Научная статья на тему 'О модели метапредметных связей в юриспруденции'

О модели метапредметных связей в юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мочалов А. Н., Гейн А. Г., Некрасов В. П.

Процесс формирования личности юриста в юридическом вузе связан с необходимостью развития у студентов представления о праве как целостной системе норм, регулирующих общественные отношения. Существующие федеральные государственные образовательные стандарты (в том числе нового поколения) исходят из традиционного деления правовой системы на отрасли (конституционное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право и т.д.). Аналогичным образом структурирован и образовательный материал. Большинство учебных дисциплин профессионального цикла выделяются по отраслевому критерию. Соответственно, студенты изучают отдельно конституционное право, отдельно гражданское право, отдельно уголовное право и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О модели метапредметных связей в юриспруденции»

ОБРАЗОВАНИЕ

О МОДЕЛИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Мочалов А.Н., Гейн А.Г., Некрасов В.П.

Процесс формирования личности юриста в юридическом вузе связан с необходимостью развития у студентов представления о праве как целостной системе норм, регулирующих общественные отношения. Существующие федеральные государственные образовательные стандарты (в том числе нового поколения) исходят из традиционного деления правовой системы на отрасли (конституционное право, гражданское право, уголовное право, трудовое право и т.д.). Аналогичным образом структурирован и образовательный материал. Большинство учебных дисциплин профессионального цикла выделяются по отраслевому критерию. Соответственно, студенты изучают отдельно конституционное право, отдельно - гражданское право, отдельно - уголовное право и т.д.

ON THE MODEL OF METASUBJECT CONNECTIONS

IN JURISPRUDENCE

A.N. Motchalov, A.G. Gein, V. P. Nekrasov

The necessity to develop the student's idea of the law as of the whole system of rules regulating the social relations is connected with the process of the lawer's personality building in a law institute. The existing federal national educational standards (including those of the new generation) originate from the traditional division of the legal system for branches (Constitutional Law, Civil Law, Labour Law, etc.) educational material is structured similarly. The better part of the academic subjects included into the professional cycle are isolated from others according to the branch criterion. The students, accordingly, learn Constitutional Law separately from Civil Law, Criminal Law, etc.

Отрасли права выделяются в зависимости от предмета (т.е. сферы общественных отношений, урегулированных данными правовыми нормами) и метода правового регулирования (средств и способов правового воздействия на эти общественные отношения). Принято считать, что каждая отрасль права обладает не только особым предметом, но и собственным уникальным методом регулирования. Однако в действительности грани между различными отраслями права не являются непроницаемыми барьерами. Нормы, относящиеся к различным отраслям, находятся в постоянном вза-

имодействии, да и сами эти грани во многих случаях достаточно условны и подвижны. Отрасли права взаимопроникают друг в друга, образуя единый правовой континуум, базирующийся на конституционных принципах и ценностях. Наиболее яркими проявлениями взаимодействия различных отраслей права можно назвать следующие: 1. Конституционное право как метаот-расль задает основу всем остальным отраслям права. Например, Конституция РФ гарантирует право собственности. Сам же институт собственности находит развитие в гражданском праве. Аналогичным обра-

зом конституционная свобода труда лежит в основе трудового права, презумпция невиновности и другие конституционные гарантии правосудия служат принципами уголовного процесса и т.д.

2. Различные аспекты одних и тех же отношений так или иначе затрагиваются разными отраслями права. Так, отношения собственности в виде общего нормирования закрепляются в конституционном праве, подробно регулируются гражданским правом, а отдельные проявления (аспекты) права собственности в зависимости от формы собственности или объекта мы встречаем в других отраслях права. К примеру, собственность на землю специально регулируется земельным правом, собственность на жилые помещения - жилищным правом, отношения собственности между супругами - семейным правом, муниципальная собственность -муниципальным правом и т.д.

3. В праве существуют межотраслевые категории. В каждой отрасли они имеют собственную специфику. К таким категориям относится, в частности, договор. Договоры могут быть гражданско-правовыми, трудовыми, административными; могут быть договоры о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; существуют международные договоры и т.д. Категория «договор» имеет собственное содержание в каждой отрасли права, однако в основе ее - общеправовое межотраслевое понимание договора как результата согласования воли сторон.

4. В ряде случаев понятия, используемые в одной отрасли права, раскрываются в другой отрасли. Например, для квалификации такого преступления, как регистрация незаконных сделок с землей, по Уголовному кодексу РФ (ст. 170 УК РФ) необходимо иметь отчетливое представление о том, что такое «земля» (земельное право), «сделка» (гражданское право) и «регистрация сделок» (гражданское право, административное право).

5. Деятельность ряда органов и учреждений связана с применением норм права различной отраслевой принадлежности. Так, суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам.

Примеры взаимосвязи отраслей права легко можно продолжать. Но уже из приведенного перечня видно, что изучать отдельные отрасли права в отрыве друг от друга невозможно. К сожалению, логика образовательного процесса такова, что учебные дисциплины, соответствующие различным отраслям права, изучаются студентами весьма разрозненно. У студентов складывается фрагментарное представление о праве, что негативно сказывается на процессе профессиональной социализации выпускников юридических вузов. Р.К. Русинов в связи с этим отмечает: «Нельзя преподносить материал учебного предмета так, как будто он обладает полной внутренней завершенностью и не связан с другими областями профессиональных знаний. Отторжение студента от образования на сегодняшний день происходит еще и потому, что массив полученных в вузе теоретических знаний по большому числу не выстроенных во взаимодействии друг с другом учебных дисциплин не служит гарантией будущего профессионального успеха» [4, с. 118].

Необходимо заметить, что диплом юриста (иногда - в совокупности с требованиями определенного стажа работы) дает право его обладателю заниматься любым видом юридической практики, в любых отраслях права. Поэтому задачей юридического образования является формирование целостного, а не отрывочного представления о праве, для чего необходим акцент на межпредметных связях, прежде всего - на связях между различными отраслями права.

Профессор К.М. Левитан отмечает на этот счет следующее: «Принцип межпредметных связей предполагает согласованное

Мочалов А.Н., Г

изучение теорий, концепций, законов, понятий, общих для преподаваемых предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общепрофессиональных видов деятельности и систем отношений. Реализация данного принципа в обучении должна воспрепятствовать тому, чтобы одни и те же явления были расщеплены в сознании студентов на не связанные друг с другом сведения из различных учебных дисциплин» [1, с. 178].

Учебные дисциплины, обеспечивая студентов знаниями и умениями, должны в итоге формировать его компетентность, которая в современной парадигме образования рассматривается как интег-ративное качество выпускника вуза, определяющее его готовность к принятию эффективных решений в различных жизненных ситуациях. Однако подобные ситуации могут весьма значительно отличаться от того, что было непосредственно представлено в учебных курсах. Это происходит, в частности, потому, что они нередко просто не укладываются в рамки какого-либо одного предмета. Поэтому в формировании компетенций все бульшую роль играют метапредметные знания и умения. В современной педагогике к ним относят такие знания и умения, которые, будучи формируемыми в рамках различных дисциплин, имеют отчетливо выраженные общие характеристики, задавая обобщенные способы действия при решении тех или иных задач. Метапредметные умения проявляют себя в умениях видеть общность в тех или иных явлениях (в том числе в применяемых методах), в единстве схем рассуждений, в аргументированном переносе свойств одних объектов на другие, в экстраполяции по аналогии и т.п.

Для построения модели формирования метапредметных знаний и умений в компе-тентностной парадигме для юридических дисциплин нами была использована теория понятийных связей [2; 3]. Согласно этой

йн А.Г., Некрасов В.П.

теории курс предлагается моделировать в виде логической структуры, над которой формируется топологическая надстройка. Логической структурой курса является расположенный в виде ярусно-параллельной формы ориентированный граф, вершинами которого являются понятия курса, а ребра определяют порядок их появления при изложении дисциплины. Такого рода граф представляет собой дерево знаний конкретного курса.

Хотя в указанных работах теория понятийных связей применялась для совершенствования математических курсов, на наш взгляд, возможно ее использование и в гуманитарных дисциплинах.

Так, если представить логическую структуру правовой системы в виде графа, то отрасли права (конституционное право, гражданское право, уголовное право и т.д.) будут являться вершинами этого графа первого уровня и иметь собственные ветви, на которых будут располагаться понятия следующих уровней.

Для наглядности ниже приведен пример фрагмента подграфа «Конституционное право». При этом без ущерба для общности будем изображать деревья знаний не так, как принято в математической литературе, а в виде разделов, подразделов и т.п.

Конституционное право

Конституционный статус личности Гражданство / гражданин Конституционная правоспособность Конституционная дееспособность Права и свободы человека и гражданина Право на жизнь Право на честь и достоинство Право собственности Право на объединение

Аналогичным образом можно представить фрагмент дерева знаний подграфа «Гражданское право»:

Гражданское право Лица

Физическое лицо Гражданин РФ

Иностранный гражданин/лицо без гражданства

Гражданская правоспособность Гражданская дееспособность

Юридическое лицо Коммерческие организации Некоммерческие организации

Объекты гражданских прав

Имущество

Нематериальные блага

Право собственности и другие вещные права

Право собственности Приобретение права собственности Прекращение права собственности Защита прав собственника

Обязательства

Основания возникновения обязательств Договор

Свобода договора Виды договора Заключение договора Расторжение договора

А, к примеру, фрагмент подграфа «Уголовное право» имеет вид:

Уголовное право Особенная часть

Преступления в сфере экономики Преступления против собственности Хищение

Вышеназванные понятия являются достаточно разноплановыми, поскольку описывают различные аспекты правовой действительности. Тем не менее уже из приведенных фрагментов видно, что отдельные правовые категории и понятия (собственность, договор, свобода договора, общественное объединение, религиозное объединение, честь, достоинство и т.д.) повторяются в различных отраслях права. В ряде случаев понимание таких категорий во всех отраслях одинаково (например, «собственность»), в ряде случаев категория может наполняться в каждой отрасли новым содержанием, сохраняя лишь базовые общие характеристики («договор» - см. выше).

Это и позволяет, как говорилось выше, над логической структурой дерева знаний выстроить топологическую надстройку из понятийных связей различного вида. Перечислим основные виды понятийных связей, выделенных нами в работах [2; 3]: изоморфизм, гомоморфизм, языковое представление, наследование, гомоморфизм, топологические узлы (источник и сток).

Изоморфизм - тип понятийной связи, при котором между одним понятием (понятием А) и другим понятием (понятием Б) существует взаимно-однозначное соответствие, которое сохраняет структурные связи входящих в него элементов.

В пространстве юридического знания не так много изоморфных понятий. Это объясняется стремлением к единству юридической терминологии. Вместе с тем взаимнооднозначное соответствие прослеживается между такими принадлежащими различным отраслям права и не тождественным друг другу понятиями, как, например, конституционная дееспособность и гражданская дееспособность. В общем виде дееспособность означает возможность лица самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и нести обязанности. Существенными структурными элементами как конституционной, так и гражданской дееспособности являют-

Мочалов А.Н., Г

ся, соответственно, конституционные права (обязанности) и гражданские права (обязанности), возраст приобретения полной дееспособности (18 лет, когда лицо уже способно осознавать свои действия и руководить ими), основания ограничения дееспособности и утраты дееспособности. В понятийном отношении между всеми этими элементами прослеживается взаимное соответствие; в деятельностном отношении соответствие присутствует далеко не всегда. Так, приобретение полной гражданской дееспособности до достижения 18 лет (в результате эмансипации или вступления в брак) не влечет досрочное приобретение конституционной дееспособности. Кроме того, конституционному праву не известно явление частичной дееспособности.

В то же время вполне естественно просматриваются черты изоморфизма между такими понятиями, как «дееспособность» (в конституционном и гражданском праве) и «трудоспособность» (в трудовом праве и праве социального обеспечения). В обоих случаях справедливо говорить об определенных субъективных правах и обязанностях, о возрасте наступления соответствующего состояния, об основаниях его прекращения. Не будучи абсолютно изоморфными, они, как видно из сказанного, обладают, тем не менее, целым рядом общих черт. В уголовном праве и уголовном процессе отсутствует специальное отраслевое понятие, характеризующее способность лица выступать субъектом уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Однако существует юридическая конструкция «субъект преступления», подразумевающая способность физического лица нести уголовную ответственность, т.е. выполнять определенные предусмотренные законом обязанности. Эта способность (в науке иногда называемая уголовной деликтоспо-собностью), аналогично дееспособности, предполагает достижение определенного возраста и точно так же основана на интеллектуально-волевых свойствах человечес-

йн А.Г., Некрасов В.П. кой психики. Понятию «признание лица недееспособным» в целом (в понятийном, но не в деятельностном отношении) может соответствовать понятие «признание лица невменяемым». В первом случае утрачивается способность лица вступать в конституционные, гражданские и семейные правоотношения; во втором - способность выступать в качестве субъекта преступления, т.е. вступать в уголовно-правовые отношения.

Языковое представление - это тип понятийной связи, при котором изложение одного понятия (понятия А) осуществимо с использованием другого понятия (понятия Б). В данном случае речь идет о понятиях, находящихся в различных ветвях логических деревьев знаний.

Так, понятие «юридическое лицо» излагается с использованием понятия «организация» (ст. 48 Гражданского кодекса РФ). При этом в целом в правовой системе понятия «организация» и «юридическое лицо» не тождественны друг другу и не находятся в отношении безусловного понятийного включения или наследования: в гражданском праве они используются практически в одинаковом значении, а, к примеру, в налоговом праве значение термина «организация» шире термина «юридическое лицо» (ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Наследование предполагает более тесную связь между понятиями, чем при языковом представлении. Понятие А является наследником понятия Б, если оно не может быть определено без использования понятия Б. Например, отношение наследования проявляет себя в таких ключевых понятиях, как право (как в объективном, так и в субъективном значении) и правоотношение: правоотношение есть возникающая на основе норм права юридическая связь между субъектами, у которых есть субъективные права и обязанности по отношению друг к другу. При этом «право» и «правоотношение» остаются самостоятельными объектами, не находящимися в отношении поня-

тийного включения. Отраслевым примером наследования понятий могут служить понятия «трудовой договор», с одной стороны, и «работник», «работодатель» - с другой: трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

Имеются и межотраслевые отношения наследования понятий. Например, вряд ли будет возможным определить понятие хищения без использования понятий имущества, собственника, владельца: хищение есть совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (примечание к ст. 158 Уголовного кодекса РФ). Первое является уголовно-правовым понятием, второе - гражданско-правовым.

Гомоморфизм представляет собой укрупнение понятий за счет стирания тех или иных несущественных черт.

Для большинства юридических конструкций, описываемых юридическими понятиями, характерен гомоморфизм, т.е. абстрагирование от факторов, не имеющих юридического значения. В частности, с использованием гомоморфизма выведены такие юридические понятия, как правоотношение, состав правонарушения и т.д.

Топологический узел представляет собой взаимосвязь задачи и метода. Различают узел-источник и узел-сток. Первый предполагает возможность решения различных задач с использованием одного метода. Второй напротив - возможность решения одной задачи разными методами.

Данный вид понятийной связи присущ как юридической науке, так и юридической практике. Примером узла-источника может служить упоминавшаяся выше правовая категория договора как универсального способа достижения согласия между участниками правоотношений. Договор используется для оформления отношений между уча-

стниками гражданского оборота (договор купли-продажи, договор дарения, договор аренды и т.д.), между участниками трудовых отношений (трудовой договор закрепляет отношения между работодателем и отдельным работником, коллективный договор - результат социального партнерства работодателя и всех его работников в целом); между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (договоры о разграничении полномочий), между государствами (международные договоры). Этим объясняется отраслевое различие интерпретации категории «договор», наполнение этой категории новым содержанием в каждой отрасли права.

Отметим, что в деятельностном аспекте понятие «договор» может занимать более низкое положение по отношению к другим понятиям. К примеру, в гражданском праве договор рассматривается как одно из оснований возникновения обязательств. В этом плане «договор» является понятием-наследником «обязательства».

В качестве примера узла-стока приведем иллюстрацию практической сферы юриспруденции. Допустим, поставлена задача передать имущество от одного лица (субъекта А) в собственность другому лицу (субъекту Б). С юридической точки зрения такая передача возможна различными способами: через куплю-продажу, дарение, аренду с правом выкупа, вклад в капитал (если субъект Б - юридическое лицо), завещание (если субъект А - физическое лицо) и т.д. Выбор конкретного способа будет зависеть от индивидуальных требований и предпочтений участников соответствующей сделки.

Проведенное нами рассмотрение показывает, что построение траектории изложения материала, учитывающее понятийную близость, позволяет «сшивать» далекие части и тем самым отчетливо продемонстрировать интегративные характеристики отдельных элементов курса. Это создает у студентов понимание его идейной целостности, вырабатывает у студента комплексный

Мочалов А.Н., Гейн А.Г., Некрасов В.П.

взгляд на ту или иную юридическую проблему. Преподавателю же такой подход позволяет глубже вскрыть взаимосвязь отдельных составляющих дисциплины. Выявление понятийных связей обеспечивает такое развитие мышления студента, кото-

рое позволит ему владеть материалом не на формальном, а на содержательном уровне. Это означает, что указанные понятийные связи выступают как средство, позволяющее методически оптимизировать изложение материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2007. 432 с.

2. Гейн А.Г., Некрасов В.П. Математические модели формирования понятийных связей. Екатеринбург, УрТИСИ, 2011. 112 с.

3. Гейн А.Г., Некрасов В.П. Понятийные связи как фактор повышения качества учебного курса // Вестник Уральского института экономики, управления и права. Екатеринбург, УИЭУиП, 2011. № 2. С. 85 - 90.

4. Русинов Р.К. Некоторые вопросы системного подхода к совершенствованию юридического образования // Российский юридический журнал. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.