Научная статья на тему 'О мониторинге готовности образовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»'

О мониторинге готовности образовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / «BASES OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» / COMPLEX EDUCATIONAL COURSE / STUDENT MORAL BEHAVIOR / MONITORING MODEL / EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна, Солодкова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются вопросы мониторинга готовности общеобразовательных учреждений Челябинской области к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Раскрываются основные цели и задачи данного курса. Приводится анализ нормативных документов, описывается модель мониторинга условий введения нового учебного курса. Представлены основные компоненты модели мониторинга готовности общеобразовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и этапы его проведения. Авторы предлагают вниманию карту оценки готовности, в которой представлены основные критерии, показатели, а также перечень документов, регламентирующих введение учебного курса. В статье приводится расчет количественных показателей эффективности; оценочно-уровневая шкала определения уровня соответствия критериям. Даны рекомендации по принятию управленческих решений на основании полученных результатов и выявленных проблем. Предлагаемая модель мониторинга позволяет руководителям и педагогам образовательных учреждений эффективно управлять процессом реализации комплексного учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна, Солодкова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мониторинге готовности образовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»»

Ю. Ю. Баранова, Е. А- Солодкова

О мониторинге готовности образовательного учреждения

УДК 37.012

О МОНИТОРИНГЕ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Ю. Ю. Баранова, Е. А. Солодкова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мониторинга готовности общеобразовательных учреждений Челябинской области к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Раскрываются основные цели и задачи данного курса. Приводится анализ нормативных документов, описывается модель мониторинга условий введения нового учебного курса. Представлены основные компоненты модели мониторинга готовности общеобразовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и этапы его проведения. Авторы предлагают вниманию карту оценки готовности, в которой представлены основные критерии, показатели, а также перечень документов, регламентирующих введение учебного курса. В статье приводится расчет количественных показателей эффективности; оценочно-уровневая шкала определения уровня соответствия критериям. Даны рекомендации по принятию управленческих решений на основании полученных результатов и выявленных проблем. Предлагаемая модель мониторинга позволяет руководителям и педагогам образовательных учреждений эффективно управлять процессом реализации комплексного учебного курса.

The authors of the article observe issues of monitoring of preparedness of Chelyabinsk region educational institutions for implementation of the complex educational course «Bases of religious cultures and secular ethics» (BRCSE). The major targets and tasks of the course are disclosed. Normative documents are analyzed. The monitoring model of preparedness for the new course is described: its components and stages of the course BRCSE. The card of evaluation of preparedness of educational institution for implementation of the new course is represented. Major criteria, indexes and the list of documents regulating implementation of the new course are described. The authors characterize quantitative indexes of effectiveness

and level scale of eligibility. It is given the recommendations for the managers to make a decision according to the results of the research. The described in the article model helps directors and teachers rule educational institutions effectively.

Ключевые слова: комплексный учебный курс, «Основы религиозных культур и светской этики», нравственное поведение обучающегося, модель мониторинга, оценка, эффективное управление.

Complex educational course, «Bases of religious cultures and secular ethics», student moral behavior, monitoring model, effective management.

В условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» одним из актуальных аспектов деятельности общеобразовательного учреждения является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Для обеспечения данной цели в школах России с

1 сентября 2012 года в четвертых классах вводится новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ).

Основными задачами данного курса являются:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Обеспечение выполнения плана мероприятий по проверке готовности общеобразователь -ных учреждений, муниципальных образовательных систем Челябинской области по введению курса ОРКСЭ было также поручено Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» [8].

Наиболее актуальными, целесообразными и взаимодополняющими компонентами при реализации проектов различного рода являются мониторинг и оценка. Мониторинг в образовании (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [1].

По мнению В. А. Мокшеева, мониторинг является одновременно и способом, и формой исследования и обеспечения своевременной, качественной информацией, а также выполняет такие функции, как сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе или отдельных ее элементах. В дальнейшем эта информация может быть направлена на информационное обеспечение управления, а именно на оценку состояния объекта (прогноз его развития) [2, 3]. В свою очередь, оценку можно охарактеризовать как систематизированное исследование ситуации, процесса реализации программы или ее результатов с целью разработки проекта деятельности, создания рекомендаций по улучшению работы, оценки ее эффективности и результативности [4].

Поэтому главной идеей методики стала оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений Челябинской области по подготовке к введению с 2012-2013 учебного года комплексного учебного курса ОРКСЭ при использовании мониторинговых исследований.

Необходимое условие любых мониторинговых исследований и оценки процесса или объекта - наличие комплекса мониторинговых критериев, показателей, по которым происходит качественное и количественное описание. Проработав нормативные акты [6-9], выделили следующие направления, по которым можно определить уровень готовности общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных систем к введению курса ОРКСЭ, а именно его:

- нормативно-правовое обеспечение;

- организационно-педагогические условия;

- учебно-методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- информационное сопровождение.

Перечисленные направления отражают

совокупность требований к условиям реализации содержания комплексного учебного курса ОРКСЭ и могут являться критериями данного мониторинга.

Особенности направлений:

1. Отражают содержательно-процессуальные элементы модели и носят номенклатурный характер, вызванный мобильным обновлением нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательных учреждений, существенно меняющейся содержательной основы учебников и учебных пособий; введением в практику преподавания принципиально новых носителей информации; акцентированием на информационном взаимодействии участников образовательного процесса.

2. Выполняют функцию ориентира в выборе содержательных модулей, учебно-методического комплекса с учетом мнения родителей, в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для достижения целей и задач курса. Они исходят из задач комплексного использования ресурсов конкретного образовательного уч-реждения.

Оценка критериев выражается в показателях, представляющих собой совокупность оптимальных рекомендаций к нормативно-правовому, организационно-педагогическому, учебно-методическому, материально-техническому и информационному обеспечению образовательного процесса в рамках вводимого обязательного курса ОРКСЭ (таблица 1).

Научное обеспечение системы гаучно-теоретический журнал 27 г -ч у г V, \/г повышения ^валнфищщи щоров

Таблица 1

Карта оценки готовности общеобразовательного учреждения*: реализации комплексного учебного курса ОРКС'Э

Критерий Показатели Документационное обеспечение показателя

Норматив попрев овое обесшчакие Сфармированность локальной нормативно-правовой бесы, обеспечивающей введение курсаОРКСЭ. 1 .Учебный план (проект шкальюго учебного плана) образовательного учреждения на 2(112-2013учйоц.

2. Приказ по образовательно?^учреждению: а) о выборе родителями обучающихся третьих классов содержательных модулей курса ОРКСЭ;: б) об утверждении УМК курса; в) об утверждении рабочей программы, обеспечивавшей реализацию курса.

Организацгюнко- педетогичвские условия 2.1 Регламентация деятельности общеобразовательного учреждения по введению курсаОРКСЭ. Приказ по общеобразовательному учреждению, регламентирующий введение курса ОРКСЭ (кадровый состав, зацепление кабинетов, создание усшвий, организация юн-трсля за введением курса и т.п.).

2.2.0беспечвнность реализации курса ОРКСЭ педагогами, прошедшими повышение квалификации по содержанию и методике преподавания гурса в объеме не менее 16часов. Документ (сертификат, удостоверение), подтверждающий обучение каждого педагога, реализующего гурс ОРКСЭ, по содержанию и методике преподавания гурса в объеме ве менее 16 часов.

2.3Наличие плана-графика повышения квалификации педагогов, реализующих гурс ОРКСЭ, по содержанию и методике препщавания г$?рса в объеме не менее 16 часов. План-график повышения квалификации педагогов, реализующих курс ОРКСЭ, по содержанию и методике преподавания 1урса в объеме не менее 16 часов на 2012-2013 уч/год.

2.4. Наличие дагавара(ов) с учреждениями культуры, дополнительного образования детей, профессионального образования, общественными организациями о совместной реализации содержания 1урса ОРКСЭ (является желательным, но не обязательным показателем). Дошвор(ы) с учреждениями культуры, дополнительного образования детей, профессионального образования, общественными организациями о совместной реализации содержания гурса ОРКСЭ.

УчгбНС- МеТОДИЧЕСКСе обеспечение 3.1. Обеспеченность бущгщих четвероклассников общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с утвержденным образовательным учреждением учебно-методическим комплексом курса ОРКСЭ. Справка об обеспеченности каждого обучающегося бущдцих четвертых классов общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с утвержденным образова-тельнымучреждениемучебно-мегодическим комплексом курсаОРКСЭ.

3.2. Наличие в общеобразовательном учреждении комплекта дополнитель-ной литературы, обеспечивающего реализацию регионального компонента содержания курса ОРКСЭ. Утвержденный учебно-методический комплекс реализации курса ОРКСЭ, включающая перечень дополнительной литературы, обеспечивающий реализацию регионального шмпонента содержания курса ОРКСЭ.

№тчркгизь ноте >шичг:сгв? ОбеСПЕЧВШВ 4.1 Подготовленность кнбинета(ав) общеобразовательного учреждения к реализации курса ОРКСЭ. Справка о подготовленности предметного кнбинета(ов), на басе которого планируется проведение урогов ОРКСЭ, методическими и информационными материалами, обеспечивающими реализацию содержания гурса (кабинет истории, литературы, МХК, начальных классов и др.).

4.2 Наличие дополнительных помещений общеобразовательного учреждения, на базе которых возможна реализация содержания гэдха ОРКСЭ, в том числе регионального компонента (библиотека, музей). Справкао возможности использования ресурсов школьной библиотеки (или) а^зеядпя реализации содержания гурса ОРКСЭ.

Информационное сопровождение 5.1. Наличие информации о вурсе ОРКСЭ на сайте общеобразовательного учреждения. Ссыпка на раздел школьного сайта, отражающего необходимую информацию о введении и реализации курса ОРКСЭ в общеобразовательном учреждении (учебный план, учебно-методический комплекс, результаты выбора родителями модулей курса).

5.2 Проведение родительских собраний по выборумощтейгзфсаОРКСЭ. Протоколы) родительского собрания го вопросу выбора родителями мощшей гурса ОРКСЭ.

5.3 Заявления родителей о выборе модулей курса ОРКСЭ. Заявления от родителей по форме, определенной общеобразовательным учреждением.

II

11

Гй оа еч» ^

1 Й

0 ^

1 ?

к §

о 2^

8 § а

еч»

О

*

#

СОТРУД^

ОЛ13ЭЬ4°*

Выделенные показатели отражают содержательно -процессуальные элементы модели и носят номенклатурный характер. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит мобильное обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательных учреждений, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации, акцентируется внимание на информационном взаимодействии участников образовательного процесса.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть новизну разработанной модели. Введение комплексного учебного курса ОРКСЭ предполагает создание в общеобразовательном учреждении совокупности условий, обеспечивающих реализацию его содержания. Данный процесс должен быть управляемым, что возможно при условии разработанности эффективной модели управления, представляющей собой совокупность содержательных и процессуальных элементов. Модель дает возможность определить эффективность деятельности:

1) руководителей общеобразовательных учреждений по созданию условий реализации курса ОРКСЭ;

2) муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях района;

3) Министерства образования и науки Челябинской области по вопросам введения курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях региона.

Расчет количественных показателей

Как отмечалось выше, каждый из выделенных критериев эффективности имеет свое

содержательное и процессуальное наполнение - показатели эффективности. При этом по наличию или отсутствию представленных показателей можно судить в дальнейшем об уровне готовности общеобразовательного учреждения по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в целом. С целью автоматизации обработки данных карты оценки готовности общеобразовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и необходимых таблиц муниципальными службами предлагается электронная форма в формате Microsoft Office Excel 2003.

Модель мониторинга готовности образовательного учреждения к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ включает в себя три этапа.

Первый этап - этап самооценки (внешней оценки), когда общеобразовательные учреждения самостоятельно (или специалистами муниципального органа управления образованием) осуществляют определение уровня готовности к введению курса ОРКСЭ.

Сбор материала по критериям и показателям готовности образовательного учреждения к реализации комплексного курса ОРКСЭ с помощью Карты оценки готовности (таблица l). Оценка готовности рассчитывается, исходя из следующих положений: «0» баллов - показатель полностью отсутствует или наблюдается частичное соответствие; «l» балл - показатель полностью реализован.

Сопоставляя суммарно набранное количество баллов с оценочно-уровневой шкалой, общеобразовательное учреждение указывает уро -вень соответствия критериям готовности - низкий, средний, высокий (таблица 2).

Таблица 2

Оценочно-уровневая шкала определения уровня соответствия критериям

Итоговое кол-во баллов Показатель готовности общеобразовательных учреждений, % Уровень соответствия критериям готовности

l-б 20-50 Низкий

7-l0 51-80 Средний

іі-із Более 80 Высокий

Ю. Ю. Баранова, Е. Л- Солодкова

О мониторинге готовности образовательного учреждения...

Также на данном этапе общеобразовательные учреждения заполняют таблицы, в которых указывают информацию об обеспеченности учебниками для реализации комплексного курса ОРКСЭ и информацию о повышении квалификации учителей, реализующих с 01.09.2012 г. комплексный курс ОРКСЭ.

Этап обобщения результатов мониторинга на муниципальном и региональном уровнях на основе данных мониторинга готовности позволяет оценить:

- обобщенную информацию в потребности учебной литературой;

- в количестве учителей, не прошедших курсы повышения квалификации;

- получить информацию о процентном соотношении выбранных модулей.

Регламенты осуществления мониторинга определены письмом Министерства образования и науки Челябинской области [5].

На основании полученных результатов и выявленных проблем стало возможным скор -ректировать работу и дать рекомендации:

1. Управлению общего и специального (коррекционного) образования Министерства образования и науки Челябинской области обеспечить реализацию плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в ОУ Челябинской области комплексного учебного курса ОРКСЭ, утвержденного приказом от 13.02.2012 г. № 01-234.

2. ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»:

- разработать и реализовать региональную модель подготовки тьюторов по вопросам введения ОРКСЭ;

- обеспечить повышение квалификации педагогических работников по преподаванию ОРКСЭ в 4-х классах;

- опубликовать лучшие проекты, отражающие специфику предмета, по результатам областного конкурса методических проектов по комплексному учебному предмету ОРКСЭ (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 27.03.2012 г. № 24-656).

3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:

- обеспечить контроль за деятельностью подведомственных ОУ в создании организаци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онно-педагогических, учебно-методических, материально-технических и информационных условий введения курса ОРКСЭ;

- обеспечить необходимую поддержку сетевого взаимодействия ОУ, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей, религиозных конфессий и общественных организаций в реализации комплексного курса ОРКСЭ.

4. Руководителям муниципальных методических служб:

- расширить практику обмена опытом по реализации учебного курса ОРКСЭ;

- организовать информационное и методическое сопровождение реализации учебных программ ОРКСЭ в рамках выбранных сод ер -жательных модулей.

5. Руководителям общеобразовательных учреждений:

- обеспечить введение комплексного учебного курса ОРКСЭ на основе результатов выбора родителями учебных модулей и соответ-ствующего учебно-методического обеспечения с 1 сентября 2012 года.

Таким образом, проведенный мониторинг позволил зафиксировать и определить такие процессуальные моменты, как уровень готовности и трудности общеобразовательных учреждений, муниципалитетов к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики». Благодаря мониторингу и оценке стало возможным:

1. Определить уровень готовности общеобразовательных учреждений, муниципальной системы образования к введению курса ОРКСЭ.

2. Выявить потребность общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных систем, региональной образовательной системы в учебниках, обеспечивающих реализацию содержания курса ОРКСЭ.

3. Выявить потребность общеобразовательных учреждений в повышении квалификации педагогических работников по содержанию и методике преподавания курса ОРКСЭ.

4. Скорректировать работу и дать рекомендации руководителям муниципальных органов.

Подводя итоги, стоит отметить, что предлагаемая модель мониторинга позволяет руко -водителям и педагогам образовательных учреждений эффективно управлять процессом реа-

лизации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Литература

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М. : изд. центр «Академия», 2000. - С. 86.

2. Мокшеев, В. А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании / В. А. Мокшеев // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С. 7-22.

3. Мокшеев, В. А. Организация системы мониторинга в образовании / В. А. Мокшеев // Школьные технологии. - 2005. - № 1. -С. 85-94.

4. Мониторинг и оценка. Методические рекомендации (Международный Альянс по ВИЧ/СПИД) / под ред. Т. Дешко. - Киев : Альянс, 2004. - С. 11.

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 05.03.2012 № 24/1452 «О проведении оценки готовности общеобразовательных учреждений Челябинской области к введению с 01.09.2012 г. Комплексного учебного курса ОРКСЭ».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный

компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312».

8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.02.2012 г. № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.02.2012 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 уч. год».

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.