Проф. А. В. Рейслер
О направлении научной работы в области гигиены
питания
Гигиена питания как наука развивалась в дореволюционной России в основном как гигиена пищевых продуктов. Гигиена питания чаще называлась пищевой гигиеной, чем подчеркивалось ее содержание как науки о пищевых продуктах, а не науки о рационализации питания населения.
В прошлом пищевой гигиеной уделялось много внимания различным случайным и намеренным примесям к продуктам, фальсификациям, а также вообще нарушениям состава продуктов, не соответствующих установленным правилам и законам.
Такое направление было характерно для всего XIX века. Можно полагать, что интенсивному изучению в то время гигиенистами пищевых продуктов способствовали огромные успехи химии, давшие возможность разработки методов определения в пищевых продуктах органических и неорганических веществ.
Ф. Ф. Эрисман в конце 80-х годов поставил перед Московской городской управой вопрос о необходимости создания санитарной станции. По поводу открытия этой станции в Москве в 1891 г. он писал, что, кроме текущих аналитических исследований, подобные станции должны проводить: а) подготовительные работы к развитию законоположений для предупреждения подделки предметов потребления; б) работы по осуществлению способов исследования подделок.
Эти установки при организации в крупных городах санитарных лабораторий как бы определили на многие годы основное направление их работы в области питания. Как санитарные лаборатории, так и гигиенические кафедры медицинских факультетов и кафедра гигиены Военно-медицинской академии в России занимались главным образом разработкой методов исследования пищевых продуктов и методов определения в них различных гигиенических дефектов. Вопросам изучения питания населения с целью его рационализации уделялось значительно меньше внимания. В этом направлении следует, однако, отметить работу того же Ф. Ф. Эрисмана, который в начале 90-х годов XIX века уже изучает питание рабочих Московской области. Другие исследователи частично изучают питание в тюрьмах, интернатах, закрытых учебных заведениях, воинских частях. Ограниченность внимания к этим вопросам в первую очередь следует объяснить малой эффективностью изучения их в то время. При полном отсутствии планирования производства и реализации пищевых продуктов трудно было в те времена надеяться оказывать влияние на качество питания населения, тем более что пищевые врачи (базарные и торговые) были тогда фактически совершенно бесправными.
Другой наш крупный гигиенист проф. Г. В. Хлопин в первой четверти XX века развернул большую работу в области изыскания методов исследования пищевых продуктов и тем самым чрезвычайно способствовал дальнейшему развитию и улучшению именно лабораторного контроля за пищевыми продуктами.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции, после создания советских органов здравоохранения и провозглашения партией лозунга о необходимости организации питания населения на научных основах расширяется и санитарно-лищевая организация. Создается паевое товарищество «Народное питание» (Нарпит), долженствующее организовать рациональное питание населения. Организуется сеть институтов питания. Основной проблемой гигиенических отделений этих институтов в течение многих лет являлась разработка методов определений и нормирования содержания различных недопустимых при-
месей в пищевых продуктах (.меди, свинца, мышьяка, цинка, сорных растений и т. п.). Большое внимание было уделено методам исследований продуктов по поводу пищевых отравлений. Некоторое время институты занимались разработкой норм для предприятий общественного питания и отчасти изучением санитарных условий производства пищевых продуктов. Нормы питания населения разрабатывались в институтах физиологами, а вопросы биологической ценности отдельных продуктов — биохимиками.
Большим недостатком тематики по проблемам питания институтов, кафедр и крупных санитарных лабораторий того времени являлось все же недостаточное внимание широким вопросам питания населения с целью его рационализации и приближения к возможному оптимуму. Эти научно-исследовательские учреждения не изучали структуры пищевых рационов тех или иных контингентов населения и не занимались их рационализацией. Между тем в наших социалистических условиях, когда государство планирует производство продуктов питания, когда снабжение и основные пути распределения этих продуктов находятся в руках государства или кооперации, гигиенисты имеют больше возможностей влиять на производство и снабжение населения пищевыми продуктами определенного ассортимента в целях создания рациональной структуры пищевых рационов. Это направление работы имеет большие перспективы и создает органам здравоохранения огромные возможности оздоровления питания населения. Физиологические нормы питания могут быть обеспечены только при снабжении населения такими пищевыми продуктами, которые содержат необходимые пищевые вещества в нужном количестве и должного качества. Это особенно важно для многонационального населения СССР с огромным разнообразием сложившихся вкусов и привычек в питании.
В связи с широкими перспективами дальнейшего развития в ближайшие годы сельского хозяйства и пищеЕой промышленности врачи-гигиенисты как организаторы рационального питания 'населения должны принимать активное участие в планировании сельского хозяйства с целью производства продуктов в ассортименте, обеспечивающем правильное построение рационов. Врач-гигиенист имеет возможность влиять на способы переработки пищевых продуктов, на технологический процесс с целью выпуска продуктов высокой биологической ценности. Поэтому необходимо в ближайшие же годы изменить направление научно-исследовательских работ в области гигиены питания и рассматривать как важнейшую проблему, рекомендуемую нашим лабораториям, вопросы рационализации питания населения, понимая под этим улучшение структур пищевых рационов. Другие темы должны быть подчинены этой основной проблеме. Во время споров о том, является ли такое изучение питания населения задачей физиологов или гигиенистов, Ф. Ф. Эрисман указывал, что в изучении и оценке существующих способов питания различных групп населения, т. е. прикладной части предмета, бесспорно, гигиена является полновластной хозяйкой.
В эту основную проблему в области гигиены питания должна быть включена следующая группа тем:
1. Изучение в гигиеническом аспекте питания различных профессиональных, национальных и возрастных групп населения, находящихся в различных климатических условиях и т. п.
2. Разработка норм питания отдельных групп населения применительно к практическим возможностям, национальным привычкам и т. д.
3. Изучение в гигиеническом аспекте снабжения пищевыми продуктами населенных пунктов с целью рационализации снабжения, например, молоком, овощами и пр.
4. Рационализация постановки общественного питания.
Под этой группой тем нельзя понимать частные санитарно-техниче-
ские вопросы, связанные с благоустройством помещений. Содержанием работ этой группы тем должно быть воспитание правильных представлений о питании, внедрение в рационы питания желательного ассортимента продуктов как источников всех необходимых пищевых веществ, разработка совместно с соответствующими организациями мероприятий, имеющих целью улучшение обработки и хранения пищевых продуктов и максимальное сохранение их пищевой ценности.
По нашему мнению, неправильно понимать под общественным питанием только питание организованного населения в столовых и других общественных предприятиях. В социалистических условиях понятие общественного питания должно быть расширено и включать всю систему обеспечения населения пищевыми продуктами, т. е. не только предприятия общественного питания (столовые, фабрики-кухни, рестораны), но и торговую сеть, рынки и т. п. Вся эта система должна изучаться с гигиенической точки зрения не только в целях поднятия ее санитарного благосостояния, но и в целях улучшения пищевой ценности всего ассортимента пищевых продуктов. Важность изучения в таком направлении всей системы снабжения населения можно иллюстрировать следующим примером. Наша сеть предприятий общественного питания и торговая сеть получают в некоторых городах овощи не всегда в нужном ассортименте. При таком снабжении неизбежно снижается потребление населением витаминов, а, следовательно, не обеспечиваются и физиологические нормы. Задачей гигиенических учреждений является выяснение причин таких дефектов снабжения и их влияния на здоровье населения, разработка совместно с органами сельского хозяйства и торговли мероприятий для рационализации снабжения населенных пунктов необходимыми продуктами. При кажущейся простоте эти вопросы требуют серьезного изучения, и результаты такого изучения могут оказаться чрезвычайно эффективными для улучшения питания населения. Весьма важны для населения вопросы снабжения его молоком. Но, к сожалению, до последних лет этот вопрос огромного социального значения недостаточно разрабатывается нашими гигиенистами.
Второй проблемой, над которой должны работать научно-исследова-тельские учреждения, является проблема профилактики алиментарных заболеваний. Сюда должны входить работы по изучению этиологии и профилактики заболеваний, вызываемых различными дефектами питания. В этой проблеме можно выделить две группы тем. К первой группе следует отнести темы по изучению этиологии и профилактики заболеваний в результате различных недостатков пищевых рационов. Это заболевания, связанные с недостатком или избытком в рационе' некоторых химических элементов, например, недостаточностью иода, избытком фтора и т. д. В эту же группу Надо включить вопросы изучения гипо-и авитаминозов.'
Ко второй группе тем этой проблемы можно отнести темы о пищевых отравлениях. Как известно, вопросами токсикоинфекций интересуются и занимаются микробиологи, эпидемиологи, ветеринарные врачи и гигиенисты. Вполне законно поэтому поставить вопрос, чем каждый из них должен заниматься в этой области. По нашему мнению, гигиенисты в основном должны разрабатывать темы, касающиеся методов профилактики тех или других отравлений, передав специальные вопросы микробиологам и токсикологам.
Третьей проблемой является изучение пищевой ценности продуктов питания. Эту проблему можно разделить на две группы тем. К первой группе мы относим изучение отдельных свойств пищевых продуктов, их состава, содержания витаминов, отдельных минеральных веществ, усвояемости, изменений при обработке и т. д. Ко второй группе мы относим вопросы разработки методов исследования пищевых продуктов. Эта проблема в целом стоит до последнего времени в центре внимания
кафедр и лабораторий. Нам кажется, однако, что эта проблема должна рассматриваться как подсобная. Целью разработки ее является получение данных, необходимых для рационального построения пищевых рационов населения. Это можно иллюстрировать примером. В настоящее время установлена важная роль фтора в минеральном обмене человека; доказано, что недостаток его вызывает патологические явления. Поэтому разработка и усовершенствование методов определения фтора в биологическом материале и пищевых продуктах должны быть подчинены основной теме — профилактике заболеваний населения, а не производиться изолированно.
Следовательно, все темы, к какой бы проблеме они ни относились, должны быть тесно связаны с основной гигиенической проблемой питания — рационализацией питания населения и приближением питания отдельных групп населения к оптимуму.
Главная задача гигиены питания — рациональное питание разнообразных слоев населения. Поэтому при оценке тем и включении в тематику отдельных вопросов следует исходить из этого основного положения.
Проф. А. Я. Гуткин
Анализ норм проектирования детских садов и типовых проектов к ним в гигиеническом отношении
I
В 1946 г. опубликованы отдельным изданием 2 нормы проектирования детских садов, составленные Министерством просвещения РСФСР и утвержденные Комитетом по делам архитектуры.
Опыт строительства детских садов в СССР довольно большой. Проектированием их, начиная с 1936—1937 гг., занимался громадный коллектив архитекторов, сумевших создать немало удовлетворительных с гигиенической точки зрения зданий. Назовем Нанушьяна, монополизовав-шего (по необходимости) проектирование детских садов в первые (1936— 1937) годы нового их строительства, Чалдьгмова, разработавшего 11 вариантов, из которых часть была утверждена правительством на 1938—1939 гг., Асс и Гинцберга, давших проект детского сада на 100 детей, премированный и принятый как типовой, Смоленскую, Кудрявцева, Степанова, Суханова, Стоянова, Кондрашева, Веригина, Топуридзе.
Журналы «Архитектура СССР», «Архитектура за рубежом», «Строительство Москвы», конференции Академии архитектуры СССР, две диссертации, доклады на I Всесоюзном съезде советских архитекторов и на заседаниях гигиенических обществ, статьи в медицинских и педагогических журналах показали все многообразие проектирования строительства детских садов и детально отразили слабые и сильные стороны проектов, в частности, широко осветили их в гигиеническом разрезе, помня, что «первой и основной задачей детского сада является охрана здоровья ребенка, его правильное физическое воспитание» 3.
Таким образом, имелись все основания полагать, что послевоенное проектирование учтет опыт и недостатки прошлого и устранит их, что программа проектирования и основанные на ней проекты удовлетворят потребности охраны здоровья ребенка, обеспечат его правильное физи-
1 С чертежами проектов можно ознакомиться в монографии автора статьи «Планировка и оборудование детских садов в санитарно-гигиеническом отношении», Медгиз, Л., 1948.
! Дет окне сады, Государственное архитектурное издательство, М., 1946.
' Устав детского оэда, утвержденный Наркомпроссом, Учпедгиз, 1946.