Научная статья на тему 'О методических установках успешного обучения начинающих музыкантов-скрипачей'

О методических установках успешного обучения начинающих музыкантов-скрипачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2402
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ / РУССКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО СКРИПАЧА / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА / СХЕМА УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Е.В.

В статье рассматривается актуальная проблематика методических установок, создающих базу для наиболее успешного развития маленьких музыкантов-скрипачей на первоначальном этапе обучения игре на инструменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE METHODS PRINCIPLES FOR SUCCESSFUL EDUCATION OF BEGINNER VIOLIN STUDENTS

The article is devoted to investigation of actual problems in methods principles used as basement for most successful development of youngest violin players on the very beginner stage of the instrument playing study.

Текст научной работы на тему «О методических установках успешного обучения начинающих музыкантов-скрипачей»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 787.1

О МЕТОДИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ МУЗЫКАНТОВ-СКРИПАЧЕЙ

Е.В. Меркулова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: enikaenika89@yandex.ru

В статье рассматривается актуальная проблематика методических установок, создающих базу для наиболее успешного развития маленьких музыкантов-скрипачей на первоначальном этапе обучения игре на инструменте.

Ключевые слова: методика обучения игре на скрипке, русская скрипичная школа, обучение начинающего скрипача, музыкальное мышление ребенка, схема урока.

Слово «методика» - греческого происхождения (от «тейо^оз»), в переводе на русский язык - путь исследования, теория, учение. Методика является совокупностью способов выполнения исследовательской или воспитательной работы. В узком смысле слова, музыкальная методика это способ преподавания предмета на основе анализа и обобщения опыта лучших педагогов, музыкантов и исполнителей.

На сегодняшний день, прием в музыкальную школу не предполагает конкурсный отбор детей по их музыкальным способностям и степени одаренности. И это, на наш взгляд, правильно, так как невозможно принимать или не принимать ребенка в музыкальную школу, ориентируясь лишь на то, чисто ли он интонирует и правильно ли воспроизводит заданный ритм. Существует значительное количество физиологических и психологических компонентов, которые не позволяют ребенку проявить свои способности в стрессовой обстановке вступительных испытаний. Определение степени музыкальной одаренности представляет собой очень сложный процесс, который невозможно реализовать в рамках стандартного прослушивания.

Музыкальная педагогика как самодостаточная творческая наука всегда и традиционна, и одновременно нова. Музыкальные и педагогические традиции вырабатываются в процессе сочетания в практике и теории профессионального опыта многих поколений выдающихся педагогов-музыкантов.

В плане проблематики современной скрипичной педагогики, актуальными до сего дня остаются методические труды основоположников русской скрипичной школы и их последователей - Л.С. Ауэра, П.С. Столярского, А.И. Ямпольского, К.Г. Мостраса, Ю.И. Янкелевича, В.Ю. Григорьева, М.М. Берлянчика и других. Однако, рассмотрение и оценка новых методических установок, предлагаемых практикующими педагогами - нашими современниками, также может быть весьма полезна для усовершенствования учебного процесса.

Общеизвестно, что начальный период занятий имеет определяющее значение для успешности всех последующих этапов обучения скрипача.

В процессе обучения начинающего музыканта первостепенную важность имеет период воспитания первоначальных навыков игры на инструменте. На данном этапе перед педагогом стоит задача обучить базовым умениям и навыкам владения инструментом, успешность усвоения которых станет фундаментом дальнейшего музыкального развития ученика.

Нельзя недооценивать также психологическое содержание начального этапа обучения, забывать о том, что все позднейшие «исполнительские концепции» и «творческие замыслы» генетически восходят к простейшим мыслительным операциям и элементарным процессам музыкальной памяти и воображения учащихся, формирующимся на начальных этапах скрипичного обучения (и инструментального обучения вообще). Именно здесь, в «первых шагах» ребенка, в анализе элементарного восприятия музыки заложен ключ к пониманию структуры и конкретного содержания позднейших, более сложных и развернутых форм музыкального мышления.

Музыкальное мышление ребенка не может развиваться на пустом месте, оно предполагает использование накопленных ранее музыкальных впечатлений. Однако музыкально-слуховой опыт, являясь предпосылкой музыкального мышления, сам по себе не гарантирует стихийного возникновения активной мыслительной деятельности. Здесь необходимо целенаправленное стимулирующее педагогическое действие.

«Осмысливание восприятий может идти различными путями, но наиболее эффективными на начальном этапе являются:

- ясное ощущение формы целого и составляющих его частей, членение воспринимаемого материала по смысловым отрезкам;

- выделение главного и существенного в музыкальном материале;

- соотнесение вновь воспринимаемого с данными прошлыми музыкально-слухового опыта;

- установление сходства и различия воспринимаемой музыки»1.

Все эти простейшие мыслительные операции доступны ребенку на начальном этапе обучения. Особая роль в процессе первоначального восприятия музыки и постепенной переработки их в мыслительный процесс отводится слову, речи. В работе с детьми следует активизировать и регулярно поддерживать и поощрять попытки ребенка передать словами музыкально-слуховые образы.

Актуальной проблемой для педагога является выбор пособия, способствующего наиболее эффективному обучению и воспитанию личности начинающего исполнителя.

Известна и, на наш взгляд, очень эффективна методика обучения детей с раннего возраста «Вверх по ступенькам» доцента Петербургской консерватории

1 Повжитков Л.А. Начальная школа обучения на фортепиано. Л.: Музыка, 1971. С. 4.

2

В.А. Якубовской , основными постулатами которой являются замена традиционных упражнений по открытым струнам значительным количеством песенок, в которых используются простейшие игровые приемы, а также освоение смены позиций на начальном этапе обучения. Все это дает хорошую техническую базу, при сохранении и поддержании первоначального естественного интереса к музыке.

Якубовская считает, что «именно увлечение музыкой создаёт условие для активного участия в учебном процессе. Поэтому, с первых же уроков целесообразно учить доступные ученику пьески - сперва по слуху, добиваясь правильного интонирования голосом и выразительности пения, затем подбирать на инструменте. Интересен также должен быть и технический процесс. Цель упражнений - усвоение любого навыка. Живость в занятиях, творческое отношение к ведению урока - залог того, что «скучные» упражнения приобретут определённый интерес. Но для этого ученик должен понять их целесообразность»3.

Методика занятий со школьниками неприемлема в занятиях с малышами. Необходимо помнить, что психологический и физиологический уровни развития у них различны. Если, например, школьник быстрее запоминает ноты, то дошкольник осваивает их труднее, зато образная память у него сильнее. В работе над постановкой школьнику достаточно словесной подсказки, дошкольник же осваивает постановку, копируя действия педагога, повторяя их неоднократно, пока не выработается автоматизм. При эмоциональном восприятии лучше прибегать к конкретным знакомым образам и постепенно развивать ученика в этом направлении. Для восприятия музыкального произведения с малышом полезно спеть его со словами, которые конкретизируют для него музыкальное содержание пьесы.

Базовые методические установки обучения начинающих музыкантов у Якубовской следующие: занятия следует начинать только в обстановке доверия и этим вызвать рабочее настроение ученика. Занятия ведут по двум направлениям:

а) развитие слуха и слуховых представлений;

б) усвоение навыков постановки4.

Каждая из этих задач в свою очередь состоит из нескольких компонентов. От искусства педагога зависит интересное сочетание всех элементов в одном уроке. Сконцентрированного внимания малыша хватает на 15 -20 минут, но, как показывает опыт работы, ребёнок может выдержать не только 45 минут, но и гораздо больше, если ему интересно. В течение урока он должен не только двигаться, но и отдыхать, например, посидеть, однако всё это должно проходить в русле занятий.

Приблизительная схема урока по В.А. Якубовской следующая:

1) создание рабочего настроения - 2-3 мин.;

2) упражнение без инструмента и работа над постановкой левой руки - 5-7

мин.;

3) упражнение без смычка и работа над постановкой правой руки - 5-7 мин.;

4) пение песенок, работа над выразительностью, подбор по слуху - 5-10 мин.;

5) повторение основных моментов урока, объяснение домашнего задания -10 мин.;

6) знакомство с новым материалом - 8-10 мин.

Итого 40-45 мин5.

2 Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Начальный курс игры на скрипке / 3-е издание. Редакция Л. Раабена. Л.: Музыка, 1981. 64 с.

3 Там же, с.3.

4 Там же, с. 4.

5 Там же, с. 5.

Организация игровых навыков без инструмента включает усвоение элементарных навыков постановки рук на скрипке и смычке, и представляет длительный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Задача подготовительных упражнений - научить отличать лёгкость, свободу от зажатости, скованности, научить ощущать различные состояния своих рук. «Комплекс упражнений по содержанию должен быть максимально приближен к будущим игровым движениям. Ни одно упражнение не должно выполняться «вообще»6. Ученик должен знать, к чему именно оно подготавливает. Порядок упражнений следующий: сначала осваиваются крупные движения, затем мелкие.

Якубовская в своих методических установках предлагает ряд упражнений для корпуса тела, головы, правой и левой рук, для освоения правильной, рациональной постановки игрового аппарата скрипача.

Современная методика считает, что в специальных инструментальных классах должно практиковаться изучение небольших пьес (песенок со словами), путем пропевания их голосом. Именно подобного рода сольфеджирование с последующим подбором выученных пьес на инструменте является основой слухового метода обучения в начальных классах струнников.

Разучивая пьеску с учеником, педагог должен подчёркивать её выразительно-художественную, образную сторону. Очень важно при этом, чтобы педагог вырабатывал у ученика ощущение музыкальной фразировки, представление о форме, строении фраз и тому подобных элементах музыки (движение к устоям, понятие «сильного» акцентируемого и «слабого» неакцентируемого звуков). Всё это надо передавать малышу доступными его сознанию формулировками, а лучше всего образными определениями и ассоциациями.

В начальной стадии разучивание пьес идёт следующим образом: сначала необходимо дать представление о пьесе, исполнив её со словами, желательно с аккомпанементом. Очень важно разобраться в характере и содержании музыки пьесы, обратить внимание ребёнка на то, как музыкальные средства выразительности соотносятся с её образами. Далее полезны такие приёмы как сочетание пения «про себя» с прохлопыванием ритмического рисунка песни. После того, как песенка усвоена таким образом, её следует подобрать на скрипке, играя пиццикато.

Но вот песенка выучена на слух и подобрана на скрипке. Лишь после этого (!) следует знакомить ученика с тем, как она записана нотами.

Абстрактное изучение нотной грамоты Якубовская полностью исключает. Пьесы начального курса обучения должны изучаться в порядке постепенного расширения диапазона, чтобы ученик получил полную возможность запоминать ноты. Когда ритмический рисунок усложняется появлением более мелких длительностей, можно дать ученику представление о ритмической записи нот. При этом достаточно ограничиться тем, что четверть - «длинная», а восьмая - «короткая». Для первоначального восприятия ритма песни нужно использовать стихотворный ритм текста. Хорошо зная слова песни, ученик не будет делать ритмических ошибок.

На следующем этапе слухового представления можно предложить ребёнку прочесть пьесу по нотам: сначала исполнить ритмический рисунок, а затем и звуковысотный.

Постепенно усложняя задания для развития слуховых представлений и заменяя облегчённую терминологию общепринятыми понятиями из музыкальной грамоты, мы

подводим ученика к самостоятельному разбору нотного материала, включающего использование всё более сложных средств выразительности.

После того как у ребёнка возникает тяготение к инструменту, желание играть самому, появляется необходимость в специальных занятиях на скрипке. В своей практической педагогике «нужно брать на пробу любой опыт, поиск, прислушиваться к мнению других педагогов, работающих над созданием, возможно, лучшего метода в

7

занятиях с начинающими» .

Изучив описанную выше методику Якубовской, проанализировав принципы и рекомендации автора, мы приходим к выводу, что использование их на практике является целесообразным, особенно хорошим подспорьем это станет для начинающего преподавателя. В системе Якубовской рассматриваются наиболее значимые аспекты работы с начинающими музыкантами, приведены примеры для творческого самовыражения, собраны решения для последовательного формирования творческой личности ребенка посредством освоения первоначальных навыков игры на инструменте, без опоры на нотную грамоту.

Можно подытожить: для начинающих маленьких музыкантов ведущей деятельностью является «игра». Именно в процессе игрового обучения у ребёнка формируются не только двигательно-технические навыки, но и развивается внимание, воображение, управление своим поведением. Полезными могут стать различные музыкально-развивающие и обучающие игры, отвечающие следующим требованиям:

- способность порождать интерес у детей;

- способность обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формировании умений, навыков;

- обеспечивать доступность в «музыкальной игре» источников новых знаний, умений, навыков.

Наличие солидной теоретической базы, разработанной педагогами русской школы, накопленной поколениями и доступной в виде печатных публикаций, в сочетании с включением в учебный процесс новых методических наработок, соответствующих реалиям нового времени, позволяет решать актуальные методические задачи для наиболее успешного обучения начинающих маленьких скрипачей.

Список литературы

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. - М.: Советский композитор, 1987. - 101 с.

2. Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. - СПб.: Композитор, 2004. - 272 с.

3. Баренбойм Л. А. Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано / Л.А. Баренбойм, Н.Н. Перунова. - Лю: Советский композитор, 1988. - 168 с.

4. Повжитков Л.А. Начальная школа обучения на фортепиано. - Л.: Музыка, 1971. - 152 с.

5. Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Начальный курс игры на скрипке / 3-е издание. Редакция Л. Раабена. Л.: Музыка, 1981. - 64 с.

ON THE METHODS PRINCIPLES FOR SUCCESSFUL EDUCATION OF BEGINNER VIOLIN STUDENTS

Ye.V. Merkulova

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: enikaenika89@yandex.ru

The article is devoted to investigation of actual problems in methods principles used as basement for most successful development of youngest violin players on the very beginner stage of the instrument playing study.

Keywords: violin playing education methods, Russian violin school, education of beginner violinist, child's musical thinking, lesson structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.