Научная статья на тему 'О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА'

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕК БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АФФЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СИТУАТИВНАЯ ПРАКТИКОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ / ПАРАДИГМА ЗАЩИЩЕННОСТИ / ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРЕК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краско Геннадий Геннадьевич

Рассмотрены методологические подходы к вопросам трансформации ответственности личности, общества и государства за обеспечение национальной безопасности с учетом со-временного развития обстановки и глобальной информатизации. Особый акцент делается на одном из вариантов, реализуемом в том числе в отдельных государствах СНГ, - смеще-нии акцентов в деятельности по обеспечению безопасности с парадигмы защищенности на парадигму развития, которая базируется на совершенствовании сил и средств субъектов системы обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE METHODOLOGICAL ASPECTS OF ENSURING NATIONAL AND REGIONAL SECURITY IN THE CONDITIONS OF GLOBAL DIGITALIZATION AND THE FORMATIONOF A NEW WORLD PICTURE

The article examines methodological approaches to the questions about transformation of the in-dividual responsibility, society and the state for ensuring national security, taking into account the current development of the situation and global informatisation. Particular emphasis is focused on one of the options realizing in some CIS states - changing the emphasis in security activities from the security paradigm to the development paradigm, which is based on improving the forces and means of the subjects of the national security system.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА»

О методологических аспектах обеспечения национальной и региональной безопасности в условиях глобальной цифровизации и формирования новой картины мира

КРАСКО ГЕННАДИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ,

заместитель начальника Института национальной безопасности Республики Беларусь; доктор исторических наук, доцент

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены методологические подходы к вопросам трансформации ответственности личности, общества и государства за обеспечение национальной безопасности с учетом современного развития обстановки и глобальной информатизации. Особый акцент делается на одном из вариантов, реализуемом в том числе в отдельных государствах СНГ, - смещении акцентов в деятельности по обеспечению безопасности с парадигмы защищенности на парадигму развития, которая базируется на совершенствовании сил и средств субъектов системы обеспечения национальной безопасности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трек безопасности; стратегическое прогнозирование; аффективное восприятие; ситуативная практикориентированность; формирование новой картины мира; совершенствование методологических подходов; парадигма защищенности; парадигма развития;региональный трек.

On the methodological aspects of ensuring national and regional security in the conditions of global digitalization and the formation of a new world picture

KRASKO GENNADY GENNADIEVICH,

deputy Head of the National Security Institute of the Republic of Belarus; Doctor of Historical Sciences, Associate Professor ANNOTATION

The article examines methodological approaches to the questions about transformation of the individual responsibility, society and the state for ensuring national security, taking into account the current development of the situation and global informatisation. Particular emphasis is focused on one of the options realizing in some CIS states - changing the emphasis in security activities from the security paradigm to the development paradigm, which is based on improving the forces and means of the subjects of the national security system.

KEYWORDS: ^security track; strategic forecasting; affective perception; situational practice orientation; formation of a new picture of the world; improvement of methodological approaches; security paradigm; development paradigm; regional track.

Различные проблемы обеспечения безопасности стали в наши дни объектом изучения для большого количества экспертов из различных

отраслей науки, сфер жизнедеятельности. При этом только небольшую их часть можно с уверенностью назвать квалифицированными

экспертами в сфере обеспечения безопасности, которые имеют комплексное представление об этом важнейшем аспекте нашей жизни. Наверняка уважаемые коллеги согласятся, что невозможно ни качественно эту самую безопасность обеспечить, ни дать оценку рискам, вызовам и угрозам, не понимая глубинных теоретических основ и методологии этого специфического вида деятельности.

Однако мы можем констатировать, что современность характеризуется модой на трек безопасности. С одной стороны, это обеспечило появление различных экспертных сообществ, специализирующихся на проблематике безопасности, что заслуживает положительной оценки и важно уже даже просто с позиций наличия собственного пула экспертов. Однако с другой стороны - сейчас мы столкнулись с расцветом ситуативной практикориентиро-ванности экспертных оценок. За последние годы это стало трендом и, как часто бывает, за лесом уже не видно деревьев, - упускаются в том числе важнейшие аспекты в обеспечении безопасности - теоретические и методологические. Так, в зависимости от актуализации той или иной проблемы в сфере обеспечения безопасности одни и те же эксперты дают свои оценки по широкому кругу вопросов: если происходит террористический акт или отмечаются экстремистские проявления - по вопросам терроризма и экстремизма, запрос общества на разработку проблем информационной безопасности и противоборства обратил их внимание на «инфобез», развитие в 2020 г. ситуации с СОУЮ-19 привело к переквалификации таких экспертов в «вирусологов». Сейчас через призму обеспечения безопасности многочисленные эксперты оценивают риски, вызовы, угрозы, связанные с миграционными процессами. Вместе с тем в погоне за удовлетворением запросов, как правило, даже не всего общества или государства, а пользователей социальных сетей и популярных мессенджеров такие

эксперты реагируют на ситуацию, превращаются в журналистов. Они ограничивают свои экспертные заключения бытовыми оценками, игнорируя свое базовое предназначение - стратегическое прогнозирование. Поэтому многие эксперты в сфере обеспечения безопасности и региональной, и национальной не предлагают решений. Это закономерно не может быть сделано без понимания глубинных причин тех явлений и процессов, по которым даются оценки, без владения методологией обеспечения безопасности. В результате, следуя трендам, задаваемым социальными сетями и мессен-джерами, не только интерпретация вопросов, лежащих в плоскости обеспечения безопасности, но и само осмысление безопасности происходит в том числе минуя логику и научный подход. В ход идут и политические технологии, и психологические методики: интерпретация событий происходит через призму идентичности, обеспечивая аффективное восприятие пользователями информации, которое происходит через эмоции и ценности, чем принципиально отличается от логического.

Представляется важным отметить и то обстоятельство, что даже на профильных научных и научно-практических мероприятиях вне должного осмысления и рассмотрения остаются вопросы, которые лежат в плоскости теории и методологии обеспечения как региональной, так и национальной безопасности.

В своем выступлении также полагаю обоснованным сделать акцент на двух взаимосвязанных факторах, которые характеризуют современную оперативную обстановку как в регионе ответственности Антитеррористического центра государств - участников СНГ; так и в глобальном измерении - цифровой трансформации и формировании новой картины мира. Представляется, что именно они в значительной мере определяют вектор в совершенствовании методологических подходов к обеспечению безопасности. И если влияние первого

фактора на обеспечение безопасности, в том числе в вопросах антитеррора, уже на протяжении ряда лет находится в фокусе экспертов из числа и ученых, и практиков, то роль происходящего на наших глазах глобального переустройства в этих процессах, как представляется, еще должным образом не исследована и не оценена. А ведь в условиях формирования новой картины мира обостряется борьба за власть, территории, ресурсы, рынки сбыта продукции.

В свою очередь эффективность обеспечения национальной и региональной безопасности во многом зависит от избранной парадигмы ее реализации. Так, в Советском Союзе система обеспечения безопасности страны была построена на модели парадигмы защищенности - основу обеспечения безопасности составляла деятельность по борьбе с угрозами. Эту парадигму с обретением независимости переняли, например, и в Республике Беларусь и других государствах. В частности, в 2010 г. этот подход закреплен в доктринальном документе - Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Эта актуальная и доминирующая в настоящее время в республике теория объединяет и феномен национальной безопасности, и деятельность по ее обеспечению. Документ выстроен в соответствии с «парадигмой защищенности» и определяет: что защищается (национальные интересы (под этим понятием объединены сбалансированные интересы личности, общества и государства) в различных сферах, от чего (угрозы и источники), каким образом (направления нейтрализации) и кто защищает (система обеспечения национальной безопасности). При рассматриваемом подходе к обеспечению национальной безопасности подразумевается, что национальные интересы пронизывают все сферы жизнедеятельности, осознаются и реализуются всеми субъектами - от конкретного гражданина до всего общества и государственных

органов. При этом сбалансированность интересов говорит о взаимосвязи и взаимной полезности для личности, общества и государства деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Вместе с тем такой подход приводит к появлению специфических акцентов в организации и деятельности уполномоченных государственных институтов. Во-первых, во главу всей деятельности ставится идея безопасности, что приводит к ее отождествлению с жизнедеятельностью. Во-вторых, парадигма защищенности априори базируется на борьбе с реальными и потенциальными угрозами, что фактически приводит к зависимости от них состояния национальной системы обеспечения безопасности и ее отдельных элементов, в частности.

Однако на различных этапах развития социальных общностей интересы личности, общества и государства могут совпадать и не совпадать в зависимости от степени их единства или противоречий. Сложно обеспечить именно баланс интересов. Возникающие противоречия не всегда удается разрешать на основе принципов неконфронтационного развития. Это обусловлено в том числе и тем, что невозможно построение исчерпывающей математической модели рисков, вызовов и угроз, а также ограниченностью познавательных способностей экспертов по их идентификации в условиях современной динамики изменения оперативной обстановки. Любая система обеспечения национальной безопасности неизбежно сталкивается с перманентной конкуренцией (соперничеством) с опасностями. Это обуславливает необходимость постоянного наращивания потенциалов конкурентоспособности системы.

С учетом современного развития обстановки, глобальной информатизации на протяжении последних лет все более четко ощущается необходимость пересмотра сложившихся подходов. Один из таких вариантов, реализуемый в том числе в отдельных государствах СНГ,

заключается в смещении акцентов в деятельности по обеспечению безопасности с парадигмы защищенности на парадигму развития, которая базируется на развитии сил и средств субъектов системы обеспечения национальной безопасности (сильной системе обеспечения национальной безопасности не страшны любые угрозы).

Другой подход заключается в синкретизме двух названных парадигм безопасности - защищенности и развития («безопасность через развитие»). Его суть заключается в том, что обеспечение безопасности все в большей степени осуществляется через развитие и все в меньшей - через защиту. Представляется, что такой подход позволяет без коренных ломок системы эволюционным путем прийти к необходимым изменениям в организации и деятельности по обеспечению национальной безопасности на современном этапе, в том числе с учетом имеющегося опыта.

Для современного общества характерно преобладание надгосударственных идей, что для таких государств, которые не являются геополитическими лидерами, может привести к возникновению проблем в сфере обеспечения национальной безопасности. Поэтому может быть целесообразным обращение внимания на парадигму даже не развития, а достаточного развития.

Кроме того, в настоящее время назрела потребность трансформации ответственности личности, общества и государства за обеспечение национальной безопасности. Изменения претерпели и подходы к правовому регулированию этих отношений. Так, по-прежнему

доминируют два подхода - «сила права» (Россия и СНГ в целом) и «право силы» (коллективный запад). Несомненно, в выборе и корректировке парадигмы обеспечения безопасности необходимо анализировать и учитывать трансформационные процессы в обществе. Однако совсем не обязательно, что передача некоторых бизнес-процессов в этой специфической предметной области должна быть передана от государства кому-то еще.

Важнейшим аспектом также является отражение позитивной повестки - проекции будущего как национальных государств, так и региона (СНГ) в целом. Сейчас актуален именно региональный трек - каждый крутится в своем регионе, которому присущи характерные для него риски, вызовы, угрозы, интересы. С учетом изложенного тренд на развитие, а не только на самосохранение должен стать стержневой идеей в рамках совершенствования концептуальных основ обеспечения безопасности в зоне ответственности СНГ. Причем представляется важным, чтобы в рамках региона национальные концептуальные основы обеспечения национальной безопасности оставались по крайней мере согласованными и не имели непреодолимых противоречий. Здесь опять же уместно вспомнить об экспертах, о той роли, которая в этих процессах должна отводиться именно им. Ведь даже ориентироваться в стратегических подходах к обеспечению безопасности в таком большом регионе непросто. Да и значение экспертной дипломатии в условиях глобальной нестабильности очень высоко, как и площадки, предоставляемой АТЦ СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.