Научная статья на тему 'О методике анализа конкурентоспособности предприятий'

О методике анализа конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровина Н. А.

Рассмотрены различные подходы к оценке конкурентоспособно-сти предприятия. Предложены показатели для оценки и анализа кон-курентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методике анализа конкурентоспособности предприятий»

УДК 336.6

Н.А. Коровина, Дальрыбвтуз, Владивосток

О МЕТОДИКЕ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены различные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Предложены показатели для оценки и анализа конкурентоспособности.

В современных условиях все большее число предприятий выходит на внутренний и внешний рынки, что связано с конкурентной борьбой.

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается и ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].

Чтобы выжить в конкурентной борьбе и успешно развиваться в условиях рыночной экономики, предприятие должно обладать определенными свойствами, т.е. быть конкурентоспособным.

Конкурентоспособность предприятия - это его способность эффективно работать в динамично развивающейся конкурентной среде, производить и реализовывать свою продукцию по ценам не ниже среднерыночных.

Конкурентоспособность организации зависит от внешних и внутренних факторов. Внешними являются экономическая политика государства, наличие конкурентов, спрос на продукцию,

платежеспособность потребителей и др.

К внутренним факторам относятся такие, как производственные ресурсы предприятия и рациональное их использование,

платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия,

применение прогрессивной техники и технологии, эффективное управление предприятием и рациональная организация труда и производства, эффективность рекламы, репутация продукции и др.

Чтобы выяснить, является ли конкурентоспособным предприятие, необходимо провести анализ и оценку конкурентоспособности. Вместе с тем единой методики анализа и оценки конкурентоспособности не существует.

Целью анализа является выявление путей повышения конкурентоспособности и получение достоверной информации для принятия решения руководством предприятия о повышении конкурентоспособности предприятия и изменении стратегии в этом направлении деятельности.

Основными целями анализа конкурентоспособности предприятия являются:

- определение уровня конкурентоспособности;

- выявление тенденций и закономерностей в изменении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;

- определение факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия;

- выявление резервов повышения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия может быть оценена путем

сравнения деятельности данного предприятия с деятельностью предприятий-конкурентов, удовлетворяющих идентичные потребности покупателей.

Существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия [2, 3]. Рассмотрим некоторые из них.

Метод, базирующийся на теории равновесия фирмы и теории факторов производства. В условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для изменения объемов производства, возможность расширения выпуска продукции возникает в том случае, когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью, и существующие объемы производства не обеспечивают минимума издержек. Критерием конкурентоспособности служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы лучше, чем у конкурентов.

Метод сравнительных преимуществ. Суть его заключается в следующем: чем ниже издержки производства, тем большими

преимуществами обладает предприятие по сравнению с конкурентами.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. В рамках данной теории существуют два подхода: структурный и функциональный.

В соответствии с первым подходом оценка положения предприятия на рынке может быть сделана, исходя из уровня концентрации производства и капитала и барьеров для предприятий, вновь вступающих на рынок: размер капитала, масштабы и издержки производства, обеспечивающие его эффективность. Рассматриваются также такие показатели, как возможная емкость рынка, доступность рынка, его однородность, вид товара, возможность инноваций, конкурентные возможности других предприятий.

Согласно функциональному подходу, конкурентоспособными являются те предприятия, на которых лучше организованы производство и сбыт продукции, эффективнее используются производственные и финансовые ресурсы. Для оценки конкурентоспособности используют четыре группы показателей:

- отражающие эффективность сбытовой деятельности, например, рентабельность продаж - процентное отношение прибыли от продаж к выручке от продаж; коэффициент затоваренности готовой продукцией -отношение объема непроданной продукции к выручке от продаж; коэффициент загрузки производственной мощности - отношение объема выпущенной продукции к производственной мощности предприятия; коэффициент эффективности рекламы и средств

стимулирования сбыта - отношение затрат на рекламу и стимулирование сбыта к приросту прибыли от продаж;

- отражающие эффективность производственной сферы, например, затраты на один рубль выпущенной продукции - отношение полной себестоимости выпущенной продукции к ее стоимости; фондоотдача -отношение стоимости выпущенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств; производительность труда - отношение объема выпущенной продукции к среднесписочной численности работающих; рентабельность производства продукции -отношение прибыли от продаж к полной себестоимости проданной продукции;

- характеризующие финансовую деятельность, например, коэффициент автономии - отношение собственного капитала ко всему капиталу предприятия; коэффициент текущей ликвидности - отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам; коэффициент оборачиваемости оборотных средств -отношение выручки от продаж к средним остаткам оборотных средств;

- характеризующие конкурентоспособность товара, например, качество товара и цена товара.

На основе приведенных показателей с помощью весовых коэффициентов рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности предприятия.

Достоинством данного подхода является использование показателей производственно-финансовой деятельности, позволяющих провести анализ и оценить эту деятельность и финансовое положение предприятия. Недостатком является использование большого числа показателей, а также то, что не всегда обосновано отнесение показателей к той или иной группе, например, отнесение коэффициента загрузки производственной мощности к сбытовой деятельности, а также выбор коэффициентов, например, коэффициента эффективности рекламы, так как увеличение прибыли может быть вызвано воздействием других факторов: снижением себестоимости продукции, увеличением цен, изменениями структуры продукции и др.

Следующим является метод, основанный на оценке конкурентоспособности предприятия по качеству продукции. Проводится сравнение технико-экономических характеристик анализируемого продукта с показателями других товаров. Данный метод базируется на том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее

конкурентоспособным является товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик. Недостатком этого метода является то, что конкурентоспособность организации приравнивается к

конкурентоспособности товара и не учитываются другие аспекты ее деятельности.

Матричный подход к оценке конкурентоспособности заключается в построении матрицы, по вертикали которой откладываются темпы роста емкости рынка, а по горизонтали - относительная доля предприятия на рынке. Предприятия, занимающие значительную долю, являются наиболее конкурентоспособными. Этот подход позволяет оценить позиции предприятий на рынке, но не позволяет выявить причины происходящего.

Если обобщить методы оценки конкурентоспособности организаций, можно сделать вывод, что конкурентоспособными являются те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно.

На основании проведенного анализа существующих подходов к оценке конкурентоспособности, а также учитывая факторы, влияющие на нее, можно предложить следующие показатели для оценки конкурентоспособности:

- отражающие эффективность сбытовой деятельности: темпы роста объема продаж; доля объема продаж данного предприятия в общем объеме продаж товара на рынке; рентабельность продаж;

- отражающие производственную деятельность: затраты на один рубль продаж, общая рентабельность - отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств; рентабельность производства продукции;

- отражающие эффективность финансовой деятельности и финансовое состояние предприятия: оборачиваемость оборотного капитала, коэффициент абсолютной и текущей ликвидности, коэффициент автономии;

- отражающие конкурентоспособность товара: интегральный

показатель конкурентоспособности продукции, качество товара.

Но только оценить конкурентоспособность недостаточно. Необходимо провести анализ основных ее показателей.

Круг показателей, используемых для выявления путей повышения конкурентоспособности, может быть шире, чем перечисленные выше.

Анализ следует начинать с рассмотрения динамики объема продаж.

Рост объемов продаж свидетельствует о повышении конкурентоспособности. Следует определить влияние факторов на изменение объема продаж, выяснить, нет ли на предприятии остатков нереализованной продукции и установить причины этого.

О повышении конкурентоспособности свидетельствует также увеличение доли продукции предприятия на рынке какого-либо товара. Показатель рентабельности продаж характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке. Сравнение показателей за предыдущий и отчетный период позволяет выявить факторы,

оказавшие влияние на изменение показателя, и разработать меры по устранению недостатков в работе предприятия.

Далее необходимо проанализировать эффективность производственной деятельности. Для этого следует рассчитать и проанализировать показатели эффективности использования производственных ресурсов: трудовых - среднегодовую выработку одного работающего, материальных - материалоотдачу, основных фондов - фондоотдачу.

Показатель затраты на один рубль продаж характеризует полную себестоимость единицы обезличенной продукции. Снижение его говорит о росте прибыли на единицу продукции. Анализ позволяет выявить влияние структуры продукции, себестоимости отдельных видов продукции и цен на продукцию на изменение показателя. Это дает возможность разрабатывать предложения по улучшению структуры продукции, снижению себестоимости и совершенствованию цен.

Факторный анализ общей рентабельности позволяет определить влияние на ее изменение рентабельности продаж, эффективности использования основных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств.

Рентабельность производства продукции, или основной деятельности, характеризует степень прибыльности производства на предприятии.

Для оценки деятельности предприятия и возможности его дальнейшего эффективного функционирования необходимо рассмотреть его организационно-технический уровень. При проведении анализа рассчитываются следующие показатели:

- удельный вес модернизированного оборудования в общем количестве оборудования;

- удельный вес прогрессивного оборудования в общем его количестве;

- коэффициент механизации производства - отношение объема продукции, вырабатываемой с помощью машин, к общему объему продукции;

- удельный вес автоматического оборудования в общем количестве или стоимости оборудования;

- фондовооруженность труда - отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности рабочих;

- удельный вес продукции, изготовленной по прогрессивной технологии, в общем объеме продукции;

- удельный вес машинного времени в общих затратах времени на производство продукции;

- средний возраст технологических процессов;

- коэффициент непрерывности производственного процесса - отношение продолжительности технологического цикла к общей длительности производственного цикла;

- коэффициент ритмичности, показывающий удельный вес продукции, изготовленной без нарушения графика выпуска продукции, и рассчитываемый как отношение фактического объема продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции;

- коэффициент серийности - отношение стоимости продукции к числу наименований продукции. Чем выше показатель, тем выше концентрация производства и экономические преимущества.

Для оценки эффективности управления рассчитывают показатели объема продукции и основных фондов, приходящихся на одного работника управления, и сравнивают их с показателями прошлых лет.

Анализ финансовой деятельности и финансового состояния можно проводить по следующим показателям:

- показатели оборачиваемости: оборачиваемость оборотных

активов; срок погашения дебиторской задолженности; срок погашения кредиторской задолженности;

- показатели финансовой устойчивости: коэффициент автономии, характеризующий независимость от заемных источников финансирования и показывающий долю собственных средств в общей сумме всех оборотных средств (нормальное значение 0,5-0,6); коэффициент сохранности собственных средств; коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (нормальное значение (0,6-0,8);

- показатели платежеспособности: коэффициент абсолютной

ликвидности, характеризующий способность предприятия немедленно погасить краткосрочные обязательства за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (нормальное значение 0,2-0,3);

- промежуточный коэффициент покрытия, определяющий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности до 12 месяцев (нормальное значение - 0,81,0); общий коэффициент покрытия, характеризующий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех оборотных активов (за минусом расходов будущих периодов). Нормальное значение - 2,0.

Следующая группа показателей характеризует

конкурентоспособность продукции. Для отдельных видов продукции путем сравнения их технических и экономических параметров и параметров конкурирующих изделий рассчитывают интегральные показатели конкурентоспособности.

Так как важным показателем конкурентоспособности продукции является ее качество, необходимо его проанализировать. Причем, анализ качества должен углубляться в направлении, которое покажет воздействие

научно-технического прогресса на различные параметры качества, раскроет преимущества новых видов продукции по сравнению с устаревшими. Для проведения анализа могут быть использованы следующие показатели:

- удельный вес сертифицированной и несертифицированной продукции в общем объеме проданной продукции;

- удельный вес продукции, производимой по патентам (лицензиям) в общем объеме проданной продукции;

- уменьшение удельного веса отрекламированной продукции в общем объеме проданной продукции;

- удельный вес новой продукции в общем выпуске продукции;

- удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

- увеличение удельного веса продукции высшего сорта и снижение удельного веса продукции второго сорта;

- снижение потерь по сортности и др.

При проведении анализа необходимо выявить преимущества новых видов продукции перед аналогичными, производимыми ранее. Причем новые виды продукции должны сравниваться не только с выпускаемыми на данном предприятии, но и с лучшими отечественными и зарубежными образцами сходного назначения.

Анализ рассмотренных показателей позволит оценить состояние предприятия и выявить пути повышения его конкурентоспособности.

Исходной информацией для анализа являются данные из форм годовой отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к балансу (форма № 5), формы статистической отчетности П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», 5-3 «Сведения о затратах на производство продукции, (работ, услуг) предприятия», а также данные экономических и технических служб предприятия.

Библиографический список

1. Федеральный Закон от 26.07.2006 №135-Ф3 (ред. 08.11.2008) «О защите конкуренции».

2. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 2003. № 3. С. 33-39.

3. Экономический анализ / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. М.: Высшее образование, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.