Научная статья на тему 'О мониторинге земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области'

О мониторинге земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1291
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / AVAILABLE LAND / КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ / CATEGORY OF LAND / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / AGRICULTURAL LAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павликова Екатерина Владимировна, Ткачук Оксана Анатольевна, Орлов Анатолий Николаевич

На примере Пензенской области рассмотрено распределение земель по категориям, а также структура и динамика земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель иных категорий в земельном фонде области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Павликова Екатерина Владимировна, Ткачук Оксана Анатольевна, Орлов Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MONITORING LANDS OF AGRICULTURAL PURPOSE IN THE PENZA REGION

On the example of the Penza region distribution of lands on categories, and also structure and dynamics of lands of agricultural purpose and agricultural grounds as a part of lands of other categories in land fund of area are considered.

Текст научной работы на тему «О мониторинге земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области»

реки Амур, добытый уголь можно транспортировать из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян, при этом сэкономив на себестоимости перевозки. Благодаря добыче угля на Дальнем Востоке России, можно помочь России в строительстве железной дороги, автодороги и др. путей перевозки угля, в закупке горного оборудования, а также в решении проблемы долгосрочной нехватки угля в Китае.

И так, в течение последних лет при способствовании правительств двух стран провинция Хэйлунцзян и Дальний Восток России развернули широкое взаимовыгодное сотрудничество в таких сферах как нефтяная, газовая, электроэнергия и угольная. Вслед за непрерывным углублением двустороннего сотрудничества курс развития энергетического сотрудничества двух стран последовательно перешёл от общей торговли к производственному сотрудничеству и взаимным инвестициям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н. Байков. Энергетическая стратегия России на период до2030 г. (ЭС-2030) мировая

экономика и международные отношения 2010 №10 с 119-122

2. А.Г. Коржубаев (перевод Чжао Синь-жань): Перспективы сотрудничества Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая в нефтегазовой сфере. Интересы России в международном нефтегазовом рынке «Siberian Studies» №4 2010 г.

3. Цао Уян: В прошлом году произошёл резкий скачёк объёма электроэнергии, импортируемой Китаем из России. Синьхуа он-лайн, 24.03.2010.

4. Ван Гаофэн: Дальний Восток России: Российско-китайское сотрудничество в угольной сфере привлекло внимание специалистов. «Энергоресурсы», октябрь 2010 г.

5. Ян Хайян: Российско-китайское соглашение по углю на 6 млрд. долл. США. Новостное агентство Китая, 9.09.2010.

6. Сунь Юнсян: Российско-китайская каменноугольная промышленность, а также анализ двустороннего сотрудничества в угольной сфере. «Рынок России, Центральной Азии и Восточной Европы», июль 2010 г.

11B J Y067

УДК 332.334

Павликова Е.В., канд. с.-х. наук, доцент; Ткачук О.А., канд. с.-х. наук, доцент;

Орлов А.Н., д-р с.-х. наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», г. Пенза

О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

На примере Пензенской области рассмотрено распределение земель по категориям, а также структура и динамика земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель иных категорий в земельном фонде области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОНИТОРИНГ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД, КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Pavlikova E.V. cand. of agricultural sciences, associate professor Tkachuk O.A. cand. of agricultural sciences, associate professor Orlov A.N. doctor of the agricultural sciences, professor

ABOUT MONITORING LANDS OF AGRICULTURAL PURPOSE IN THE PENZA REGION

On the example of the Penza region distribution of lands on categories, and also structure and dynamics of lands of agricultural purpose and agricultural grounds as a part of lands of other categories in land fund of area are considered.

KEYWORDS: MONITORING, AVAILABLE LAND, CATEGORY OF LAND,

AGRICULTURAL LAND

Сложившаяся в настоящее время система субъектов Российской Федерации и органов

обеспечения федеральных органов исполни- местного самоуправления оперативной инфор-

тельной власти, органов исполнительной власти

49

мацией о плодородии почв и состоянии сельскохозяйственных земель опирается на данные государственной статистической отчетности и сети агрометеорологических станций. При этом данные представляются в систему сбора статистической информации непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями и поэтому во многих случаях не являются достоверными и не отражают реальное состояние земель, что подтверждается результатами обработки Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Вследствие недостаточного количества агрометеорологических станций невозможно оценивать все необходимые параметры сельскохозяйственного производства.

Обширные территории, занимаемые сельскохозяйственными землями, довольно сложно контролировать из-за отсутствия в цифровом виде карт сельскохозяйственной освоенности территорий с границами полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, неразвитой сети пунктов оперативного мониторинга, наземных станций, в том числе и метеорологических, отсутствия авиационной поддержки ввиду высокой стоимости ее содержания. На этих землях в силу различного рода природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит постоянное изменение границ посевных площадей, условий вегетации сельскохозяйственных культур, свойств почвенного плодородия, развитие негативных процессов.

Во многих регионах Российской Федерации отсутствие актуальной картографической основы не позволяет решать поставленные задачи мониторинга. Имеющиеся в большинстве субъектов Российской Федерации топографические карты относятся к середине 80-х - началу 90-х годов прошлого века. Темпы работ по централизованному обновлению карт существенно снизились, при этом за последние годы состояние агроландшафта существенно изменилось, особенно в интенсивно развивающихся регионах.

Эффективным инструментом решения части поставленных задач является создаваемая Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках Г осударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, совмещенная с наземными обследованиями сельскохозяйственных угодий, которая является составной частью системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [3].

Под государственным мониторингом сельскохозяйственных земель» понимается система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью;

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения:

- за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации;

- за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях.

Для обеспечения функционирования мониторинга внедряются новые средства и технологии, системы наблюдений, сбора и обработки информации, в том числе на основе данных дистанционного зондирования Земли как наиболее объективных и оперативных в применении, что позволяет одновременно вести наблюдение за использованием земли, а также давать прогноз развития сельскохозяйственных культур и величины потенциального урожая.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии также осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), официальный статистический учет наличия и распределения земель в границах террито-

50

риальных образований и ежегодно готовит государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Проводимые работы по государственному мониторингу сельскохозяйственных земель, в основном носят разрозненный, ведомственный характер. Отсутствует межведомственная координация и организация этих работ.

Основными видами информации, формируемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии, должны являться:

- информация о границах сельскохозяйственных земель, их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности;

- информация о сельскохозяйственных землях, выведенных из сельскохозяйственного оборота, включая границы, площади, состояние, год последнего использования в обороте;

- информация о сельскохозяйственных землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, включая границы, площади, состояние, вид хозяйственного использования, потенциальную продуктивность, продолжительность пребывания сельскохозяйственных земель в залежном состоянии в последние годы;

- информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характеризующие

морфогенетические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов и радионуклидов, степени эродирован-ности (дефлированности), переувлажнения, заболачивания, засоления, опустынивания, каменистости, а также характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу, урожайности сельскохозяйственных культур, установленной при проведении наземных обследований;

- другая информация с различными степенями агрегации, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей, а также программные продукты [3].

В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2012 года составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря (таблица 1) [1].

Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики земель 83 субъектов Российской Федерации.

На примере Пензенской области было рассмотрено распределение земель по категориям, а также структура и динамика земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель иных категорий в земельном фонде области.

Земельный фонд в административных границах области по состоянию на 1 января 2012 года составляет 4335,2 тыс. га [2].

Таблица 1

Распределение земель по категориям

Категория земель Российская Федерация Пензенская область

Млн. га Доля в категории земель, % Тыс. га Доля в категории земель, %

Площадь земельного фонда 1709,80 100,0 4335,2 100,0

1. Земли сельскохозяйственного назначения 389,00 22,7 3073,5 70,9

2. Земли населенных пунктов 19,7 1,2 228,0 5,3

3. Земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 16,9 1,0 43,1 1,0

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов 36,5 2,1 9,1 0,2

5. Земли лесного фонда 1120,9 65,6 964,5 22,2

6. Земли водного фонда 28,0 1,6 14,8 0,3

7. Земли запаса 98,8 5,8 2,2 0,1

Данные таблицы 1 показывают, что земли сельскохозяйственного назначения составляют 70,9 % от общей площади земельного фонда Пензенской области, тогда как по стране этот показатель составляет 22,7 %. Это свидетельствует, о том, что область является

одним из ведущих сельскохозяйственных регионов. Земли лесного фонда в РФ составляют 65,6 %. В Пензенской области лесной фонд занимает 22,2 %, что связано с большой распа-ханностью земель (70 %). Остальные показатели по Пензенской области варьируют в пределах общероссийских.

Таблица 2

Структура и динамика земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель иных

категорий в земельном фонде

51

рф Пензенская область

Млн. га Доля Тыс. га Доля

Земли в категории в категории

земель земель

% %

Площадь земельного фонда 1709,8 100,0 4335,2 100,0

В том числе сельскохозяйственные угодья 220,3 12,9 2884,0 66,5

1 Земли сельскохозяйственного назначения 389,0 22,7 3073,5 70,9

1.1 Сельскохозяйственные угодья 196,3 50,5 2376,1 77,3

Из них

1.1.1 пашня 115,1 58,6 2190,8 92,2

1.1.2 залежь 4,4 2,2 - -

1.1.3 многолетние насаждения 1,2 0,6 - -

1.1.4 сенокосы 16,6 8,5 - -

1.1.5 пастбища 56,9 29,0 - -

1.2 Лесные площади 29,1 7,5 78,0 2,5

1.3 Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд 19,3 4,9 - -

1.4 Земли под водой 13,1 3,4 22,1 0,7

1.5 Земли застройки 1,1 0,3 15,2 0,5

1.6 Земли под дорогами 2,3 0,6 39,3 1,3

1.7 Болота 24,8 6,4 7,7 0,2

1.8 Прочие земли 103,0 26,4 23,0 0,7

2 Земли лесного фонда 1120,9 65,6 964,5 22,2

2.1 В том числе сельскохозяйственные угодья 4,4 0,4 14,0

3. Земли водного фонда 28,0 1,6 14,8 0,3

4 Земли запаса 98,8 5,8 2,2 0,1

4.1 В том числе сельскохозяйственные угодья 8,5 8,6 1,3 59,1

5 Земли населенных пунктов 19,7 1,2 228,0 5,3

5.1 В том числе сельскохозяйственные угодья 9,4 47,7 139,4 61,1

6 Земли промышленности и иного специального назначения 16,9 1,0 43,1 1,0

6.1 В том числе сельскохозяйственные угодья 1,1 6,5 2,1 4,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Земли особо охраняемых территорий и объектов 36,5 2,1 9,1 0,2

7.1 В том числе сельскохозяйственные угодья 0,6 1,6 1,2 13,1

Данные о структуре и динамике земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель иных категорий за последние годы представлены в таблице 2.

На 1 января 2012 года площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 389,0 млн. га. В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 4,4 млн. га.

В основном сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения происходило по причине включения земель (преимущественно несельскохозяйственных угодий) в ряде субъектов Российской Федерации в состав фонда перераспределения земель в связи с ликвидацией сельскохозяйственных организаций, при добровольном и принудительном

отказе от земельного участка, а также по причине перевода земель в другие категории для строительства газопроводов, иных линейных объектов, расширения территорий заповедников [1].

На 1 января 2012 года площадь земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области составила 3073,5 тыс. га. По сравнению с прошлым годом уменьшение земель сельскохозяйственного назначения на 0,6 тыс. га произошло за счет перевода этих земель в земли населенных пунктов (0,3 тыс. га) и в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (0,3 тыс. га).

Земельный фонд Пензенской области формируется за счет:

52

- земель, оформленных в государственную собственность Пензенской области в порядке разграничения государственной собственности на землю;

- земельных участков, приобретенных в результате гражданско-правовых сделок в государственную собственность Пензенской области;

- изъятых в государственную собственность Пензенской области земельных участков в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

- земельных участков, предоставленных государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Пензенской области [4].

Анализ и систематизация статистических данных приведенных в работе послужат основой для планирования и проектирования мероприятий по улучшению использования земельных ресурсов на перспективу, обеспечения целевого использования земель, создания территориальных условий для функционирования сельскохозяйственного и несельскохозяйствен-

ного производства, развития и совершенствования земельного законодательства, позволят контролировать воздействие негативных явлений на земельные ресурсы, для решения других вопросов реформирования земельных отношений в Пензенской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - М., 2012. - 225 с.

2. Доклад о состоянии и использовании земель в Пензенской области / Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. -Пенза, 2011. - 44 с.

3. Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года // http://www.mcx.ru.

4. Распоряжение правительства Пензенской области от 16 октября 2011 г № 612-рП «О состоянии дел в сфере управления земельными ресурсами и использовании земель Пензенской области». - Пенза, 2011. - 5 с.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.