Научная статья на тему 'О МОЕМ МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИССИИ КОМПАНИИ IN DRIVER'

О МОЕМ МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИССИИ КОМПАНИИ IN DRIVER Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ ИНДРАЙВЕР / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МИССИЯ И ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ / ГИПЕРПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Томский Арсен Г.

Статья содержит отрывки из книги автора «Индрайвер от Якутска до Кремниевой долины» (2020), из интервью казахстанскому интернет изданию и информационному порталу Тенгри Ньюс (5.10.2022), из выступления на международномфоруме о цифровых технологиях и бизнесе Дижитал Бридж 2022 (28-29 сентября 2022 года, г. Астана).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МОЕМ МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИССИИ КОМПАНИИ IN DRIVER»

О МОЕМ МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИССИИ КОМПАНИИ

inDriver

Арсен Г. Томский

InDriver far@indriver. com

Статья содержит отрывки из книги автора «InDriver от Якутска до Кремниевой долины» (2020), из интервью казахстанскому интернет-изданию и информационному порталу Tengrinews.kz (5.10.2022), из выступления на международном форуме о цифровых технологиях и бизнесе Digital Bridge 2022 (28-29 сентября 2022 года, г. Астана).

Ключевые слова: технологическая компания inDriver, глобальные проблемы, миссия и ценности компании, гиперпотребительское общество, некоммерческие проекты развития.

О глобальных проблемах. « Ряд футурологов считают, что в середине XXI века человечество настолько разовьет технологии и впадет в зависимость от них, что потеряет контроль над искусственным интеллектом с непредсказуемыми последствиями. Я полностью согласен с тем, что искусственный интеллект — потенциально очень опасная тема. Мы на полном серьезе рискуем стать промежуточным звеном эволюции перед приходом более совершенного, живущего бесконечно долго и лишенного человеческих слабостей искусственного разумного существа. » ([1], с. 125)

« На мой взляд, интеллект состоит из двух основных составляющих. Первая — это природный ум, данный нам от рождения, - некий подарок судьбы ... Вторая составляющая интеллекта — это совокупность знаний и опыта. И если на ум сложно повлиять, то знания и опыт представляют бесконечное поле для развития, позволяя человеку усиливать собственный интеллект. Внутренняя сила человека тоже на выходе из детства может быть на разном уровне. Кто-то уже в 16 лет сильный и ответственный, кто-то и в двадцать пять продолжает быть избалованным инфантильным ребенком. Но внутренняя сила может быть прокачана путем целенаправленных тренировок так же, как и физическая.

В итоге, имея высокий интеллект и внутреннюю силу, человек резко увеличивает шансы на успех в построении бизнеса, в предпринимательстве — эвристическом процессе с высокой степенью неопределенности, большим количеством ситуаций, где нужно быстро принять лучшее решение, стрессовыми нагрузками. » ([1], с. 126)

« Иногда возникает спор: к чему ближе предпринимательство — к искусству или науке? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть более внимательно, чем они являются. Если говорить об искусстве, то его задача, на мой взгляд, заключается в передаче идей и эмоций создателей слушателям, зрителям или читателям. Возникает нечто типа индукции, проходящей через время и пространство, иногда даже сквозь тысячелетия, - настоящая машина времени! Основным смыслом этой индукции может быть личностное развитие на основе этого эмоционального и интеллектуального импульса. Если говорить о науке, то ее целью является прогресс и развитие на основе постоянно пополняемых и систематизированных знаний. Очевидно, что обе эти вещи, искусство и наука, - настоящее волшебство и вершины человеческой цивилизации. Исходя из этих определений, предпринимательство ближе к науке, чем к искусству. Его цель тоже заключается в развитии, улучшении мира, прогрессе ...

Но в целом, на мой взгляд, лучше всего воспринимать предпринимательство как что-то среднее между наукой, искусством, спортом и духовным ростом. Наука дает эффективность, искусство — эмоции и способность увидеть возможности, спорт — стремление к постоянному улучшению и терпение, духовный рост — силу и мотивацию. » ([1], с. 134)

'A iMonalmg. jemine ilor> ol e »arr 'rar- № dstihs tf Sitena waerinq Iis

poifljva mftmnni w 1tw iv« pf mkigni dl jwioplt arwnd 1h» World AkiGMI» fcswd not an 5(]Uflmlenr>g in^stofs nwisy. hui on a tenabcsl cwranihwit 1p Pn tfw <jl drmiop1"*! and ttfl wmtt Aiwns wiv prmn Ihm 1h» iwst plwse ol warid-criw^mg IndWfflion <s Jwt» Wrefy to ow» Imm bnHanl nfi[rtpn?iMui4 .Ji f;laii4 wc weitali an Iran eätawiüifid Hai« liks Silicon VUhy.'

- DAVID ORLMMOMD. Fammrly Stnnr Via PraWdinl nt Ccrponls Dinnlopminl and CMpl UflH Qfflc*r t^f AlphalMl W

AiMn E-atarv raani'iCflsdibleiöüiwvüfiutiiMsfrrHxighadvarbHv Mo 'ifjiesente 1 r*w Wmsi tf unlrtpirttiur wh) slrtymi In In hülllfl lu*ri № Sittel* UkJ, hm buiH » glroai Company ain>«] dirtlQpii^ Ith ww*t The TBfVity üf )iuiiMii4 äe näl I'Vb Ihn WML «na Bwif UMdt cm h illsrwi 1c v«*arr.

'jfiM AggiBgibng Tnar.y ni Ihne munlnei ylafcfi i nurluH Uwi lho

U5 w China, bul wiln diffe-ifll challwiges and tammi« Enffapfiiwura lk#

ip[jiiiiriLj FfüjiLiäi di^puti №t üe«n in Siiicsn Vüify tx Beijing." -N0AM BAflSlW CfCliCü-fgumJer Wir«

idvffsty ard ihadenßH "

■ GERALD MAGUlRE HD Board Chilr of Eh* (JS National SruHiriiH

"Thii haust ficalvE sJQry iin'l jiisl jhnul hw а гтарг irlarnüNjnji nuHPEii WM founded in я iwnu» Sinnen чдщп Thi» it я twofc atnxi! oytramino yrnr inlBrral ntïlad« Éritj survival. abcul rnnlinuaiKly ilo'jdapinç ind moving

fpnwd. ри wn fa 1ho wk ^ yw Ipv» and s Is tflt w^d It »

also ■ pi adital îiiidr and an inapinnj nampln fr maiy hduitcMrciwrnBU'i " -JULIA SOL OVIS VA Dlrttlw tf Gonqli Nunii

From Yakutia to Silicon Valley

How a global competitors Uber was built in the deplhs of Siberia

inDriver в 2022 году. « За 4 последних года мы вышли в 45 стран, и стали вторыми в мире по число установок мобильного приложения. Эти данные общедоступны и мы можем сопоставить результаты с конкурентами. По этому параметру ^^пуег занимает первые места в целом ряде стран, включая Казахстан. Но надо сказать, что серьезную долю рынка в стране захватил "Яндекс", особенно в Астане и Алматы. В средних и малых городах Казахстана и

в межгороде inDriver остается лидером. Думаю, что здесь дело в том, что в крупных городах людям часто важнее уровень сервиса, чем экономия. inDrive же дискаунтер, который позволяет людям ездить дешевле. Но сейчас мы переходим к этапу улучшения сервиса, масштабных рекламных кампаний и увеличения рыночной доли, и намерены побороться за столицы. А так наш главный конкурент по миру - это Uber. У них за прошедший год 100 миллионов установок, они первые. У нас - 52 миллиона установок, мы вторые. У Яндекса, например, 17 миллионов, и они на 9 месте в мире. Было бы очень интересно в ближайшие годы обогнать Uber и стать первыми. У нас есть реальный шанс на это. » [2]

Кроме того, inDriver теперь больше, чем мобильная платформа. Мы расширяем inDriver. Services в Латинской Америке. Теперь пользователи из Мексики, Бразилии и Колумбии смогут найти через наше приложение механиков, сантехников, электриков, уборщиков и репетиторов.

« Когда началась война в Украине, стало очевидно, что нам нужно перевозить сотрудников из России и мы стали искать варианты. На нас сами вышли представители правительства Казахстана, а именно, министр цифрового развития Багдат Мусин и его команда. Они стали активно к себе звать, предложили всемерную поддержку в релокации. Это, наряду с тем, что Казахстан изначально для нас очень знакомая и важная страна. Все это привело к решению релоцироваться сюда. Пользуясь случаям хочу поблагодарить за поддержку. Я думаю это один из многих знаков позитивных изменений в Казахстане, о которых я часто слышу. Это здорово. »

Ценности. « Начиная с 2020 года к нам проявляет интерес наш главный конкурент - компания Uber. Но мы ни в коем случае не будем продавать inDriver ни одной из этих крупных корпораций. Мы идеологически с ними несовместимы. inDriver дает людям свободу, пассажир и водитель сами устанавливают цены между собой. Эти же компании стараются все контролировать, диктуют все, включая и цены. И ты не понимаешь, почему в час пик цена возросла в 2 раза. И продать им inDriver - это как будто предать себя. Так что мы нацелены на то, чтобы идти дальше, быть независимыми.

Наоборот, мы сами начинаем активно инвестировать, покупать другие компании. В этом году мы сделаем первые сделки. В этом вопросе мы тоже действуем на основе ценностей. Везде нужно отталкиваться от ценностей, миссии, самоидентификации. Это всегда дает тебе сильные ответы на все вопросы. » [2]

« Люди, работая в компаниях с сильной миссией, более счастливы. А это очень круто — делать команду счастливой. Словом, видение — совершенно волшебная вещь, преобразующая компанию ...

Видение состоит из миссии, ценностей и целей. Миссия — это то, чем является ваша компания и команда, самоидентификация компании ... » ([1], с. 176)

Деятельность в Казахстане. « На сегодня у нас 17 офисов по миру, в которых работают более 2 400 человек. Самый большой офис всей сети mDriver будет находиться в Алматы. К концу этого года у нас будет здесь около 700 человек, в следующем году уже около 1000. При этом надо уточнить, что это не штаб-квартира. Постепенно будем увеличивать долю казахстанских специалистов. Но пока есть сложности в этом процессе, так как на местном рынке пока не такое большое количество опытных 1Т-специалистов. Это неизбежно будет подталкивать такие большие 1Т- компании, как мы, на то, чтобы самим готовить кадры, обучать. Мы будем тратить значительные усилия на это.

Digital Bridge 2022 — международный форум о цифровых технологиях и бизнесе

Отдельно хочу отметить, что релокация крупных технологических компаний для Казахстана имеет однозначно позитивный характер. Потому что львиную часть денег мы зарабатываем вне страны и затем заводим сюда значительные суммы, чтобы выплачивать людям заработную плату. Они, соответственно, оставляют деньги здесь: платят налоги, снимают жилье, покупают товары и услуги. Идет такая живительная цепь платежей и налогов, и эти деньги не от природных ископаемых, понимаете, да? Мы неизбежно будем делать все, чтобы готовить здесь себе сильных специалистов. Плюс айтишники такие люди, которые больше не нацелены на личное обогащение, как и я, например. У меня нет серьезных активов. У меня нет дома, личного автомобиля. При этом я трачу миллионы долларов в год на некоммерческие проекты. В таком ключе, я думаю, мы и многие другие релоцируемые 1Т-компании будут вносить свой вклад в развитие и экономику страны. » [2]

О гиперпотребительстве. « В целом видно, что статус чиновника или депутата переоценен. Если талантливый, пассионарный молодой человек идет в эту сферу, то он в качестве карьерного приза через много лет может получить статус и власть, но не получит возможности добиться официального материального успеха. А мы, хорошо это или плохо, живем в гиперпотребительском обществе, где деньги являются общепризнанным культом, большой ценностью ... В итоге высокий уровень коррупции разъедает общество, бьет по экономике, по всем.

Госстуруктуры привлекают способных и амбициозных людей. Многие молодые ребята мечтают стать чиновниками, хотя их талантам больше подходит карьера в предпринимательстве, интеллектуальном производстве, науке, искусстве и так далее. Если у тебя есть способности для одной из приведенных отраслей, то тебе открыт весь мир. В госуправление пусть идут спокойные и менее амбициозные люди, более «процессники» ... Те, кому важна стабильность и кто готов выполнить эту стрессовую и ответственную работу. » ([1], с. 123-124)

« Я часто говорю всем, что нужно быть счастливым здесь и сейчас. Потребительство, яхты-виллы, предметы роскоши не принесут счастья .

У меня уже лет 10 нет недвижимости и даже личного авто, не вижу в этом смысла. Гиперпотребительство устарело. Ведь чаще всего уже через пару дней после покупки она не несет тебе удовольствия, ты привыкаешь. Более того, эти активы начинают ограничивать твою свободу и ведут к дополнительным расходам. Но это все не говорит о том, что я живу аскетично и отказываю себе в комфорте. К примеру, я с большим удовольствием путешествую и могу арендовать все, что мне требуется. Если тебе нужно, ты можешь просто снять условную яхту или виллу на несколько дней и они будут более высокого класса, чем при покупке. Это просто разумнее. И когда-то в будущем я куплю дом, чтобы было где собирать произведения искусства, которое я люблю.

Нам, бизнес-лидерам, предпринимателям, нужно показывать позитивный пример, быть ролевыми моделями. Думаю, что капитализм заходит в тупик и нам нужно его переизобрести. Я хочу более 90 процентов своего состояния постепенно вложить в некоммерческие проекты развития. К примеру, мы сможем найти талантливого ребенка из простой семьи и помочь ему получить лучшее образование, самореализоваться в жизни. А он или она в будущем изобретет лекарство от неизлечимой болезни. Это же намного лучше, чем если ты купишь себе люксовую вещь. Покупка таких предметов не делает тебя счастливым. » [2]

О проектах развития. « Арсена Томского мы записали после встречи с Касым-Жомартом Токаевым в рамках прошедшего в Астане международного технологического форума Digital Bridge.

- Арсен, у вас состоялась встреча с Президентом Казахстана. Можно узнать подробности?

С середины 2000-х годов мы начали заниматься некоммерческими проектами развития. К примеру, мы обучаем одаренных детей из детских домов и сельских школ основам программирования. Постепенно эти проекты приобрели глобальный масштаб. В следующем году на эти цели будет направлено порядка 15-25 миллионов долларов. Существенную часть расходов я финансирую из своих личных средств. Здесь, в Казахстане, мы ведем некоммерческие проекты с 2016 года. И если раньше мы начинали все эти

активности у себя на родине в Якутии, и уже после запускали по другим странам и регионам, то сейчас, к сожалению, мы потеряли эту возможность из-за всем известных событий. » [2]

Литература

1. Томский А. Г. inDriver: От Якутска до Кремниевой долины. История создания глобальной тезнологической компании. - М.: Альпина Паблишер, 2020. -256. / Версия на английском языке: Tomsky A. inDriver: from Yakutsk to Silicon Valley. How a global competitor of Uber was built in the depths of Siberia. - 2020.

2. Большое интервью основателя inDriver Арсена Томского // Tengrinews.kz, 5.10.2022 (запись Айгерим Абилмажитовой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.