Научная статья на тему 'О модульно-тематическом подходе в атласной картосемиотике'

О модульно-тематическом подходе в атласной картосемиотике Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Володченко А.

The article describes the new methodological (T-M)-approach of research of information-semiotic structures and potentials of analogical atlases. These studies were conducted in the applied cartosemiotics, namely one of its new disciplines atlas cartosemiotics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW METHODOLOGICAL (T-M) APPROACH IN ATLAS CARTOSEMIOTICS

The article describes the new methodological (T-M)-approach of research of information-semiotic structures and potentials of analogical atlases. These studies were conducted in the applied cartosemiotics, namely one of its new disciplines atlas cartosemiotics.

Текст научной работы на тему «О модульно-тематическом подходе в атласной картосемиотике»

УДК 528.9: 004 А. Володченко

Дрезденский технический университет, Институт картографии Германия

Email: Alexander.Wolodtschenko@tu-dresden.de

О МОДУЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В АТЛАСНОЙ КАРТОСЕМИОТИКЕ

A. Wolodtschenko

Dresden University of Technology, Institute of Cartography Germany

Email: Alexander.Wolodtschenko@tu-dresden.de

THE NEW METHODOLOGICAL (T-M) APPROACH IN ATLAS CARTOSEMIOTICS

The article describes the new methodological (T-M)-approach of research of information-semiotic structures and potentials of analogical atlases. These studies were conducted in the applied cartosemiotics, namely one of its new disciplines - atlas cartosemiotics.

Картография не стоит на месте. Среди новых методических направлений, появившихся в конце 90-х годов прошлого столетия, следует назвать картосемиотический метод исследования /Wolodtschenko 1999/. Формирование картосемиотического метода исследования проходило в эти и последующие годы на фоне концептуальных преобразований и изменений в картографии, смены поколений, институционализации картосемиотики, образования рабочей группы «Картосемиотика» (1995-1999 гг.) и Комиссии по теоретической картографии, Международной картографической ассоциации в 1999 г., международного корреспонденц-семинара (1991-1995 гг. и 1998-2009 гг.), введения учебных курсов в некоторых европейских университетах, расширения и взаимодействия в рамках европейских картографических и некартографических традиций и т. д.

В основу картосемиотического метода положено информационно-семиотическое структурирование отдельной картосемиотической модели (карты, атласа или другого картографического или картоподобного произведения) или серии картосемиотических моделей с последующим исследованием их модульно-тематических информационных свойств. Модульно-тематический подход является составной частью картосемиотического исследования аналоговых атласов.

Модульно-тематическая структура атласов

Атласы часто рассматриваются как картографические или картосодержащие произведения, которые характеризуется наличием конкретных карт. Но как показывает анализ разнообразных атласов (национальных, экологических, исторических, краеведческих, детских и т. д. /Володченко 2006/), не все атласы представляют собой только собрание карт. Если рассматривать любой атлас как картосемиотическую модель, то тогда его следует характеризовать через наличие конкретных информационно-

семиотических модулей (М-компонентов). Количество информационно-семиотических модулей в каждом атласе может вариировать и зависит от его тематики, назначения и т. д. (рис. 1).

Относительно модуля карт или картного модуля необходимо отметить, что этот модуль является центральным модулем для картосодержащих (картографических) атласов, где остальные модули его дополняют или расширяют. Пустые страницы в атласах не несут информации, но оказывают влияние на процентное содержание других информационных модулей и выделяются в отдельный модуль. На примере тома 1 (Общество и государство, Национальный атлас Германии) будут показаны структурно-модульные особенности: например, табл. 1 представляет информационные модули в % (от maximum до minimum) и через количество страниц.

AТЛАС

t

Группа или серия атласов

Собрание атласов

Информационно-семиотические модули

картный

текстовой

табличный

др.

для одной карты

для группы или серии карт одного атласа

для группы или серии карт нескольких атласов

для группы или серии карт из собрания атласов

Рис. 1. Модульная структура аналогового атласа /Володченко 2006/

Концептуальный характер любого атласа выражается через его тематику (Т-компонент или составляющая), которая отражена в оглавлении атласа. Структурная модель тома 1 с тематическими разделами (8) и их подразделами (всего 51) наглядно и постранично представлена в табл. 2.

Тематические разделы можно также представить наглядно в графической форме с помощью синтактических профилей /Wolodtschenko 2007/ (табл. 3).

По тематическим разделам можно легко проследить и проанализировать, например, распределение карт по их типам или видам. Табл. 4 презентует тематические разделы тома 1 и соответствующие им карты (по типам). Анализ карт тома 1 показывает, что в нем доминируют аналитические карты (116 карт из 131 или 88,5%).

Заслуживает внимание и построение Т-М таблиц или матриц с информацией о доминантных модулях. Постолбцовое (по модулям) суммирование элементов матрицы дает соответственно количественную информацию (табл. 5), а построчный анализ тематичесих разделов позволяет выделить «активный слой» модулей.

Таблица 1. Информационно-модульная структура тома 1/ Володченко 2006/

Том 1 (Общество и государство )

Модули Кол-во страниц %

1. Карты 68,5 41,8

2. Текст 59,3 36,2

3. Диаграммы 11 6,7

4. Список источников 9,2 5,6

5. Фотографии 6 3,7

6. Схемы 4 2,4

7. Перечень /указатель 2,5 1,5

8. Т аблицы 2 1,2

9. Пустые страницы 1 0,6

10. Космоснимки 0,5 0,3

11. Вкладыши (3) -

164+ (3) 100

Таблица 2. Тематические разделы тома 1 /Володченко 2006/

Тематические разделы Под- Кол-во

разделы страниц

1.Введение ^.5-27) 5 23

2.Германия в зеркале истории^.28-53) 8 26

3.Германское государство сегодня^.54-65) 5 12

4.Простанственное деление и планирование ^.66-77) 6 12

5.Германия - дифференцирован. общество^.78-111) 10 34

6.Хозяйство и сфера труда^.112-129) 7 18

7.Международные связи^.130-143) 5 14

8.Приложение^.144-162) 5 19

51 158

Таблица 3. Синтактический профиль тематических разделов

Тематические разделы Стр.

¡.Введение (8.5-27) 23

2.Германия в зеркале истории(8.28-53) 26

3.Германское государство сегодня(8.54-65) 12

4.Простанственное деление и планирование (8.66-77) 12

5.Германия - дифференцированное общество(8.78-111) 34

6.Хозяйство и сфера труда(8.112-129) 18

7. Международные связи(8.130-143) 14

8.Приложение(8.144-162) 19

Таблица 4. Тематические разделы тома 1 с распределением карт по типам

/Володченко 2006/

Тематические разделы аналитич комплексы синтетич.

1.Введение (8.5-27) 7 1 1

2.Германия в зеркале истории(8.28-53) 32 4

3.Германское государство сегодня(8.54-65) 14

4.Простанственное деление и планирование (8.66-77) 7 2

5.Германия - дифференцированное общество(8.78-111) 32 2

6.Хозяйство и сфера труда(8.112-129) 13 1 1

7. Международные связи(8.130-143) 11 3

8.Приложение(8.144-162)

116 2 13

Таблица 5. Упорядоченные модули по их количеству /Володченко 2006/

Тематические разделы (8) Семиотические модули (1 -11)

1 2 3 5 6 8 4 7 9 1 0 1 1

1.Введение X X X X X X X

2.Германия в зеркале истории X X X X X

З.Германия сегодня X X X X X X

4.Пространст. деление и планирование X X X X X X

5.Германия- дифференцированное общество X X X X X X

6.Хозяйство и сфера труда X X X X X X

7.Международные связи X X X X X X

8. Приложения X X X X X X

2=48 8 8 7 7 7 7 1 1 1 1 -

Информационно-семиотическая оценка атласов

Вопросы методики подсчета и анализа количественной информации по атласам до недавнего времени не представляли особого интереса и внимания у картографов. Семиотические аспекты ограничивались, как правило исследованиями картографических знаков и карт. Сегодня можно констатировать, что (карто)синтактический подход по исследованию информационной нагрузки карт в 70-80-е годы прошлого столетия почти никто не вспоминает. Причины для этого разные и их рассмотрение не входит в рамки данной статьи.

Информационно-семиотическая оценка атласов и информационно-семио-тическое кодирование потенциала атласов впервые были предложены в работе /Володченко 2006/ и имеют практическое значение. Пользователь может получить блиц-информацию о семиотическом содержании (в процентах) любого атласа, заглянув только на его первую страницу с выходными данными. Но такую информацию для любого атласа (аналогового или электронного, визуализируемого постранично) надо сначала рассчитать, т. е. провести семиотический анализ атласа. Для аналогового атласа информационной единицей (1 инф. ед.) считается одна страница, а все страницы атласа составляют 100 %. В зависимости от количества модулей в атласе и их комбинаций на страницах атласа, каждую страницу можно разбить на составные информационно-модульные части.

Модульное структурирование и анализ атласов имеет особое практическое значение для определения их семиотико-информационного потенциала. Такой потенциал получил название «семиотико-информационного показателя или СИП-таблица» /Володченко 2006/. Для тома 1 Национального атласа ФРГ некоторые такие СИП-таблицы представлены в табл. 6. Такие таблицы целесообразно помещать во всех

аналоговых атласах на странице с выходными данными, где пользователь получит блиц-информацию о семиотическом потенциале конкретного атласа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. СИП-таблицы в комбинации с диаграммами для тома 1

Национального атласа ФРГ

Семиотический потенциал (100 %) Семиотический потенциал (100 %)

Карты др. модули Карты Текст др. модули

42% 58% 42% 36% 22%

42 ----- Л / "

42 ' ' — И

_________ 8 22

Структурные модели атласов (например, монотематических, полукомплексных и комплексных) можно также изобразить с помощью семиотических схем-орбит. Такие схемы наглядно передают "орбитную архитектуру" любого атласа. В основу схемы положена орбита двух информационных частей атласа - модуля (М) и тематического раздела или тематики (Т). Каждая орбита-схема может сопровождаться или дополняться формулой для выражения семиотического потенциала ^р) двух информационных частей - модуля (М) и тематики (Т). Семиотическая орбитная "архитектура" Национального атласа ФРГ (том 1) с 11 модулями и 8 тематическими разделами, дополненная формулой для выражения комбинационного семиотического потенциала ^р) показана на рис. 2. Оценку семиотических характеристик можно сделать не только по отдельному атласу, но и серии или группе атласов.

Sр = 8Т + 11М

Рис. 2. Семиотическая орбитная «архитектура» атласа ФРГ (том 1)

/Володченко 2006/

Заключение

В данной работе описывается новый методический (Т-М)-подход относительно информационной нагрузки или потенциала атласов. Именно через атласы и их структурные и модульно-тематические особенности были высвечены новые направления картосемиотических исследований, например, картосемиотическое «портретирование» атласов, количественная оценка атласов и т. д.

Предлагаемые методические примеры представляют собой наработки, где впервые на стыке картографической семиотики и атласной картографии закладывается новая дисциплина - атласная картосемиотика. Сегодня еще рано говорить об оригинальности данных исследований, но их новаторский характер не вызывает сомнения. Атласная картосемиотика формируется и развивается на фоне прикладной картосемиотики. Ее практическая направленность в использовании и изучении разнообразных атласов (аналоговых и электронных) еще больше будет привлекать и картографов, и некартографов. Прикладная картосемиотика продолжает при этом, фокусировать свои исследования на совершенствование методов использования и анализа разнообразных картосемиотических моделей.

Современное коммуникационное общество нуждается в компетентных картосемиотических знаниях, например, полученных с помощью аналоговых и электронных атласов. Это его культурный и интеллектуальный потенциал и атласная картосемиотика способствует его укреплению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Володченко А. (2006): Атласная картосемиотика. Дрезден 2006.

2. Wolodtschenko, A. (1999): Kartosemiotische und konzeptionelle Aspekte der 90er Jahre. In: H.Schlichtmann und A.Wolodtschenko (Hrsg.), Diskussionsbeiträge zur Kartosemiotik und zur Theorie der Kartographie, Intern. Korrespondenz-Seminar, Band 2. Dresden 1999, 182p.

3. Wolodtschenko, A. (2007): Nationalatlas Deutschland: ein kartosemiotisches Porträt . In: H.Schlichtmann und A.Wolodtschenko (Hrsg.), Diskussionsbeiträge zur Kartosemiotik und zur Theorie der Kartographie, Intern. Korrespondenz-Seminar, Band 10. Dresden 2007, 75p.

© A. BonoöneHKO, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.