УДК 378 ББК 74.4
О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» СЛУШАТЕЛЯМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ЛИСИЦЫНА,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: lisitsyn.misha @yandex.ru Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Рецензент: кандидат юридических наук О.М. Попович
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основы практико-ориентированного курса «Административное право» в вузах системы МВД Российской Федерации. На основании специфичности предмета административного права, тесно взаимосвязанного с иными сферами правового регулирования, предлагается соответствующая детальная структура учебного курса. Отмечается необходимость учета особенностей преподавания данной учебной дисциплины на очной и заочной формах обучения.
Ключевые слова: административное право; административно-правовые нормы; преподавание административного права; система учебного курса административного права; административное законодательство; законодательство об административных правонарушениях; формирование навыков реализации норм административного права практико-ориентирован-ный курс для слушателей заочной формы обучения.
Abstract. The article covers the basics of practice-oriented course «Administrative Law» in higher education system of the Interior Ministry of the Russian Federation. The corresponding detailed structure of the discipline «Administrative Law», which is closely connected with other areas of legal regulation, is proposed. The specificity of the subject of administrative law should be taken into consideration. The necessity of considering the peculiarities of the teaching of this discipline on day-time and correspondence forms of training is to be taken in view.
Keywords: administrative law; legal and administrative regulations; the teaching of administrative law; system of the training course of administrative law; legislation on administrative offenses; the formation of the implementation of the skills of administrative law practice-oriented course for students of correspondence courses.
Административное право является самостоятельной отраслью права, оно содержит нормы, определяющие задачи и функции, обязанности и права, гарантии и ответственность органов исполнительной власти во всех отраслях государственного управления. Административное право характеризуется тесными связями с отраслями права: финансовым, уголовным, уголовно-процессу-
альным, гражданским, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным, трудовым и жилищным.
Затруднения, возникающие у лиц, применяющих административно-правовые нормы при осуществлении правоохранительной, правозащитной деятельности, а также правосудия, наглядно свидетельствуют об объективно обусловленной необхо-
378
Вестник экономической безопасности
№ 3/2016
димости комплексного и детального изучения курса «Административное право».
В процессе повседневной деятельности органы внутренних дел реализуют функции лицензирования, надзора, контроля, регистрации, учета, применения мер административного принуждения, в том числе и административного наказания. В связи с этим, важность и значимость административно-правовой науки для органов внутренних дел не вызывает сомнений.
При рассмотрении актуальных проблем административного права нельзя обойти вниманием вопросы дальнейшего развития административного права, формирования его важнейших институтов, а также совершенствования основ его преподавания.
Особенно актуальными эти задачи являются в рамках учебного процесса на факультете заочного обучения Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, где учебный курс административного права является составной частью получения юридического образования слушателями ФЗО и состоит из четырех структурных блоков.
Первая часть курса — «Исполнительная власть и административное право» предусматривает изучение слушателями следующих тем: исполнительная власть в системе органов государственного управления, предмет, методы, источники и система административного права, административно-правовые нормы и отношения, административно-правовой статус человека и гражданина, органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций.
Вторая часть курса — «Позитивные институты административного права» предусматривает изучение слушателями основных институтов административного права: регистрации, учета и отчетности, лицензирования, аттестации, аккредитации, метрологии, сертификации, стандартизации, квотирования, государственных заказов, предложений, заявлений, специальных административно-правовых режимов, административного предупреждения.
Третья часть курса — «Институты административного права, обусловленные правовыми конфликтами» предусматривает изучение слушателями следующих институтов: контроля, административного надзора, дисциплинарной и материальной ответственности, административной жалобы (админи-
стративного иска), мер административно-правового пресечения.
Четвертая часть курса — «Административно-деликтное право» предусматривает изучение слушателями следующих тем: законодательство об административных правонарушениях; административное правонарушение; административная ответственность; административное наказание и его виды; общая характеристика составов и квалификация отдельных видов административных правонарушений, посягающих на права граждан, на здоровье населения и общественную нравственность; посягающих на общественный порядок и общественную безопасность; посягающих на институты государственной власти, порядок управления; в области охраны собственности, окружающей среды и природопользования.
Административное законодательство — одно из наиболее динамично развивающихся отраслей законодательства Российской Федерации. В него часто вносятся изменения и дополнения, а потому отдельные темы и вопросы дисциплины неизбежно устаревают и утрачивают силу. Это обстоятельство непременно следует учитывать при работе с нормативными документами. Поэтому содержание используемой при изучении курса литературы, а именно учебников учебных пособий, различных правовых актов почти всегда требует соответствующей корректировки в соответствие с введенными законодательством изменениями.
В процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел без отрыва от основной служебной деятельности, профессорско-преподавательский состав кафедры сталкивается с рядом проблем, связанных с организацией учебного процесса по заочной форме обучения, которая обусловлена сокращением аудиторных занятий по сравнению с очной формой обучения. Изложенные обстоятельства ставят перед кафедрой цель — сформировать комплект учебно-методических материалов, ориентированный на самостоятельное изучение административного права слушателями заочной формы обучения.
Исходя из вышесказанного следует указать, что учебно-методические материалы по курсу «Административное право» включают в себя:
• тематические планы по всем формам обучения;
• методические указания по изучению курса «Административное право»;
№ 3 / 2016
Вестник экономической безопасности
379
• рабочую программу дисциплины «Административное право»;
• список литературы;
• тематику контрольных и курсовых работ и методические рекомендации по организации их выполнения;
• вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Административное право».
Целевое назначение курса «Административное право» состоит:
• в формировании у слушателей знаний теоретических основ функционирования исполнительной власти в Российской Федерации;
• в оказании помощи обучающимся в усвоении положений основных институтов административного права;
• в выработке навыков реализации норм административного права;
• в обучении слушателей навыкам защиты прав, свобод и законных интересов физических, должностных и юридических лиц.
При изучении дисциплины «Административное право» слушатели должны знать; теоретические основы функционирования исполнительной власти в Российской Федерации; основные положения институтов административного права; способы отстаивания прав, свобод и интересов граждан в случае нарушения таковых; пути повышения эф-
фективности государственно-служебной деятельности; стандарты, дающие возможность работать в международных организациях по предупреждению и раскрытию правонарушений; уметь; применять административно-правовые нормы; повышать уровень своей профессиональной культуры; применять полученные знания в практической деятельности; реализовывать основные направления реформирования государственной службы в Российской Федерации; владеть: методикой совершенствования административно-юрисдикционной деятельностью сотрудников органов внутренних дел, повышения контроля за эффективностью исполнения постановлений о назначении административных наказаний; нарушения законности и дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.
При подготовке к семинарским занятиям слушатели должны внимательно изучить литературу, указанную в учебно-методических материалах по данной теме, соответствующий нормативный материал и подготовить план ответа на каждый, вынесенный на обсуждение на семинаре.
Таким образом, изучение слушателями заочной формы обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя курса «Административное право» является одной из важных составляющих подготовки сотрудника органов внутренних дел к практической деятельности.
Социальная психология. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник // Под ред. А.М. Столяренко, Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний — важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, — знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку.
Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания — все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них — важнейшее условие жизненных успехов. Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.
Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.
380_ - Вестник экономической безопасности - № 3 / 2016