6 (87) - 2007
Учет и анализ имущества
о направлениях совершенствования
учета и экономического анализа имущественного комплекса
муниципальных образований
р.М. САФУАНОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики Уфимской государственной академии экономики и сервиса
О.В. АРТАМОНОВА,
доцент кафедры экономического анализа и статистики Уфимской государственной академии экономики и сервиса, начальник отдела управления экономики администрации городского округа города Уфы
Проведение в России реформ местного самоуправления, обусловившее значительную дифференциацию форм собственности, одновременно породило важнейшую экономическую проблему — обеспечение рационального, эффективного с экономико-социальных позиций управления значительной по размерам муниципальной собственностью (далее — МС). Нельзя отрицать наличия определенной регламентации вопросов учета и управления отдельными ее компонентами: местным бюджетом, объектами нежилого фонда и земельными участками в части арендных отношений, возникающих при пользовании этими объектами. Тем не менее учет и порядок составления форм отчетности по иным группам объектов муниципальной собственности находится в стадии формирования и свидетельствует о недостаточности сведений о составе и стоимости муниципального имущества как основной составляющей активов муниципального образования.
Отсутствие единого порядка ведения учета муниципального имущества становится серьезной причиной недостаточного организационно-информационного обеспечения органов местного самоуправления о количестве и качестве муниципальных ресурсов, следствием чего является
неэффективное управление городским хозяйством. Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, в число которых входит и создание нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и условий для формирования сбалансированных местных бюджетов.
Напомним, что согласно ст. 33 Бюджетного кодекса РФ [1] принцип сбалансированности бюджета означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета. Между тем значительное расширение социальных функций местного самоуправления, тенденция сокращения собственных доходов бюджета и усиливающийся дисбаланс между возложенными полномочиями и закрепленными источниками доходов отмечены в большинстве муниципальных образований, и это может стать существенным фактором, препятствующим эффективному функционированию системы местного самоуправления в России.
Учет использования муниципальной собственности в первую очередь целесообразно рассматривать в качестве информационной базы при выработке концепции комплексного управления активами и оценки финансового состояния муниципального образования, для чего можно выделить
УчеТ и анализ имущества
6 (87) - 2007
следующие подсистемы финансово-экономической основы функционирования муниципальных образований (далее — МО) — финансовую (средства местного бюджета) и имущественную (муниципальное имущество, учитываемое в реестре муниципальной собственности). В основу стратегического управления ресурсами должна быть заложена учетная система, обеспечивающая охват всех операций, совершаемых с муниципальными ресурсами.
Практика показывает, что учет муниципального имущества организован частично, нерационально. Он устарел и зачастую не отвечает требованиям достоверности, полноты и своевременности информации по следующим основным причинам:
— отсутствует нормативно установленная система (регламент) сбора и обработки первичных данных об изменении состава имущества МО;
— параметры учета содержат ограниченные характеристики объекта и не соответствуют требованиям полноты и качества информации, отсутствует информация о фактическом состоянии объектов МС (амортизация, износ, реконструкция), их целевом использовании;
— в учете при оценке объекта используется его балансовая стоимость;
— не проводится инвентаризация муниципального имущества;
— отсутствует информация о приросте имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Кроме того, вне сферы учета остаются ценные бумаги, принадлежащие МО, имущество, приращенное в процессе доверительного управления, а также обязательства муниципальных учреждений и казенных предприятий. Отсутствие системы контроля за обязательствами, по которым МО является субсидиарным ответчиком, ограничивает информацию о совокупной задолженности МО и не позволяет четко осознать меру ответственности и степень готовности к предстоящим расходам. Отсутствие единых методологических основ учета МС порождает определенные сложности и в вопросах составления отчетности о составе и использовании муниципального имущества. Бухгалтерская отчетность, составляемая МУП и иными коммерческими организациями с участием МО [2], и бюджетная отчетность, формируемая органами местного самоуправления и иными бюджетными учреждениями [3], отражают лишь отдельные направления использования МС и сложно совместимы одна с другой. Встает вопрос о создании системы учета и отчетности, позволяющей оценить результаты
экономической и финансовой деятельности МО, стоимость активов, принадлежащих МО, и совокупность его обязательств.
Одной из первостепенных задач по совершенствованию учетного процесса МС является пересмотр элементов учета. Также немаловажными являются задачи адекватного отражения в учете: стоимости используемых хозяйствующими субъектами земельных участков, реальной стоимости нематериальных активов, обязательств по полученным займам и кредитам с учетом начисленных процентов на конец периода, стоимости основных средств с учетом воздействия инфляции и конъюнктуры рынка, а не по остаточной стоимости, дебиторской задолженности с учетом сроков исковой давности, других долгов, не реальных к взысканию и не списанных в установленном порядке, и т. д.
Результатом последовательного и системного учета МС, основой для анализа финансового положения МО, ликвидности его активов должен стать консолидированный имущественный баланс МО, включающий в себя следующую систему балансов:
1. Баланс финансовых ресурсов — местный бюджет в традиционном понимании со сложившимися методами формирования и исполнения.
2. Консолидированный баланс хозяйствующих субъектов с прямым участием МО в формировании их имущества.
3. Инвестиционный баланс — бюджет развития
МО.
4. Баланс имущества, находящегося в казне МО, за исключением средств местного бюджета.
Названные балансы представляют собой количественное выражение стоимостных показателей, отражающих различные аспекты экономической деятельности, осуществляемой на территории МО, являются элементами информационной базы финансово-имущественной системы, и только их совокупное рассмотрение обеспечивает полноту характеристики системы и возможность оценки ее эффективности. Выступая частью имущественного баланса МО, они призваны дать подробную характеристику внутренних экономических связей, способствующую оценке реального распределения финансовых потоков и формированию представления о резервах МО.
Таким образом, трансформация походов к учету муниципальной собственности и формирование имущественного баланса имеют особое значение для стратегического управления активами МО в части решения следующих задач:
Учет и анализ имущества
6 (87) - 2007
— получение совокупности показателей, дающих обобщенное представление о деятельности МО, состоянии экономики муниципального сектора;
— создание полноценного источника информации для анализа финансового положения МО, состава и использования его активов, потребности в ресурсах и своевременности выполнения обязательств;
— оценка целевого использования активов МО;
— анализ соотношения имеющихся в наличии имущественных и финансовых ресурсов МО и фактической потребности в них;
Литература
— создание единой информационной системы учета собственности МО, основанной на единых нормах и правилах организации учетного процесса объектов МС;
— оптимизация управленческих решений, в том числе — при составлении проекта бюджета МО на очередной финансовый год в соответствии с требованиями п. 3 ст. 172 БК РФ;
— создание основы для прогнозирования и развития территории, а также для планирования стратегии комплексного социально-экономического развития МО [1].
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
3. Приказ Минфина России от 21.01.2005 № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».