О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УдК 613.956:159.8
Баль Л.В., Михайлов А.Н., Гундаров И.А.
о мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ, 119991, Москва
Изучена мотивация современных подростков к здоровому образу жизни. Обследованы две выборки, включающие подростков-школьников 13—14 и 16-17 лет Москвы. Результаты показали, что здоровье занимает одно из первых мест среди положительных мотиваций, являясь устойчивой доминантой в период 13-17 лет. Реальное мотивирование к здоровому образу жизни совпадает с перспективным, а осознанный выбор совпадает с жизненными целями. При этом почти все выявленные отрицательные мотивации являются «управляемыми», доступны изменению или устранению.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; подростки; мотивация; мотивационные стимулы.
BalL.V., MikhailovA.N., Gundarov I. A. - ON MOTIVATIONS OF ADOLESCENTS TO PROMOTE A HEALTHY LIFESTYLE
Institute of Public Health and Health Management, Moscow Russian Federation, 119991
There was studied the motivation of modern adolescents to promote healthy lifestyle. There were observed two arrays, including adolescent-schoolchildren aged 16-17 and 13-14 years in Moscow. The results showed that health occupied one of the first places among the positive motivations, being stable dominant in the period of 13-17 years. The real motivation for a healthy lifestyle coincides with the perspective and informed choice coincides with the life goals. In this, almost all of the identified negative motivation are «manageable», available to be modified or eliminated.
Key words: healthy lifestyle; adolescents; motivation; motivational.
Поиск направлений эффективного профилактического воздействия, ориентированного на формирование или изменение поведенческих стереотипов подростков в сфере здорового образа жизни (ЗОЖ), является актуальной задачей современной медицины и педагогики [1, 2]. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте происходит переход от социальной желательности к активному жизненному выбору. Преодоление препятствий на пути к избранной цели, осуществление определенной деятельности или воздержание от нее зависит от мотивационных стимулов. Если цель - здоровье, то одним из мотивов для движения к ней может быть знание, что это полезно для здоровья. Однако такая мотивация абстрагирована от конкретной жизни. «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать ценностно-смысловым личностным образованием. Изучение содержательного наполнения мотивацион-ной сферы личностными смыслами может помочь выявлению направлений воздействия на личность подростка с тем, чтобы перевести пассивно-содержательное переживание в активное действие [3-6].
Целью исследования является изучение мотиваций современных школьников-подростков к ЗОЖ.
Материалы и методы
Обследованы две выборки, включающие 98 подростков 13-14 лет - учащихся 7-х классов и 88 подростков 16-17 лет - учащихся 10-х классов общеобразовательных школ ЮВАО и ЮЗАО Москвы. Выбор этих возрастных групп был обусловлен психологическими особенностями указанных периодов, в течение которых происходит зарождение и формирование мировоззренческих представлений о ценностях и смыслах жизни.
Использовался анкетный метод, включающий самооценку мотивационных составляющих формирования
для корреспонденции: Баль Людмила Викторовна, [email protected]
For correspondence: Bat Ludmila, [email protected]
ЗОЖ. Анкета состояла из 6 блоков, которые включали жизненные цели и их иерархию, условия для достижения этих целей, факторы, способствующие и препятствующие движению к ЗОЖ, прагматические и психологические выгоды от соблюдения ЗОЖ.
результаты и обсуждение
Среди жизненных целей и ценностей в обеих группах наиболее значимыми оказались категории, определяющие жизненные смыслы. Для группы 13-14 лет ими оказались здоровье (71,4%), счастливая, дружная семья (62,9%), друзья (46,9%), здоровье близких людей (27,7%), любовь (15,3%). Для группы 16-17 лет выбор включал ценность семьи (73,6%), здоровье (69,4%), хорошее образование (46,4%).
В блоке анкеты, относящемся к факторам, стимулирующим движение к ЗОЖ, результаты по двум группам оказались почти идентичными. Ведущими у 7- и 10-классников были забота о своем здоровье (91,8 и 89,2% опрошенных соответственно), забота о своем будущем (74,8 и 82,4%), пример родителей и других родственников (64,6 и 58,6%), а также забота о своих будущих детях (44,2 и 56,8%).
Для 7-классников более значимыми, чем для 10-клас-сников, оказались также такие стимулы, как пример друзей и педагогов (25,2% и 17,0% соответственно). Стимулирующее влияние рекламы и примеры «звезд» отметили лишь 3 подростка старшей группы.
Обследуемым было предложено распределить указанные цели по степени их значимости для них. Первое ранговое место среди важнейших жизненных целей 7-классники отдали счастливой и дружной семье, 2-е и 3-е - здоровью, в то время как 10-классники на 1-е место также поставили семью, на 2-е - здоровье, 3-е место было отдано хорошему образованию.
Ответы подростков на вопрос: «что нужно для достижения твоих жизненных целей?» в порядке убывания частот распределились следующим образом. Для 7-класс-ников это здоровье (85,4%), семья (74,9%) и друзья
(63,2%), для 10-классников - здоровье (88,7%) и хорошее образование (84,2%), семья (79,9%), друзья (68,0%), деньги (42,5%) и влиятельные знакомые (18,7%).
Что касается выгод от ЗОЖ, которые также относятся к мотивационным стимулам, то наиболее важными из них, по мнению 7- и 10-классников, являются: долгая жизнь (90,1 и 86,2% соответственно), здоровье (81,4 и 76,3%), возможность иметь здоровых детей (85,2 и 76,9%), достичь жизненных целей (64,8 и 74,3%), иметь красивую фигуру (65,4 и 72,1%), возможность сделать карьеру (51,6 и 74,2%), возможность чувствовать себя современным (28,9 и 42,3%), соответствие стандартам процветания (27,2 и 35,2%), возможность чувствовать себя модным (22,1 и 18,4%).
Блок анкеты «что мешает тебе вести здоровый образ жизни?» использовался для выявления отрицательных модальностей в мотивации к ЗОЖ. В качестве ведущих препятствий опрошенными обеих групп были указаны: лень (61,7% среди 7-классников и 72,4% среди 10-классников), отсутствие осознания («об этом вообще не задумывались» 52,3 и 48,3% соответственно), недостаточная поддержка друзей и родителей (17,1 и 11,8%).
К основным отрицательным модальностям относятся: также влияние рекламы нездорового образа жизни (их отметили 19,2 и 21,8% соответственно), нежелание выделяться из своей компании (8,2 и 10,4%). Ответов «не научили» было значительно больше в группе 10-классников по сравнению с 7-классниками (22,3 и 46,6%).
Поскольку большинство показателей в двух обследованных группах подростков оказались близки, можно предположить, что выявленные особенности мотиваций - проявление общей тенденции, характерной для современных подростков.
Результаты данного исследования позволяют определить направления профилактического воздействия, целью которого должно быть воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении своего здоровья, а также изменять в благоприятную для здоровья сторону среду, в которой она существует.
Такими направлениями могут быть:
а) совершенствование личности - развитие эмоцио-нально-потребностной и эмоционально-смысловой сферы сознания как основы формирования способности принимать на себя ответственность за свою жизнь и здоровье через использование современных технологий личностного развития (интерактивные методы, ролевые игры, дискуссии, личностные проекты и др.);
б) расширение представлений и обогащение кругозора детей современными научными знаниями в области ЗОЖ через максимально возможную интеграцию их в предметное обучение, дополнительное образование на протяжении всего периода обучения в школе, а также создание обучающей предметной среды;
в) систематическое, ориентированное на возрастные особенности школьников развитие мотивации к ЗОЖ как к необходимой предпосылке сохранения и укрепления здоровья, использование разнообразных эмоционально привлекательных информационно-развивающих средств, влияющих на формирование позитивных моделей самореализации и одновременно способствующих осознанию последствий рискованного поведения (через все возможные каналы коммуникации, существующие в современном образовательном учреждении).
Выводы. 1. Здоровье среди положительных мотиваций обследованных школьников занимает одно из первых мест, являясь устойчивой доминантой в возрастном диапазоне 13-17 лет.
2. Реальное мотивирование к ЗОЖ совпадает с перспективным, а осознанный выбор совпадает с целями, свидетельствуя о формировании личности, способной принимать ответственность за свое здоровье.
3. Почти все выявленные отрицательные модальности являются «управляемыми», доступны изменению или устранению.
Литер атур а
1. Почуева Л.П., Ковешникова И.И., Барков Л.В. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся образовательных учреждений. В кн.: Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-17 мая 2006г. М.; 2006: 73-4.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С., Сухарева Л.М., Ильин А.Г., Рапопорт И.К. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)». 2-е изд. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН; 2010.
3. Асеев В.Г. Мотивационные механизмы формирования здорового образа жизни. В кн.: Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-17 мая 2006 г. М.; 2006: 38-9.
4. Леонов А.В., Абанин А.М., Богомолова Е.С., Чекалова С.А., Косюга С.Ю. Пути совершенствования формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля 2008 г. М.; 2008: 102-3.
5. Орлова Т.А., Челядина Е.В., Тарасова Р.Н. и др. Изучение причин низкого рейтинга здорового образа жизни среди подрастающего поколения города Липецка. В кн.: Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-17 мая 2006 г. М.; 2006: 68-9.
6. Рафикова А.Р., Лосева И.И. Проблемы формирования ЗОЖ у детей как рефлексия поведения взрослых. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля 2008 г. М.; 2008: 148-9.
References
1. Pochueva L.P., Koveshnikova I.I., Barkov L.V. Health education and training of students of educational institutions. In: Vocational hygienic training. Formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and youth: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on 15-17 May 2006 [Professional'noe gigienicheskoe obuchenie. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detey, podrostkov i molo-dezhi: Materialy Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferen-cii s mezhdunarodnym uchastiem 15-17 May 2006]. Moscow; 2006: 73-4. (in Russian)
2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Namazova-Baranova L.S., Sukha-reva L.M., Il'in A.G., Rapoport I.K. et al. The strategy of "Adolescent health and development in Russia (harmonized European and Russian approaches to the theory and practice of protect-
ing and improving adolescent health)" [Strategiya «Zdorov'e i razvitie podrostkov Rossii (garmonizatsiya Evropeyskikh i Ros-siyskikh podkhodov k teorii i praktike okhrany i ukrepleniya zdorov'yapodrostkov)»]. Moscow; 2010. (in Russian)
3. Aseev V.G. Motivational mechanisms of a healthy lifestyle. In: Vocational hygienic training. Formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and youth: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on 15-17 May 2006 [Professional'noe gigienicheskoe obu-chenie. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detey, podrostkov i molodezhi: Materialy Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 15-17 May 2006]. Moscow; 2006: 38-9. (in Russian)
4. Leonov A.V., Abanin A.M., Bogomolova E.S., Chekalova S.A., Kosjuga S.Ju. Ways to improve healthy lifestyles pupils at present. In: Materials I Congress of the Russian Society of school and university of medicine and health. February 21-22, 2008 [Materialy I kongressa Rossiyskogo obshchestva shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. February 21-22, 2008]. Moscow; 2008: 102-3. (in Russian)
5. Orlova T.A., Cheljadina E.V., Tarasova R.N. et al. Study the causes of low ratings of healthy lifestyles among young people of the city of Lipetsk. In: Vocational hygienic training. Formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and youth: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on 15-17 May 2006 [Professional'noe gigienicheskoe obuchenie. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detey, podrostkov i molodezhi: Materialy Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 15-17May 2006]. Moscow; 2006: 68-9. (in Russian)
6. Rafikova A.R., Loseva I.I. Problems offormation of healthy lifestyle in children as a reflection of the behavior of adults. In: Materials I Congress of the Russian Society of school and university of medicine and health. February 21-22, 2008 [Materialy I kongressa Rossiyskogo obshchestva shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. February 21-22, 2008]. Moscow; 2008: 148-9. (in Russian)
Поступила 24.11.12 Received 24.11.12
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УдК 613.955:572.51]-057.874
Поварго Е.А.1, Зулькарнаева А.Т.1, Зулькарнаев Т.Р.1, ОвсянниковаЛ.Б.1, Агафонов А.И.1, АхметшинаР.А.2
региональные особенности физического развития школьников УФЫ
'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России», 450005, Уфа; 2Управление Роспотребнадзо-ра по Республике Башкортостан, 450083, Уфа
Изучено физическое развитие 4550 школьников Уфы в возрасте от 8 до 16 лет. Отмечено, что почти треть школьников имеют дисгармоничное физическое развитие. Доля детей с избытком массы тела превышает долю детей с дефицитом массы тела в 2 раза. Установлено, что у современных школьников средней и старшей возрастных групп отмечаются более высокие показатели длины и массы тела, чем у их сверстников в конце ХХ века, а у младших школьников показатели выше, чем у сверстников в 2004 г.
Ключевые слова: дети; физическое развитие.
Povargo E.A.1, Zulkarnaeva A.T.1, Zulkarnaev T.R.1, Ovsyannikova L.B.1, Agafonov A.I.1, Akhmetshina R.A.2 — REGIONAL FEATURES OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN THE CITY OF UFA
1Bashkir State Medical University, Ufa, Russian Federation, 450005; 2Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation, 450083
There was studied the physical development of4550 schoolchildren of the city of Ufa at the age from 8 to 16 years. Almost a third of the students was noted to have disharmonious physical development. The proportion of children with excess of body weight exceeds the proportion of underweight children in 2 times. Modern schoolchildren of middle and senior age groups were established to have higher indices of height and weight in comparison with peers at the end of twentieth century, and in younger schoolchildren the indices are higher than in their peers in 2004.
Key words: children; physical development.
Значение исследований роста и развития подрастающего поколения для гигиены детей и подростков неоспоримо [1, 2, 6, 7]. Уровень физического развития, отражающий влияние факторов внешней среды на развивающийся организм, служит объективным критерием изменений в детском организме. Систематические наблюдения за ростом и развитием являются важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения. Одно из наиболее актуальных направлений исследований - установление сдвигов показателей физического развития детей
для корреспонденции: Поварго Елена Анатольевна, elena. [email protected]
For correspondence: Povargo Elena, [email protected]
и подростков во времени, характеристика морфологических изменений в развитии популяции от поколения к поколению [6].
Считают, что в настоящее время акселерация завершена, но в последние годы появились данные, свидетельствующие об активации процессов акселерации, сопровождающиеся дисгармоничностью физического развития [2]. В связи с этим в рамках социально-гигиенического мониторинга особенно актуальным становится регулярное отслеживание тенденций в физическом развитии детей в различных регионах России [1].
Цель исследования - изучение особенностей физического развития школьников в крупном промышленном городе.