Теория и методика обучения и воспитания
85
4. Оглобин В.А. Рабочая программа элективного курса по истории России. 10 класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.in-fo/methodlib (дата обращения: 16.11.2013).
5. Папина Е.Ю. Рабочая программа элективного курса «Феномен самозванства на Руси» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zav-uch.info/methodlib (дата обращения: 16.11.2013).
6. Рабочая программа элективного курса «История величайших Святынь России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch. info/methodlib (дата обращения: 16.11.2013).
7. Рабочая программа элективного курса «История России, СССР в лицах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/me-thodlib (дата обращения: 16.11.2013).
8. Рабочая программа элективного курса «Российская государственная символика. История и современность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib (дата обращения: 16.11.2013).
9. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 5. Оп.1. Д. 146 (Материалы по учету, трудоустройству и оказании материальной помощи беженцам (19.08.1915-24.02.1917).
10. ЦГА УР. Ф.5. Оп.1. Д. 143 (Циркуляры Вятского губернатора о правилах содержания и наблюдения и направления на работу военнопленных).
11. ЦГА УР.Ф.5. Оп. 1. Д. 144 (Циркуляры Вятского губернского ВПК).
О МЕТОДАХ РАБОТЫ
НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА
© Зверева Л.И.*
Детская музыкальная школа № 3, г. Иркутск
Статья посвящена актуальной и важной проблеме освоения исполнения музыкальных произведений полифонического склада на начальном этапе обучения. Даны методические комментарии к работе над полифонией на примере сочинений И.С. Баха, предназначенных для обучения детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова полифония, песня, пьесы, маленькие прелюдии.
Общепризнано, что работа над музыкальными произведениями Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) - один из труднейших разделов современной
Преподаватель.
86
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к художественно-выразительному, полноценному и стилистически верному исполнению музыки великого немецкого композитора.
Природа клавирных сочинений И.С. Баха такова, что без активного участия интеллекта исполнителя выразительное их исполнение не возможно. Эти произведения могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, более того, ключом к пониманию всех музыкальных стилей.
Осмысленность и певучесть - вот, что является ключом к стильному исполнению музыки И.С. Баха. И вырабатывается это как можно раньше, с первых уроков.
Нельзя учить произведение механически, когда пальцы идут впереди сознания, не повинуясь ему. Одна из причин этого - неумение работать в медленном темпе, который является непременным условием при изучении полифонического произведения.
С чего начать обучение исполнению полифонической музыки? Нужно помнить, что лучшей путеводной нитью в мир музыки для ребенка является песня. Таким образом, с первых шагов в центре внимания ученика ставится мелодия, которую он учится так же выразительно «петь» на фортепиано. Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких мелодий в легких полифонических пьесках. Педагогическим материалом становятся легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию.
Активное и заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке зависит от метода работы преподавателя, от его умения подвести ученика к исполнению основных элементов полифонической музыки. Так, в маленьких пьесах, например, сочиненных на основе русской народной песни «На зеленом лугу», где первоначальный напев повторяется в дальнейшем октавой выше, можно образно объяснить этот имитационный прием как знакомое детям явление - «эхо»! Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию - «эхо» - преподаватель. Использовать подобный прием можно и в работе над произведениями из сборника Елены Г несиной «Фортепианная азбука» [4].
Второй ступенью в обучении игре полифонической музыки становится работа над произведениями из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» [2]. Легкие полифонические пьесы И.С. Баха из этого сборника - ценнейший материал, который развивает полифоническое мышление ученика.
Далее мы подробно рассмотрим последовательность приемов и методов работы над полифоническими сочинениями на примере произведений из этого и других сборников.
Менуэт d-moll (№ 36). Знакомство с «Нотной тетрадью» полезно начать с рассказа о старинном танце менуэте, музыка которого отражала в своих
Теория и методика обучения и воспитания
87
мелодических оборотах плавность и важность поклонов, реверансов. Таков, например, Менуэт d-moll. Первым делом необходимо понять его характер. По своей напевности и мелодичности он похож на песню, то есть характер певучий, спокойный, в плавном ровном движении. Задушевная кантилена верхнего голоса напоминает пение скрипки, а тембр и регистр басового голоса близок к звучанию виолончели.
Далее преподаватель переходит к показу фразировки и артикуляции каждого голоса отдельно. Для более точного осознания и эмоционального восприятия рекомендуется принцип исполнения «в лицах». «Спрашивающий» исполнитель играет чуть звучнее, «отвечающий» - чуть тише. Выразительно исполнить подход к кульминации ученику поможет образное сравнение коротких мотивов (тоника - субдоминанта) с танцевальными приседаниями. Для того, чтобы танец получился полифоническим, ученику необходимо понять развитие и внутреннюю «жизнь» отдельных голосов.
Вместе с фразировкой определяется и артикуляция, и аппликатура. Затем углубляется работа над выразительным исполнением штрихов.
Полифонии И.С. Баха свойственна полидинамика, поэтому следует избегать динамических преувеличений.
Полонез g-moll (№ 19). Над каждым из двух начальных мотивов фразы встречаются лиги, проставленные в редакциях Л. Ройзмана и Л. Лукомского. Они способствуют разъединению этих мотивов и динамическому смягчению заключающих их звуков. Подобная фразировка и артикуляция типичны для романтического стиля. Поэтому учащиеся нередко играют последние звуки мотивов (восьмые) короче. Кроме того, эта фраза часто исполняется излишне воинственно и механично. Между тем, полонез - не воинственный, а торжественный церемониальный танец-шествие, открывающий бал.
Как советует И.А. Браудо [3], все три звука каждого мотива следует играть ровно и динамически значительно, штрихом non legato (не связно). Заключительные восьмые не укорачиваются, а исполняются даже tenuto (подчеркивая), торжественно «проживая», затем спокойно перенести руку.
Партию левой руки, как показывает практика, ученики осваивают и запоминают дольше и труднее. Не понимая смысл мелодии в басовом ключе, учат его механически. Рекомендуется внимательнее анализировать мотив-ное строение мелодий в партии левой руки, например, в тактах 12-16.
Пьеса «Волынка» (№ 22). Первая фраза вызывает ассоциации с ясным, прозрачным голосом флейты. Басовые октавные ходы звучат легко и расчленено (pizzicato). Вторую фразу следует играть forte, обозначив восьмые четким раздельным штрихом.
Следует подчеркнуть, что единственным полным отечественным изданием «Нотной тетради А.М. Бах» является сборник под редакцией Л.И. Ройзмана [2]. В ее основе лежит точный авторский текст, а исполнительские указания редактора достаточно верно отражают характер творчества И.С. Баха. Именно с этого сборника следует начать знакомство с полифонией композитора.
88
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Третьей ступенью в освоении полифонических произведений является сборник «Маленькие прелюдии и фуги» И.С. Баха [1]. Он содержит материал, который дает преподавателю возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения; разъяснить ему такие важнейшие понятия теории полифонии, как тема, противосложение, имитация, скрытое многоголосие и так далее.
Маленькая прелюдия № 2 (C-dur) из 1 части сборника. В этом сочинении ученик встречается с той имитацией, с которой он уже познакомился ранее - в 1 классе. Его представления об имитации расширяются. Он должен понять ее как повторение одной и той же темы - главной музыкальной мысли всего произведения - в другом голосе. Торжественно'-праздничный, мужественный, певучий характер прелюдии определяется учеником одновременно с «инструментовкой». Так, в верхнем голосе - поет труба, в нижнем -виолончель. Восьмые исполняются legato, а четверти - non legato. Тема состоит из трех восходящих мотивов.
Мелодике И.С. Баха свойственно движение по звукам аккордов, как и теме Маленькой прелюдии. Это обогащает одноголосие, «усиливая блеск и пышность линий». Общее динамическое нарастание в теме происходит по мотивам. Пройдя три динамические стадии развития, тема прелюдии приходит к кульминации. Начинается каденция легко, тихо, стремительно взлетая до «соль» второй октавы. Затем необходимо сделать значительную цезуру. Торжественный заключительный каданс исполняется мужественно, решительно, широко.
Маленькая прелюдия № 4 (D-dur) из 2 части сборника. По своему полифоническому складу она относится к неимитационной полифонии, то есть построена не на развитии одной темы разными голосами, а на сочетании разного мелодического материала в голосах [5]. Два верхних голоса свободно и энергично развивают тематический материал прелюдии. Нижнему голосу свойственны типичные черты сопровождения, которое требует соответствующей динамики на протяжении всего произведения, кроме двух кадансов, - piano. Такой динамический контраст между голосами характерен для музыки И.С. Баха и идет от клавесинной динамики.
В большинстве сочинений И.С. Баха кульминация совпадает с кадансом. Кульминации, соответственно, несут с собой и большую динамическую напряженность. Все восьмые нижнего голоса следует играть staccato - это усиливает его контраст с певучестью и связным исполнением двух верхних голосов. Таким образом, нижний голос исполняется piano и легким стаккато (кроме кадансов). Первый гаммаобразный мотив заканчивается на первой восьмой третьего такта, затем три мотива идут по четыре восьмых в каждом. В тактах 8-10 встречается восходящая секвенция.
Эта прелюдия относится к типу старинной сонатной формы, состоящей из двух частей, первая из которых является экспозицией, вторая совмещает в себе функции разработки и репризы. Главная партия (12 тактов) звучит в
Теория и методика обучения и воспитания
89
главной тональности, побочная (следующие 8 тактов) - в доминантовой. Начало второй части прелюдии носит разработочный характер - в разных тональностях проходит тема и ее имитация в среднем голосе.
«Маленькие прелюдии и фуги» являются настолько интересным сборником, что каждое сочинение из него могло бы послужить предметом обстоятельного разговора. Значение этих небольших полифонических произведений в формировании будущего музыканта очень велико.
Подводя итог вышесказанному, следует выделить особенности работы над полифоническими произведениями. Прежде всего - это осмысленная работа над сочинением в медленном темпе, выразительное «пение» каждой мелодии на фортепиано, постепенное усложнение произведений, начиная с простой подголосочной полифонии.
Список литературы:
1. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги / Под ред. Н. Кувшинникова. -М.: Музыка, 1972. - 64 с. - (нотное издание).
2. Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / Под ред. Л.И. Ройзмана. - М.: Музыка, 1973. - 56 с. - (нотное издание).
3. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - М.: Классика-XXI, 2001. - 96 с.
4. Гнесина Е. Фортепианная азбука. - М.: Советский композитор, 1879. -25 с. - (нотное издание).
5. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. - М.: Музыка, 1974. - 158 с.
О СВОБОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ИНСТРУМЕНТАЛИСТА
© Касаткина Т.М.*
Дом детского творчества «Исток», г. Москва
В современном мире игра на гитаре очень популярна. Статья рассматривает различные позиции известных музыкантов на тему свободы игрового аппарата, уделено внимание правильной посадке, как важному аспекту работы над мышцами на начальном этапе обучения, приведены примеры неправильной работы рук гитариста и даны рекомендации по устранению возникающих проблем.
Воспитание художественной техники исполнителя является одной из центральных проблем теории и практики музыкальной педагогики. Она
Педагог дополнительного образования.