Научная статья на тему 'О миссии и социальной роли библиотек'

О миссии и социальной роли библиотек Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1890
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О миссии и социальной роли библиотек»

1931. - №9. - С. 23-25.

13. Григорьев, Ю. В. Л.Б. Хавкина (1871-1949) Текст] / Ю.В. Григорьев. - М.: Книга, 1973. - 126с.

14. Институт библиотековедения Публичной библиотеки СССР им. В.И. Ленина [Текст]: материалы. - М.: Изд. Ин-та библиотековедения, 1928. - 57 с.

15. Архив МГУКИ. Фонд отдела кадров. Оп. 5. Д. 35. Личное дело доц. Ю.В. Манухиной. - Л. 13-15.

16. Столяров, Ю. Н. О дате основания Московского государственного университета культуры и искусств [Текст] / Ю.Н. Столяров // Университетская книга. - 2007. - №11. - С. 5053.

17. Столяров, Ю. Н. 95 лет регулярного отечественного библиотечного образования: истоки [Текст] / Ю.Н. Столяров // Университетская книга. - 2008. - №3.

Г.М. Кормишина

О МИССИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕК

Вопросы о том, что такое библиотека и в чем заключаются ее социальные функции, всегда являлись предметом исследования библиотековедов и практиков библиотечного дела. Сегодня, в период активных социально-экономических перемен, ответ на данный вопрос приобретает особую актуальность, о чем свидетельствуют дискуссии на страницах специальных изданий. Ответив на данный вопрос, мы сможем понять, какой должна быть библиотека, нужна ли она обществу и есть ли у библиотек будущее?

В последнее десятилетие, говоря о социальной роли, социальных функциях, социальном предназначении библиотек, используют термин «миссия». О правомерности использования понятия «миссия библиотек» ведутся дебаты. Является ли уместным использование термина «миссия» при рассмотрении теоретических проблем? Можно ли считать выражения «социальная роль библиотек», «социальное предназначение библиотек», «социальные функции библиотек», «миссия библиотек» синонимичными?

В общем смысле термин «миссия» означает «ответственное задание, роль, поручение». Применительно к библиотечному делу миссию можно рассматривать как поручение общества библиотеке как социальному институту.

В теории управления существует широкое и узкое понимание понятия «миссия». В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В узком понимании - как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. В любой трактовке миссия всегда имеет общий философский смысл. Но в узком понимании миссия должна нести в себе что-

то, что делает ее уникальной, характеризующей деятельность именно той организации, в которой она была выработана [1].

В рамках данной работы нас будет интересовать миссия библиотек в широком понимании данного термина.

Среди библиотековедов нет единства в трактовке понятия «миссия» применительно к библиотекам.Так,Ю.Н. Столяров отмечает, что слова типа «миссия библиотек», «философия библиотечного дела» кажутся выспренними: «От них веет жертвенностью, подвижничеством, претенциозностью» [2, с. 19].

Е.И. Ратникова, указывая на смысловую близость понятий «миссия библиотек» и «назначение библиотек», отмечает, что «миссия» звучит более пафосно и используется чаще всего для оценки «цивилиза-ционного» назначения библиотек [2].

И.П. Осипова же считает, что «миссия» - одно из ключевых понятий философии библиотечного дела, основная задача которой состоит в том, чтобы разобраться какое место занимает библиотека в обществе среди других его институтов. В то же время она соглашается с тем, что понятие «миссия» более высокого порядка в ряду терминов «назначение», «роль», «функции» и мало зависимо от конкретно-исторических условий и типа библиотечного учреждения [2].

Несколько иной точки зрения придерживается А.Е. Шапошников: «Более привычные дефиниции "социальное назначение", "социальная роль библиотек" - по сути синонимы понятия "миссия библиотеки", но без присущей этому понятию приподнятости» [2, с. 13].

Таким образом, существует множество различных точек зрения, которые демонстрируют отсутствие единой трактовки понятия «миссия», его соотношения с терминами «назначение», «роль», «функция».

Нам же представляется, что «миссия» характеризует явления более высокого порядка, нежели вышеперечисленные понятия. Не случайно формулировки миссии библиотек звучат пафосно: «память человечества», «хранитель духовной культуры», «двигатель цивилизации» и т.п.

Заметим, что такого рода «высокопарные» определения миссии библиотек звучали в различные периоды развития общества. А.И. Герцен определял библиотеки как «храм мысли». Н.А. Рубакин писал, что библиотека должна быть «складом потенциальной духовной энергии человечества, тем центром, в котором происходит превращение этой энергии в живую силу». Н.Ф. Федоров считал, что библиотека - это «образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего» [3]. Высокая миссия библиотек признается и поддерживается большинством отечественных теоретиков и практиков библиотечного дела. Правда, часто с оговоркой, что подобная трактовка уместна при исследовании библиотек с философских позиций, т.е. при выявлении сущности библиотек.

Что же касается «социальной роли библиотек», то нам близка позиция тех авторов, которые считают, что это категория более мобильна и может быть различной в зависимости от времени и места. Примером тому является эволюция библиотечного дела, когда социальная роль библиотек менялась в зависимости от конкретно-исторических условий. На связь социальной роли библиотек с ее миссией, на изменчивость социальной роли неоднократно указывали ведущие отечественные библиотековеды. Но при этом, как правило, не рассматривалось, какие же социальные роли выполняли библиотеки на различных этапах своего развития. В основном обсуждаются социальные функции библиотек.

Можем ли мы сформулировать социальные роли библиотек на различных этапах ее развития, на современном этапе? Прежде чем ответить на данный вопрос, попытаемся раскрыть суть понятия «социальная функция библиотек».

В словаре С.И. Ожегова представлено пять значений понятия «функция». Применительно к библиотечному делу могут быть использованы несколько его значений: это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого яв-ления;роль, значение; обязанности,круг деятельности. Получается парадокс: при определенной трактовке, «роль» и «функ-

ция» это практически одно и то же. С другой стороны, функции библиотек зависят и изменяются под воздействием других явлений. И именно эти явления рассматриваются в библиотековедении как социальные роли. В то же время, используя термин «функция», мы часто подразумеваем круг деятельности библиотекарей, их обязанности как в отношении технологических процессов, так и по отношению к обществу. Как видим, неоднозначность трактовки понятия «функция» создает сложности в решении теоретических проблем библиотековедения.

Следует признать, что одна из составляющих в цепочке понятий «миссия библиотек», «социальная роль библиотек», «социальная функция библиотек», как правило, выпадает. Или ставится знак равенства между понятиями «миссия» и «роль», и тогда речь идет либо о миссии и социальных функциях библиотек, либо о социальной роли и функциях библиотек. Или же, раскрывая роль библиотек, фактически говорят о ее социальных функциях, т.е. «социальная роль» и «социальная функция» трактуются одинаково. Так, в частности, М.Я.Дворкина считает, что термин «роль» применительно к библиотеке можно «использовать в смысле "характер и степень участия" (С.И. Ожегов) ее в различных социальных явлениях (в образовательном, информационном, культурном процессах и т.п.)» [2, с. 34]. Как известно, именно информационная, культурная, образовательная функции закреплены за библиотеками, согласно закону РФ «О библиотечном деле». В доперестроичный период социальная роль библиотек определялась «Положением о библиотечном деле в СССР», где библиотека рассматривалась как идейно-воспитательное, культурно-просветительное и научно-информационное учреждение. Нам не удалось найти трактовки понятия «социальная роль библиотек», где бы не использовались термины, раскрывающие функции библиотек. Как считает Л.Н. Гусева, и с этим сложно не согласиться: «социальная роль библиотеки это совокупность функций, которые должна выполнять библиотека, имея определенный статус в обществе» [2, с. 21]. С определенной долей условности, можно предположить, что социальная роль библиотек определяется в законодательном порядке. При этом раскрывается она через ее функции, которые наиболее приоритетны на том или ином этапе развития общества.

Таким образом, можно сказать, что со-

циальные функции - это внешние проявления деятельности библиотек, которые в первую очередь определяются сущностью библиотек, во вторую - социальной ролью на данном этапе развития общества. Соответственно, функции могут меняться в зависимости от времени и пространства. Значение одних становится первостепенно, значение других отходит на второй план. Все определяется конкретно-историческими условиями, поскольку библиотека - это социальный институт, он служит обществу, зависит от общества, подстраивается под требования общества. Значение той или иной функции может меняться и меняется в зависимости от внешней среды, таким образом, меняются и конкретные формы ее проявления. Это связано с потребностями общества, с его развитием, как в технологическом, так и в социальном планах. Хотелось бы подчеркнуть, что все изменения функций возможны в рамках сущности библиотек. Сущность же отражена в миссии, которую библиотеки выполняли и выполняют.

Делая данный вывод, мы исходим из того, что функция - это обязанность, работа, которую выполняет библиотека для общества. Если же исходить из того, что функция - это теоретическая абстракция, необходимая для изучения явления, то название функции может и не меняться (мемориальная, информационная, образовательная и т.д.), но в конкретных своих проявлениях быть совершенно иной. Именно к такому выводу пришел А.Н. Ванеев: «...меняются не сами функции, а их наполнение... Даже в условиях одного социального строя это наполнение меняется, но сама функция сохраняет свое место в системе других социальных функций и помогает библиотеке осуществлять на практике ее социальную роль» [4, с. 126]. Аналогичной точки зрения придерживается С.Г. Матли-на: «.одна и та же функция проявляется через разное содержание, даже когда за ней стоят схожие цели и задачи» [2. с. 36]. Действительно, образовательная функция сохранила свое название и остается неизменной. Но, если посмотреть на ту же образовательную функцию с точки зрения обязанностей библиотек перед обществом, следует признать, что она существенно изменилась и отличается своим наполнением и проявлениями в различные периоды. Следовательно, рассматривая социальные функции библиотек как обязанности, конкретные действия, мы можем признать, что они изменяются. Именно поэтому, библиоте-

коведы и практики библиотечного дела говорят об изменении социальных функций библиотек на современном этапе.

Наиболее распространенной является точка зрения, что сущностной функцией библиотек является информационная. Данная концепция нашла отражение в учебнике «Общее библиотековедение», монографическом исследовании «Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги». Так, в учебнике сказано, что вся деятельность библиотеки должна быть подчинена одной общей цели, а именно оптимальному информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в отдельности. Е.М. Ястребова отмечает, что миссия всех библиотек - вносить информационный вклад в прогресс человечества [2. В.В. Скворцов считает, что единственная сущностная функция библиотек - информационная, заключающаяся в совокупности видов деятельности библиотек по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства. «Реализуется она в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки массивом информации, накопленным в ней, а также другими доступными источниками информации» [5, с. 170]. По мнению В.В. Сквор-цова, все социальные функции библиотек есть производные от информационной и реализуются исключительно на базе информации, более того, раскрывая свойства функции информации, В.В. Скворцов отмечает, что это родовая функция всех информационных учреждений.

Однако далеко не все согласны с тем, что миссия библиотек сводится к информационной функции. По мнению Л.Н. Гусевой, теоретики рассматривают взаимосвязь библиотеки не с реальным, а с абстрактным «информационным» обществом и всю «роль» или «миссию» неоправданно сводят к информационной функции. Библиотековеды не учитывают опыт непосредственных социальных контактов на формирование цели деятельности библиотекарей, в то время как под влиянием различных факторов (экономических, политических, социокультурных, психологических) сегодня возрос интерес читателей к идее возрождения национальных культур и субкультур [2].

Директор ОУНБ им. В.Г. Белинского С.И. Миронович с сожалением отмечает, что мало уделяется внимания культурно-просветительной функции библиотек, ко-

торая, по его мнению, более всего соотносится с понятием «миссия» и влияет на имидж библиотек.

Н.Е. Добрынина подчеркивает, что преимущественно информационный подход к трактовке миссии библиотек во многом снижает ее возможности в развитии человека. По ее мнению, просветительская функция библиотек не может считаться побочной, рудиментарной в век информации [2].

В защиту гуманистической миссии библиотек активно выступает А.Н. Ванеев. Он считает, что библиотека по своей природе является гуманистическим социальным институтом и ее главная задача - формировать Читателя с большой буквы, его ценностные ориентации, способствовать нравственному оздоровлению общества. А.Н. Ванеев поддерживает точку зрения Р.С. Мотульского, что «нельзя согласиться, когда информационную функцию объявляют главной, а то и единственной социальной функцией библиотеки, а гуманитаризацию библиотеки и библиотечного образования объявляют "чрезмерной"» [6, с. 104]. Хотелось бы подчеркнуть, что никто не умоляет значение информационной составляющей в деятельности библиотек. И все же книги, базы данных, электронные средства хранения и передачи информации - это не самоцель библиотеки, а скорее инструменты (элементы системы), которые, взаимодействуя с другими элементами библиотеки, позволяют реализовать ее миссию. Можно предположить, что организованное общение между читателями, между читателем и библиотекарем, между библиотекой и другими социальными институтами в большей степени способствует достижению ее миссии, чем простое предоставление информации.

Что же сегодня для библиотек ценно, что должно стать нормой их деятельности? Должны ли библиотеки приоритетно заниматься сбором, обработкой и распространением информации, или же им следует уделять не менее пристальное внимание социализации пользователей через различные формы коммуникаций? Нам близка позиция А.Н. Ванеева, который рассматривает библиотеку как комплексное учреждение, своеобразный культурный центр, в

Примечания

традициях которой организация публичных лекций, вечеров и т.п. [6].

Вероятно, нет смысла выделять сущностную функцию. Как было сказано выше, сущность рассматривается как нечто идеальное и определяется миссией библиотек. Что же касается актуализации тех или иных функций на различных этапах развития общества, то этот вопрос, бесспорно, требует постоянного внимания со стороны библиотечного сообщества. Следствием рефлексии должна быть конкретизация социальной роли библиотек на данном этапе развития, которая признана обществом, поддерживается высшими органами власти и закреплена законодательно. Вопрос о том, какие функции найдут отражение в законах, раскрывающих социальную роль библиотек, сегодня остается открытым. Более того, можно сказать, что процесс переосмысления социальной роли библиотек перманентный. Именно поэтому дискуссии о социальных функциях не прекращаются. Меняется общество, меняются его требования к библиотекам, соответственно, должна меняться и социальная роль библиотек. От того, какую социальную роль возложат на библиотеку общество, зависит вектор ее развития на длительный период, границы которого предвидеть сложно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о возросшем значении коммуникационной функции библиотек, что подтверждает и практика библиотек и объективные последствия информатизации общества.

Реализация социальной роли библиотек на современном этапе требует от библиотекарей определенного уровня коммуникационной культуры, отвечающей требованиям времени. Здесь ценно как консервативное начало, свойственное библиотечному делу, так и освоение новых коммуникационных моделей. Осознание важности и необходимости освоения и внедрения новых форм коммуникаций, базирующихся на корпоративной культуре, позволит библиотекам выполнять свою миссию в соответствии с современными потребностями общества.

1. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.

2. Универсальная научная библиотека в эпоху перемен [Текст] // Библиотековедение. -1998. - №2. - С. 11-38.

3. Ванеев, А. Н. Проблемы философии библиотеки [Текст] / А.Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 368с.

4. Ванеев, А. Н. Миссия библиотеки - социальная роль - социальные функции [Текст] / А.Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н.Ванеев; СПбГУКИ. -СПб.: Профессия, 2004. - 368 с.

5. Скворцов, В. В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении [Текст] / В.В. Скворцов //Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. гос. б-ка; сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой; науч. ред. Л.М. Инькова. - М.: ФАИР ПРЕСС, Пашков дом, 2003. - 432 с.

6. Ванеев, А. Н. Традиции и новации в российском библиотечном деле [Текст] / А.Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 368 с.

В.В. Ступкин

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем комплексе работ по улучшению качества функционирования различных интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательной деятельности (ИСБИО) значительное место должны занимать задачи по изучению информационных потребностей пользователей и развитию сферы информационной продукции и услуг, ориентированных на удовлетворение их профессиональных интересов.

Такая ориентация служит объективной предпосылкой для формирования и реализации конкретных целей библиотеч-но-информационной деятельности информационных служб и библиотек различного вида и статуса. Одновременно это может быть основой для разработки необходимых методов создания и распространения дифференцированной информационной продукции.

По проблеме исследований информационных потребностей имеется много публикаций, и это понятие по-разному трактуется различными авторами [см., например, 12]. В данной публикации под понятием «информационная потребность», наиболее полно и точно, на наш взгляд, отражающим ее сущность, будем понимать потребности пользователей в получении определенных знаний, необходимых в конкретный промежуток времени и в наиболее приемлемой форме для достижения своих целей [3].

На первый взгляд может показаться, что предлагаемый в рамках систем биб-лиотечно-информационного обеспечения современный спектр услуг и продукции весьма широк и позволит при его реализации с достаточно высокой полнотой и точностью удовлетворить необходимые

информационные потребности или определенный круг профессиональных интересов различных групп пользователей. Действительно, помимо традиционного библиотечно-информационного обслуживания (выдачи литературы по МБА и ММБА, выпуска реферативно-библио-графических изданий, подготовки аналитических документов и обзоров, библиографических справок и др.) на основе различных видов информации (научной, деловой, социально-политической), в современных условиях возрастает доля услуг, которые ранее были несвойственны библиотекам и информационным службам:

- организация мониторинга информационных ресурсов для научно-инновационной и образовательной деятельности;

- комплекс услуг коммерческого и научно-технического характера, обеспечивающий доведение научно-прикладных работ и инновационных проектов до стадии производства (инжиниринговые);

- информационное обеспечение научно-технических, экономических и юридических проблем (консалтинговые - консультационные);

- услуги по продвижению технологических инноваций на отечественный и зарубежный рынки (маркетинговые);

- различные юридические услуги, включая защиту интеллектуальной собственности.

Кроме того, значительная часть из названных видов услуг и продукции базируется на использовании информационно-телекоммуникационных технологий и, прежде всего, сети Интернет. Применение открытых спецификаций на интерфейсы позволяет обеспечить пользователям доступ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.