Научная статья на тему 'О методе расчета числа вагонов одного назначения, поступающих на грузовую станцию в течение заданного промежутка времени'

О методе расчета числа вагонов одного назначения, поступающих на грузовую станцию в течение заданного промежутка времени Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
200
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНЦИЯ / СОСТАВ / ФУНКЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / НЕИСПРАВНЫЕ ВАГОНЫ / ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ефименко Ю. И., Фоменко В. Н., Рыбин П. К.

Рассмотрен метод определения путем статистического моделирования количества вагонов одного назначения, поступающих в поездах на грузовую станцию в течение заданного промежутка времени, и возможность его применения для установления числа неисправных вагонов в составах, прибывающих на наливную станцию нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ефименко Ю. И., Фоменко В. Н., Рыбин П. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методе расчета числа вагонов одного назначения, поступающих на грузовую станцию в течение заданного промежутка времени»

72

Регулирование движения поездов и связь

Регулирование движения поездов и связь

УДК 656.212.7

О МЕТОДЕ РАСЧЕТА ЧИСЛА ВАГОНОВ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ГРУЗОВУЮ СТАНЦИЮ В ТЕЧЕНИЕ ЗАДАННОГО ПРОМЕЖУТКА ВРЕМЕНИ

Ю.И. Ефименко, В.Н. Фоменко, П.К. Рыбин

Аннотация

Рассмотрен метод определения путем статистического моделирования количества вагонов одного назначения, поступающих в поездах на грузовую станцию в течение заданного промежутка времени, и возможность его применения для установления числа неисправных вагонов в составах, прибывающих на наливную станцию нефтепродуктов.

Ключевые слова: станция; состав; функция распределения; неисправные вагоны; доверительная вероятность

Введение

Моделирование технологических процессов на железнодорожном транспорте с применением компьютеров позволяет решить целый комплекс проблем, связанных с определением потребного путевого развития станций и совершенствованием технологии их работы, и повысить обоснованность принимаемых решений, благодаря

рассмотрению большого количества возможных производственных ситуаций. При создании соответствующей модели необходимо

имитировать реальный характер исследуемых процессов, которые зачастую не могут быть описаны с помощью простых функций распределения. Важным моментом при этом является также возможность адаптации компьютерных моделей, разработанных для решения какой-то конкретной задачи к решению целого круга проблем, имеющих технологически общий характер.

В представленной статье описывается метод, разработанный для грузовых (портовых) станций, который целесообразно использовать для установления потребной величины суточного резерва исправных цистерн на станциях погрузки наливных грузов.

2004/2

Известия Петербургского университета путей сообщения

Регулирование движения поездов и связь

73

1. Определение числа вагонов одного назначения, поступающих на грузовую станцию в течение заданного промежутка времени

Потребное путевое развитие грузовой станции зависит от интенсивности процесса поступления на нее поездов и типа поступающих вагонопотоков (маршрутизированный или ^маршрутизированный). Например, величина и состав ^маршрутизированного вагонопотока предопределяют число и длину путей сортировочного парка.

Одним из важнейших факторов, который влияет на размеры путевого развития грузовой станции, является число вагонов одного назначения, поступающих на нее в течение заданного промежутка времени. Процесс их поступления на станцию подвержен случайным колебаниям.

В крупном морском порту или на промышленном предприятии число грузовых фронтов может превышать величину состава передаточного поезда, поступающего с сортировочной станции. Из этого следует, что прибытие передаточных поездов на соответствующую станцию и поступление вагонов в адрес конкретного грузового фронта будут взаимосвязаны, но не тождественны. Поэтому является важным как определение вероятности поступления передаточных поездов, так и вычисление вероятности наличия в них вагонов соответствующего назначения.

Пусть /(х) - плотность распределения интервалов в некотором случайном потоке Пальма, т.е. ординарном однородном потоке, в котором промежутки между смежными событиями - независимые случайные величины. Обозначим через Ап(х) плотность вероятности того, что во временном интервале 4),х^ появятся ровно п событий, причем последнее из них в момент x. По формуле полной вероятности получаем рекуррентное соотношение

An(x)= lA„_i(x')f(x-x')dx' = A„_i(x)*f(x) (1)

Если / - интенсивность потока, то для функции Aj (х) имеем

Aj(x) = I J f (x-x')dx'=I

— 00

x

1 - \f (y)dy

V 0 ,

(2)

Вероятность появления n событий в интервале T запишется в виде

0

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/2

74

Регулирование движения поездов и связь

Т

Р„(Т)= jA„U)-(l-F(T-x))ch = An(T)*(l-F(T)) (3)

О

где F(x) - функция распределения временных интервалов.

Чтобы найти величину Pn (T), используем преобразование Лапласа, предполагая, что временные интервалы имеют гамма-распределение:

f (x)

Лг

Г(г)

xr 1 • exp(-/L • x).

(4)

где Л - параметр масштаба; г - параметр формы; г/Л -среднее значение интервала между поездами; Г(г) - гамма-функция.

В результате для величины (3) может быть получено выражение

Pn (T )

S(i-3^o)0(K« +

к=-1

1

r

(5)

где fi = ЛТ, //г - среднее количество составов, прибывающих за время У; 0(5, fi) - вспомогательная функция, введенная для удобства расчетов

|/-ГД5)-Г//(5 + 0(-s,n) = S + /U (6)

1(s)

Здесь Г (5) - так называемая «неполная Г-функция».

Формулы (5) и (6) дают возможность вычислить Pn (T) при любых положительных значениях r.

Для определения вероятности поступления заданного количества вагонов в адрес грузового фронта:

- установить вероятность наличия в составе передаточного поезда вагонов данного назначения;

- учесть случайные колебания числа этих вагонов (величины группы).

При разработке проекта реконструкции существующей станции решение этой задачи может быть осуществлено с помощью ввода в качестве исходных данных массива разложения составов, прибывших на конкретную станцию за определенный период, по грузовым фронтам.

Тогда оценку вероятности того, что состав содержит m вагонов данного назначения, можно получить по формуле:

2004/2

Известия Петербургского университета путей сообщения

Регулирование движения поездов и связь

75

<’>

где zm - число составов, содержащих m вагонов данного назначения;

N - количество составов в выборке.

Обозначим вероятность того, что (р прибывших поездов содержат т вагонов определенного назначения, как Q . По формуле полной

вероятности получим рекуррентное соотношение для величины т:

Q

ф+\,т

min(vmax.™)

= Ед

v=0

(p,m—v 7

(8)

где v - максимально возможное количество вагонов данного назначения

в составе.

Данная формула позволяет последовательно вычислять т, если учесть, что Q0,« = SnQl-

Вероятность появления m вагонов в адрес определенного погрузочновыгрузочного фронта за промежуток времени T вычисляется с помощью формулы:

№41,тУ£р„€2п

ПЖ ’

(9)

На практике суммирование можно ограничить конечным достаточно большим числом составов так, чтобы дальнейшее увеличение числа составов не приводило к изменению W(m,T).

Таким образом, имеется возможность с заданной доверительной вероятностью (например, 95%) оценить максимальное число вагонов, которые в течение выбранного промежутка времени могут поступить в адрес данного грузового фронта порта в составе немаршрутизированного вагонопотока. Полагая этот промежуток времени равным длительности обработки подачи на погрузочно-выгрузочном фронте, можно использовать разработанные программы при определении путевого развития сортировочного парка грузовых станций. Анализ показал, что изложенный метод может быть применен также к задаче об определении числа неисправных вагонов на станциях налива нефтепродуктов.

Snq - символ Кронекера.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/2

76

Регулирование движения поездов и связь

2. Использование разработанного метода для вычисления числа неисправных вагонов в прибывающих железнодорожных составах

Изложенный в предыдущем разделе метод может быть применен к вычислению числа неисправных цистерн в составах, прибывающих на наливную станцию. Он позволяет определить максимально возможное количество прибывающих неисправных вагонов за заданный промежуток времени при фиксированном уровне достоверности (обычно, 95%). Исходя из этой информации, можно установить экономически оправданное минимальное потребное количество запасных исправных вагонов для замены ими цистерн, требующих ремонта.

В качестве примера для расчетов были взяты статистические данные по станции Новоярославская. На первом этапе был исследован закон распределения интервалов между прибывающими поездами. Статистические данные приведены в табл. 1. К этим данным был применен критерий Пирсона для определения их совместимости с законом

гамма-распределения. Значение ^2 =7,9 оказалось заметно меньше критического значения 12,6 (по 5%-му уровню значимости), что позволяет сделать вывод о совместимости гамма-распределения со статистическими данными. Параметры распределения (4) были определены по методу наименьших квадратов.

ТАБЛИЦА 1.Распределение числа составов по интервалам прибытия

Интервал 0-1 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число составов 217 259 150 92 71 36 14 9 3 2 2 1

На рис. 1 приведены гистограмма и теоретическая плотность распределения для оптимальных значения параметров: X - 0,735 и

г = 1,671. Статистические данные представлены гистограммой, причем абсциссы даны для середин интервалов, приведенных в табл. 1. По оси ординат отложены относительные частоты составов по интервалам.

Статистические данные по числу неисправных вагонов даны в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2. Распределение числа неисправных цистерн

ЧД 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ЧС 291 217 142 82 51 18 17 11 9 3 3 1 1 1 1 1 1

2004/2

Известия Петербургского университета путей сообщения

Регулирование движения поездов и связь

77

В первой строке табл. 2 приведено количество неисправных цистерн в составе, а во второй - количество таких составов в выборке. По данным этой таблицы были вычислены точечные оценки для частот неисправных вагонов wm (см. формулу 7).

Пусть F(n)~ функция распределения числа требующих ремонта цистерн, прибывших в течение промежутка времени T:

П

F (п)= JW (к ,Т).

к-0

Тогда наименьшее целое решение неравенства F(ri) >.РД0В дает

наибольшее количество прибывших за этот промежуток неисправных вагонов с доверительной вероятностью Рдов. В частности, если за Т принять одни сутки, то для станции Новоярославская эта величина составляет 54 вагона для Рдов = 0,95 и 64 вагона для Рдов = 0,99.

F(I)

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

I

rxxj Эмпирическое распределение — Теоретическое распределение

Рис.1. Сравнение эмпирической и теоретической плотностей распределения интервалов прибытия составов.

3. Заключение

Метод определения с помощью математической модели количества вагонов, поступающих на одно назначение грузовой станции, может быть адаптирован к определению потребной величины суточного резерва исправных цистерн, что проиллюстрировано на примере станции Новоярославская.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.