Научная статья на тему 'О методике санитарного инструктажа при работе с металлической ртутью'

О методике санитарного инструктажа при работе с металлической ртутью Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методике санитарного инструктажа при работе с металлической ртутью»

ИЗ ОПЫТА МЕСТ

С. И. ЛАБОК

О методике санитарного инструктажа при работе с металлической ртутью

Из Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук СССР

Успешность борьбы с профессиональными отравлениями в значительной мере зависит от усвоения рабочими материалов, входящих в санитарный инструктаж. Особое значение приобретает санитарный инструктаж при работе с металлической ртутью, когда загрязнение воздуха парами ртути часто зависит от несознательного и небрежного обращения с ней. С этой точки зрения представляет несомненный интерес опыт работы по проведению санитарного инструктажа на заводе «Точизме-ритель», изготовляющем ртутные измерительные приборы. Ценный опыт этого завода может быть использован, как нам кажется, не только при работе со ртутью, но и при работе с другими токсическими веществами.

Характер общих гигиенических мероприятий и меры личной профилактики на заводе в значительной мере определяются физико-химическими свойствами ртути.

Из-за высокого удельного веса ртуть при падении и разливании разбрызгивается на мельчайшие капли, приобретающие значительную удельную поверхность.

Ртуть обладает большой летучестью и испаряется даже при комнатной температуре. При повышении температуры упругость паров ртути нарастает и испаряемость ее сильно повышается.

Металлическая ртуть проникает в щели полов, столов, в поры стен, скопляется на различных предметах, сохраняется там подолгу и становится источником загрязнения воздуха.

Пары ртути не имеют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, чи раздражающих свойств.

Санитарный инструктаж на заводе «Точизмеритель» проводится в кабинете сачи-тарно-технического инструктажа, который существует здесь с 1937 г.

Кабинет занимает комнату в 50 м2. Площадь оформления состоит из 8 щитов цветного лезкаса и 3 больших поверхностей окон, оформленных витражами.

Наряду с макетами (макетом цеха машинного наполнения и макетом конвейера градуировки и сборки медицинских термометров), в кабинете экспонируется действующая аппаратура (например, высоковакуумная установка для механизированного наполнения термометров ртутью).

Для экспозиции в большой мере используются фотографии, фотоплакаты и плакаты на стекле.

На виду и в действии экспонируются материалы, с которыми должны быть ознакомлены все рабочие. Во втором плане даются экспонаты, представляющие интерес для командиров производства и для рабочих, уже знакомых с основными данными по этому вопросу.

В вводном разделе под заголовком: «Ртуть опасна для того, кто не знает ее свойств и не умеет с ней обращаться» подчеркиваются свойства металлической ртути, которыми определяются как меры личной профилактики, так и характер общих гигиенических мероприятий.

В этом разделе особо акцентируется свойство металлической ртути испаряться при комнатной температуре. Здесь инструктируемым разъясняется, что именно с этим свойством ртути связано легкое попадание ее пэров в воздух рабочего помещения.

Специальный экспонат фиксирует внимание рабочего на значительном повышении испаряемости ртути в зависимости от повышения температуры воздуха рабочего помещения. Физические свойства паров ртути разъясняются особенно настоятельно.

Особое внимание слушателей привлекается к свойству металлической ртути легко проникать в щели и трещины материалов, в ткани одежды. С этой целью в экспозицию включена ткань в натуре, под увеличительным стеклом, через которое легко рассмотреть капельки, застрявшие в ткани (рис. 1).

Рабочим надо разъяснить, что чем больше поверхность ртути, тем значительнее будет последующее загрязнение воздуха ее парами. Для этого приводятся данные о том, что стакан ртути весом в 3 400 г представляет меньшую опасность, чем 100 г ртути, разлитые в виде капель на полу.

В этом же разделе рабочих знакомят с первыми признаками хронического отравления и предупреждают о необходимости аккуратно являться на здравпункт для периодического медицинского осмотра, чтобы предупредить профессиональное заболевание.

Признаки хронического отравления ртутью даны вторым, скрытым планом.

В следующем разделе приводится специальное постановление Совнаркома СССР об охране труда на Заводе им. Молотова под заголовком: «Каждый пункт этого знаменательного постановления пронизан великой сталинской заботой о человеке».

В трех обширных разделах под заголовком: «Каждый рабочий должен знать и соблюдать санитарные правила при работе со ртутью» подробно освещается гигиенический режим рабочего на протяжений всего рабочего дня. Рабочего знакомят с гигиеническими мероприятиями, особенно важными с точки зрения профилактики ртутных отравлений. Детализируется макет раздевалки, где в отделении для пальто, бскг, калош и валенок помещена надпись: «Эти вещи оставляй здесь,— помни, ртуть застревает в тканях одежды», показывается, как надо надевать спецодежду, чтобы не заносить на своей одежде ртуть домой и т. д. Таким образом, рабочий включается в систему гигиенических мероприятий, которые он должен выполнять сам в процессе производства.

Экспозиция всех этих разделов в целом построена так, чтобы рабочие понялч, что основной причиной ртутных отравлений является небрежное обращение со ртутью. Особо подчеркивается необходимость немедленной уборки пролитых капелек ртути.

Рис. 1

При этом инструктируемым разъясняют, что оставление неубранной ртути приводит к накоплению паров ртути в возтухе рабочего помещения и воздействию паров ртути на всех работающих в цехе. В этом же разделе фотоплакаты и плакаты на стекле призывают рабочих по окончании работы принимать душ и для укрепления здоровья заниматься физкультурой и спортом.

Кабинет также знакомит рабочих со значением общих гигиенических и сани-тарно-технических мероприятий.

В разделе «Правильное расположение и устройство здания и рабочего помещения» актинометрией дано здание и территория завода, а также роза ветров Москвы. Цехи завода расположены так, чтобы направлением ветров ртуть, выбрасываемая в атмосферу из ртутных цехов, не задувалась в цехи нертутные. Макет машинного наполнения термометров детально воспроизводит оборудование цеха и демонстрирует специальные гигиенические мероприятия, проведенные заводом в ртутных цехах для предупреждения ртутных отравлений.

Стены рабочего помещения в макете выкрашены масляной краской, пол и рабочие столы покрыты линолеумом. В столах имеются стоки (в сосуд с водой) для пролитой ртути.

На столах у рабочего места стоят сосуды с водой, лежат щеточки и резиновые груши для уборки пролитой ртути. Готовая продукция и полупродукты хранятся в шкафах, на стеллажах, оборудованных вытяжной вентиляцией. Все процессы с открытой ртутью проводятся в вытяжных шкафах (рис. 2).

Кабинет уделяет большое внимание вопросам новой техники, направленной на улучшение условий труда на заводе.

Демонстрируя макет конвейера градуировки и сборки медицинских термометров, инструктируемым разъясняют, что введение конвейера сократило количество рабочих, занятых на вредных процессах, и уменьшило площадь возможного разливания ртути.

Рис. 2

Действующий макет рационально оборудованного межцехового транспорта показывает, как надо устранять опасность заноса ртутд тарой в нертутные цехи. В кабинете даны старые способы измерения резервуаров и капилляров ртутью путем засасывания ртом и крупным планом — новые безртутные, совершенно безопасные способы проведения этих же операций. Новая техника, направленная на улуч-во случаях

к . ; осуществлена заводом по предложению

' рабочих-изобретателей, а потому в каби-

РщЩЙВ®9*- '^ЦШвшЁ^ВбЫ^ I "чете имеется специальный раздел: «Изо-р ' ШВшЯ^^Ш^^^^ШЩВа^Я бретательство». Ознакомление рабочих с жи^Шш^^ш^ этапами изобретательской работы в этой

Кгзд^НЕЯ^^^^И области представляет большой интерес

■< л 1 Я|Н с точки зрения улучшения условий труда

Г^т ■•Шя на зазоде-

Цг"*7 Специальный раздел посвящен уборке

Шпл л&Я иехов> гак как от качества способа

Щ/'\ <ШИЯ уборки рабочего помещения в большой

степени зависит концентрация паров ртути в воздухе. Фотоплакаты этого раздела ла-глядно покязывают, как надо удалять ртуть со етолг, с пола (рис. 3), стеч, подоконников, аппаратуры, нагревательных и отопительных приборов. Внимание уоср-щиц привлекается особенно к тому, что 5¿ЩЩШ^^«^НИ^НЯБН капли ртути растаптываются, измельчают-"<йн|вР*Г-' ся и проникают в глубокие, недоступные.

! •!вЯ(ШГ|1 " для У€оРки щели и трещины, если они

Щ^тщВ^шЛ^^^^^Ш^^^Ш^^Ш^Л не удаляются сразу же ; ф&иЯШИ^ШВ^^^ЯШЖ Уборщицам предлагается тщательно сле-

В^ип^ЯИ^ дить за тем, чтобы нигде не оставалось

1 ЙЙР^ * .^ЯШШШЛ следов ртути и чтобы в сосудах для сто-

щШйг^Тг ^ШШ^^ЯшШШ^Ж ка пролитой ртути всегда было достаточно

При массовом опросе о том, кто в цехе контролирует, соблюдаются ли правила Рис. 3 безопасности и гигиены труда в процессе

работы, рабочие заявляют: «Указания е (процессе работы дает начальник смены, очень следят за тем, как мы обращаемся со ртутью, — уборщицы». Ответ этот указывает, что уборщицы соответствующим образом подготовлены и соблюдают на производстве гигиенический режим.

Вновь поступающие инструктируются группами в 10—15 человек. Предварительно они самостоятельно знакомятся с кабинетом и его экспонатами.

Инструктаж ведет заведующий техникой безопасности инженер-технолог. В кратком вступлении инструктируемым разъясняются задачи кабинета. Говоря об основной вредности на заводе — ртути, инструктор останавливает внимание ин-

■структируемых на значении новой техники, которая все больше и больше устраняет вредности работы со ртутью на заводе, и на огромном значении рабочего изо. бретательства в этой области.

Наблюдения показали, что рабочие после предварительного самостоятельного •осмотра кабинета воспринимают вводный инструктаж активно. То обстоятельство, что ртуть является единственной основной вредностью завода, дает возможность •осветить этот материал в кабинете достаточно подробно.

Вводный инструктаж в кабинете дает вполне четкое понимание свойств ртути, что помогает вновь поступившим в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в цехе и быстро осваивать правила обращения с ртутью.

По имеющимся материалам можно сделать некоторые выводы.

1. Вновь поступившие не только знают безопасные приемы работы со ртутью при выполняемых ими операциях, но хорошо понимают опасные свойства ртути. Так, например, работницы при опросе указывали, что пролитую ртуть надо немедленно убирать в сосуд с холодной водой, и на вопрос, предложенный одной из них, почему непременно в холодную, она ответила: «Из горячей воды ртуть будет скорее испаряться». Некоторые работницы при опросе заявляли, что им несвоевременно выдают косынки на голову, что это вредно для здоровья, так как ртуть попадает в волосы. Другие работницы объясняли, что спецодежду надо плотно застегивать, чтобы ртуть не попадала в их собственную одежду.

2. Кабинет дает не только максимум знаний для самостоятельной ориентировки при работе со ртутью, но дает также эмоциональную зарядку.

Проведение рациональных санитарно-технических и технологических мероприятий, наряду с обучением рабочих безопасным и безвредным приемам работы со ртутью, дало на заводе успешные результаты в борьбе с ртутной интоксикацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.