УДК 378:37.013:51
Герасименко С.А., Гамова Н.А., Зубова И.К., Острая О.В.
Оренбургский государственный университета E-mail: mf@mail.osu.ru
О НАПРАВЛЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
В статье отражен опыт преподавателей математического факультета ОГУ в организации воспитательной деятельности, представлены структура, функции, принципы и роль воспитательной деятельности в формировании социально зрелой личности.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, личность, субъект-субъектное взаимодействие, ценностные ориентации, математика, математический факультет.
Анализируя различные подходы к определению категории «воспитание», мы обнаружили, что большинство авторов сходятся в том, что воспитание одновременно рассматривается в трех аспектах: как социальное явление, педагогический процесс и как специально организованная деятельность. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного процесса. Конструирование воспитательной деятельности - это исследовательский инновационный процесс, который включает четыре этапа: выделение концептуальных оснований; разработка модели воспитательного феномена как основания целесообразности деятельности; разработка модели педагогических условий развития ребенка и, наконец, проектирование модели воспитательной деятельности, выделение принципов и способов ее организации [1].
Ряд важных выводов об определяющей роли воспитания в формировании личности, о функциях деятельности как основах ее развития, характере соотношения воспитания и процесса социализации личности, раскрывающих природу педагогического процесса, содержат исследования А.А. Бодалева, В.В. Зень-ковского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина и др.
В.А. Сластенин подчеркивает, что воспитательная работа, осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо цель недостижима в ограниченные временными рамка-
ми организационной формы сроки. В воспитательной работе, пишет автор, можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. При этом важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанника; проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности [2].
Однако, несмотря на всю ценность результатов исследований проблемы современного воспитания и воспитательной деятельности, многие важные вопросы остаются мало разработанными.
На наш взгляд, требует рассмотрения вопрос о месте воспитания в структуре современного образования, что предполагает значительные изменения в содержании воспитательной деятельности и, следовательно, всей системы подготовки к ней. Можно утверждать, что вопрос о роли и месте воспитания в общей структуре образовательного процесса в вузе по-прежнему актуален. Авторы в течение ряда лет проводят исследование, направленное на поиск наиболее оптимальных форм и методов организации воспитательной работы со студентами. Рассмотрим воспитательную деятельность сотрудников математического факультета Оренбургского государственного университета (ОГУ), история которого начинается с июля 2001 г.[3].
Свою основную задачу математический факультет видит в подготовке специалистов, обладающих развитым системным мышлением, устойчивыми навыками аналитической и прикладной деятельности, способных производить новые знания, удовлетворять интеллектуальные и духовные потребности общества.
Действующие стандарты третьего поколения высшего профессионального образования будущего специалиста, на наш взгляд, наиболее полно обеспечивают профессиональную подготовку, но недостаточно нацеливают преподавателя на формирование ценностных ориентаций, развитие творческого потенциала студентов. Учитывая данное обстоятельство, на математическом факультете особое внимание уделяется воспитанию разносторонней личности студента. Воспитание рассматривается педагогическим коллективом факультета как процесс целенаправленного формирования личности, как специально организованное, педагогически сопровождаемое, управляемое и контролируемое взаимодействие преподавателей и студентов [7].
Воспитание - это открытая система, сокращаемая и расширяемая по мере необходимости, в зависимости от возникающих новых задач воспитания. Реализация процесса воспитания происходит во всех сферах деятельности факультета (учебной, научной, общественной и производственной) [8].
На факультете существует установка на то, что задача педагога -организовать воспитательный процесс так, чтобы каждый студент реализовался как субъект воспитательной деятельности.
Воспитательная деятельность студентов регламентируется различными нормативными актами (положениями, приказами, программами и др.) и протекает в рамках «физических объектов» (спортзал, театр, актовый зал и т. д.). Субъекты воспитательной деятельности вправе самостоятельно планировать, выбирать методы, формы, способы реализации «воспитательных мероприятий», не противореча при этом закону и свободе личности. Именно эта вариативность позволяет на факультете в полной мере учитывать индивидуальные интересы студента при планировании и реализации воспитательной деятельности. Компонентами этой деятельности являются совместная учебная, научная, производственная и общественная деятельность студентов, преподавателей и сотрудников факультета и вуза в целом. Преподаватели факультета исходят из того, что любая из этих деятельностей органично связана с воспитанием, что проявляется в гуманистическом характере отношения студентов и пре-
подавателей, создание ситуаций взаимопомощи и сотрудничества, выбора этически оправданной позиции в планировании и реализации учебного процесса [9]. Субъект - субъектное взаимодействие подразумевает установление благоприятных взаимоотношений, основанных на подлинном сотрудничестве студентов и преподавателей, полном их взаимодоверии и взаимопонимании, в ходе которого происходит обмен информацией, способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками. Такое взаимодействие в полной мере отвечает личностным интересам студентов, способствует их развитию и самореализации. Воспитательная деятельность математического факультета строится с учетом особенностей и традиций университета, факультета, гуманистической направленности социокультурной среды и в полной мере отражает позицию педагогического коллектива, его целевые установки, систему ценностей по отношению к процессу воспитания в вузе [4]. Принципы построения воспитательной деятельности математического факультета [5]:
- демократизм, подразумевающий субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество преподавателей и студентов;
- гуманизм, предполагающий отношение к личности студента как к самоценности, построение гуманистической системы воспитания, способствующей саморазвитию личности;
- духовность, которая заключается в принятии студентом и формировании потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих ценностей;
- патриотизм, ориентированный на воспитание гражданских качеств и социальной ответственности, формирование национально го самосознания;
- конкурентоспособность, предполагающая формирование мобильной и динамичной в профессиональном плане личности;
- толерантность, проявляющаяся в наличии различных идей, мнений, подходов для решения одних и тех же проблем, учет интересов других людей, культур;
- индивидуализация, которая состоит в том, что при планировании воспитательной деятельности происходит учет индивидуальных особенностей личности студента;
- вариативность, как свобода выбора методов, форм реализации содержания воспитания, формирование готовности к деятельности в ситуации неопределенности.
Функции воспитательной деятельности факультета:
- адаптирующая. Данная функция в полной мере реализуется на начальном этапе обучения в вузе. Выражается в принятии индивидуумом норм и ценностей студенческого коллектива, усвоении новых видов учебной деятельности. Положительным результатом успешной адаптации для студента является чувство внутреннего психологического комфорта в новых условиях, удовлетворенность результатами своей деятельности, умение работать как самостоятельно, так и в учебном коллективе, планировать и распределять время;
- образовательная. Воплощение этой функции происходит как непосредственно в учебном процессе, так и через участие студентов в научно-исследовательской деятельности, через программы дополнительного образования. Образовательная функция подразумеваем не только формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков в соответствии с квалификационными характеристиками по профилю подготовки, но и готовность личности к дальнейшему самообразованию;
- воспитывающая. Данная функция реализуется в процессе формирования у студентов нравственных, культурных, духовных ценностей и потребностей. Это находит отражение как в содержании учебного материала, так и во внеучебных мероприятиях со студентами. Результат - готовность студента к принятию и воспроизводству личностно и общественно значимых ценностей и потребностей;
- развивающая. Подразумевает всестороннее развитие личности, рост познавательной активности, развитие интересов, способностей; расширение возможностей в реализации жизненных планов;
- социализирующая. Заключается в том, что студент приобретает опыт совместной деятельности, идентифицирует себя в профессии, коллективе, обществе. Результат - готовность студента к участию в системе сложных социальных отношений [6].
Основными направлениями воспитательной деятельности математического факультета являются:
- обеспечение соблюдения академической дисциплины и правил внутреннего распорядка: проводятся собрания в группах первокурсников по ознакомлению с Уставом университета, Положением о сессии и правилами внутреннего распорядка: с этой целью осуществляется постановка студентов первокурсников на воинский учет; проводятся кураторские собрания по итогам рубежного контроля знаний и сессий, посещаемости и других вопросов; осуществляется проверка условий проживания иногородних студентов в общежитии;
- воспитание у студентов чувства патриотизма, чувства гордости за свой университет, факультет, специальность: студенты факультета принимают участие в мероприятиях, проводимых в университете, на факультете, выпускающих кафедрах (День знаний, встречи с ветеранами войны, ветеранами университета, участие в профориентационной работе);
- воспитание у студентов ответственности за чистоту и порядок в университете: на факультете регулярно проводятся уборки закрепленных за группами аудиторий и субботники по благоустройству территории университета;
- создание условий для удовлетворения культурных потребностей, развития эстетической культуры: в личной карточке каждого студента отражаются творческие и спортивные интересы, достижения в области художественной самодеятельности, спорта и т. д., а также приложения «Поощрения» и «Взыскания». Проводится знакомство студентов - первокурсников с музеем ОГУ. Осуществляется приобщение студентов к мировой отечественной культуре, литературе и искусству через посещение лекций, концертов, художественных и книжных выставок; студенты занимаются в творческих коллективах ДК «Россия». Проводятся встречи студентов и преподавателей с поэтами и писателями г. Оренбурга;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: факультет содействует осуществлению врачеб-но-педагогического контроля над состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовкой студентов, обеспечивает своевременное прохождение студентами флюо-
рографического обследования, профилактического медицинского осмотра, оздоравлива-ющих мероприятий в университетском профилактории. Совместно с кафедрой профилактической медицины и Центром репродуктивного здоровья проводятся беседы о профилактике ВИЧ, алкоголизма, наркомании. Студенты факультета принимают активное участие в Дне донора и в спортивных мероприятиях, проводимых Университетом, активно занимаются в спортивных секциях.
Основные цели и содержание воспитания на математическом факультете требуют:
- изучения и распространения опыта организации воспитания обучающихся;
- формирования базовой культуры личности, в том числе, дальнейшего развития социально-коммуникативных навыков и умений;
- выработки умения сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми; формирования активной профессиональной позиции.
«Наполнение» воспитательной деятельности факультета - это те реальные дела, которые способствуют становлению социально зрелой личности, востребованной как в профессиональном, так и в общечеловеческом смысле. Из «объекта воздействия» студенты постепенно превращаются в полноправного партнера педагога. Это ярко проявляется, например, во время проведения олимпиад и турниров по математике и программированию. Студенты регулярно защищают честь факультета и университета как на внутривузовских, так и на городских, региональных, всероссийских соревнованиях такого рода. Активно участвуют в работе студенческих семинаров, в студенческих научных конференциях, в творческом конкурсе компьютерных работ студентов и школьников «Университетская 1Т-вес-на», Неделе математики. О традиции проведения на факультете Недели математики хотелось бы рассказать подробнее.
Начало этой традиции положил 2004 год, когда студенты математического факультета в первый раз приняли участие в межвузовском городском студенческом турнире по математике.
26 февраля 2005г., проходил второй городской открытый студенческий турнир: состоялась командная олимпиада по математи-
ке, а следующий этап турнира - математические бои. В командной олимпиаде приняли участие 11 студенческих команд и 4 команды школьников (вне конкурса). По результатам олимпиады среди студенческих команд на первом месте оказалась сборная команда ОГУ, а среди школьных команд лидировал лицей-интернат для одаренных детей. В математических боях приняли участие 8 студенческих команд, набравших наибольшее количество баллов в командной олимпиаде. Среди этих команд пять представляли наш университет, и три - Оренбургский государственный педагогический университет.
В 2006 г., с 4 по 11 марта, министерство образования Оренбургской области и ОГУ проводили первый областной открытый студенческий турнир по математике. Он также состоял из двух этапов - командной математической олимпиады, где предлагалось решить 12 задач, и серии математических боев среди сильнейших команд по итогам первого тура. Во время каждого из боёв нужно было решить еще 9 задач. Победители для непрофильных специальностей определялись по итогам первого этапа, для профильных специальностей — по итогам второго. Эти правила действуют и сейчас. Все задания должны быть оригинальными или малоизвестными. Они составляются ведущими преподавателями факультета, входящими в оргкомитет олимпиады. Участие в ней, разумеется, предполагает хорошее знание основ элементарной и высшей математики.
За 2007-2008 гг. значительно возросло количество участников турнира, всё более праздничной становилась обстановка его открытия.
В 2009 г. декан факультета Т. П.Петухова предложила провести турнир в рамках праздника под названием «Неделя математики». Время проведения - середина марта. Такой выбор не случаен: 14 марта считается всемирным днём математики - днём числа «пи». Этот неофициальный праздник придумал в 1987 г. американский физик Ларри Шоу. В американской системе записи дат (сначала месяц, потом число) 14 марта выглядит как 3.14, что совпадает с первыми разрядами числа «пи» = 3,14159...
Во время регистрации участников первой недели математики на факультете по предложению заведующего кафедрой администрирования информационных систем А.Е. Шухма-
на демонстрировался фильм, снятый двумя годами ранее в Петербурге к 300-летнему юбилею величайшего математика XVIII в. Леонарда Эйлера. Гостем Недели был старший научный сотрудник Института математики и механики Уральского отделения РАН, кандидат физ.-мат. наук С.Н. Васильев. Он обратился с приветственным словом к участникам турнира. Со словами поздравлений к участникам турнира обратились проректор ОГУ по научной работе и инновационной деятельности С.Н. Летута и начальник отдела координации деятельности вузов и ссузов министерства образования Оренбургской области И.И. Герасименко. Затем с докладом, посвящённым 100-летнему юбилею одного из крупнейших физиков и математиков XX века академика Н.Н. Боголюбова перед собравшимися выступила доцент кафедры математического анализа И.К. Зубова. Доклад был подготовлен при участии студентки группы 07 МОС Евгении Яковлевой. Авторами электронной презентации к докладу были студенты этой же группы Павел Гай-син и Ирина Малова. На этой же неделе прошло подведение итогов заочного этапа творческого конкурса компьютерных работ «Университетская IT-весна». Решено было в следующем году посвятить отдельный день Недели математики особому мероприятию - посвящению первокурсников в математики.
В 2010 г. декан факультета С.А. Герасименко во время открытия Недели математики обратился с поздравлением к участникам и гостям, рассказал о мероприятиях, которые будут проходить в рамках Недели математики. Ежегодно за проведение олимпиады и математических боев отвечает заместитель декана по учебной части А.Н. Павленко, за посвящение первокурсников в математики -заместитель декана по социально-воспитательной работе Н.А. Гамова, за организацию проведения - старший преподаватель кафедры математического анализа О.В. Острая.
Во время регистрации участников заседания, посвящённого открытию Недели математики, в этот раз демонстрировался фильм «История единицы». С докладом выступила доцент кафедры математического анализа и методики преподавания математики Оренбургского государственного педагогического университета И.В. Игнатушина. Её сообще-
ние было посвящено памяти Константина Александровича Торопова - русского математика Петербургской школы, педагога, первого профессора-математика в Оренбурге, 150 лет со дня рождения, которого исполнилось в 2010 г. Особый интерес вызвал рассказ о пособии Торопова «Магический ряд и применение его к решению задач». Эта работа интересна с методической точки зрения, поскольку в ней описан очень простой для понимания принцип решения треугольников. Второе издание этой книги К.А. Торопов опубликовал в 1911 г. в Оренбурге. В последствии выведенный им принцип решения треугольников вошел в полный курс тригонометрии С.И. Новоселова под названием «Общий принцип Торопова решения треугольников». Первый день Недели математики продолжился открытием V областного студенческого турнира, в котором приняли участие 31 команда: из нашего университета и его филиалов — Бугурусланского и Кумертауского, а также из ОГПУ. Были организованы выставки новых книг по математике, выставки творческих работ студентов, обучавшихся по дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна». Также состоялся конкурс стенгазет и заочный тур творческого конкурса компьютерных работ «Университетская 1Т-весна». В конце Недели математики впервые в качестве особого мероприятия проводилось «Посвящение в математики» для первокурсников. Ведущими вечера и авторами его сценария были студенты Д. Обидин и А. Гневнов (группа 07М). Проводилось два конкурса: исторический «Ба! Знакомые все лица!» и математический «Старинные задачи». Составители заданий - Н.Н. Щипкова, И.В. Игнатушина, И.К. Зубова. Автор электронных презентаций к конкурсам - студент Павел Гайсин (08 МОС). В работе жюри участвовали заместитель декана факультета по социально-воспитательной работе Н.А. Гамова, Н.Н. Щипко-ва, И.К. Зубова, студентка Надежда Сазонова (06 ПриМ).
В 2011 г. существенно более активным было участие самих студентов в подготовке и проведении Недели математики. В этом году исполнялось сто лет со дня рождения одного из основоположников советской космонавтики М.В.
Келдыша и 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Поэтому во время регистрации участников заседания, посвящённого открытию Недели математики, демонстрировался фильм «Империя Королёва». Студентка группы 09-МОС Ольга Надсадина выступила с докладом о жизни и деятельности М.В.Келдыша. При подготовке и демонстрации электронной презентации ей помогали студентки той же группы Александра Васильева и Лаура Аманова.
По предложению декана факультета С.А. Герасименко в рамках недели математики были приглашены школьники, пришедшие на День открытых дверей факультета и их родители. Вечер открывался демонстрацией слайд-презентации, созданной студенткой группы 09-МОС Александрой Васильевой и посвящённой жизни и творчеству первой русской женщины-математика С.В. Ковалевской.
В 2012 г. на открытии Недели математики демонстрировался видеофильм «Золотое сечение». Его составили из фрагментов научно-популярных фильмов и собственной слайд-презентации студентки группы 10-МОС Камила Азнабаева, Любовь Попова и Зарина Филиппова. К. Азнабаева и Л. Попова выступали на открытии Недели математики с докладом о советских математиках. Особое внимание было уделено жизни и творчеству видного советского геометра А.Д. Александрова, которому в 2012 г. исполнилось 100 лет. Докладчицы также почтили память скончавшегося в начале года Л.Д. Кудрявцева, автора хорошо известного им учебника по математическому анализу.
В 2013 г. на открытии Недели математики демонстрировался фильм «Гений Востока», подготовленный к показу студентками группы 11 МОАИС(б) Юлией Кузьминой и Оксаной Валеевой. Юлия Кузьмина также предложила для просмотра советский фильм «Математик и чёрт», посвящённый Великой теореме Ферма. Этим фильмом открывалось в апреле заседание 11-й секции 35-й студен-
ческой конференции ОГУ. В сентябре 2013 года исполнялось 150 лет со дня рождения русского советского математика Д.А. Граве. Доклад о жизни и творчестве этого ученого сделала доцент Оренбургского педагогического университета И.В. Игнатушина.
Вечер для первокурсников «Посвящение в математики» подготовили и провели студенты группы 11 КБ(с)РЗПО Максим Самсонов и Кирилл Высотский, при участии Виктора Ямутова. Вместе с Виктором они довольно артистично провели конкурс с элементами театрализованного представления. Победителями конкурсов стали студенты специальности «Компьютерная безопасность».
Воспитательная деятельность на математическом факультете проводится постоянно и системно. Анализ результатов многолетней работы показал, что студенты математического факультета имеют достаточно высокий уровень воспитанности, а именно:
- отсутствуют правонарушения;
- бесконфликтны;
- поступают положительные характеристики от руководителей производственной практики и предприятий, где работают выпускники.
В результате воспитательной деятельности у студентов формируется активная жизненная позиция:
- студенты участвуют в волонтерском движении;
- участвуют в олимпиадах, турнирах;
- научных конференциях;
- профориентационной работе.
Воспитательные мероприятия способствуют повышению интереса к математической науке, её истории, её месту в мировой культуре, стимулируют расширение математического и общекультурного кругозора, дают возможность проявить разнообразные творческие возможности, лучше узнать друг друга в коллективной работе.
9.01.2014
Список литературы:
1. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учебн. завед. / И.А. Колесникова, Н.М. Боро-тынко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой.- 4-е изд.,стер.-М.: Из-д.центр «Академия», 2008.- 336с.
3. Герасименко, С.А. Математический факультет: история, настоящее, будущее / С.А.Герасименко, И.К.Зубова, Т. П.Пе-тухова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 9. - С. 4-9.
4. Кострюков, А.В. Организация воспитательного процесса в Оренбургском государственном университете / А.В. Кост-рюков. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007. - 46 с.
5. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики / Л.И. Новикова // Известия РАО. -М.: Магистр, 1999, с. 2329.
6. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.
7. ПРОГРАММА развития системы воспитания социально активной личности студента в Оренбургском государственном университете на 2006-2010 гг. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2006. - 37 с.
8. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания личности / Н.Л. Селиванова // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 242 с.
9. Толерантность в общении студенческой молодежи: коллективная монография / Н.А. Гамова [и др.]; Самара: Издво СГПУ, 2003. - 214 с.
Сведения об авторах: Герасименко Сергей Алексеевич, декан математического факультета Оренбургского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент Гамова Нина Андреевна, доцент кафедры математического анализа Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Зубова Инна Каримовна, доцент кафедры математического анализа Оренбургского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент Острая Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры математического анализа Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20507, тел. (3532) 372530, e-mail: mf@mail.osu.ru