Научная статья на тему 'О мотивах изучения профильных экономических дисциплин иностранными учащимися на довузовском этапе обучения'

О мотивах изучения профильных экономических дисциплин иностранными учащимися на довузовском этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина М. Э.

Проанализировано реальное состояние мотивационной сферы иностранных учащихся довузовского этапа обучения при изучении профильных дисциплин на неродном (русском) языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MOTIVES OF STUDYING OF PROFILE ECONOMIC DISCIPLINES FOREIGN STUDENTS AT THE PRE-UNIVERSITY COURSE

The article considers the real state of the motivational sphere of foreign students at the pre-university course

Текст научной работы на тему «О мотивах изучения профильных экономических дисциплин иностранными учащимися на довузовском этапе обучения»

УДК 378.147.016:33

М.Э. Калинина, начальник ОАИУ ИМО, 8-903-845-03-08, Kalinina-marina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

О МОТИВАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Проанализировано реальное состояние мотивационной сферы иностранных учащихся довузовского этапа обучения при изучении профильных дисциплин на неродном (русском) языке.

Ключевые слова: экономическое мышление, довузовская подготовка иностранных граждан, мотивация, мотив.

Создание педагогических условий формирования экономического мышления иностранных учащихся является одной из задач преподавателя дисциплины «Основы экономики» на довузовском этапе обучения.

Сущность понятия «педагогические условия» рассматривается в трудах Ю.К. Бабанского, В.Ч. Загвязинского, И.Я. Лернера и др.

Под педагогическими условиями Ю.К. Бабанский подразумевает «обстановку, при которой все компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [1]. И.Я. Лернер определяет педагогические условия как факторы, обеспечивающие успешное обучение [4].

В теории и практике экономического образования разными исследователями предлагаются различные условия, способствующие формированию экономического мышления:

- преимущественно практический характер занятий с выделением последовательных ступеней в зависимости от возраста учащихся и от конкретных педагогических задач (Нисимчук А.С., Абрамова А.И., Рябинина Н.П.);

- разработка технологии экономического образования (Шакирова Д.М.);

- разработка технологии формирования экономического мышления (Мухина С.П.);

- разработка методики обучения учащихся основам экономики (В. Д. Симоненко, Н.В. Фомин, Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина, Л.Б. Азимов, Е.В. Журавская);

- разработка методики формирования экономического мышления (Свиридова Г. С.)

Экономическое мышление - это «внутренний план», свойство личности, формирование которого происходит под воздействием внешних и с учетом внутренних условий (индивидуальных особенностей учащихся).

Под внешними условиями подразумевается, в первую очередь, стимулирующая деятельность преподавателя по формированию мотивационной сферы учащегося. «Стимулирование учебной деятельности студента - это процесс создания условий для устойчивого изменения психического состояния обучаемого в направлении разрешения противоречий в удовлетворении познавательных потребностей. В процессе такого обучения знание становится для обучаемого лично значимым и принимается обучаемым, что способствует повышению качества его усвоения и в конечном счете эффективности обучения» [6].

Важным моментом стимуляции мышления являются создание и укрепление мотивации. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному - и как один конкретный мотив, и как единая система мотивов, и как особая сфера, включающая в себя потребности, мотивы, цели в их сложном переплетении и взаимодействии. Но, несмотря на разнообразие подходов, большинство исследователей определяют мотивацию как совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Изучение проблемы мотивации имеет в педагогике свои трудности, которые связаны не только с ее теоретическим исследованием, но и в не меньшей степени с необходимостью повседневной практической работы по наблюдению, анализу учебной мотивации, конкретных шагов по мерам педагогического воздействия на нее.

Мотивы как регуляторы поведения делают процесс обучения более устойчивым, реальным. По мнению Л.И. Гурье, на длительных и устойчивых мотивах, которые можно поддерживать и развивать в течение всего периода обучения или хотя бы достаточно долгое время, строится стратегический уровень обучения в учебном заведении. При проектировании педагогических процессов на занятии и в других мероприятиях необходимо выявлять и учитывать мотивы менее длительные, но в то же время способные оказать влияние на поведение в течение нескольких часов. Преподавателю часто приходится искать промежуточные, текущие мотивы и опираться на них. Еще более мелкие мотивы - ситуационные - учитываются на оперативном уровне - при проектировании педагогических ситуаций [2].

«Мотивы, побуждающие учащегося начинать и продолжать занятия данным предметом, будут определяться его личностными устремлениями и могут быть связаны как непосредственно с учебным процессом, так и с сопутствующими обстоятельствами... Множество внешних и внутренних

факторов воздействуют на выбор предмета или на его изучение, а также на учащегося, что может стимулировать его к определенным действиям или препятствовать им» [5].

Учебная деятельность побуждается совокупностью мотивов и прежде всего внутренним мотивом, когда «познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности... и «опредмечивается» в нем» [3], и в то же время она побуждается различными внешними мотивами.

Собственные многолетние наблюдения над реальным состоянием мотивационной сферы иностранных учащихся довузовского этапа обучения при изучении профильных дисциплин на неродном (русском) языке позволили сделать следующие выводы.

Мотивами изучения профильных экономических дисциплин являются:

I группа - познавательные мотивы:

- мотивы, связанные с содержанием обучения: потребность в овладении на неродном (русском) языке знаниями, умениями, навыками в определенном круге вопросов, что позволит учащимся успешно продолжать обучение по выбранному профилю в российском вузе;

- мотивы, связанные с процессом обучения:

а) мотив достижения успеха в процессе обучения или стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи (мотив избегания). Сила мотивов данного вида зависит во многом и от того, в какой группе обучается иностранный учащийся - поли- или моноэтнической. Низкие результаты, показываемые учащимся в процессе обучения, наиболее остро и болезненно воспринимаются в полиэтнической группе, где присутствуют студенты двух и более этносов, и могут повлечь за собой проблемы этнологического характера в общении между студентами группы, а также проблемы на уровне «студент -преподаватель»;

б) мотивы, в основе которых лежит интерес. Множество интересов включает в себя:

■ непосредственный интерес к изучению экономики;

■ интерес к характеру мыслительной деятельности, который требует предмет (экономическому образу мышления);

■ опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей профессиональной деятельностью;

■ интерес, основанный на положительном восприятии личности преподавателя профильной дисциплины, его умения строить учебный процесс в иноязычной аудитории;

- широкие познавательные мотивы:

а) потребность получения информации об уровне экономического развития страны пребывания и региона, где находится выбранный учащимся вуз;

б) обращение к преподавателю за дополнительными сведениями;

- мотивы самообразования:

а) потребность в самообразовании;

б) потребность в обращении к преподавателю по поводу рациональной организации учебной деятельности.

II группа - социальные мотивы:

- широкие социальные мотивы: мотивы, основанные на чувстве долга и ответственности за результаты обучения перед родителями, перед деканатом факультета, перед организацией, направившей на обучение и оплатившей его, перед обществом, перед учебной группой;

- узкие социальные мотивы:

а) потребность в контактах со студентами группы и получении их положительных оценок;

б) потребность в похвале со стороны преподавателя.

Следует отметить тот факт, что в процессе обучения на основе старых мотивов могут формироваться новые. Для этого необходимо, чтобы познавательные и социальные мотивы превратились в смыслообразующие, то есть обогатились личностным смыслом. Именно мотивы, связанные с будущей профессией, имеют личностный смысл для учащегося.

По нашим наблюдениям, осознанное отношение к будущей профессии сформировано у иностранных учащихся, которые или начинали обучение по данной специальности в высших учебных заведениях на родине, или работали в интересующей их сфере. Отсутствие или расплывчатость установки на получение определенной профессии влечет за собой частое изменение профиля обучения самим иностранным учащимся.

Таким образом, мотивационная сфера иностранного учащегося на этапе довузовской подготовки определяется прежде всего профессиональными и познавательными мотивами, где познавательная мотивация является основой учебной деятельности. Интерес к самому процессу изучения профильной дисциплины «Основы экономики», представляющей собой основу будущего профессионального обучения, укрепляет познавательные мотивы, способствует развитию креативного мышления. В связи с этим задача преподавателя выше указанной дисциплины состоит в том, чтобы содействовать учащемуся в его попытках осознать мотивы действия, способствовать формированию положительной мотивации к изучаемой дисциплине, помогать в овладении мыслительными операциями, - то есть обеспечить создание педагогических условий формирования экономического мышления иностранных учащихся.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 193 с .

2. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие/ Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 212 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96с.

5. Молчановский В.В., Шипелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: рус. яз. 2000. 320 с.

6. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учеб. пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. 383 с.

M.E.Kalinina

ABOUT MOTIVES OF STUDYING OF PROFILE ECONOMIC DISCIPLINES FOREIGN STUDENTS AT THE PRE-UNIVERSITY COURSE

The article considers the real state of the motivational sphere of foreign students at the pre-university course

Keywords: pre-university course of foreign students, motivation, motive

Получено 30.10.2011 г.

УДК37.02

В.М. Кириллова, канд. пед. наук, доц., (4872) 35-52-55, kirillova@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассмотрены вопросы духовного развития личности человека, которые требуют использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Ключевые слова: нравственность, духовность, развитие личности.

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете черты как нравственного, так и безнравственного, - черты, по сути, того, что подпитывалось в ребёнке с раннего возраста всем его окружением: и социумом, и родителями, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.