оптимизируем учет
муниципальной
собственности
учет собственности муниципального образования
Сафуанов Рафаэль Махмутович
канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики [email protected]
Галимуллина Наталья Анатольевна
доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики [email protected]
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
_Аннотация
В статье обосновывается необходимость использования управленческого учета муниципальной собственности, а также методики консолидации собственности муниципального образования. Авторы представляют на суд читателей собственный алгоритм консолидации данных о муниципальной собственности муниципального образования. Достоверная и полная информация о ней необходима для управления муниципалитетом.
Ключевые слова: муниципальная собственность, консолидированный баланс, управленческий учет, бухгалтерский учет имущества, муниципальное образование
Муниципальная собственность (далее МС) является основой деятельности муниципального образования (далее МО) [1] и инструментом управления финансовым состоянием региона [2].
Одним из направлений реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации является уточнение объектов учета и стандартизация основных подходов и принципов учета и отчетности [3]. Это достигается путем создания эффективной системы управления муниципальным имуществом и формирования системы управленческого учета МС. Причинами данного утверждения являются следующие недостатки в существующей организации учета муниципальной собственности: - МС имеет широкий состав, большой перечень наименований и форм;
- информация о МС отражается в различных видах учета (бюджетным, коммерческим и банковским), что затрудняет чтение и анализ полученных данных;
- разрозненность, обособленность баз данных о МС;
- бухгалтерский учет имущества муниципалитета ведется в Казне города, КУМС, учреждениях и организациях, что затрудняет сбор информации о составе и эффективности использования МС;
- отсутствуют стандарты учета муниципальной собственности, а именно нет законодательно установленного единого перечня объектов учета;
- отсутствует методика консолидации учетных данных МС.
Перечисленные недостатки вызывают необходимость совершенствования бухгалтерского учета МС и создания системы управленческого учета имущества МО.
Консолидированная отчетность муниципального образования
В целях решения задачи обеспечения МО необходимой информационной базой для принятия управленческих решений по эффективному использованию имеющейся у МО собственности, нами предложено формировать консолидированную отчетность МО и использовать ее в аналитических расчетах [4].
Консолидированный баланс позволит оценить финансовую устойчивость МО. В этих целях можно рассчитать группу показателей, которые существенно дополнят характеристику финансово - экономического состояния МО. Все это позволит обеспечить:
1) полный и детальный уп- _
равленческий учет МС; является основой деятельности
2) принятие оптимальны-
муниципальная собственность
хости управленческих реше- муниципального образования
ний по распоряжению муни-
ципальным имуществом; и инструментом управления
3) эффективное исполь-
зование муниципального финансовым состоянием
имущества, включая меры _
по повышению инвестици- региона _
управление государственной собственн
деформирования бюджетного
одним из направлений онной привлекательности
муниципальной недвижимости;
4) эффективный контроль за
_процесса в Российской сохранностью и использова-
__нием по назначению муни-
_Федерации является ципального имущества;
__5) формирование консоли-
уточнение объектов учета дированной отчетности для
__целей управленческого учета
и стандартизация основных и финансово-экономическо-
__го анализа;
подходов и принципов учета 6) присвоение рейтинга МО
__на основе анализа эффек-
и отчетности тивности использования МС.
__Принимая во внимание
_ отсутствие единой законодательно установленной
_ методологии и порядка учета МС, большое значе-
_ ние для учетного процесса и управления собствен_ ными ресурсами МО [5], на наш взгляд, имеет прак-
_ тический опыт.
Унифицированный подход 5работке учетной ормации
м образом, можно утверждать следующее. чет собственности является основой имущественных отношений.
2. Проведенный нами анализ существующего состояния организационно-информационного обеспечения системы учета собственности МО на примере городских округов продемонстрировал, что основным информационно-учетным инструментарием процесса учета МС является реестр муниципального имущества, и выявил несовершенство применяемой учетной системы, которая влечет за собой ряд негативных последствий:
- собственник имущества располагает усеченной, неполной информацией об основных характеристиках МС и вследствие этого не имеет четкого представления о фактическом составе и реальной стоимости собственных активов;
- ограниченность и необъективность информации об имущественных ресурсах МО отрицательно влияют на оперативное руководство, результаты управления МС и жизнедеятельность МО и
создают условия для последующего планирования, содержащего искаженные ориентиры;
- несовершенство управления МС;
- занижение стоимости объекта налогообложения при расчете налоговой базы по налогу на имущество организации и, следовательно, сокращение налоговых доходов бюджета.
3. В целях оптимизации нами определены этапы выработки унифицированного подхода к обработке учетной информации, устанавливающих:
- методологию учета МС;
- унифицированные учетные формы;
- методику оценки объектов МС;
- методику анализа МС.
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит создать консолидированную информацию о МС. Первичным документом консолидированного учета должны стать формы управленческой отчетности. Данная бухгалтерская документация является исходной для формирования информации на счетах консолидированного бухгалтерского учета.
Алгоритм консолидации и система балансов
Консолидированная финансовая отчетность предоставляет полные, реалистичные сведения об имущественном и финансовом состоянии МО как целого экономического субъекта.
Уточнение и конкретизация элементов метода бухгалтерского учета вносит значительные дополнения в учетный процесс консолидации.
1. Предварительный этап консолидации: разработка и утверждение регламента ведения консолидированного учета МС на основе учетной политики учреждений и организаций: оценка нефинансовых активов, начис-
...собственник имущества располагает усеченной, неполной информацией об основных
характеристиках муниципальной собственности и вследствие
этого не имеет четкого
представления о фактическом составе и реальной стоимости собственных активов
управление государственной собственностью
о к
к
5
§
№ О
05 О
О
£
Консолидированная отчетность муниципального образования
Консолидированный учет МО Управленческий учет МО
Управленческая отчетность бюджетного учета
Муниципальные унитарные предприятия
Муниципальные автономные учреждения
Муниципалитет Казна КУМС
Муниципальные бюджетные учреждения
Муниципальные казенные учреждения
Формы управленческой отчетности
Управленческая отчетность коммерческого учета
Открытые акционерные общества
Общества с ограниченной эти етств е н н остью
Консолидированные счета бухгалтерского учета
Аналитические счета бухгалтерского учета
Рис. Алгоритм консолидации данных о МС МО
ление амортизации, оценка финансовых активов, учет участия МО в создании организаций, учет доходов и расходов.
2. Управленческий этап: формирование информационного массива управленческой информации о МС.
3. Промежуточный этап: на отчетную дату, установленную МО, данные управленческого учета учреждениями представляются в финансовый орган МО для консолидации.
4. Сводный этап: по данным счетов управленческого учета заполняются формы консолидированной отчетности.
5. Заключительный этап: финансово-экономический анализ консолидированной отчетности Алгоритм консолидации приведен на рис. (см. на с. 26).
Учитывая изложенное, авторы предлагают представить основные финансовые потоки МО, обеспечивающие решение вопросов местного значения, а также движение имущественной составляющей МС в виде следующей системы балансов:
1. Баланс финансовых ресурсов - местный бюджет в традиционном понимании со сложившимися методами формирования и исполнения.
2. Консолидированный баланс хозяйствующих субъектов с прямым участием МО в формировании их имущества.
3. Баланс имущества, находящегося в казне МО, за исключением средств местного бюджета.
4. Консолидированный баланс МО.
Таким образом, управленческий учет МС позволит провести экономический анализ МО. Основой анализа должен стать консолидированный баланс, который имеет особое значение прогноза финансовой устойчивости региона.
Литература
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Исаев П.В. Формирование интегральной системы программно-целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образования //
экономическая демография
Экономический анализ: теория и практика. - 2008. -№ 14 (119) - С.68.
3. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.А. Скобелева, А.В. Боровкина. - М.: КНОРУС, 2010. -277 с.
4. Сафуанов Р.М., Мамателашвили О.В., Галимуллина Н.А. Формирование муниципальной собственности и отражение хозяйственных операций в бухгалтерском управленческом учете // Межвузовская научно-практическая конференция «Финансовые, учетные и правовые аспекты развития современных российских предприятий», 18.12.2008 г. - уфа: УГНТУ.
5. Смирнов В.В. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. -№ 11 (140). - С. 30.
RafaelM. Safuanov
Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Head of Chair of Accounting, Analysis, Audit and Statistics, Ufa State Academy of Economics and Service Natalia A. Galimullina
Associate Professor, Chair of Accounting, Analysis, Audit and Statistics, Ufa State Academy of Economics and Service
Property Accounting for a Municipal Unit
_Abstract
The article proves the need for management accounting of municipal property, as well as the methods of its consolidation. The authors present at the judgement of readers their own algorithm for consolidation of municipal property. Reliable and complete information about municipal property is necessary to manage the municipal unit.
Keywords: municipal property, consolidated balance sheet, management accounting, property accounting, municipal unit