Научная статья на тему 'О методах воспитания студентов (офицеров запаса), используемых в сфере физической культуры и спорта'

О методах воспитания студентов (офицеров запаса), используемых в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Щедрин Юрий Николаевич, Щеголев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методах воспитания студентов (офицеров запаса), используемых в сфере физической культуры и спорта»

О МЕТОДАХ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА), ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев

Решение воспитательных задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности осуществляется с помощью различных методов. В современной отечественной педагогике методы воспитания рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, направленные на гармоничное развитие личности. Выбор тех или иных методов воспитательного воздействия обусловливается логикой воспитательного процесса, отношением воспитателя к воспитуемому и другими факторами.

Процесс воспитания очень сложен и противоречив, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия. Этим, очевидно, можно объяснить тот факт, что в существующих классификациях в качестве основы берется лишь одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др. в основу классификации положили методы следующие воспитания: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием.

В работах по общей педагогике, изданных в последнее время (Г.К Щукина, Ю.К. Бабанский, В.В. Белорусова), все методы воспитания подразделяются на три взаимосвязанные группы:

а) методы передачи общественного опыта, непосредственного воздействия на сознание (убеждение, внушение);

б) методы педагогической организации личностно-коллективного опыта и практической деятельности (самоуправление, соревнование, приучение, упражнение);

в) методы стимулирования и коррекции поведения (пример, требование, наказание, поощрение).

Как отмечает А. А. Кобенко, основными функциями методов воспитания являются:

1) организация и развитие воспитательного коллектива и его деятельности;

2) управление поведением, формированием и развитием личности;

3) непосредственная коррекция сознания и поведения воспитуемых.

По нашему мнению, под методами воспитания в условиях физкультурно-спортивной деятельности следует понимать систему мер психолого-педагогического воздействия на студентов с целью формирования у них необходимых физических и личностных качеств, обеспечивающих успешное решение задач по формированию гармонично развитой личности.

К основным методам воспитания большинство педагогов относят следующие: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.

Каждый метод воспитания включает в себя совокупность характерных для него приемов, обеспечивающих перестройку психологии отдельных студентов лишь в определенном направлении. Так, метод убеждения предназначен, прежде всего, для совершенствования мировоззрения людей, формирования идейной убежденности. Метод упражнения же позволяет вырабатывать у них те или иные навыки деятельности и привычки поведения, развивать творческие силы и способности, закалять их волю и характер, укреплять физически.

В системе физической культуры главенствующее положение метода убеждения выражается в том, что данный метод:

- дает возможность целенаправленно влиять на самосознание студентов, формировать у них твердые морально-нравственные убеждения, высокие мотивы учебной деятельности, общественной работы и поведения;

- помогает мобилизовать студентов к действиям в экстремальной ситуации, добиваться устойчивых показателей в учебе, выполнении задач физического воспитания;

- позволяет влиять на общественное мнение и другие показатели эффективности студенческого коллектива, сплачивать его;

- может побуждать студентов к самовоспитанию, сознательному совершенствованию своих волевых, физических качеств и прикладных навыков.

Такие широкие возможности метода убеждения объясняются его многофункциональностью. При определенных условиях, по мнению А.В. Барабанщикова, его функции могут в той или иной степени отражать все функции педагогического процесса.

Прибегая к методу убеждения, воспитатель обязан помнить ряд общих закономерностей, вытекающих из воспитывающей роли любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.

1. Все виды деятельности потенциально обладают определенными воспитывающими возможностями. Однако каждая деятельность может преимущественно обеспечить приобретение лишь ей соответствующих знаний, опыта, навыков. Один вид деятельности не может заменить все остальные. Поэтому воспитание необходимо осуществлять во всех видах деятельности.

2. Если деятельность не представляет для воспитуемого интереса, то она не окажет на него положительного воспитательного воздействия. Важно, чтобы смыслообра-зующий мотив деятельности был адекватен отношению к ней личности.

3. В итоге воспитательных воздействий у студентов формируется готовность к достижению поставленной цели. Цель для человека является той силой, которая как закон определяет способы, характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

4. По отношению к воспитанию личности студента деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогического воздействия. В этом воздействии должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение студентов, формирование у них общественно полезного опыта.

Таким образом, метод убеждения позволяет решать центральную задачу воспитания - формировать у студентов высокую мотивацию и сознательное отношение к образовательной деятельности.

Одним из ведущих методов воспитания, используемых в физкультурно-спортивной деятельности, является метод упражнения.

По своему содержанию физкультурно-спортивная деятельность - это система действий и поступков, требующая напряжения духовных и физических сил человека. Систематическое напряжение этих сил ведет к их стабилизации и совершенствованию. Все зависит от периодичности и характера нагрузок, т.е. от системы упражнений. Упражнять студентов - значит ставить их в такие условия, чтобы они сознательно совершали цепь поступков и действий и тем самым вырабатывали у себя необходимые личностные и другие качества.

Формирование и развитие личности - главные функции метода упражнения. Возможности воспитания студентов путем выполнения физических упражнений очень велики.

Во-первых, метод упражнения является единственным в воспитании физических качеств и прикладных навыков у студентов. Только он один может обеспечить развитие основных и специальных физических качеств до требуемого уровня.

Во-вторых, с помощью метода упражнения при выполнении различных приемов и действий (марш-броски, рукопашный бой, преодоление водных преград и других препятствий) можно с высокой эффективностью воспитывать такие личностные качества, как воля, настойчивость, целеустремленность, терпение, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, обеспечивающие в совокупности высокий уровень работоспособности человека.

В-третьих, используя данный метод при выполнении упражнений в составе группы, можно целенаправленно воздействовать на групповую динамику, укрепление коллективного взаимодействия, товарищество и другие коллективные качества.

Специалисту физической культуры, проводящему занятия со студентами следует, однако, помнить, что метод упражнения способствует успешному решению воспитательных задач лишь при соблюдении ряда условий:

1. Упражнению, как правило, должно предшествовать разъяснение студентам смысла и порядка выполнения требуемых от них действий. Без сочетания с убеждением упражнение превращается в муштру.

2. Упражняя занимающихся, добиваясь высокого напряжения сил и энергии, важно постоянно стимулировать их на образцовое выполнение заданий и тем самым переводить упражнения в самоупражнения, т.е. в плоскость самовоспитания.

3. Используя метод упражнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов, уровень развития физических и волевых качеств, характер межличностных отношений, социально-психологический климат в коллективе.

4. Особое внимание целесообразно уделять слабо подготовленным в физическом отношении студентам. Только после того, как они достигнут такого же уровня физической подготовленности, как основная масса обучаемых, можно использовать упражнения группового характера (марш-броски, кроссы и др.).

Таким образом, метод упражнения играет ведущую роль в формировании у студентов высоких морально-волевых и физических качеств, в воспитании коллективного и профессионального взаимодействия, здоровой психологической атмосферы. Эффективность данного метода во многом обусловлена личной примерностью воспитателя, его требовательностью, умением рационально использовать меры поощрения.

Метод поощрения заключается в положительной оценке, моральном и материальном стимулировании усилий и достижений студентов в решении поставленных перед ними задач.

Поощрение - весьма эффективный метод воздействия на психику личности. Его основными функциями являются: стимулирование деятельности, поведения и самовоспитания студентов, ориентирование их на овладение передовым опытом, формирование активно-положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Для того чтобы поощрение действительно стимулировало студентов к эффективной деятельности, необходимо соблюдать ряд педагогических условий. Первое условие - целенаправленное использование поощрений в мобилизации занимающихся для решения главных задач деятельности.

Второе условие состоит в обоснованности поощрений. Каждое поощрение должно соответствовать реальным заслугам того или иного студента.

Третье условие - гласность поощрений. А.С.Макаренко в слово "поощрение" вкладывал "идею привлечения". Поощряя отличника, мы тем самым привлекаем к нему внимание всех членов коллектива. Принцип гласности поощрения обязывает воспитателя хорошо продумать, кого, как и в какой обстановке хвалить, ставить в пример, награждать.

Четвертое условие - своевременность поощрения.

Пятое условие - одновременное с повышением требовательности к студентам выдвижение перед ними новых, более сложных задач.

Наряду с методом поощрения важную роль в процессе физкультурно-спортивной деятельности занимают и другие методы воспитания, в том числе и метод принуждения. Принуждение как метод воспитания заключается в постоянно высокой требовательности преподавателей и других категорий воспитателей к деятельности, поведению и самовоспитанию студентов, а также в решительном пресечении их действий и поступков, противоречащих положениям законов и нормам морали.

Чтобы метод принуждения был эффективным, важно соблюдать ряд педагогических условий.

Первое условие - подчинение мер пресечения того или иного проступка интереса сплочения коллектива, укрепления дисциплины, повышения качества учебы.

Второе условие - целесообразность и обоснованность мер принуждения.

Третье условие - поддержка ядром студенческого коллектива требований и мер дисциплинарного воздействия воспитателя.

Четвертое условие - рациональная постановка дисциплинарной практики. Чтобы избежать ее искривления, целесообразно руководствоваться следующими правилами:

- к взысканиям прибегать только после того, как исчерпаны другие меры принуждения;

- всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка;

- нельзя увлекаться дисциплинарной властью и крайними мерами наказания.

Наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение.

Пятым и главным условием действенности метода принуждения является высокая требовательность воспитателя к себе.

Итак, прибегая к принуждению как методу воспитания, важно каждый раз отбирать педагогически целесообразные приемы и средства воздействия на студентов.

Пример как метод воспитания - очень эффективный способ влияния на студенческий коллектив и каждого его члена, так как в его основе лежит подражательный рефлекс, социально-психологический закон взаимозаражения. Вместе с тем пример является составной частью методов убеждения, поощрения и принуждения, обязательным условием их действенности. В физкультурно-спортивной деятельности этот метод является наиболее продуктивным. Образцовое выполнение физического упражнения, как правило, вызывает подражание, создает наглядное представление у воспитуемых.

Таким образом, нами были рассмотрены основные методы воспитания студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Однако, как было уже отмечено, существуют и другие классификации методов воспитания. Как относятся к такому положению? Прежде всего, как к закономерному явлению. Воспитание - дело творческое, требующее постоянного совершенствования, поиска и обновления рациональной сие-темы методов и приемов педагогического воздействия на личность и коллектив. Поэтому любую систему методов следует рассматривать критически, искать в ней педагогическую логику, проявлять творческий подход при ее практическом использовании.

Педагогика - наука диалектическая, абсолютно не допускающая догмы. Этот вывод, сформулированный А.С. Макаренко, должен стать личным убеждением каждого воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.