ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Булатов Е.В.
О НАПРАВЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: На основе анализа изменений в законодательстве, регламентирующем гражданско-правовой статус некоммерческих организаций, выявляется наличие определенных негативных тенденций, присущих этому процессу. Приводятся аргументы, направленные на исправление сложившейся проблемной ситуации.
Abstract: Based on the analysis of changes in the legislation governing civil status of non-profit organizations, revealed the existence of certain negative tendencies inherent in this process. Arguments are aimed at addressing the problem situation.
Ключевые слова: юридическое лицо, некоммерческие организации, организационно-правовая форма, гражданско-правовой статус, публично-правовые компании.
Keywords: legal entity, non-profit organizations, organizational-legal form, civil status, public-law companies.
Проблематика гражданско-правового статуса некоммерческих организаций является актуальной для нашей страны на протяжении, по крайней мере, десяти последних лет. Об этом красноречиво свидетельствуют изменения, произошедшие за указанный период в российском гражданском законодательстве, регламентирующем правовое положение юридических лиц. Действительно, начиная с 2006 года, соответствующее законодательство находится в состоянии постоянного реформирования, причем реформированию в большей степени подвержены правовые нормы, касающиеся именно некоммерческих организаций.
Если говорить более конкретно, то можно обозначить следующие основные этапы трансформации гражданско-правового статуса некоммерческих юридических лиц. Во-первых, с конца 2006 г. отечественный законодатель начинает усложнять хорошо известную ранее конструкцию учреждения, выделяя из числа государственных и муниципальных учреждений особый их тип - автономные учреждения (легализованы Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об
автономных учреждениях» [1]); в 2010 г. появляются еще два типа этих учреждений - бюджетные и казенные. Во-вторых, в отечественный правопорядок вводятся такие новые формы некоммерческих организаций, как общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (2007 г.) и казачьи общества (2009 г.). В-третьих, наряду с узаконенными еще в 1999 г. «государственными корпорациями», в 2009 г. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [2] зачем-то дополняют статьей, предусматривающей возможность создания «государственных компаний»; при этом юридические признаки двух названных организационно-правовых форм оказываются практически идентичными. В-четвертых, с 2014 г. в Гражданском кодексе РФ появляются еще две новые формы некоммерческих организаций - товарищества собственников недвижимости и публично-правовые компании [3], а в 2015 г. к ним добавляются еще три самостоятельные формы данных организаций -общественные движения, адвокатские палаты и адвокатские образования. Наконец, совсем недавно (в октябре 2016 г.) вступил в силу Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], который, вопреки ожиданиям, не заменил собой упоминавшиеся выше близкие друг другу государственные корпорации и государственные компании, а напротив, лишь увеличил общее количество разновидностей некоммерческих организаций.
В результате, за анализируемый десятилетний период (с 2006 г. по 2016 г.) количество, предусмотренных ГК РФ, а также ФЗ «О некоммерческих организациях», самостоятельных форм некоммерческих юридических лиц (даже без учета их типов) выросло с 8 до 15. Обоснованность показанной выше тенденции к увеличению количества разновидностей некоммерческих организаций вызывает большие сомнения, ведь эта тенденция прямо противоречит букве и духу одобренной Президентом РФ в октябре 2009 г. Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [5], которая разрабатывалась авторитетными юристами (как учеными, так и практиками) и прошла многочисленные обсуждения. Так, в названной Концепции говорится, что «количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями» [5]. Приведу и еще один тезис из данного документа: «организационно-правовые формы некоммерческих организаций как
юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства» [5].
Изложенную позицию можно конкретизировать следующими основными аргументами. Прежде всего, абсолютно необоснованным представляется выделение в ГК РФ в качестве самостоятельных форм некоммерческих организаций общественных движений и адвокатских палат, ибо первые не имеют каких-либо значимых гражданско-правовых отличий от общественных организаций (к числу которых они ранее и относились), а вторые - принципиально не отличаются по своей гражданско-правовой природе от нотариальных палат, относящихся к числу ассоциаций (союзов). Слишком усложненной после всех модернизаций является на сегодняшний день конструкция государственного (муниципального) учреждения, представляющая теперь совокупность учреждений трех типов - автономного, бюджетного и казенного. На наш взгляд, необходимо пересмотреть подход законодателя к регламентации гражданско-правового статуса учреждений, изменив тенденцию к постоянному усложнению этой организационно-правовой формы, на противоположную. Наконец, явно необоснованным шагом законодателя является, по нашему мнению, сохранение в отечественной правовой системе таких трех однотипных форм некоммерческих организаций, как государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании. Представляется, что для функционирования соответствующих государственных структур вполне хватило бы одной юридической конструкции; наиболее подходящим термином в данном случае мог бы служить термин «публично-правовые компании» (он в большей степени соответствует функциональному предназначению рассматриваемых юридических лиц и их унитарному структурному типу).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитии российского гражданского законодательства о некоммерческих организациях присутствуют определенные негативные тенденции, главной из которых является тенденция к необоснованному увеличению количества разновидностей (форм) некоммерческих организаций и соответственно к неоправданному усложнению системы правового регулирования в данной сфере.
Список литературы
1. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 45. - Ст. 4626.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145. - (с изм. и доп.).
3. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 19. - Ст. 2304.
4. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 03.07.2016 г. № 236-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - N 27 (Часть I). - Ст. 4169.
5. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. - М., 2009.
Деревянкина А.С., Каширина Ю.П., Семейкина Н.П.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: в данной статье рассмотрены вычеты по налогу на доходы физических лиц, а именно стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Abstract: in this article, the deductions under the tax to incomes of physical persons, namely, standard, social, property and professional tax deductions.
Ключевые слова: налог, стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Key words: tax, standard, social, property and professional tax deductions.
Среди налогов, уплачиваемых гражданами, наиболее широко встречающимся является подоходный налог, действующий практически во всех странах мира [1]. Подоходным налогом является налог, который взыскивается с дохода плательщика. В РФ подоходным