Научная статья на тему 'Групповое отравление парами металлической ртути'

Групповое отравление парами металлической ртути Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповое отравление парами металлической ртути»

Вода мягкая, слабо минерализованная. Химические индикаторы на загрязнение воды • отсутствуют. Повышенная окисляемость должна быть отнесена за счет продуктов распада веществ растительного происхождения.

•'Хи "' ~С профилактической целью воду следует хлорировать или кипятить.

В таком духе проводятся занятия" с врачами-курсантами ЦИУ по чтению анализов воды. По всей вероятности, опыт ЦИУ небесполезно использовать и в других высших медицинских учебных заведениях Советского Союза.

О. Я. МОГИЛЕВСКАЯ

Групповое отравление парами металлической ртути

Из кафедры гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института и Московской областной госсанинспекции

Острые отравления парами металлической ртути в производственных условиях встречаются крайне редко. В доступной нам литературе мы имели возможность ознакомиться с описанием лишь одного случая группового отравления парами металлической ртути (у 11 человек одновременно), происшедшего вследствие дефектов в аппаратуре » несоблюдения правил безопасности при работе с металлической ртутью (Фрумина). У всех пострадавших явления интоксикации начались на второй день ра>-боты со ртутью.

Гофман описывает два случая острого отравления парами металлической ртути в производственных условиях. Один случай с двумя пострадавшими имел место при заклепке котла, в котором изготовлялись в течение нескольких лет ртутные препараты. Симптомы отравления появились че|рез З'/г часа после начала работы. В ржавчине, покрывающей котел, была найдена металлическая ртуть. В моче пострадавших содержание ртути составляло 0,19 мг/л. Одежда, в которой они работали, содержала 0,06 мг ртути на 100 г. Второй случай, также с двумя пострадавшими, описан тем же автором. Оба пострадавших слесаря работали внутри плааильного котла, в котором производилось сульфирование с добавлением ртути. У одного к середине дня, а у второго к концу дня появилась тошнота, рвота, боль в груди, кашель, температура 38—40°. У одного из них развилось резко выраженное дрожание. В моче было обнаружено 0.23—0,27 мг ртути. В воздухе котла исследование показало концентрацию ртути 4,98 г/м\

В описанных в литературе случаях ртутных интоксикаций среди рабочих шляпного 'производства, на заводе «Точизмеритель» и пр. всегда имел место более или менее длительный срок работы с ртутью. Естественно поэтому считать, что хронические отравления ртутью являются основной формой интоксикации парами ртути. Только при исключительных, необычных условиях возможно наблюдать случаи острого отравления (большие поверхности испаряющейся ртути, подогрев металлической ртути и т. д.). Поэтому подобные случаи представляют собой интерес.

Обстоятельства групповой интоксикации парами металлической ртути в описываемом нами случае были таковы.

29.111.1946 г.. группа рабочих подростков принесла в общежитие 1-го Стройучастка Западной железной дороги 242 полулитровых бутылки ртути (что в переводе »а весовые единицы составляет около 15 кг). Ртуть была' взята подростками в открытом товарном вагоне, стоявшем в тупике ст. Москва Товарная и содержавшем плохо закупоренные металлические баки с ртутью.

Забавляясь, подростки рассыпали ртуть в четырех ком,матах общежития. В пятую комнату общежития (комната! для семейных) ртуть была занесена детьми и также рассыпана па полу и по столам.

В общем загрязненными ртутью оказались пять комнат и коридор общежития. «Наигравшись» с ртутью, рассыпав ее при этом не только по полу, но и по постелям, столам, тумбочкам и пр., подростки легли в этих же комната« спать.

30.III утром все ушли на работу, а уборщица Ш. начала уборку помещения. Она собрала ртуть, находившуюся на поверхности пола, мебели и пр., выбросила ее в мусорный ящик, а затем вымыла полы в четырех комнатах горячей водой. Уже к концу уборки, т. е. через 3—4 часа после начала работы с ртутью, Ш. почувствовала себя плохо: появилась головная боль, познабливание, тошнота. 31.111 Ш. почувствовала боль во рту, но к врачу не обращашась. Только 1 .IV, заметив необычную бледность и вялость у своего грудного ребенка, она обратилась в детскую консультацию, откуда врач направил ее на прием в поликлинику. Здесь был обнаружен ртутный стоматит.

1.1V почувствовала себя плохо (работница К., проживающая в одной из загрязненных ртутью комнат. В этот день она была дежурной и вымыла пол горячей водой, после чего у нее появилась голодная боль, озноб. В ночь на 2.1\" К. плохо спала, по ее словам у нее был жар. 1.1 V болезненные явления начали отмечать у себя и

остальные рабочие, проживающие в общежитии. У многих появилась болезненность при жевании и глотании, у одного из заболевших была температура 39,5°.

ЗЛУ, т. е. на 3-й день от иачала контакта! с ртутью, 11 человек, проживающих в общежитии (как выяснилось позднее, в наиболее загрязненных ртутью комнатах), обратились в гориоликлииику, где у всех был установлен ртутный стоматит. Все они были лаправлены в Институт профессиональных болезней Академии медицинских наук, где диагноз был подтвержден, а 8 человек из числа направленных были госпитализированы. 4 и 5.1У обратились за медицинской помощью еще 24 человека уже с более легкими явлениями интоксикации, требовавшей только амбулаторного лечения.

В общей сложности с 1 по 5.1У за медицинской помощью обратилось 36 человек (все проживающие в загрязненных ртутью комбатах), из них четверо детей до 10-лет-иего возраста.

У всех пострадавших отмечались более или менее вьгражениые явления стоматита— гиперемия слизистой рта, болезненность десен, боль при жевании и глотании. Наиболее выраженные явления стоматита, а также общие явления интоксикации наблюдались у 8 пострадавших, помещенных в клинику для стационарного лечения. У этих 8 человек слизистая рта была резко гилеремирована, »а краях десен (а у некоторых и под языком) имелись язвочки, зубы шатались. Резкая болезненность десен, подчелюстных желез и всей полости рта лишала больных возможности жевать, затрудняла глотание. У одной из больных имелось резко выраженное изъязвление слизистой щеки.

Почти у всех отмечалось более или менее значительное воспаление слизистых дыхательных путей. У одного из пострадавших наблюдался перихондрит надгортанника, у второй — поражение слизи.-той носа. У 4 человек отмечался кашель с обильным отделением мокроты. У одной нз заболевших имела место резкая болезненность при пальпации живота, положительный симптом Пастернацкого.

Почгн все госпитализированные и первая заболевшая, уборщица Ш., лечившаяся на дому, жаловались на головную боль, озноб, общую слабость, повышение температуры. У большинства пострадавших температура не превышала 37,4—37,5° и только у одного в первый день заболевания она поднялась до 39,5°.

Как правило, наблюдалось повышение РОЭ в пределах от 20 до 40 мм в час, причем у некоторых она держалась на значительной высоте более 2 недель. Лейкоцитоза не было, но едьиг влево наблюдался во всех случаях (палочкоядерных от 8 до 10%).

Исследование мочи показало выделение ртути с мочой в количестве 0,4—1,2мг/л. Наибольшие количества — 0,8, 1 и 1,2 мг/л—наблюдались у больных с резко выраженной интоксикацией.

Явления со стороны нервной системы в течение первого месяца, т. е. до момента выписки из клиники, были отмечены только у одного из больных — незначительный тремор.

Какоьы же были условия, при которых произошло воздействие ртути? Обследование общежития, произведенное нами на 5-й день происшествия, показало чрезвычайно сильную загрязненность ртутью всего помещения. Ветхие, щелистые полы жилых комнат были буквально нафаршированы капельками ртути, верхний слой засыпки 1«>дпольного простран<п|>а также был сильно загрязнен ртутью. Столы, ска.мьи. тумбочки, ветхие, с неровными поверхностями, содержали большое количество ртути. Капли ртути были обнаружены даже в постелях. Если учеегь, что описания я картина наблюдалась н-а 5-й день после происшествия, т. е. после 4 дней довольно тщательной ежедневной уборки, то нетрудно представить себе, какое количество ртути находилось в помещении в первые 1—2 дня.

5.IV было прейдено исследование воздуха в общежитии. Пробы отбирались при обычной комнатной температуре (в пределах 15—23°) в каждой из загрязненных комиггг. Найденная концентрация паров металлической ртути колебалась в предела« 0,133—0,800 мг/м3. Наиболее высокая концентрация — 0,800 мг/м3— оказалась в той комнате, где температура воздуха была: наиболее высокой — 23°. Даже в коридоре концентрация паров ртути в воздухе доходила до 0,300 мг/м3.

Напомним, что предельно допустимая концентрация ртути равна 0,01 мг/м3. Следует отметить, что лаборанты, отбиравшие пробы, к концу рабочего дня жаловались на недомогание (головная боль, тошнота и др.).

Профилактические мероприятия, которые были предложены для обезвреживания помещения, сводились к следующему:

1. Немедленное временное выселение всех проживающих в общежитии.

2. Удаление полов « засыпки подпольного пространства) с последующим уничтожением этих материалов.

3. Удаление поверхностного слоя штукатурки и краски с окои и дверей с последующей окраской их.

4. Тщательная механическая очистка, проаетрицание и по возможности стирка постельных принадлежностей и одежды.

5. Уничтожение всей ветхой, щелисгой мебели.

Только 'после проведения всех указанных мероприятий и контрольного исследования воздушной среды, показавшего отсутствие паров ртути, было разрешено вселить ч общежитие рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.