.reuters.com/article/us-facebook-venezuela-exclusive/exclusive-facebook-freezes-venezuela-president-maduros-page-over-covid-19-misinformation-idUSKBN2BJ03Z?il=0 (дата обращения 26.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.