работы. Необходимо помогать внутреннему аудиту в повышении его роли и значимости в компании, путем обозначения его важности в структуре организации.
2. Четкое распределение функций и обязанностей. Данный подход предполагает, что роль внутреннего аудита соответствует требованиям как высшего руководства, так и иных заинтересованных сторон. Внутренний аудит может выполнять широкий спектр функций, начиная от вопросов соответствия стандартам до предоставления консультационных услуг. Задача руководства убедиться в том, что внутренний аудит концентрируется на важных областях и использует свои ограниченные ресурсы не только для принесения пользы организации в целом, но также для обеспечения уверенности менеджмента в отношении адекватности системы внутреннего контроля.
3. Четкая вертикаль подчинения и независимость. Для повышения статуса и степени объективности, функционально СВА должна непосредственно подчиняться Комитету по аудиту, а административно - соответствующему представителю высшего руководства организации.
4. Укрепление значимости внутреннего аудита и повышение уровня доверия к нему. Руководитель функции внутреннего аудита отвечает за эффективность деятельности и репутацию в организации.
5. Следует убедиться в том, что внутренний аудит обладает необходимыми ресурсами и бюджетом, обращая внимание на квалификацию персонала и планирование преемственности, а также возможность компенсировать нехватку конкретного опыта и знаний путем привлечения экспертов в той или иной области или частичного привлечения сторонних консультантов.
6. Одним из основных шагов к эффективно организованной системе внутреннего аудита является отчетность, включающая краткий обзор всех значимых выводов, а также согласованных действий по устранению найденных недостатков.
Анализ рекомендаций позволяет сделать вывод, что трансформация сущности внутреннего аудита в доверенного консультанта для бизнеса, невозможна без расставления вышеизложенных акцентов в деятельности службы внутреннего аудита в экономическом субъекте, а также постоянного мониторинга в целях выявления возможностей роста эффективности.
Список литературы / References
1. Кеворкова Ж.А., Карпова Т.П., Савин А.А., Ахтамова Г.А., Дунаева В.И., Земсков Г.Ю. Внутренний аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 319 с.
2. Шарамко М.М. Методология оценки эффективности внутреннего контроля и аудита // Аудиторские ведомости, 2016. № 2. С. 3-11.
3. Викторов П.В. Служба внутреннего аудита - ресурс эффективной работы современного совета директоров // Институт внутренних аудиторов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/ (дата обращения: 30.03.2017).
4. The eight attributes: Delivering internal audit excellence as stakeholders expect more // PwC. [Electronic resource]. URL: http://www.pwc.ru/en/riskassurance/publications/effective-internal-audit-functions.html (date of access: 03.04.2017).
СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Миронычева А.И. Email: [email protected]
Миронычева Александра Ивановна — студент магистратуры, кафедра экономической теории и государственного муниципального управления, факультет экономики и управления, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: статья посвящена раскрытию сущности государственной услуги как категории государственного управления и её аналогии с публичными и социальными услугами. Автором проанализированы основные виды предоставляемых услуг и предложена их классификация, а так же рассмотрен процесс оказания государственных услуг. Понятие «услуга» не новое для законодательства, оно означает способ удовлетворения потребностей граждан. На сегодня термин «государственные услуги» является тенденцией к изменению роли и задач государства в обществе, с принятием новых ценностей и приоритетов.
Ключевые слова: государственная услуга, критерий, процесс, сущность, стадии.
THE NATURE AND CLASSIFICATION OF THE PROCESS OF RENDERING THE STATE SERVICES Mironycheva A.I.
Mironycheva Alexandra Ivanovna - Graduate Student, CHAIR OF ECONOMIC THEORY AND PUBLIC ADMINISTRATION,
FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, KARAGANDA ECONOMIC UNIVERSITY OFKAZPOTREBSOYUZ, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article is devoted to disclosure of essence of the state services as a category of public administration and its analogy with public and social services. The author analyzes the main types of services and their classification, as well as the process of provision of public services. The concept of "service" is not new legislation, it means meeting the needs of citizens. Today, the term "public services" is trends change the role and tasks of the state in society, with the adoption ofnew values and priorities. Keywords: public service, criteria, process, essence, stages.
УДК 338.46
На сегодня междисциплинарная область исследований категорий «услуга» относится к молодой науке сервисологии. Она рассматривает сервис как целостный организм, предоставляющая услуги потребителям. Определенные научные знания, посвященные сущности государственных услуг, развиваются в различных отраслях науки.
Понятие «государственная услуга» в последнее время находится в законодательной деятельности государства. Поэтому представления о государственных услугах весьма разнообразны. Чаще всего дискуссии связаны с узким или широким восприятием сущности государственных услуг. Одним из главных поводом различности их восприятия выступает характер процесса их оказания. Если процесс оказания услуг зависит от индивидуального характера, то это узкое восприятие. Широкий же подход включает как индивидуальный характер, так и сам способ предоставления государственных услуг.
Сформировавшиеся представления об узком содержании государственных услуг сложилось в постсоветских странах в рамках науки административного права. Она замыкалась лишь на отношении власти и индивида, тем самым предав индивидуальный характер государственным услугам. Концепция узкого восприятия государственных услуг сформировалась благодаря особенностям исторического развития стран. В действующем законодательстве Казахстана, понятию «государственная услуга» дается узкое значение. Тем самым и нашло нормативное закрепление в Законе «О государственных услугах» [1].
Широкое видение государственных услуг свойственно США и странам Западной Европы. А.В.Старовойтов полагает, что это связано с «иным пониманием «сервисной» концепции государства... смысл и назначение государства заключается в служении индивиду, и, при ее буквальном толковании, практически любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом оказывается государственной услугой» [2]. Тем самым, кроме предоставляемых услуг по индивидуальному обращению и организаций услуг, также необходимо рассматривать услуги, оказываемые всему обществу.
Можно провести следующую классификацию государственных услуг:
- организационно-правовому статусу поставщика государственных услуг;
- организационно-правовому статусу потребителя государственных услуг;
- форме предоставления.
По организационно-правовому статусу поставщика государственных услуг выделяются следующие группы:
- услуги, оказываемые потребителям государственными органами;
- услуги, оказываемые потребителям государственными учреждениями, не являющихся государственными органами, но деятельность, которая финансируется из средств государственного бюджета;
- услуги, оказываемые потребителям частными и государственными организациями, выигравшими тендер по государственным закупкам на их целевую реализацию.
По организационно-правовому статусу потребителя государственных услуг выделяются несколько групп:
- услуги, оказываемые физическим лицам;
- услуги, оказываемые юридическим лицам;
По форме предоставления различают услуги, оказываемые:
- на бумажном носителе;
- с помощью информационно-коммуникационных средств связи;
- на электронном носителе;
- в устной форме [3, с. 7].
Вопреки всему разнообразию услуг, значимо чтобы услуги оказывались на том административном уровне, который ближе всего к отдельному индивиду. Так, можно предложить и обобщённый вариант классификации (табл. 1).
Таблица 1. Обобщенная классификация государственных услуг
Критерий Вид услуги
По сфере предоставления - публичные; - общественные; - административные
По наличию промежуточного результата - простые; - сложные
По содержанию результата - информационно-консультационные; - коммуникационные; - финансовые
По условиям оказания - программные; - нормативно-правовые
По основанию оказания - платные; - бесплатные
По причине обращения - вынужденные; - добровольные
По количеству услугополучателей - массовые; - индивидуальные
Особенность процесса оказания государственных услуг подразумевает разделение на определенные стадии. С.Г. Капаров разработал принцип наименьшего действия для максимального упрощение предоставление государственных услуг. «Процедуры предоставления государственных услуг, - писал он, - должны быть просты, понятны и, как следствие, надежны» [4, с. 33]. По представлениям Капарова процесс оказание государственных услуг необходимо рассматривать в несколько стадий:
- принятие заявления;
- исполнения или рассмотрения и внесения решения;
- выдача результатов.
При этом на любой из стадий есть вероятность отказа в услуге либо возвращения заявления. В случае отказа заявитель лишается право на повторное обращение по этой же услуге, а в случае возвращения, у заявителя есть право на повторное обращение по данной услуге.
Методика процесса оказания государственных услуг предоставляет следующие процессы:
- предоставления государственных услуг, исполняемые в момент обращения (регистрация граждан по месту жительства, выдача справок о несудимости);
- предоставления государственных услуг, требующих определенного времени (выдача паспортов и удостоверений личности);
- предоставление государственных услуг, связанных с проведением экспертиз;
- особые процессы оказания услуг.
В особенности актуальным в процессе оказание государственных услуг является развитие информационных технологий, с их помощью совершенствуется механизм предоставления услуг органами исполнительной власти с целью повышения доступности и эффективности.
Государственные услуги должны быть универсальны для всех слоев населения, а технологический процесс не должен создавать барьеров по их оказанию. В целом, для постсоветских стран, совершенствование предоставления государственных услуг является новым направлением государственной политики, что и объясняет сложность реализации.
Список литературы / References
1. Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах» //
«Казахстанская правда» от 20.04.2013 г. № 139-140.
2. Старовойтов А.В. Публичные услуги в социальной сфере: понятие, виды, предоставление. [Электронный ресурс]: Официальный веб-сайт Томской городской палаты общественности. Режим доступа: http://tgpo.tomsk.ru/analytics/43.htm/ (дата обращения: 15.05.2017).
3. Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность, 2006. № 4. С. 5-19.
4. Капаров С.Г. Стандарты предоставления государственных услуг - новый этап административной реформы в Казахстане // Чиновник, 2004. № 504. С. 33-35.
НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НДФЛ КАК ЭЛЕМЕНТ СКРЫТОЙ
РЕГРЕССИИ Ерченкова Е.М. Email: [email protected]
Ерченкова Елизавета Михайловна — студент магистратуры, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается механизм предоставления вычетов по НДФЛ, в рамках реализации социальной политики государства. Анализируются стандартные вычеты на детей и социальные налоговые вычеты на обучение и лечение с точки зрения принципа справедливого налогообложения. Произведены расчеты налоговой эффективности, которые показывают, что действующий механизм предоставления социальных налоговых вычетов несет в себе элементы регрессивного налогообложения. Предложены направления совершенствования социального налогового вычета в целях более полной реализации принципа справедливого налогообложения. Ключевые слова: налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, справедливое налогообложение, скрытая регрессия.
TAX DEDUCTIONS FOR PERSONAL INCOME TAX AS AN ELEMENT
OF HIDDEN REGRESSION Erchenkova E.M.
Erchenkova Elizaveta Mikhailovna - Graduate Student, FACULTY OF TAXATION AND TAXATION, FINANCE UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMETN OF RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW
Abstract: the article deals with the mechanics ofproviding deductions for personal income tax, within the framework of the social policy of the state. Standard deductions for children and social tax deductions for education and medical treatments are analyzed from the point of view of the principle of fair taxation. Calculations of tax efficiency have been made, which show that the current mechanism for providing social tax deductions carries elements of regressive taxation. Ways of improving social tax deductions in order to more fully realize the principle of fair taxation are given. Keywords: tax, personal income tax (PIT), standard tax deductions, social tax deductions, fair taxation, hidden regression.
УДК 336.23
В настоящее время в научных кругах ведется активное обсуждение вопроса о переходе к прогрессивному подоходному налогообложению физических лиц в Российской Федерации. В основе развернувшейся дискуссии лежит тезис о необходимости более строгого соблюдения принципа справедливости. Автор данной статьи в полной мере разделяет научную позицию о необходимости наиболее полного соблюдения принципов справедливого налогообложения.
Российская Федерация является социальным государством, что закреплено в статье 7 Конституции. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данные задачи обеспечиваются в том числе и посредством проведения налоговой политики [1].
В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплены принципы справедливого налогообложения. Пункт 3 статьи 3 НК РФ гласит, что «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав», а в пункте 1 той же статьи говорится, что «...при установлении налогов учитывается фактическая способность