Научная статья на тему 'О молодёжной политике в современной россии'

О молодёжной политике в современной россии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
892
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ МОЛОДЁЖИ / АДАПТАЦИЯ / ПАТЕРНАЛИЗМ ГОСУДАРСТВА / ДУХОВНЫЙ УПАДОК / YOUTH POLICY / SOCIAL PROTECTION OF YOUTH / ADAPTATION / STATE PATERNALISM / CULTURAL DECAY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немерюк Алексей Алексеевич

В данной статье анализируются факторы, обусловливающие необходимость и правомерность выделения молодёжных вопросов в самостоятельную часть государственной политики, а так же доказывается необходимость внедрения новых механизмов, форм и методов работы при реализации активной социальной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main idea of the article is that the youth policy must be the primary and independent point of the national state policy and that it is high time to introduce new advanced methods of social policy

Текст научной работы на тему «О молодёжной политике в современной россии»

Алексей НЕМЕРЮК

О МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В данной статье анализируются факторы, обусловливающие необходимость и правомерность выделения молодёжных вопросов в самостоятельную часть государственной политики, а также доказывается необходимость внедрения новых механизмов, форм и методов работы при реализации активной социальной политики.

The main idea of the article is that the youth policy must be the primary and independent point of the national state policy and that it is high time to introduce new advanced methods of social policy.

Ключевые слова:

молодёжная политика, социальная защищённость молодёжи, адаптация, патернализм государства, духовный упадок; youth policy, social protection of youth, adaptation, state paternalism, cultural decay.

Различные взгляды на молодое поколение и проводимую по отношению к нему политику со стороны государства всегда в значительной степени зависели от конкретной исторической ситуации, особенностей господствующей политики и идеологии, а следовательно, от различных политических интересов.

В середине 90-х гг. была общепризнанна правомерность выделения молодёжной политики как составной части общей политики государства и общества. Оппоненты данного процесса свои возражения связывали, прежде всего, с опасениями, что социальная поддержка молодых людей будет способствовать формированию у них иждивенческих настроений. Между тем молодёжная политика, особенно в нынешней экономической ситуации, должна быть направлена, прежде всего, на восстановление социальной справедливости в отношении молодёжи, на создание ей условий для вступления в самостоятельную жизнь.

«Экономический кризис оказывает тяжёлое влияние на ситуацию с безработицей, а также на поиск работы для молодых специалистов. Стало быть, он подрывает их материальное благополучие. В конечном счёте, это может привести к криминализации молодёжной среды. Религиозные организации нашей страны вместе с государством могут многое сделать, чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в обществе. Молодёжь должна верить в себя и в возможности государства. Адаптация молодых людей к непростым условиям жизни — один из наших приоритетов»1, — отметил Президент Российской Федерации Д. Медведев на заседании Президиума Госсовета, прошедшем 12 марта 2009 г. в г. Туле.

В период 90-х гг. государственная молодёжная политика в Российской Федерации формировалась и реализовывалась в сложных экономических и социальных условиях, и исключительно государственными органами. Политические партии не имели чёткой, разработанной, оформленной молодёжной политики, сводя, как правило, свою роль к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодёжи, либо откровенно эксплуатируя потенциал молодёжных движений в период предвыборной борьбы.

Результаты анализируемого исторического материала начала 1990-х — середины 2000-х гг. позволяют выделить следующие фак-

1 Заседание Президиума Госсовета и Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями по проблемам духовно-нравственного вос-

НЕМЕРЮК Алексей Алексеевич — заместитель префекта Зеленоградского округа г. Москвы

питания молодёжи // Коммерсантъ, 2009, 12 марта, № 43, стр. 3.

торы, обусловливающие необходимость и правомерность выделения молодёжных вопросов в самостоятельную часть государственной политики.

1. Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет составляет более 25% населения страны, поэтому государство и общество обязаны строить общую политику с учётом потребностей молодого поколения.

2. Молодёжь призвана осуществить важнейшую социальную задачу общества — перейти от детства с патернализмом государства к взрослому состоянию с самостоятельной жизнедеятельностью. При этом молодые люди, особенно при рыночных отношениях, нуждаются в помощи и поддержке государства.

3. Законодатель, с учётом особенностей молодёжи и подростков, вынужден дифференцированно подходить к нормативам во всех сферах общественной жизни. Особенности молодёжи специально оговариваются в законах о труде, образовании, здравоохранении и других документах.

4. Молодёжь — это та часть населения, которая определяет будущее общества, нации, народа.

5. На молодые годы приходится важнейший период — создание семьи и рождение детей. Молодая семья нуждается в особой заботе, помощи государства.

6. Многие государственные и общественные сферы деятельности напрямую выходят на молодёжь. Это образование, воспитание, вопросы досуга, культура, спорт — вопросы государственной политики, решение которых должно проводиться объединёнными усилиями государства и общества.

7. Проблемами молодёжи занимаются самые различные государственные ведомства. При этом средства, отводимые на финансирование молодёжных программ, нередко направляются на решение других вопросов.

Данные факторы свидетельствуют о необходимости расширения понятия «государственная молодёжная политика». В Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» целостная молодёжная политика представляется как одно из направлений социально-экономической политики государства, причём приоритетных направлений1.

1 Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 12, стр. 924.

Принято считать, что само понятие «молодёжная политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.

В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы.

Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.

Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.

В-третьих, обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.

В-четвертых, приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых людей, их организаций и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности.

В-пятых, содействие становлению молодёжи, стремящейся утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, раз-

витию самостоятельности молодых людей.

В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций.

В-седьмых, привлечение молодых граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом.

Одним из основных условий становления ответственности молодёжи за будущее страны является её патриотическое воспитание, расширение участия молодёжи в демократическом развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии государственных решений по экономическим и социальным вопросам.

Авторский анализ основных направлений деятельности органов управления г. Москвы по патриотическому воспитанию молодёжи в процессе реализации молодёжной политики показал, что именно эта сфера стала основой формирования молодёжных движений и организаций столицы на рубеже 2000-х годов. Несмотря на отсутствие чётких идеологических ориентиров, большинство московских молодёжных движений и организаций для своих программных и уставных положений выбрали государственно-патриотическую основу.

Для укрепления позитивных тенденций в молодёжной среде государственная мо-

лодёжная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействие адаптации в современных социально-экономических условиях.

Не случайно вопросы формирования новой государственной молодёжной политики до 2020 г. стали предметом обсуждения первого заседания оргкомитета по проведению в России Года молодёжи, которое проводилось 19 февраля 2009 г. при участии премьер-министра В. Путина. «Молодёжь — наиболее динамичная и в то же время уязвимая часть нашего общества, — подчеркнул В. Путин. — Она способна на многое и нуждается в поддержке, поощрении, здоровой жизненной среде и надёжных социальных гарантиях»1. Премьер особо отметил, что «Год молодёжи, объявленный в 2009 году, является логичным продолжением нашей стратегической линии на инвестиции в человеческий капитал, т.е. кому сегодня 15, 20, 30 лет, в скором времени станут главными действующими лицами всех наших планов по развитию России и укреплению гражданского общества»2.

Реализация активной социальной политики требует внедрения новых механизмов, форм и методов работы. Поэтому в центре внимания государства должны находиться вопросы создания учреждений социального обслуживания нового типа, способных оказать молодым семьям и молодёжи широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских услуг. Неспособность решить эти проблемы ведёт к потере значительной части молодого поколения как активной силы для дальнейшего прогрессивного развития общества.

1 Инвестиции в молодость. Путин В.В. начал Год молодёжи в России // Российская газета, №4854, 20 февраля 2009.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.