Научная статья на тему 'О модели образа потенциального пострадавшего при ЧС'

О модели образа потенциального пострадавшего при ЧС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семантический потенциал / модель пострадавшего / чрезвачайные ситуации / потребитель / маркетинг / семантикалық потенциал / зардап шеккеннің моделі / төтенше жағдайлар / тұтынушы / маркетинг

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. А. Султанбеков, У. М. Датхаев, К. Д. Шертаева, О. В. Блинова, Г. И. Утегенова

В работе представлена разработка модели потенциального пострадавшего при чрезвычайных ситуациях. Для создания социально – демографического портрета пострадавшего в качестве метода маркетингового анализа использован семантический дифференциал состояший из блоков: социально – демографические признаки, состояние здоровья и потребления лекарств, анализ информации. Данный портрет позволяет оказать «пациенториентированную» медицинскую и фармацевтическую помощь в условиях чрезвычайных ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТЖ КЕЗІНДЕ ЗАРДАП ШЕККЕН БЕЙНЕСІНІҢ ЫҚТИМАЛ МОДЕЛІН ЖАСАУ

Жұмыста әлеуетті төтенше жағдайлар кезінде зардап шеккендердің моделі ұсынылған. Әлеуметті-демографиялық сүреттемесін өңдеу үшін маркетингтік талдау ретінде семантикалық дифференциал қолданылды. Ол келесі блоктардан турады: әлеуметтік –демографиялық белгілер, денсаулық жағдайы және дәрі-дәрмектердің тұтынылуы. Айтылған зардап шеккеннің суреттемесі төтенше жағдай кезінде «пациентке бейімделген» медициналық және фармацевтикалық көмек көмек көрсетуге мүмкіндік береді

Текст научной работы на тему «О модели образа потенциального пострадавшего при ЧС»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная Фармакопея Украины / Государственное предприятие «Научно-экспертный фармакопейный центр». - 1-е изд. - Харьков: Р1РЕГ, - 2004. - 520 с.

2 Государственная Фармакопея Украины / Государственное предприятие «Научно-экспертный фармакопейный центр». - 1-е изд. - Харьков: Р1РЕГ, 2001. - Дополнение 2. - Харьков: Государственное предприятие «Научно-экспертный фармакопейный центр», 2008. - 620 с.

3 Государственная Фармакопея Украины / Государственное предприятие «Украинский научный фармакопейный центр качества лекарственных средств». - 1-е изд. - Дополнение 3: Пер. с укр. - Харьков: Государственное предприятие «Украинский научный фармакопейный центр качества лекарственных средств». - 2010. - 288 с.

4 Государственная Фармакопея Украины / Государственное предприятие «Украинский научный фармакопейный центр качества лекарственных средств». - 1-е изд. - Харьков: Р1РЕГ, 2001. - Дополнение 4. - Харьков: Государственное предприятие «Украинский научный фармакопейный центр качества лекарственных средств». -2011. - 540 с.

О.А. Завада1, И.А. Журавель2

Украина, Харьков к. 1Харьков улттыкмедициналыкуниверситету 2Харковь медициналык дипломнан Keüi^i бшм беру академиясы

ОРГАНИКАЛЫК ЕР1ТК1ШТЕРДЩ КАЛДЫК М0ЛШЕР1 БФИ САПА К0РСЕТК1ШТЕРШЩ Б1Р1 РЕТ1НДЕ

Тушн. Бул мак;алада 3-(трифторо-ацетил)имидазо[1,2-а]пиримидин жан,а субстанцияда органикалык; ерггкштердщ к;алдык; мелшерш газды хроматография эдiсiмен аньщтау эд^темеа кел^ршген.

ТYЙiндi сездер: сапа керсетюш^ белсендi фармацевтикалык; ингредиент, ертндъ хроматографиялык; жуйе.

O.A. Zavada1, I.A. Juravel2

Ukraine, Kharkov city 1Kharkov National Medical University, 2Harkov Medical Academy of Postgraduate Education

RESIDUAL QUANTITIES OF ORGANIC SOLVENTS AS AN INDICATOR OF QUALITY OF API

Resume. In this article, a procedure is given for determining the residual amounts of organic solvents in the new substance 3-(tri-fluoro-acetyl) imidazo [1,2-a] pyrimidine by gas chromatography.

Keywords: quality index, active pharmaceutical ingredient, solution, chromatographic system.

УДК 614.812.

А.А. Султанбеков, У.М. Датхаев, К.Д. Шертаева, О.В. Блинова, Г.И. Утегенова

Казахский Национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова, Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия

О МОДЕЛИ ОБРАЗА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТРАДАВШЕГО ПРИ ЧС

В работе представлена разработка модели потенциального пострадавшего при чрезвычайных ситуациях. Для создания социально - демографического портрета пострадавшего в качестве метода маркетингового анализа использован семантический дифференциал состояший из блоков: социально - демографические признаки, состояние здоровья и потребления лекарств, анализ информации. Данный портрет позволяет оказать «пациенториентированную» медицинскую и фармацевтическую помощь в условиях чрезвычайных ситуации. Ключевые слова: семантический потенциал, модель пострадавшего, чрезвачайные ситуации, потребитель, маркетинг

Введение.

В современных условиях актуализируется проблема общепсихологического обеспечения маркетинговых исследований [1,2,3,4,5]. Центральной фигурой разработанной раннее программы является житель предполагаемой зоны ЧС - потребитель фармацевтических и медицинских услуг, т.е. потенциальный «пострадавший». Сегодня одним из перспективных и научно обоснованных оценок возможностей рынка, особенно

фармацевтического, может стать методология исследования семантических пространств -семантический дифференциал [6,7,8]. Метод семантического дифференциала СД принадлежит к методам экспериментальной

семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. В системе рыночных отношений исследования

296

Вестник КазНМУ №2-2017

подобного рода становятся все более и более востребованными. Изучение семантического поля потенциальных потребителей позволяет наиболее разумным образом, то есть адекватно спросу, реализовывать самые различные коммерческие проекты. В таком понимании предварительное изучение семантических полей представляет собой своего рода «экономическую разведку», представителями которой выступают маркетологи. Поэтому, для создания образа в качестве метода маркетингового анализа. Для создания образа нами использован в качестве метода маркетингового анализа мы считаем возможным использование семантического дифференциала. Целью наших исследований явилась разработка модели пострадавшего в условиях ЧС. Материалы и методы:

Материалами исследования служат данные социологического опроса жителей экологически неблагополучных районов, а также лиц, пострадавших при ЧС. В качестве методов исследования использовались маркетинговые, социологические, логические.

Результаты и обсуждение.

Мы попытались создать образ потенциального пострадавшего при ЧС, который нами необходимо для определения количества возможных пораженных. Модель представляет собой реального потребителя, который при ЧС превращается в пострадавшего. Функции сравнения осуществляются через социально-демографические характеристики (пол, возраст, социальный статус и др.), потребительские и экономические параметры, предъявляемые им при потреблении лекарств (вид поражения).

Регулирование предпочтений происходит через управление факторами личных предпочтений (уровень знаний о профилактических лекарственных средствах, принципами при выборе и т.д.). Наша модель описательно абстрактна и открыта, обладает рядом особенностей: она определяет границы социального объекта, включает критерии (или параметры), на основе которых определяется устойчивая связь его свойств и характеристик. Модель представлена на рисунке 1.

Потребитель Реальный

Потребитель

Пострадавший Потенциальный (житель экологически

неблагоприятного района)

Рисунок 1 - Модель пострадавшего в условиях ЧС

Социально - демографические признаки Состояние здоровья и потребления ЛС Анализ информации

Пол (жен/муж) Состояние здоровья (удовл/неудовл) Отношение к лечению (самолечение/консультация специалиста)

Возраст (мол./пожил.) Частота обращений в ЛПУ (часто/редко) Вид ЛС, приобретаемый пациентом (безрецепт./рецептур.)

Образование (высш/ср) Диспансеризация (да/нет) Психо-эмоциональное состояние потребителя (неустойчивое/устойчивое)

Семейное положение (сост. в браке/не сост.)

Наличие детей (нет/есть)

Место жительства (постоянное/временное)

Социально - демографический портрет состоит из 3 блоков: социально - демографические признаки, состояние здоровья и потребления лекарств, анализ информации.

В каждом блоке нами была осуществлена оценка с точки зрения указанных параметров. Так, в сельской местности среднестатистический пострадавший при ЧС - это женщина средних лет, замужняя, домохозяйка, имеет 2 и более детей, со средним образованием, постоянно проживающая в селе. Состояние здоровья удовлетворительное, редко обращается в ЛПУ, не регулярно проходит диспансеризацию, предпочитает лечиться народными средствами, безрецептурными

препаратами без консультации врача. В городе - это мужчина средних лет, имеет среднее специальное или высшее образование, женат, имеет детей, проживает чаще временно. Состояние здоровья удовлетворительное, мало обращается в ЛПУ, регулярно проходит диспансеризацию, предпочитает лечиться безрецептурными препаратами без консультации врача.

Мы считаем, что данный портрет позволяет оказать «пациенториентированную» медицинскую и фармацевтическую помощь в условиях чрезвычайных ситуации.

Тем не менее, данных мероприятий недостаточно. Необходим комплекс конкретных действий,

позволяющих свести к минимуму людские потери. Исследования продолжаются.

Выводы.

1) Изучена проблема общепсихологического обеспечения маркетинговых исследований.

2) Создан социально - демографический портрет и построена модель пострадавшего в условиях ЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Воловикова М.И. Микросемантический анализ как метод исследования процессов мышления // Вопр.психологии. - 2003. - №1. - С.44-47.

2 Кулагин В.В. основы профессиональной психодиагностики. - М.: Медицина, 2001. - 215 с.

3 Стрелков Ю.К. Временная связность образа мира // Ученые каф.психол.СМУ. - Магадан: Корпус, 2001. - №1.- С. 155-157.

4 Ситников А.П. Метод многомерных семантических пространств и его применение в консалтинге // В.кн: Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике. - М.: 2001. - С. 35-44.

5 Серкин В.П. Методы психосемантики. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.

6 Шмелев А.Т. Многослойность субъективной семантики и трудности ее «расслоения».//Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследования. - М.: Смысл, 2000. - С. 56-81.

7 Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: «Речь», 2002. - 472 с.

8 Ямалов И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций: монография. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 288 с.

А.А. Султанбеков, У.М. Датхаев, К.Д. Шертаева, О.В. Блинова, Г.И. Утегенова

С. Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц медицина университету ОцтустЫ К,азацстан мемлекеттк фармацевтика академиясы

ТЖ КЕЗ1НДЕ ЗАРДАП ШЕККЕН БЕЙНЕС1Н1Н, ЬЩТИМАЛ МОДЕЛ1Н ЖАСАУ

Тушн: Жумыста элеуетт тетенше жагдайлар кезшде зардап шеккендердщ моделi усынылган. Элеуметть демографиялык; суреттемесш ецдеу ушш маркетингтж талдау ретшде семантикалык; дифференциал ;олданылды. Ол келес блоктардан турады: элеуметтж -демографиялы; белгшер, денсаулы; жагдайы жэне дэрьдэрмектердщ тутынылуы. Айтылган зардап шеккеннщ суреттемесi тетенше жагдай кезiнде «пациентке бейiмделген» медициналы; жэне фармацевтикалы; кемек кемек керсетуге мумюндж бередi

ТYЙiндi сездер: семантикалык; потенциал, зардап шеккеннщ модел^ тетенше жагдайлар, тутынушы, маркетинг.

A.A. Sultanbekov, U.M. Datkhayev, K.D. Shertayeva, O.V. Blinova, G.I. Utegenov

Asfendiyarov Kazakh National Medical University Southern Kazakhstan state pharmaceutical academy

ABOUT MODEL OF THE IMAGE OF THE POTENTIAL VICTIM AT EMERGENCY

Resume. In work development of model of the potential victim at emergency situations is presented. For creation socially - a demographic portrait of the marketing analysis which was injured as a method the semantic differential consisting of blocks is used: socially - demographic signs, the state of health and consumption of drugs, the analysis of information. This portrait allows to give "patsiyentoriyentirovanny" medical and pharmaceutical care in the conditions of emergency situation. Keywords: semantic potential, victim's model, chrezvachayny situations, consumer, marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.