Научная статья на тему 'О мотивации иностранных студентов получать высшее образование в Российской Федерации на примере Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя и Российского университета дружбы народов'

О мотивации иностранных студентов получать высшее образование в Российской Федерации на примере Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя и Российского университета дружбы народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный студент / образование / обучение / высшее учебное заведение / коллектив / лидерство / педагог / foreign student / education / training / higher education / team / leadership / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльвира Ринатовна Зарипова

В статье описаны проблемы преподавания специальных дисциплин иностранным студентам, приведено сравнение иностранных студентов двух университетов. Обосновано различие входного уровня знаний российских и иностранных студентов. Предложен подход взаимодействия с явными и неявными лидерами групп иностранных студентов для активации познавательного интереса, определены возможные признаки лидеров. Определены выводы по работе с лидерами по национальному признаку для освоения специальных дисциплин. Определена позиция педагога в многонациональном коллективе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльвира Ринатовна Зарипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Motivation of Foreign Students to Receive Higher Education in the Russian Federation, for example, at the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot’ and Peoples’ Friendship University of Russia

The paper describes the problems of special disciplines teaching to foreign students. The difference between the entrance level of knowledge of Russian and foreign students is justified. An approach of interaction with explicit and implicit leaders of groups of foreign students is proposed. The conclusions on working with leaders on a national basis are determined. The position of the teacher in the multinational team of students is determined.

Текст научной работы на тему «О мотивации иностранных студентов получать высшее образование в Российской Федерации на примере Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя и Российского университета дружбы народов»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-193-196 NIION: 2018-0077-4/21-076 MOSURED: 77/27-024-2021-04-275

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

О мотивации иностранных студентов получать высшее образование в Российской Федерации на примере Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя и Российского университета дружбы народов

Эльвира Ринатовна Зарипова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье описаны проблемы преподавания специальных дисциплин иностранным студентам, приведено сравнение иностранных студентов двух университетов. Обосновано различие входного уровня знаний российских и иностранных студентов. Предложен подход взаимодействия с явными и неявными лидерами групп иностранных студентов для активации познавательного интереса, определены возможные признаки лидеров. Определены выводы по работе с лидерами по национальному признаку для освоения специальных дисциплин. Определена позиция педагога в многонациональном коллективе студентов.

Ключевые слова. иностранный студент, образование, обучение, высшее учебное заведение, коллектив, лидерство, педагог

Для цитирования: Зарипова Э. Р. О мотивации иностранных студентов получать высшее образование в Российской Федерации на примере Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя и Российского университета дружбы народов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 193-196. https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-193-196.

Original article

The Motivation of Foreign Students to Receive Higher Education in the Russian Federation, for example, at the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot' and Peoples' Friendship University of Russia

Elvira R. Zaripova

Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot',

Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The paper describes the problems of special disciplines teaching to foreign students. The difference between the entrance level of knowledge of Russian and foreign students is justified. An approach of interaction with explicit and implicit leaders of groups of foreign students is proposed. The conclusions on working with leaders on a national basis are determined. The position of the teacher in the multinational team of students is determined.

Keywords: foreign student, education, training, higher education, team, leadership, teacher

For citation: Zaripova E. R. The Motivation of Foreign Students to Receive Higher Education in the Russian Federation, for example, at the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot' and Peoples' Friendship University of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4): 193-196. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-193-196.

© Зарипова Э. Р., 2021

№ 4 / 2021 psychology and pedagogics in official activity

Актуальность исследования. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в приказе [1] об утверждении порядка отбора иностранных граждан на обучение в нашей стране утвердил квоты на образование иностранных граждан, которые приступят к обучению в 2022/2023 гг. Поступление на обучение в высшие учебные заведения Российской Федерации возможны по международным олимпиадам, внутренним экзаменам для иностранных абитуриентов, по квотам соответствующих ведомств при согласовании между странами. Встречаются случаи, когда отборочные мероприятия проводятся на территории иностранных государств. Иностранные абитуриенты поступают на выбранные направления подготовки в бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, ординатуру, им открываются возможности узнать новую страну. Многие приезжают в первый раз в Российскую Федерацию именно после решения о получении высшего образования в нашей стране. Доступность дистанционного образования позволяет в настоящее время студенту выбирать желаемое место обучения, страну, специальность, а в период пандемии с 2019 г. большинство учебных заведений переводят студентов в онлайн-формат [2].

Автор ставит перед собой задачу перенести положительный 15-летний опыт работы с иностранными студентами в Российском университете дружбы народов на курсантов факультета подготовки иностранных студентов в Московском университете МВД имени В.Я. Кикотя и описывает проблемы и педагогические цели в повышении мотивации к обучению у иностранных студентов в первые годы их обучения.

Постановка задачи исследования. Интересным остается вопрос о мотивации иностранных студентов, которые уже приехали обучаться в Россию. Приведем основные вопросы и ответы, совпадающие с большинством, исключая частные единичные случаи.

При первом знакомстве с группами, где учатся иностранные студенты всегда интересно узнать почему они выбрали для обучения учебное заведение в Российской Федерации, и это первый вопрос, на которые большинство вспоминают свою семью и близкое окружение, и значимые личности в семье обучались ранее на территории Российской Федерации. В РУДН часто можно встретить иностранцев из арабских стран Ближнего Востока, стран Африки, Европы и Америки, у которых один или несколько членов семьи уже учились в РУДН, а некоторые родители и вовсе познакомились в Москве. У курсантов Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя другая направленность: это бывшие союзные республики, Монголия, иностранцы приезжают примерно из 30 стран, а в РУДН, поскольку это гражданский ВУЗ, охват в более чем 150 стран.

Иностранные студенты, приезжающие в Российскую Федерацию на обучение, чаще всего уже имеют профессиональное образование, отмечены как лучшие обучающиеся в своей стране, после чего их направляют образовательные или ведомственные организации на «повышение квалификации», получение высшего образования в Россию.

Убежденность в своей значимости у иностранных студентов пропадает при столкновении с реальным ежедневным образованием, с преподавателями дисциплин, при общении с русскоязычными сокурсниками и старшими товарищами. Наиболее частая ситуация, которую можно фиксировать в 2021 г., иностранные студенты сильно уступают по знаниям студентам из России. Сказывается и недостаточное знание русского языка, в особенности специальных терминов во всех дисциплинах, например, в математических дисциплинах не знакомы термины «синус», «катет», «вероятность», «вектор». Приходится с иностранными студентами работать больше, поскольку кроме материала 1-3 курса, когда они осваиваются в учебном заведении, еще и объяснять/повторять школьную программу.

Возникает задача исследования: как адаптировать учебный процесс под иностранного студента, чтобы сохранить его мотивацию к обучению? Ответам на этот вопрос и посвятим данную работу.

Процесс обучения и исследования. В процессе обучения важно заинтересовать слушателей, чтобы вызвать первую положительную эмоцию от обучения и желание продолжать обучение.

В период становления важным остаются лидер и его команда [3]. Выделяя лидера из группы иностранных студентов, легче добиться результата от всей команды. В группе может быть несколько лидеров по национальному признаку. Лидер легко может объяснить информацию своему соотечественнику на родном языке, и это происходит очень часто. Также прислушиваются к более опытным старшим товарищам, например, на несколько курсов старше, к старшим по званию и более взрослым сокурсникам. Такие лидеры часто берут на себя большую ответственность за коллектив, который их поддерживает. В качестве примера автор может заметить, что лекции по нескольким математическим прикладным дисциплинам были переведены с русского на английский, испанский, французский языки иностранными студентами по их доброй воле в качестве помощи будущему поколению студентов и сокурсникам-иностранцам. Курсанты-иностранцы, желая помочь своим сокурсникам, помогают с объяснением материала своим сокурсникам на переменах на родном языке, и это сильно облегчает работу преподавателю, так как всегда сложно работать с многоязычной группой

с разным уровнем подготовки. Задачей преподавателя является также внедрение студентов-иностранцев в проектную деятельность, тем самым углубляя вовлеченность в дисциплину, при этом важно отмечать и фиксировать все индивидуальные достижения на познавательно-исследовательском уровне и оценивать каждого по его траектории [4]. Для студентов-иностранцев, как, впрочем, и для студентов-россиян, поддержка преподавателей и старших товарищей, командиров, является очень важной и значимой, поэтому отмечать реальные достижения студента важно и нужно. Надо заметить, что многие студенты обладают значимыми достижениями в спорте, участвуют в художественной самодеятельности, хорошо готовят.

Итак, отметим лидерство:

- по национальному признаку;

- по старшинству/ по возрасту;

- в проектной индивидуальной работе;

- в индивидуальных достижениях.

Выводы и задачи дальнейших исследований. Поддерживая лидеров в сложившихся группах иностранных студентов, преподаватель в образовательном процессе создает среду, благоприятную для усваивания материала, поскольку получает взаимную поддержку и отклик со стороны лидеров, их поддержку и расположение. Специальные дисциплины быстрее осваиваются большей частью группы студентов, если их проговаривают не только на русском, но и родном для иностранцев языке.

Перед российскими преподавателями стоит большая ответственность, поскольку студентами считы-вается компетентность, дружелюбность, открытость, заинтересованность педагогов.

В качестве дальнейших исследований планируется разработка модели активизации познавательного интереса иностранных студентов младших курсов к точным наукам и поддержание этого интереса на протяжении обучения в Российской Федерации и поддержки высокого уровня преподавания и содержательного педагогического эксперимента [5]. Также планируется анализ психолого-педагогической литературы по активизации познавательного интереса у иностранных студентов.

Библиографический список

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 3 ноября 2020 г. № 1378 «Об утверждении порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Россий-

ской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также предъявляемых к ним требований» (Зарегистрирован 26 января 2021 г. № 62219).

2. Самойлов, В. Д. Об информационно-образовательных технологиях / В. Д. Самойлов, Н. Д. Эри-ашвили // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 3. С.170-174.

3. Абатнина, И. А. Сущность педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах / И. А. Абатнина, М. В. Стрельцова // Альманах современной науки и образования. 2010. № 4 (35). С. 1 27.

4. Баранова, Л. М. Проблемы адаптации обучающихся в образовательном процессе высшего военного учебного заведения / Л. М. Баранова, Т. В. Ларина // Мир образования - образование в мире. 2015. № 3. С. 145-150.

5. Аронов, А. А. Досуг как средство патриотического воспитания молодежи / А. А. Аронов, Н. С. Кайдалова // Мир образования - образование в мире. 2015. № 3(59). С. 42-46.

Bibliographic list

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1378 dated November 3, 2020 «On Approval of the Procedure for Selecting Foreign Citizens and Stateless Persons to Study within the Quota Established by the Government of the Russian Federation for the Education of foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation, as well as the requirements imposed on them» (Registered January 26, 2021 No. 62219).

2. Samoilov, V. D. About information and educational technologies / V. D. Samoilov, N. D. Eriashvili // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2020. No. 3. pp. 170-174.

3. Abatnina, I. A. The essence of pedagogical stimulation of leadership in cadet collectives / I. A. Abatnina, M. V. Streltsova // Almanac of Modern Science and Education. 2010. No. 4 (35). p. 127.

4. Baranova, L. M. Problems of adaptation of students in the educational process of a higher military educational institution / L. M. Baranova, T. V. Larina // The world of education - education in the world. 2015. No. 3.pp. 145-150.

5. Aronov, A. A. Leisure as a means of patriotic education of youth / A. A. Aronov, N. S. Kaidalova // The world of education - education in the world. 2015. No. 3(59). pp. 42-46.

№ 4 / 2021 psychology and pedagogics in official activity

Информация об авторе

Э. Р. Зарипова - доцент кафедры естественнонаучных дисциплин учебно-научного комплекса информационных технологий.

Information about the author E. R. Zaripova - associate professor of the department of natural sciences.

Статья поступила в редакцию 10.09.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 10.09.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Общий

псшймюгический

ПРАКТИКУМ

BlipréllUÉltaf

Общий психологический практикум : учебное пособие / И. С. Гани-шина, Е. Е. Гаврина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Учебное пособие разработано авторским коллективом Академии ФСИН России.

Структура пособия продиктована логикой преподавания курса и включает следующие разделы: "Теоретико-методологические основы деятельности практического психолога", "Планирование и организа-ция научного психологического исследования", "Общепсихологические методы, используемые в деятельности практического психолога", "Психологические измерения". Учебное пособие содержит задания для организации и проведения практических занятий с обучающимися.

Для курсантов, слушателей и студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 "Психология служебной деятельности". Может быть полезно для аспирантов (адъюнктов), студентов, экстернов.

■-а Ш.ТШ- îjuiim ri.ii ujbjw »_■ lihiiiié

Актуальные I гоьльмы государственной

noj 1итики

Якунин, В.И. Актуальные проблемы государственной политики : учебник / [В.И. Якунин и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 415 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим категориям и понятиям на примере богатого исторического и социологического материала. Особое внимание уделяется цивили-зационным аспектам формирования государственной политики.

Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.