Научная статья на тему 'Эволюция парадигмы национальной безопасности в политическом процессе России'

Эволюция парадигмы национальной безопасности в политическом процессе России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1252
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАРАДИГМА БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY / PARADIGM OF SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Труханов Виктор Александрович, Арзямов Дмитрий Алексеевич

Рассматривается эволюция парадигмы национальной безопасности, ее содержание в политическом процессе современной России. Обосновываются основания смены парадигмы безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Труханов Виктор Александрович, Арзямов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Paradigm of National Security in the Political Process of Russia

Evolution of the paradigm of national security and its content in political process of modern Russia are considered. The bases of change of the paradigm of security are grounded.

Текст научной работы на тему «Эволюция парадигмы национальной безопасности в политическом процессе России»

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998.

4. Саква Р. Путин: выбор России. М., 2005.

5. Об Общественной палате Российской Федерации: Федер. закон от 4 апр. 2005 г. № 32-Ф3 (в ред. от 25 дек. 2008 г.) // С3 РФ. 2005. №° 15. Ст. 1277; 2008. №° 52 (ч. 1). Ст. 6238.

6. Положение о Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совете законодателей). Утв. постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 мая 2002 г.; действует в ред. от 9 дек. 2003 г. иКЬ: www.council.gov.ru/lmc/thesis/index

7. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №9 849 (в ред. от 30 апр. 2009 г.) // С3 РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; 2009. №° 18 (ч. 2). Ст. 2222.

8. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 сент. 2000 г. № 1602 (в ред. от 23 февр. 2007 г.) // С3 РФ. 2000. №° 36. Ст. 3633; 2005. № 28. Ст. 2865; 2007. № 9. Ст. 1061.

9. Петров Н. Субституты институтов. иКЬ: http://www.strana-oz.ru/?numid=40&article=1573

V.A. Trukhanov, D.A. Arzyamov Evolution of the Paradigm of National Security in the Political Process of Russia

Evolution of the paradigm of national security and its content in political process of modern Russia are considered. The bases of change of the paradigm of security are grounded.

Key words and word-combinations: national security, paradigm of security.

Рассматривается эволюция парадигмы национальной безопасности, ее содержание в политическом процессе современной России. Обосновываются основания смены парадигмы безопасности.

Ключевые слова и словосочетания: национальная безопасность, парадигма безопасности.

УДК 327(470+571 )

ББК 66.2(2Рос)

В.А. Труханов, Д.А. Арзямов

ЭВОЛЮЦИЯ ПАРАДИГМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

^Современная глобальная действительность может быть описана не только посредством категорий информационного общества и прогресса, но и такими категориями, как «вызовы», «риски», «скрытая угроза», «международный терроризм», «опасность», «безопасность», «идеологическое противостояние». В связи с этим имеется необходимость постоянной рефлексии текущих социальных процессов с точки зрения эволюции парадигмы национальной безопасности. Условия быстроизменяющейся окружающей

действительности, современная ситуация внутри страны и на международной арене, глобальные риски современности побуждают к постоянному рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства, мира в целом.

Проведенный анализ исследований по рассматриваемой проблематике позволяет сделать вывод об эволюции теоретических представлений о безопасности и парадигмы безопасности в целом.

Фактор безопасности для человека - один из самых значимых [1, с. 77], Неудивительно поэтому, что понятие «безопасность» актуализировалось в различные исторические периоды. В частности, С. Васильев и другие исследователи отмечают, что в древности, в античные времена, понимание безопасности находилось на уровне обычной логики и трактовалось как предотвращение опасности или вреда для человека, прежде всего физического (что с достаточной долей вероятности предсказуемо, учитывая ранний этап развития человечества). Например, в таком значении понятие «безопасность» употреблялось древнегреческим философом Платоном [2, с. 498].

В средние века под безопасностью понимали спокойное состояние духа человека, которое основывалось на его мнении о защищенности от любой опасности (подобное определение понятия «безопасность» указано в словаре французского мыслителя Робера) [3, с. 41]. Уязвимость такого понимания заключается в возможности ложного (сформировавшегося в силу субъективных причин) чувства защищенности человека. История отчасти подтверждает данное предположение, учитывая, что в таком значении термин редко использовался народами Европы, предположительно до XVII в. Вместе с тем «духовная» составляющая понимания безопасности создает предпосылки для существенного расширения истолкования рассматриваемого явления, вводя значимые добавочные аспекты.

В XVII-XVIII вв. в философских трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и других безопасность рассматривается в комплексе: мыслителями учитываются и материалистическая, и идеалистическая составляющие - и физическая, и моральная опасность для человека и общества. Именно это определение по праву получает широкое распространение в теории и практике западноевропейских государств.

Таким образом, на ранних стадиях существования человечества безопасность сводилась главным образом к обеспечению защиты индивида и сообщества от физического воздействия - от опасных природных явлений, от окружающих живых существ. По мере развития общества пришло понимание необходимости моральной, духовной безопасности, потребовалась защита не только от естественных, но и от создаваемых опасностей.

Вследствие бурного научно-технического прогресса, становления национального государства и возникновения проблемы его суверенитета безопасность приобретала все большее научное осмысление и стала близка к современному ее пониманию. Исторические условия, в которых формировалась парадигма безопасности, оказали определяющее воздействие на ее характер и содержание, которые отчасти остались неизменными до наших дней. Стремление к захвату

территорий, природных и человеческих ресурсов с целью укрепления своей мощи, силы и влияния вынуждало одних применять физическое насилие в отношении других. Эти исторические условия предопределили основные направления концептуальных представлений о безопасности.

Первое направление выражено в учении Т. Гоббса, который в своих работах указывал, что для окончания «войны всех против всех», обеспечения внутреннего мира граждане должны подчиниться могущественному правителю, суверену. Иными словами, в концепции Т. Гоббса проблема безопасности решается авторитарно сувереном с помощью силы.

Представитель второго концептуального направления - И. Кант, выступая против подхода Т. Гоббса, предложил схему «постоянного мира» как моральной нормы. Согласно изложенному им пониманию проблемы безопасность возможна на основе просвещенного политического порядка - республиканской конституции, основного закона. В концепции И. Канта главным инструментом обеспечения безопасности выступают моральные нормы и обязательства, выраженные в праве.

Третье концептуальное направление получило свои очертания в концепции Г. Гроция, который в противовес позиции Гоббса предположил, что государства-нации не просто участвуют в борьбе без правил, а ограничены в возможных конфликтных ситуациях общими правилами и институтами.

Создание Лиги Наций в результате Версальского соглашения и создания Версальско-Вашингтонской системы (1919 г.) может быть истолковано как попытка заменить систему «баланса сил» (понимаемую как международная система баланса действий и интересов национальных акторов, существовавшая в XVIII - начале XX в.) концепцией И. Канта в международном масштабе, системой коллективной безопасности. Ряд исследователей связывают основные принципы мирного сообщества Лиги Наций и трактат И. Канта «К вечному миру», содержащий культурные и философские основы будущего объединения Европы. В качестве основного посыла здесь выступал тезис о том, что угроза безопасности одного государства - члена Лиги является угрозой для всех, входящих в альянс.

Новый акцент в понимание безопасности привнес Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности (Атлантическая хартия Организации Объединенных Наций, 1941 [4]), предложенный президентом Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем. Предполагалось, что система безопасности может существовать и будет эффективна, только если она основана на объединении разрозненных сил и соблюдении прав человека.

Позднее данный тезис был развит в Уставе ООН [5], где отмечено, что безопасность всех членов Организации должна гарантироваться системой коллективной безопасности (в исключительных случаях допускающей использование сил для самообороны), предусматривающей общие нормы для индивидов и для государств. Тем самым в середине XX в. концептуальное понимание безопасности существенно приблизилось к концепции Г. Гроция. Однако в деятельности ООН такой подход не мог быть реализован в полной мере, по-

скольку этому не способствовали взаимоисключающие претензии США и СССР на мировое господство. Тем не менее национальная безопасность все в большей степени стала восприниматься как составная часть общей парадигмы безопасности, которую следует трактовать как процесс эволюции в сторону всеобщей, глобальной безопасности.

При анализе понимания рассматриваемого явления применительно к советскому периоду следует отметить акцентирование характера безопасности: семантический и лингвистический анализ применяемого термина свидетельствует о первостепенной роли безопасности государства, что непосредственно выражается в формулировке термина «государственная безопасность». Установлено, что в России данное понятие было впервые использовано в нормативных документах в 1934 г. в ходе создания на базе бывшего Объединенного государственного политического управления СССР, переименованного в Главное управление государственной безопасности, Народного комиссариата внутренних дел СССР, которому были переданы функции ОГПУ [3, с. 42].

Термин «государственная безопасность» нес на себе определенную идеологическую нагрузку. В 1936 г. он получил закрепление в Основном Законе (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик (п. «и» ст. 14, п. «т» ст. 49) [6] и, как следствие, в подзаконных актах, ведомственных документах, правовой литературе. Даже в теоретическом отношении проблематика государственной безопасности была «закрытой», проводилась научно-исследовательскими и учебными заведениями КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба и другими специализированными организациями.

Российская действительность периода перестройки и 1990-х годов внесла существенные коррективы в понимание безопасности в России. Открытие границ, изменение формы собственности на основные средства производства, ослабление государственной власти, усиление криминальных организаций, угроза целостности государства, возникновение в тот период расовой ненависти и проявления экстремизма, утрата ценностных ориентиров общества стали новыми факторами, обусловившими направление исследовательской мысли. Государство также отреагировало на изменение действительности. В частности, в 1997 г. была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации [7], в 2000 г. в нее внесены изменения, тогда же приняты Военная доктрина [8] и Доктрина информационной безопасности [9].

Тезисы, изложенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [10], в концепции «суверенной демократии» В.Ю. Суркова [11], в программной статье Д.А. Медведева «Россия, вперед!» [12], позволяют сделать вывод о принципиальной оценке проблем национальной безопасности России в контексте понимания безопасности как глобального, общемирового явления.

Так, в концепции «суверенной демократии» отмечается, что выгоды от глобализации распределяются неравномерно, «победители» в процессе глобализации уже определены, нашей стране они оставляют только роль «проигравшего». Вместе с тем суверенитет рассматривается не как закрытость и изолированность, а как открытость, выход в мир и участие в конкурентной борьбе. В

статье «Россия, вперед!» слабое социально-экономическое развитие увязывается с нестабильностью на Кавказе и местом России на международной арене, не соответствующим ее исторической роли. По мнению Президента РФ, Россия не просто должна оставаться в числе стран, которые принимают решения по вопросам организации мирового порядка, но это ее обязанность, вытекающая из особенностей географического и политического положения. Такой подход достаточно актуален в силу того, что все большая взаимозависимость стран и народов (трансформация международной системы, интеграционные процессы и др.) требует нового осмысления и определения безопасности страны не только с точки зрения внутренних угроз, но с точки зрения ее места и роли во всеобщей безопасности.

Рассматривая содержание понимания вопросов национальной безопасности в России, следует обратить внимание на следующие особенности. Во-первых, система обеспечения национальной безопасности России проходит свое становление в условиях усиления антагонизма в международных отношениях в целом, а также России в отдельности - как с ведущими мировыми державами (особенно Япония, Китай, США), так и с государствами, образованными на территории бывшего СССР. Во-вторых, становление системы национальной безопасности России происходит в условиях утверждения новой государственности, формирования новых внутрироссийских общественных отношений.

Иллюстрацией изложенному могут служить некоторые положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Так, среди целей национальной безопасности в документе заявлены «создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства». В противовес советскому подходу, в определении понятия «национальная безопасность» и в целом через всю Стратегию проходит мысль о приоритете личности над обществом, а общества над государством. В данном документе заявлено и обеспечение безопасности в духовной сфере. Кроме того, Стратегия увязана с иными стратегическими документами государства, что позволяет рассматривать и решать проблему в комплексе.

Очевидно, что границы понимания явления сегодня расширились, произошла смена парадигмы безопасности. Ранее понятие «безопасность» рассматривалось в основном применительно к государству и затем - к обществу, тогда как в настоящее время акцент смещен в сторону личности, затем - общества и затем - государства. Более отчетливо выражена необходимость обеспечения «духовной безопасности» ввиду наличия соответствующих угроз. Все эти существенные изменения фиксируются как в официальных документах, так и в теоретических исследованиях, а также в практических действиях уполномоченных органов.

Библиографический список

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

2. Платон. Собрание сочинений. СПб., 2007. Т. 2.

М.В. Мамонов

3. Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // Обозреватель. 1999. № 3. С. 41-43.

4. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Раздел «История ООН». иКЬ: http://www.un.org/russian/basic/history/charterhistory/atl.html

5. Устав Организации Объединенных Наций. иКЬ: http://www.un.org/ru/documents/charter/

6. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года. иКЬ: http://www.constitution.mvk.ru/content/view/212/159/lang,russian

7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос. газ. 1997. № 247.

8. Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 апр. 2000 г. № 706 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сент. 2000 г. № Пр-1895) // Рос. газ. 2000. № 187.

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

11. Сурков В.Ю. Суверенная демократия и «Единая Россия» // Стратегия России. 2006. № 3. С. 5-24.

12. Медведев Д.А. Россия, вперед! иКЬ: http://www.kremlin.ru/news/5413

M.V. Mamonov Public-Political Stability in Russia:

the Bases and Mechanisms of Achievement

The population's appraisal of social and political stability in the Russian Federation is analyzed. The special role of political factors when estimating the social and political situation by people was shown.

Key words and word-combinations: political process, expectations, relative expectation deprivation, mass communications.

Проанализирована оценка населением общественно-политической стабильности в Российской Федерации. Показана особая роль политических факторов при оценке населением экономической и социальной ситуации в стране.

Ключевые слова и словосочетания: политический процесс, ожидания населения, относительная экспек-тационная депривация, массовые коммуникации.

УДК 316.334.3 ББК 60.561.3

М.В. Мамонов

ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ:

ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ*

^^ажной характеристикой политического процесса в современной России является общественно-политическая стабильность, достигнутая в период президентства Владимира Путина и сохраняющаяся после его ухода

* Статья подготовлена в рамках проекта «Создание многофакторной модели депривационно-го анализа конфликтогенного потенциала обществ в условиях структурных преобразований» (проект Российского фонда фундаментальных исследований № 09-06-90362-Ю-Осет_а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.