Научная статья на тему 'О направлениях совершенствования учета и экономического анализа имущественного комплекса муниципальных образований'

О направлениях совершенствования учета и экономического анализа имущественного комплекса муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафуанов Р. М., Артамонова О. В.

Проведение в России реформ местного самоуправления, обусловившее значительную дифференциацию форм собственности одновременно породило важнейшую экономическую проблему обеспечение рационального, эффективного с экономико-социальных позиций управления значительной по размерам муниципальной собственностью (далее МС). Нельзя отрицать наличие определенной регламентации вопросов учета и управления отдельных ее компонентами: местным бюджетом, объектами нежилого фонда и земельными участками в части арендных отношений, возникающих при пользовании этими объектами. Тем не менее, учет и порядок составления форм отчетности по иным группам объектов муниципальной собственности находится в стадии формирования и свидетельствует о недостаточности сведений о составе и стоимости муниципального имущества, как основной составляющей активов муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О направлениях совершенствования учета и экономического анализа имущественного комплекса муниципальных образований»

6 (87) - 2007

Учет и анализ имущества

о направлениях совершенствования

учета и экономического анализа имущественного комплекса

муниципальных образований

р.М. САФУАНОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики Уфимской государственной академии экономики и сервиса

О.В. АРТАМОНОВА,

доцент кафедры экономического анализа и статистики Уфимской государственной академии экономики и сервиса, начальник отдела управления экономики администрации городского округа города Уфы

Проведение в России реформ местного самоуправления, обусловившее значительную дифференциацию форм собственности, одновременно породило важнейшую экономическую проблему — обеспечение рационального, эффективного с экономико-социальных позиций управления значительной по размерам муниципальной собственностью (далее — МС). Нельзя отрицать наличия определенной регламентации вопросов учета и управления отдельными ее компонентами: местным бюджетом, объектами нежилого фонда и земельными участками в части арендных отношений, возникающих при пользовании этими объектами. Тем не менее учет и порядок составления форм отчетности по иным группам объектов муниципальной собственности находится в стадии формирования и свидетельствует о недостаточности сведений о составе и стоимости муниципального имущества как основной составляющей активов муниципального образования.

Отсутствие единого порядка ведения учета муниципального имущества становится серьезной причиной недостаточного организационно-информационного обеспечения органов местного самоуправления о количестве и качестве муниципальных ресурсов, следствием чего является

неэффективное управление городским хозяйством. Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, в число которых входит и создание нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и условий для формирования сбалансированных местных бюджетов.

Напомним, что согласно ст. 33 Бюджетного кодекса РФ [1] принцип сбалансированности бюджета означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета. Между тем значительное расширение социальных функций местного самоуправления, тенденция сокращения собственных доходов бюджета и усиливающийся дисбаланс между возложенными полномочиями и закрепленными источниками доходов отмечены в большинстве муниципальных образований, и это может стать существенным фактором, препятствующим эффективному функционированию системы местного самоуправления в России.

Учет использования муниципальной собственности в первую очередь целесообразно рассматривать в качестве информационной базы при выработке концепции комплексного управления активами и оценки финансового состояния муниципального образования, для чего можно выделить

УчеТ и анализ имущества

6 (87) - 2007

следующие подсистемы финансово-экономической основы функционирования муниципальных образований (далее — МО) — финансовую (средства местного бюджета) и имущественную (муниципальное имущество, учитываемое в реестре муниципальной собственности). В основу стратегического управления ресурсами должна быть заложена учетная система, обеспечивающая охват всех операций, совершаемых с муниципальными ресурсами.

Практика показывает, что учет муниципального имущества организован частично, нерационально. Он устарел и зачастую не отвечает требованиям достоверности, полноты и своевременности информации по следующим основным причинам:

— отсутствует нормативно установленная система (регламент) сбора и обработки первичных данных об изменении состава имущества МО;

— параметры учета содержат ограниченные характеристики объекта и не соответствуют требованиям полноты и качества информации, отсутствует информация о фактическом состоянии объектов МС (амортизация, износ, реконструкция), их целевом использовании;

— в учете при оценке объекта используется его балансовая стоимость;

— не проводится инвентаризация муниципального имущества;

— отсутствует информация о приросте имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Кроме того, вне сферы учета остаются ценные бумаги, принадлежащие МО, имущество, приращенное в процессе доверительного управления, а также обязательства муниципальных учреждений и казенных предприятий. Отсутствие системы контроля за обязательствами, по которым МО является субсидиарным ответчиком, ограничивает информацию о совокупной задолженности МО и не позволяет четко осознать меру ответственности и степень готовности к предстоящим расходам. Отсутствие единых методологических основ учета МС порождает определенные сложности и в вопросах составления отчетности о составе и использовании муниципального имущества. Бухгалтерская отчетность, составляемая МУП и иными коммерческими организациями с участием МО [2], и бюджетная отчетность, формируемая органами местного самоуправления и иными бюджетными учреждениями [3], отражают лишь отдельные направления использования МС и сложно совместимы одна с другой. Встает вопрос о создании системы учета и отчетности, позволяющей оценить результаты

экономической и финансовой деятельности МО, стоимость активов, принадлежащих МО, и совокупность его обязательств.

Одной из первостепенных задач по совершенствованию учетного процесса МС является пересмотр элементов учета. Также немаловажными являются задачи адекватного отражения в учете: стоимости используемых хозяйствующими субъектами земельных участков, реальной стоимости нематериальных активов, обязательств по полученным займам и кредитам с учетом начисленных процентов на конец периода, стоимости основных средств с учетом воздействия инфляции и конъюнктуры рынка, а не по остаточной стоимости, дебиторской задолженности с учетом сроков исковой давности, других долгов, не реальных к взысканию и не списанных в установленном порядке, и т. д.

Результатом последовательного и системного учета МС, основой для анализа финансового положения МО, ликвидности его активов должен стать консолидированный имущественный баланс МО, включающий в себя следующую систему балансов:

1. Баланс финансовых ресурсов — местный бюджет в традиционном понимании со сложившимися методами формирования и исполнения.

2. Консолидированный баланс хозяйствующих субъектов с прямым участием МО в формировании их имущества.

3. Инвестиционный баланс — бюджет развития

МО.

4. Баланс имущества, находящегося в казне МО, за исключением средств местного бюджета.

Названные балансы представляют собой количественное выражение стоимостных показателей, отражающих различные аспекты экономической деятельности, осуществляемой на территории МО, являются элементами информационной базы финансово-имущественной системы, и только их совокупное рассмотрение обеспечивает полноту характеристики системы и возможность оценки ее эффективности. Выступая частью имущественного баланса МО, они призваны дать подробную характеристику внутренних экономических связей, способствующую оценке реального распределения финансовых потоков и формированию представления о резервах МО.

Таким образом, трансформация походов к учету муниципальной собственности и формирование имущественного баланса имеют особое значение для стратегического управления активами МО в части решения следующих задач:

Учет и анализ имущества

6 (87) - 2007

— получение совокупности показателей, дающих обобщенное представление о деятельности МО, состоянии экономики муниципального сектора;

— создание полноценного источника информации для анализа финансового положения МО, состава и использования его активов, потребности в ресурсах и своевременности выполнения обязательств;

— оценка целевого использования активов МО;

— анализ соотношения имеющихся в наличии имущественных и финансовых ресурсов МО и фактической потребности в них;

Литература

— создание единой информационной системы учета собственности МО, основанной на единых нормах и правилах организации учетного процесса объектов МС;

— оптимизация управленческих решений, в том числе — при составлении проекта бюджета МО на очередной финансовый год в соответствии с требованиями п. 3 ст. 172 БК РФ;

— создание основы для прогнозирования и развития территории, а также для планирования стратегии комплексного социально-экономического развития МО [1].

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

3. Приказ Минфина России от 21.01.2005 № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.