Научная статья на тему 'О направлениях исследования лексической структуры художественного текста в функциональной лексикологии'

О направлениях исследования лексической структуры художественного текста в функциональной лексикологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1408
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СИНТАГМАТИКА / ПАРАДИГМАТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Фёдоровна

В статье рассматривается новое направление в области функциональной лексикологии анализ лексической структуры художественного текста. Характеризуются разные аспекты такого анализа, в частности синтагматические и парадигматические связи ключевых слов тематических групп в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RESEARCH TRENDS OF ARTISTIC TEXT LEXICAL STRUCTURE IN FUNCTIONAL LEXICOLOGYC

A new trend in the sphere of functional lexicology analysis of lexical structure of artistic text in functional lexicology is examined in this article. Different aspects of such analysis are defined, in particular syntagmatic and paradigmatic connections of key words of thematic groups in the text.

Текст научной работы на тему «О направлениях исследования лексической структуры художественного текста в функциональной лексикологии»

УДК 81.161.1’373(045)

КожЕвниКовА Татьяна Фёдоровна, аспирант кафедры русского языка Cеверного (Арктического) федерального университета имениМ.В. Ломоносова. Автор трех научных публикации

о направлениях исследования

лексической структуры художественного текста

в функциональной лексикологии

В статье рассматривается новое направление в области функциональной лексикологии - анализ лексической структуры художественного текста. Характеризуются разные аспекты такого анализа, в частности синтагматические и парадигматические связи ключевых слов тематических групп в тексте.

Лексическая структура, художественный текст, ключевые слова, тематические группы, синтагматика, парадигматика

Понятие «лексическая структура текста» (ЛСТ) возникло в лингвистике сравнительно недавно. Растущее число исследовательских работ по данной тематике свидетельствует о том, что это понятие активно разрабатывается в рамках функциональной лексикологии. Проблема изучения лексической структуры текстов стала одной из наиболее актуальных проблем в современной лингвистике и психолингвистике. Она неотделима от проблемы восприятия и понимания текста.

Центральной задачей функциональной лексикологии является определение закономерностей употребления слов в условиях коммуникации, в коммуникативной ситуации. В художественном тексте коммуникация соотносится прежде всего с функцией языка служить средством общения. Слова играют важную роль в процессе восприятия и понимания художественного текста. Стоящий за словом ключевой образ увеличивает смысловую и функциональ-

© Кожевникова Т.Ф., 2011

ную нагрузку этого слова многократно.

Текст в таком случае предстает как функциональная система, т.е. «система, элементы которой объединяются в организационное целое для определенной цели, каковой является реализация авторского замысла, и для достижения этой цели каждый элемент (в нашем случае - слово) выполняет ту или иную функцию»1.

Одним из источников исследования ЛСТ является художественный текст. Исследование лексической структуры художественного текста вызвало комплекс вопросов, решение которых связано с особыми трудностями. Это обусловлено тем, что центр тяжести в определении функциональных свойств языковых единиц переносится на коммуникативный аспект их рассмотрения. Важным оказывается вопрос

о соотнесении, разграничении таких родственных понятий, как лексическая, семантическая и смысловая структура текста2, проблема от-

бора лексического материала для анализа в зависимости от цели исследования и подхода к пониманию ЛСТ.

Л.Н. Чурилина подходит к анализу лексической структуры текста с антропоцентрических позиций («от говорящего»), делая акцент на презентации персонажа как языковой личности. Исследованию подвергаются текстовые фрагменты прямой и внутренней речи персонажа, фрагменты, представляющие физический и духовный портрет героя3 (Петра Верховенского из романа Ф.М. Достоевского «Бесы»).

Н.С. Болотнова рассматривает художественный текст как форму коммуникации, в которой отражаются не только фрагмент действительности и языковая система, но и языковая личность автора и образ адресата. Коммуникативная ориентация ЛСТ представляет собой такую организацию лексических элементов, которая нацелена на восприятие адресата. В сознании читателя совокупность выдвигаемых контекстуально элементов образует так называемый «узел». «Узловые звенья» лексической структуры текста служат опорными смысловыми вехами в познавательной деятельности читателя4.

В нашем исследовании, посвященном анализу лексической структуры художественных текстов А.И. Куприна, под лексической структурой текста понимается совокупность ключевых слов в пределах тематических групп текста (или одной тематической группы), а также ассоциативно-вербальные связи этих слов по направлениям синтагматики, парадигматики и дериватики.

В ЛСТ отражена зависимость лексических элементов, их связь и отношения от коммуникативного намерения автора и общей программы текста. Концептуальная обусловленность ЛСТ объясняет наличие не только типовых, стандартных связей и отношений, но и оригинальных, индивидуально-авторских.

С ЛСТ связано понятие ассоциативно-семантической сети. Это организация ЛСТ по сетевому принципу с учетом различных связей лексических единиц «в соответствии с линейным развертыванием текста... и с учетом ассоциативно-семантических перекличек дистантно удаленных лексических единиц»5.

Поскольку общение происходит на ассоциативной основе, ассоциативные нормы в текс-тообразовании и восприятии текста выполняют роль связующего звена, обеспечивающего контакт и понимание автора и адресата. Очевидны текстообразующие возможности ассоциативного поля слова: ассоциаты, стимулированные ключевым словом, могут служить опорными точками в создании текста на базе данного ключевого слова.

В ЛСТ отражена заложенная в тексте смысловая программа. У читателя в сознании формируется ассоциативно-семантическая сеть целого текста. Это происходит на основе текстовой парадигматики и синтагматики «с учетом коммуникативного потенциала лексических единиц, эстетически актуализированного в соответствии с общим концептом произведения»6.

С характеристикой ЛСТ связано понятие тематической группы (ТГ). Тематические слова, на основе которых складывается характеристика ТГ как семантического компонента текста, передают смысл основных понятий текста, могут повторяться в текстах, соотносимых по содержанию. «Тематические группы объединяют слова разных частей речи по их сопряженности с одной темой, т.е. на основе не собственно лингвистических параметров, а экстралингвистических»7. Основным критерием объединения некоторой совокупности слов в ТГ признается их семантико-синтаксическая соотнесенность, т.е. «семантический признак, выделяемый на основе данных толковых словарей», и наличие «совместной встречаемости» в одних и тех же ситуациях8.

Ключевые слова тематической группы -частотные варьируемые единицы лексической организации текста. Они играют важную роль в лексической структуре текста, участвуют в формировании содержания и смыслов данного содержания, активизируют обширные области внутреннего лексикона, создавая преднастрой-ку для понимания текста, для его эмоционально-оценочного восприятия. Ключевое слово как слово-стимул, источник текстовых ассоциаций, основанных на лингвистических (парадигматических, синтагматических) и экстра-лингвистических (тематических) связях слова,

выполняет функцию организующего центра, является элементом, направляющим процесс понимания текста9.

Выделение ключевого слова «ведет к догадке (гипотезе) о смысле определенного отрезка текста», т.е. выполняет функцию «точки контакта» потока речи - текста - с субъективной системой знаний адресата (читателя). Ключевые слова, воспринимаемые индивидом, «направляют ход его мыслей, управляют ассоциативными образами, возникающими в индивидуальном сознании»10.

В процессе интерпретации текста важно учесть все многообразие языковых средств, находящихся в образной перспективе ключевого слова (слов). Имеются в виду те единицы и приемы их организации, которые актуализируют одно из стимулированных ключевым словом направлений ассоциирования в сознании адресата.

Основными видами системных связей слов в тексте являются парадигматика и синтагма-тика11. С точки зрения парадигматики, лексическая структура текста - это совокупность лексических единиц, сложившаяся в результате отбора, который мотивирован качествами этих единиц как элементов лексической системы языка, а в тексте способностью называть «основные понятия текста», раскрывать их смысл, выступать «семантическим компонентом текста». В пределах парадигматики это прежде всего тематические, родо-видовые, синонимические, антонимические, партитивные связи ключевых слов.

Текстовая синтагматика не только актуализирует имеющиеся выразительные возможности слов и их образный потенциал, но и формирует их, «обогащая» и «трансформируя» за

счет сочетаемостных возможностей. Она может рассматриваться в статическом и динамическом аспектах12.

Именно синтагматический аспект анализа ассоциативно-вербальных связей ключевых слов представляет особый интерес в анализе лексической структуры художественных текстов А.И. Куприна. Прежде всего нас интересуют изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения и перифразы) в лексическом окружении ключевых слов ТГ «Внешность, внешний вид женщин»13.

В нашем исследовании мы рассматриваем текстовую синтагматику комплексно. С одной стороны, выявляем связи и отношения лексических элементов в текстовых фрагментах, содержащих ключевые слова тематической группы «Внешность, внешний вид женщин», т.е. определяем закономерности функционирования слова и воздействия его на читателя (динамический (коммуникативный) подход). С другой стороны, определяем особенности индивидуально-авторской манеры письма, традиционность или оригинальность синтагматических, а также парадигматических и деривационных связей слов в произведениях писателя, выходя, таким образом, на идиостиль А.И. Куприна, его языковую картину мира (статический подход).

Итак, лексическая структура текста является «ключом» к выявлению глубинного смысла художественного произведения. Организованная, как и лексическая система, парадигматическими, синтагматическими и деривационными отношениями, ЛСТ отличается тем, что эти отношения создаются на основе тех качеств слова, которые приобретаются им в тексте и которые коррелируют с системными качествами.

Примечания

1 Чурилина Л.Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М., 2006. С. 8.

2 Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992. С. 174-175.

3 Чурилина Л.Н. Лексическая структура художественного текста (коммуникативный и антропоцентрический аспекты): учеб. пособие. Магнитогорск, 2000. С. 10.

4 Болотнова Н.С. Указ. соч. С. 173.

5 Tам же.

6 Tам же.

7 Болотнова Н.С. Основы теории текста: пособие для учителей и студентов-филологов. ^эмск, 1999. С. 76.

S Чурилина Л.Н. Лексическая структура художественного текста (коммуникативный и антропоцентрический аспекты): учеб. пособие. Магнитогорск, 2000. С. 34.

9 T^ же; Болотнова Н.С. Основы теории текста... 7S-79; Степанова В.В. Слово в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии. СПб., 2006.

10 Чурилина Л.Н. Указ. соч. С. S.

11 Степанова В.В. Лексическая структура текста (парадигматика и синтагматика) II Проблемы лингвистической семантики. Череповец, 1996; Ее же. Слово в тексте.

12 Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. С. 162-163.

13 Кожевникова Т. Ф. Tематическая группа «Внешность, внешний вид женщин» в художественных произведениях А.И. Куприна II Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы III междунар. науч.-практ. конф.: в 6 т. I редкол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, T.H. Рябченко, А.А. Шатохин. Невинномысск, 2010. T. II: Филло-логические и юридические науки. С. 151-152; Котцова Е.Е., Кожевникова Т.Ф. Лексическая структура художественных текстов А.И. Куприна как материал для школьного тематического словаря (тематическая группа «Внешность человека») II Слово. Словарь. Словесность: Tекст словаря и контекст лексикографии: материалы Всерос. науч. конф. СПб., 11-3 ноября 2009 года I отв. ред. В.Д. Черняк; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2010. С. 564-56S.

Kozhevnikova Tatyana

ON RESEARCH TRENDS OF ARTISTIC TEXT LEXICAL STRUCTURE IN FUNCTIONAL LEXICOLOGY

A new trend in the sphere of functional lexicology - analysis of lexical structure of artistic text in functional lexicology - is examined in this article. Different aspects of such analysis are defined, in particular syntagmatic and paradigmatic connections of key words of thematic groups in the text.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Сидорова Т.А., доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.