УДК 338.246.2 1БЬ 010
https://doi.org/10.21122/2309-6667-2024-19-15-22
О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
В. Ф. Байнев
baynev@bsu.by доктор экономических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Комплексные исследования проблем социально-экономического развития»
Белорусский государственный университет г. Минск, Республика Беларусь Т. Ю. Гораева gorayeva_tj @bsu.by кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности Белорусский государственный университет г. Минск, Республика Беларусь
Статья посвящена изучению механизма воздействия публичных институтов, формирующих мировоззрение людей, на информационную, экономическую и, соответственно, национальную безопасность государства, включая Союзное государство Беларуси и России. Охарактеризован механизм определяющего воздействия мировоззренческих, ценностно-смысловых компонент общественного сознания на результаты социально-экономического развития. Сделан вывод о необходимости выделения в рамках ныне формирующейся Концепции безопасности Союзного государства Беларуси и России информационно-мировоззренческой (по сути идеологической) безопасности как самостоятельного направления обеспечения его национальной безопасности.
Ключевые слова: информационная безопасность, экономическая безопасность, Союзное государство Беларуси и России, угрозы, социально-экономическое развитие.
Цитирование: Байнев, В. Ф. О мировоззренческих аспектах обеспечения информационной и экономической безопасности Союзного государства Беларуси и России / В. Ф. Байнев, Т. Ю. Гораева // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. -Минск, 2024. - Вып. 19. - С. 15-22. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2024-19-15-22
Введение. В связи с беспрецедентным обострением геополитической и экономической ситуации на планете многие государства, включая Союзное государство Беларуси и России (далее - Союзное государство) и входящие в его состав страны, выдвинули на повестку дня задачи обеспечения собственной безопасности в разных ее формах и контекстах[1-7]. При этом, пожалуй, наиболее пристальное внимание в последние годы уделяется проблемам экономической и информационной безопасности, о чем свидетельствует максимальное и при этом быстро растущее число научных публикаций с соответствующими ключевыми словами (например, в научной элек-
1 Безопасность России: геополитические и военно-политические аспекты : учеб. пособие / В. И. Анненков [и др.]. - М. : РУСАВИА, 2006. - 432 с.; Общая теория национальной безопасности : учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 344 с.; Стрелецкий, Я. И. Философско-социологические проблемы войны, армии и национальной безопасности : учебное пособие / Я. И. Стрелецкий. - Краснодар : Филиал ВУНЦ ВВС, 2014. - 235 с.
тронной библиотеке Elibrary.ru) даже по сравнению с таким традиционно популярным направлением исследований как экологическая безопасность.
С одной стороны, это вызвано кардинальными изменениями характера и принципов международного экономического взаимодействия в условиях масштабных санкций, торговых войн, технологического эмбарго и т. п. и возникновением обусловленных этими негативными процессами угроз экономическим системам разного уровня - предприятиям, отраслям, регионам, национальным экономикам в целом. С другой стороны, стремительно растущий интерес к информационным аспектам национальной безопасности, несомненно, обусловлен проникновением информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека. Данное обстоятельство выдвигает угрозы информационного характера в разряд системно действующих вызовов и опасностей, способных оказывать комплексное, разностороннее негативное влияние на политическую, экономическую, социальную, научно-техническую и т. д., а значит, и национальную безопасность государства в целом.
Вместе с тем при изучении и анализе информационной и экономической безопасности недооцениваются, а зачастую вообще упускаются из виду их мировоззренческие, ценностно-смысловые аспекты, которые, однако, с позиций набирающей в последние годы среди экономистов популярность концепции поведенческой экономики, учитывающей ментальные состояния индивидов при принятии ими экономических решений, имеют принципиальное значение [8]. В этой связи, на наш взгляд, очень важно детально исследовать и раскрыть механизм воздействия мировоззренческих, ценностно-смысловых составляющих общественного сознания на результаты социально-экономического развития страны, ее информационную, экономическую и, соответственно, национальную безопасность. Данное посвященное решению указанной проблемы научное исследование имеет не только теоретическое, но и прикладное значение с точки зрения возможного учета его результатов при ведущейся в настоящее время разработке Концепции безопасности Союзного государства Беларуси и России, принятие которой запланировано на 2024 г.1.
Результаты и их обсуждение. Несмотря на нарастающую актуальность проблем обеспечения информационной безопасности, мы усматриваем в ее понимании некоторую узость, поскольку многие специалисты, особенно экономисты, сводят данный вид безопасности преимущественно к техническим аспектам защиты информационных ресурсов экономической системы - предприятия, отрасли, региона, национальной экономики в целом. При этом зачастую упускается из виду исключительно важный, на наш взгляд, информационно-мировоззренческий контекст обеспечения информационной безопасности, которая, как известно, в самом широком смысле трактуется как «состояние защищенности информационного пространства, информационной инфраструктуры и информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз в информационной сфере»2. Заметим, что под информационным пространством подразумевается не просто вся совокупность технических средств и систем обработки информации, но «область деятельности, связанная с созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая
1 Мезенцев: Совместная концепция безопасности РФ и РБ будет представлена в 2024 году [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Союзного государства. - Режим доступа: https://soyuz.by/novosti-soyuznogo-gosudarstva/mezencev-sovmestnaya-koncepciya-bezopasnosti-rf-i-rb-budet-predstavlena-v-2024-godu. - Дата доступа: 25.12.2023.
2 Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь «О рассмотрении проекта новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» от 6 марта 2023 г. № 1 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P223s0001. - Дата доступа: 18.12.2023.
воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание (выделено нами. - Прим. авт.) и собственно информацию»1.
С учетом данного принципиального замечания нами классифицированы методы и инструменты создания угроз в информационном пространстве (рисунок 1), среди которых, на наш взгляд, необходимо выделить социально-мировоззренческие факторы, влияние которых на социально-экономическую сферу не только недооценивается, но и зачастую вообще игнорируется.
Рисунок 1 - Классификация методов и инструментов создания угроз в информационном пространстве Источник: собственная разработка авторов
Вместе с тем проведенные нами исследования показывают, что именно социально-мировоззренческие факторы оказывают определяющее воздействие на результаты социально-экономического развития любой страны, а значит, определяют не только ее информационную, но и экономическую безопасность. Механизм указанного влияния схематично отражен на рисунке 2.
1 Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь» от 18 марта 2019 г. № 1 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P219s0001. - Дата доступа: 25.12.2023.
Рисунок 2 - Иллюстрация к проблеме определяющего воздействия мировоззренческих, ценностно-смысловых факторов на социально-экономическое развитие Источник: собственная разработка авторов
Общество (блок 1) со своими насущными интересами (блок 2), как правило, сводящимися к традиционным для обычного человека ценностям (благосостояние, семья, счастье т. п.), на основе доминирующего в обществе мировоззрения (блок 3), формирует перед собой совокупность целей (блок 4) в рамках реализации своих насущных интересов. Важно понимать, что в зависимости от системы преобладающих в общественном сознании ценностных и смысловых ориентиров общество в рамках реализации этих интересов может ставить перед собой различные цели. Такими целями могут быть, например, мирный созидательный труд (характерно для Беларуси), завоевание жизненного пространства и чужих ресурсов (фашистская Германия), стремление к мировой гегемонии (нынешние США) и т. п. Государственные, в том числе подлинно демократические институты (блоки 5, 6), ориентированные в конечном счете на реализацию обозначаемых большинством населения целей (блок 4), призваны воплощать их в результатах социально-экономического развития (блок 7).
Очевидно, что мировоззрение людей может целенаправленно меняться под влиянием формирующих его публичных институтов (блок 8), в число которых входят СМИ, научно-образовательная система, религия, государственная идеология и т. п. Поэтому социальное, созданное народом для реализации своих насущных интересов государство должно держать под контролем эти мировоззренческие институты, что позволит воспроизводить традиционное мировоззрение и достигать соответствующих интересам большинства результатов социально-экономического развития.
Вместе с тем в любой стране есть отдельные социальные группы (ОСЦ) (блок 9), интересы которых (блок 10) далеко не всегда совпадают с общенародными чаяниями. Такими социальными группами могут быть, например, криминальные структуры, представители иностранного и отечественного компрадорского капитала, бюрократы-коррупционеры и т. п., чьи интересы сводятся, в основном, к максимизации собственных доходов и прибыли, в том числе за счет ущемления общенародных интересов.
Исходя из этого у ОСЦ сформировано специфическое мировоззрение (блок 11), которое трансформирует их интересы в цели (блок 13), соответствующие узкогрупповым, как правило, корыстным интересам. В числе таких целей могут выступать, например, бросовая приватизация общенародной собственности, масштабный вывоз из страны природных ресурсов и финансовых ресурсов от их распродажи в офшоры и т. п.
Для легитимации и практической реализации своих корыстных целей ОСЦ стремятся поставить под контроль институты, формирующие коллективное мировоззрение институты (блок 8). При этом ОСЦ стремятся постепенно исказить его таким образом (см. блоки 3 и 12), чтобы большинству людей стало казаться, будто цели ОСЦ являются общенародными (см. блоки 4 и 13). Данный способ достижения целей реализуется через финансовое или силовое воздействие на «независимые» СМИ, имплантацию неадекватной научно-образовательной парадигмы, деидеологизацию государства и общества, распространение всевозможных сект и альтернативных культов и т. п. В итоге после такой целенаправленной трансформации (искажения) общественного сознания даже подлинно демократическое государство, призванное де-юре реализовы-вать указанные выше «общенародные цели», начинает работать в корыстных или иных интересах узких социальных групп.
Наиболее ярким, пожалуй, примером подобной целенаправленной перверсии общественного сознания является печальный опыт фашистской Германии образца 1933-1945 гг. Пришедшие в этой стране к власти нацисты, активно используя формирующие мировоззрение институты, достаточно быстро сумели кардинально трансформировать миропонимание у значительной части, в общем-то, образованного и культурного немецкого народа, привив ему фашистские, человеконенавистнические идеалы и ориентиры. Все это в итоге привело к громадным разрушениям и колоссальным человеческим жертвам Второй мировой войны. Данный трагичный пример более чем убедительно, на наш взгляд, доказывает, что мировоззренческий аспект информационной безопасности является одним из наиболее значимых факторов национальной безопасности государства (и всего мира) в целом.
Другим типичным примером определяющего воздействия мировоззренческих факторов на результаты социально-экономического развития является наша Беларусь, где самими людьми и государством бережно сохраняются исконные для белорусского народа духовно-нравственные ценности. Среди таких официально обозначенных и охраняемых белорусским государством традиционных ценностей названы «единство народа, права и свободы человека, социальная справедливость, патриотизм, солидарность, гуманизм, высокая духовная культура, крепкая семья, историческая память, преемственность поколений, трудолюбие»1. Благодаря верности традициям своих великих предков, страна ни с кем не воюет и продолжает мирно строить дома, выращивать хлеб, растить детей, развивать науку и образование, торговать с полутора сотнями стран мира. Все это позволяет Беларуси, увы, не имеющей достаточного количества собственных природных ресурсов, демонстрировать завидную для многих наших соседей по планете стабильность и сравнительно высокий уровень жизни своего населения.
Примечательно, что в последние годы в России в связи с кардинально изменившейся внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктурой также выросло осознание значимости социально-мировоззренческих факторов обеспечения информационной, экономической и, соответственно, национальной безопасности. После трех десятилетий упования на имплантированные извне либерально-рыночные ценности с их ставкой на рыночное саморегулирование экономики и минимизацию воздействия
1 Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь» от 18 марта 2019 г. № 1 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P219s0001. - Дата доступа: 25.12.2023.
государства на социально-экономические процессы в российском обществе возникла острая дискуссия о необходимости формировании (точнее возрождении) мировоззренческой ветви государственной власти (см. блок 6 на рисунке 2). Результатом этой дискуссии стал Указ Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2023 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В перечень таких ценностей вошли жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Неожиданным продолжением данной дискуссии стали недавние высказывания ряда высокопоставленных российских чиновников и политических деятелей о назревшей в свете упомянутого выше Указа необходимости внесения изменений в недавно обновленную Конституцию Российской Федерации, которая своей 13-й статьей во многом нивелирует значимость мировоззренческих, ценностно-смысловых (по сути дела идеологических) факторов развития российского государства. В частности, Председатель Следственного Комитета Российской Федерации А. Бастрыкин в своем выступлении на 17-й Международной научно-практической конференции «Державин-ские чтения» (г. Москва, 22 ноября 2023 г.) прямо заявил: «Не может быть общества без идеологии, это элементарные понятия государства и права... С учетом нашего исторического общества, с учетом современных реалий, в которых мы живем, думая о перспективах развития, необходимо все-таки сформулировать идеологию нашего общества... и закрепить ее в Конституции Российской Федерации... »1. Все это еще раз подтверждает непреходящее значение мировоззренческих, ценностно-смысловых факторов обеспечения национальной безопасности государства в современных условиях [1; 6; 9].
Выводы. В условиях нынешней цифровизации экономики и социума и роста значимости информационно-коммуникационных технологий основным направлением до предела обострившейся конкурентной борьбы за ограниченные ресурсы во многом становится информационное пространство, где сегодня без всяких преувеличений происходит масштабное сражение за умы и души людей. В этих условиях одним из ключевых факторов обеспечения информационной, экономической, научно-технологической, военной, политической и т. д. безопасности становится сохранение традиционного, основанного на исконных для белорусского и российского народов духовно-нравственных ценностей. При этом несложно заметить, что у белорусского и российского народов их ценностно-смысловые ряды (см. выше) во многом совпадают.
В этой связи думается, что с учетом фактора интенсивно развивающихся интеграционных процессов в рамках Союзного государства вполне назрела необходимость в рамках формирующейся в настоящее время Концепции безопасности Союзного государства выделить, явно обозначить информационно-мировоззренческую (по сути дела идеологическую) безопасность как отдельный, вполне самостоятельный вид безопасности. К сожалению, до сих пор в обеих странах ее мировоззренческие, ценностно-смысловые компоненты обозначаются в качестве сопутствующих факторов обеспечения политической, информационной, культурной, демографической безопасности.
Результаты проведенного нами исследования доказывают, что информационно-мировоззренческая (идеологическая) безопасность - это не просто некий сопутствующий
1 Бастрыкин призвал прописать государственную идеологию в Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] // Известия. - 22 ноября 2023 г. - Режим доступа: https://iz.ru/1609201/2023-11-22/bastrykin-prizval-propisat-gosudarstvennuiu-ideologiiu-v-konstitutcii-rf. - Дата доступа: 11.12.2023.
элемент информационной или какой-либо иной безопасности, но определяющий фактор социально-экономического развития страны, а значит, национальной безопасности всякого современного государства, включая Союзное государство Беларуси и России.
Список использованных источников
1. Андреев, М. В. Патриотизм как фактор национальной безопасности России / М. В. Андреев, Д. Е. Зарва // Социально-экономическое развитие России: сб. материалов Всерос. науч. конф., Чебоксары, 14 мая 2019 г. / редкол.: Л. П. Кураков [и др.]. -Чебоксары : Среда, 2019. - С. 86-91.
2. Артамонов, В. А. Кибербезопасность в условиях цифровой трансформации / В. А. Артамонов, Е. В. Артамонова // Цифровая трансформация. - 2021. - № 4. - С. 42-51.
3. Безденежных, Т. И. Экономическая безопасность в научных исследованиях современных зарубежных авторов / Т. И. Безденежных, Е. В. Печерица, Е. Е. Шарафанова // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2021. - № 3 (57). - С. 69-74.
4. Евстафьев, Д. Г. Приоритеты управления национальной безопасностью и обороной в условиях постглобального мира / Д. Г. Евстафьев, А. М. Ильницкий // Военная мысль. - 2021. - № 3. - С. 6-24.
5. Ксенофонтов, В. А. Проблемы обеспечения национальной безопасности /
B. А. Ксенофонтов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. -2021. - № 3 (31). - С. 67-76.
6. Сметанкина, Л. В. Культурная безопасность и образование: связь и проблемы / Л. В. Сметанкина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ., Чебоксары, 18 февр. 2021 г. / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.]. - Чебоксары : Среда, 2021. - С. 29-35.
7. Токтогулов, А. А. Экологическая безопасность: понятие и сущность / А. А. Токтогулов // Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. - 2021. - № 5 (86). - С. 4-6.
8. Яковлева, Е. А. Поведенческая экономика как область научного знания в современной экономической науке / Е. А. Яковлева // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2014. - Т. 5, № 2. - С. 62-69.
9. Байнёв, В. Ф. Идеологической фактор экономической безопасности Союзного государства Беларуси и России / В. Ф. Байнёв // Беларуская думка. - 2024. - № 1. -
C.104-111.
_Статья поступила в редакцию 14 января 2024 года
CONCERNING WORLDVIEW ASPECTS OF ENSURING INFORMATION AND ECONOMIC SECURITY OF THE UNION STATE OF BELARUS AND RUSSIA
V. F. Baynev
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Research Laboratory "Comprehensive studies of problems of socio-economic development"
Belarusian State University Minsk, Republic of Belarus T. Yu. Gorayeva PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economic Security Belarusian State University Minsk, Republic of Belarus
The article is devoted to the study of the mechanism of influence ofpublic institutions that shape people's worldviews on the informational, economic and, accordingly, national security of the state, including the Union State of Belarus and Russia. The mechanism of the determining influence of ideological, value-semantic components of social consciousness on the results of socio-economic development is characterized. A conclusion is made about the need to highlight information and worldview (essentially ideological) security within the framework of the currently emerging Security Concept of the Union State of Belarus and Russia as an independent direction to ensure its national security.
Keywords: information security, economic security, Union State of Belarus and Russia, threats, socio-economic development.
References
1. Andreev, M. V. (2019) Patriotism as a factor of Russian national security [Patriot-izm kak faktor nacional'noj bezopasnosti Rossii] : Socio-economic development of Russia: collection of materials of All-Russia Scientific Conference. Cheboksary, Sreda. pp. 86-91. (In Russian).
2. Artamonov, V. A. (2021) Cybersecurity in the context of digital transformation. Cifrovaya transformaciya. (4), 42-51. (In Russian).
3. Bezdenezhnyh, T. I. (2021) Economic security in scientific research of modern foreign authors. Tekhniko-tekhnologicheskieproblemy servisa. 3 (57), 69-74. (In Russian).
4. Evstaf'ev, D. G. (2021) Priorities for managing national security and defense in a post-global world. Voennaya mysl'. (3), 6-24. (In Russian).
5. Ksenofontov, V. A. (2021) Problems of ensuring national security. Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 3 (31), 67-76. (In Russian).
6. Smetankina, L. V. (2021) Cultural safety and education: connections and challenges [Kul'turnaya bezopasnost' i obrazovanie: svyaz' i problemy] : Socio-pedagogical issues of education and upbringing: collection of materials of All-Russia Scientific Conference. Cheboksary, Sreda. pp. 29-35. (In Russian).
7. Toktogulov, A. A. (2021) Ecological safety: concept and essence. Evrazijskij soyuz uchenyh. Seriya: pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki. 5 (86), 4-6. (In Russian).
8. Yakovleva, E. A. (2014) Behavioral economics as a field of scientific knowledge in modern economics. Journal of Economic Regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). 5 (2), 62-69. (In Russian).
9. Baynev, V. F. (2024) Ideological factor of economic security of the Union State of Belarus and Russia. Belaruskaya dumka. (1), 104-111. (In Russian).