Научная статья на тему 'Комплексные и экологические атласы для формирования геоэкологического знания в высшей школе'

Комплексные и экологические атласы для формирования геоэкологического знания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Володченко А., Ротанова И.Н.

The atlas cartographic information is actively introduced into the educational process and curriculum of higher school to prepare cartographers, geographers, ecologists as well as biologists, IT specialists, economists, tourism organizers, etc. At present the experience in using complex and ecological atlases for teaching students has been gained, generalized and mutually complimented owing to collaboration among the Technical University of Dresden, IWEP SB RAS and Altai State University. Each university incorporates and then develops its specific aspect of cartography into the teaching process. For example, in Altai State University these are ecogeographical mapping and modern GIS-technologies, while in Dresden Technical University of Cartography well-developed structural and comparative analyses of ecological atlases as well as the one of environmental components in the national atlases with further studying of their module-thematic information features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX AND ECOLOGICAL ATLASES FOR GEOECOLOGICAL STUDIES IN HIGHER SCHOOL

The atlas cartographic information is actively introduced into the educational process and curriculum of higher school to prepare cartographers, geographers, ecologists as well as biologists, IT specialists, economists, tourism organizers, etc. At present the experience in using complex and ecological atlases for teaching students has been gained, generalized and mutually complimented owing to collaboration among the Technical University of Dresden, IWEP SB RAS and Altai State University. Each university incorporates and then develops its specific aspect of cartography into the teaching process. For example, in Altai State University these are ecogeographical mapping and modern GIS-technologies, while in Dresden Technical University of Cartography well-developed structural and comparative analyses of ecological atlases as well as the one of environmental components in the national atlases with further studying of their module-thematic information features.

Текст научной работы на тему «Комплексные и экологические атласы для формирования геоэкологического знания в высшей школе»

УДК 912.44+574.9 А. Володченко, И.Н. Ротанова*

Институт картографии Дрезденского технического университета, Дрезден *Институт водных и экологических проблем СО РАН, Алтайский госуниверситет, Барнаул

КОМПЛЕКСНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

A. Wolodtshenko, I.N. Rotanova*

Institute for Kartographie, TU, D-01062, Dresden, Germany

*Institute for Water and Environmental Problems SB RAS, Altai State University 1 Molodyozhnaya St., Barnaul, 656038, Russia

COMPLEX AND ECOLOGICAL ATLASES FOR GEOECOLOGICAL STUDIES IN HIGHER SCHOOL

The atlas cartographic information is actively introduced into the educational process and curriculum of higher school to prepare cartographers, geographers, ecologists as well as biologists, IT specialists, economists, tourism organizers, etc. At present the experience in using complex and ecological atlases for teaching students has been gained, generalized and mutually complimented owing to collaboration among the Technical University of Dresden, IWEP SB RAS and Altai State University. Each university incorporates and then develops its specific aspect of cartography into the teaching process. For example, in Altai State University these are ecogeographical mapping and modern GIS-technologies, while in Dresden Technical University of Cartography - well-developed structural and comparative analyses of ecological atlases as well as the one of environmental components in the national atlases with further studying of their module-thematic information features.

Исходя из определения комплексного картографирования как многостороннего отображения на географических картах природных и социально-экономических явлений с учетом их взаимосвязей, используются три основных подхода к его реализации для конкретной территории:

- Составление серий тематических карт различного содержания по согласованным программам, что решает задачи взаимного дополнения информации, отображаемой на отдельной карте, позволяет выполнять их сопоставление и делает возможным совместное использование;

- Изготовление комплексных карт, отображающих совместно несколько явлений, имеющих взаимосвязи, но различные системы показателей;

- Создание целостного комплекта (комплекса) карт, различных по тематике, но взаимосвязанных на основе единой программы, т.е. представляющих собой комплексное собрание карт - атлас.

Комплексное картографирование, воплощенное в атласах, может различаться: по широте комплекса - от сравнительно ограниченной совокупности характеристик картографируемого явления, например, существенных для оценки водных ресурсов, инженерно-геологических

условий, до полной картографической интерпретации научных знаний по физической, экономической и социальной географии; по территориальному охвату - от карт отдельных ключевых участков в несколько квадратных километров, получивших детальное изучение, до обзора государств, континентов и планеты в целом. В любом варианте создание комплексных атласов как систематизированного собрания взаимосвязанных карт часто является одной из главных задач комплексных географических исследований, выполняемых в целях всестороннего изучения территории и решения различных научно-практических задач.

В последнюю четверть двадцатого столетия в различных странах мира стали появляться специализированные экологические атласы. Этому способствовало активное развитие экологического направления в научных исследованиях, часто сопровождающееся природоохранным картографированием. Включение отдельных природоохранных аспектов в карты традиционной общегеографической тематики в начале 70-х годов перешло к созданию специализированных карт экологической направленности, а затем, к выделению в комплексных атласах разного назначения разделов охраны природы. В это же время, вместе с формированием экологически направленных исследований, расширился спектр отображаемых явлений, произошла смена акцентов от охраны природы к анализу состояния окружающей среды, сначала через дополнение содержания карт различной тематики отдельными экологически значимыми показателями, а затем и при создании карт непосредственно экологического содержания в соответствии с ведущими концепциями научного анализа, обработки и представления информации. Многообразие экологических факторов и проблем способствовали созданию экологических картографических атласов целевого содержания. Их виды и тематика постоянно совершенствуются как в содержательном, так и технологическом направлениях. Усложняется содержание карт: аналитические характеристики преобразуются в комплексные и синтетические показатели. Использование компьютерных технологий способствует внедрению новых подходов к отображению, возможностей обработки и интерпретации информации. Обычно традиционные географические атласы сопровождаются научными географическими описаниями, пояснительными текстами, космическими снимками и фотографиями, диаграммами и таблицами. Экологические атласы, в силу своей специализации, отличаются еще большим наличием разноплановой поясняющей некартографической информации.

Компьютерные технологии и накопленные объемы результатов исследований экологического состояния окружающей среды дали толчок появлению новых комплексных региональных атласов, которые различаются формой представления, наполнением, детальностью. Имеется достаточно представительный опыт размещения комплексных и экологических атласов в сети Интернет.

Атласная картографическая информация активно внедряется в образовательный процесс высшей школы и различные учебные дисциплины,

входящие в программы обучения, в первую очередь, специалистов картографов, географов, экологов, а также биологов, информатиков, экономистов, организаторов туризма и пр.

Получение нового геоэкологического знания на основе изучения содержания комплексных и экологических атласов включает рассмотрение ряда методических вопросов:

- Роли и значения картографирования как метода исследования объектов, явлений и процессов в окружающей среде, в том числе при взаимодействии общества и природы;

Основного арсенала методов, подходов и технологий картографической оценки и анализа экологического состояния окружающей среды;

Практических навыков применения картографического метода в эколого-географических исследованиях;

Использования опыта комплексного картографирования, базирующегося на изучении законов природы, в эколого-географических исследованиях и практической деятельности;

Применения системного подхода к изучению и картографированию природно-территориальных комплексов разных рангов и отдельных компонентов природной среды;

- Использования новейших достижений современной техники, материалов дистанционного зондирования и автоматизации в эколого-географическом картографировании.

Определенный опыт использования комплексных и экологических атласов в обучении студентов накоплен, обобщен и взаимно дополнен в ходе сотрудничества Института картографии Дрезденского технического университета и Алтайского государственного университета. Одним из аспектов, успешно используемым в совместно-параллельной практике обучения, являются картосемиотические исследования комплексных тематических и экологических атласов. Разработанная и применяемая теоретико-методическая база картосемиотического анализа позволяет проводить исследования информационно-семиотических свойств современных карт и атласов. При этом каждый из вузов включает в обучающий процесс, помимо общих подходов к картосемиотическому анализу, характерный для него и развивающийся на его базе аспект картографии и картографирования.

Так, в Алтайском госуниверситете таким отличительным аспектом служит эколого-географическое картографирование, его различные тематические направления и современные геоинформационные технологии. В Институте картографии Технического университета Дрездена методические наработки базируются на структурном и сравнительном анализе экологических атласов и экологических компонентов в национальных атласах с последующим исследованием их модульно-тематических информационных свойств [1-4].

Симбиоз картосемиотики, атласной картографии и экологического картографирования создал возможность для получения оригинальных результатов картосемиотического метода исследований картографических произведений и использования их в учебных курсах. Картосемиотический анализ позволяет выявить закономерности в отображении картографируемых объектов и процессов, оценить информационную емкость картографических произведений, в том числе позволяющих получить новое знание в геоэкологической оценке отдельных картографируемых объектов и территориальных систем [5-9].

В Алтайском государственном университете на географическом и биологическом факультетах спецкурсы, раскрывающие вопросы экологического состояния окружающей среды и оценки экологического риска. При проведении занятий используются картографические материалы атласа «Окружающая среда и здоровье населения России» (1995), «Экологического атласа Ростовской области» (2000), «Экологического атласа Украины» (2000), «Экологического атласа России» (2002), «Ресурсно-экологического атласа Томской области» (2004), «Атласа Республики Адыгея» (2005), серии атласов «Le Monde diplomatique» (2006, 2007) и других атласов. Студентами выполняются комплексные учебные работы по описанию экологической обстановки крупных регионов России, практико-ориентированные задания, посвященные сравнительному анализу экологических проблем административно-территориальных единиц, характеристике и оценке последствий антропогенного воздействия на природные комплексы. Процесс оценки экологической ситуации изучаемых территорий базируется на картосемиотическом анализе используемых карт атласов.

В задачи курса «Экологическое картографирование», читаемого для студентов-географов, входит овладение теоретическими представлениями и практическими навыками создания и использования практико-ориентированных карт. Программа спецкурса опирается на знания, полученные при изучении естественно-научных дисциплин, среди которых можно назвать физическую географию, землеведение, биогеографию, ландшафтоведение, основы природопользования, экономическую географию, экологию и др. Рассмотрение подходов и методик практико-ориентированного экологического картографирования в процессе обучения предусматривает практическое освоение приемов создания экологических карт с использованием картографических знаний. При составлении экологических карт на практических занятиях проводится картосемиотическое исследование, включающее анализ картографических приемов, используемых при отображении экологического содержания: способов изображения, наглядности условных обозначений, простоты и логичности построения легенд, читаемости и доступности картографической информации.

Студентам-картографам Института картографии Дрезденского технического университета в 9-ом семестре читается спецкурс «Введение в

картосемиотику», в котором находят отражения основные положения картосемиотического метода исследований. На практических занятиях выполняется картосемиотический анализ тематических атласов, в том числе, комплексных, школьных или экологических. Атласы исследуются как семиотические пространственно-временные модели действительности. Анализ базируется на информационно-семиотическом подходе с последующим исследованием информационных свойств их структурно-семиотических модулей. Для проведения занятий используются: «Atlas of the Environment» (1990), «Der Oeko-Atlas» (1991), «Atlas zur Trinkwasserqualität der Bundesrepublik Deutschland» (1980); «World Atlas of Désertification» (1992); серии атласов «Le Monde diplomatique» (2006, 2007) и другие атласы. Особенности построения, выявляемые при проведении картосемиотического анализа, во многом определяются структурой и тематическими разделами исследуемых атласов.

Картосемиотическое исследование экологических атласов, выполняемое даже в учебных целях, способствует совершенствованию созданной методики в силу, с одной стороны специализации содержания атласов, а с другой - расширения и усложнения тематики и содержания карт. Традиционные информационно-семиотические модули получают новое наполнение, отражающее суть экологизации карт: соотношение карт с традиционным (картоснов) и экологизированным (новым или адаптированным) содержанием; тип легенд карт (элементарный, комбинированный, комплексный); картосемиотические элементы и конструкции (новые и приспособленные), согласованность и взаимодополнение тематики карт и т. д. [10-11].

Научно-образовательное сотрудничество между Институтом картографии Дрезденского Технического университета, Географическим факультетом Алтайского государственного университета и лабораторией эколого-географического картографирования Института водных и экологических проблем СО РАН основано на понимании проблем современного комплексного и экологического атласного картографирования, опыте работ в данной области, поиске форм сотрудничества, взаимодополняемости подходов при решении задач формирования нового геоэкологического знания в вузовском образовании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Wolodtschenko A. Einige Aspekte der kartosigmatischen Untersuchungen von Atlanten. In: 11. Kartogr.konferenz, Bratislava. 1995. - S. 72-78.

2. Wolodtschenko A. Strukturell-semiotische Aspecte von Stadtatlanten. Workshop "Aktuelle Probleme im Umfeld der Atlas-Kartographie", TU Dresden, Institut für Kartographie, 28.4.1999. (Manuskript).

3. Володченко А. Об исследовании атласов. В сб.: Картографiя та вища школа. Кшв. 1999. С. 24-27.

4. Володченко А. О картосемиотическом обучении. В сб.: Картографiя та вища школа. Кшв. 6/2001. С 4-6.

5. Ротанова И.Н., Володченко А. О картосемиотическом исследовании экологических атласов // В сб.: Diskussionsbeitrage zur Kartosemiotik und zur Theorie der Kartographie. - Dresden. Selbstverlag der Technischen Universität Dresden. - 2001. S. 39-44.

6. Wolodtschenko A. Kartosemiotik in Europa. In: Diskussionsbeitraege zur Kartosemiotik und zur Theorie der Kartographie. (Hrsg. H. Schlichtmann und A. Wolodtschenko). H.5. Dresden 2002.

7. Володченко А.С., Ротанова И.Н. Информационно-модульный аспект картосемиотического анализа экологических атласов. - В. сб.: ГИС для устойчивого развития территорий. Интеркарто 8. Материалы международной конференции. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 326-328.

8. Wolodtschenko A. Zur Frage der Kompetenzgrenzen der Kartosemiotik. In: Kartographie als Kommunikationsmedium. Wiener Schriften zur Geographie und Kartographie. Band 17. Wien 2006. pp.124-129.

9. Wolodtschenko A. Atlasnaia kartosemiotika. Dresden, 2006.

10. Wolodtschenko Alexander. Nationalatlas Deutschland: ein kartosemiotisches Porträt. In: Schlichtmann, H. und A.Wolodtschenko (Hrsg.): Diskussionsbeiträge zur Kartosemiotik und zur Theorie der Kartographie, Intern. Korrespondenz-Seminar, Band 10. Dresden 2007.

11. Rotanova, I.; Wolodtschenko, A. (2009): Towards a cartosemiotic teachung course. In: Proceeding of the ICA Symposium on the 16-17. February 2009, Vienna 2009.

© А. Володченко, И.Н. Ротанова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.