УДК 378:17.023
О МЕТОДАХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ
© 2015 В.С.Поздняков
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 31.07.2015
В данной статье актуализируется проблема подготовки будущего учителя, ориентированного на реализацию золотого правила нравственности; представляются методы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися (убеждающее воздействие, этический диалог, беседа).
Ключевые слова: будущий учитель, золотое правило нравственности, ориентация, метод.
Проблема утверждения в современном социуме нравственных устоев - одна из важнейших проблем, стоящих перед российским обществом в целом и образованием в частности. Успешность решения данной проблемы напрямую зависит от учителя, одним из ведущих требований к личности которого становится требование быть нравственным, так как только нравственный учитель может воспитать нравственного ученика. В связи с этим перед педагогическим вузом ставится задача подготовки учителя, который не только на высоком профессиональном уровне знает свой предмет, умеет методически грамотно, а главное, доступно донести содержание конкретной науки до школьников, но и является человеком нравственным. Мы полагаем, что подготовка такого учителя связана с ориентацией студента - будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися.
«Золотое правило нравственности» гласит: как человек поступает по отношению к самому себе, так же он должен поступать с другими людьми. Это правило связано с общечеловеческой проблемой добра и зла1.
Золотое правило нравственности находится в центре внимания многих ученых. Это Р.Г.Апресян2, А.А.Гусейнов3, Т.В.Григорян4, Л.Н.Доброхотова5, Д.В.Филюшкина6 и др.
Поздняков Виктор Сергеевич, аспирант кафедры педагогики и психологии. E-mail: pednauka@mail. ru
1 Григорян, Т.В. Этапы становления идеи гуманизма / Т.В.Григорян // Гуманитарный вектор. Серия: философия, культурология. - 2012. - №3. - С. 17 - 21. - С. 20.
2 Апресян, Р.Г. Золотое правило / Р.Г.Апресян // Этика: старые новые проблемы. — М.: Гардарики, 1999. — С. 9 - 29.
3 Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности /А.А.Гусейнов. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 223 с.
Реальная общественная жизнь, в которой преобладают отношения, строящиеся по принципу «золотого правила нравственности», утверждает Т.В.Григорян, характеризуется нивелированием гендерных, возрастных, национальных, имущественных и иных природных и социально-обусловленных различий между людьми. Тем самым «золотое правило нравственности» способствует выработке в обществе взаимопонимания, согласия и плодотворного сотрудничества. «Золотое правило нравственности» требует от каждой личности доброжелательности, эмпатии, альтруизма и иных добрых чувств по отношению ко всем окружающим людям; тем самым оно способствует формированию нравственного мировоззрения в че-ловеке7.
Реализация людьми в жизнедеятельности золотого правила нравственности способствует развитию социальной нравственности, которое, как полагает Д.В.Филюшкина, проявляется в рефлексии долга и совести, ценностном ориентировании, свободном целеполагании, мотивации, нравственных исканиях смысла, выборе и проектировании действий, взаимопомощи, сотрудничестве, саморегуляции поведения. Поступок, выбор, позиция личности, - по мнению
4 Григорян, Т. В. Этапы становления идеи гуманизма...
5 Доброхотова, Л.Н. Золотое правило нравственности как гуманистически-ориентированная и индивидуально-ответственная стратегия поведения / Л.Н.Доброхотова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2012. — 2-5(22). — С. 124 - 126.
6 Филюшкина, Д.В. Забвение «золотого правила нравственности» и утрата культуры доверия в поведении и человеческих взаимоотношениях / Д.В.Филюшкина // Гуманитарий юга России. — 2012. — № 3. — С. 124 - 133.
7 Григорян, Т.В. Этапы становления идеи гуманизма. — С. 19.
ученого, - могут иметь разное внутреннее обоснование и поэтому могут определяться либо возникшей ситуацией, либо на основе сознательно используемых ценностей, что выражает сложные внутренние противоречия, связанные с осознанием обстоятельств, их осмыслением. Социальные представления, являясь основной характеристикой общественного и индивидуального сознания, оказывают регулирующее действие, поскольку существующий в сознании образ (идеал) нравственного человека, как некая «модель должного», оказывает влияние на поведение личности, построение жизненных стратегий, личностное самоопределение8
Мы полагаем, что формирование в сознании будущего учителя идеала нравственного человека, к которому он должен стремиться сам и вести своих учеников, как раз и возможно в контексте ориентации его на золотое правило нравственности, которая осуществляется через формирование у будущих учителей представлений о том, что такое золотое правило нравственности, через развитие у них мотивов реализации золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися, а также умений реализовывать правило в образовательном процессе школы.
В рамках данной статьи мы остановимся на методах формирования у студента - будущего учителя представлений о золотом правиле нравственности. К таким методам, как мы считаем, относятся убеждающее воздействие, этический диалог, беседа.
Убеждающее воздействие направлено на то, чтобы человек внутренне согласился с определенными положениями, осознал их истинность и обоснованность, их общественную и личную ценность, принял их как основу для руководства своими действиями9. Убеждающее воздействие необходимо использовать для того, чтобы знание о золотом правиле нравственности, о справедливости и милосердии как сторонах этого правила, стало достоянием личностной сферы сознания будущих учителей. Иначе студент, например, может овладеть знанием, о том, что надо быть справедливым по отношению к учащимся и в будущем станет проявлять справедливость, но только по отношению к «любимчикам». Учитель должен не только знать, что надо быть
8 Филюшкина, Д.В. Забвение «золотого правила нравственности»... — С. 126.
9 Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н.Кулюткин // Кулюткин Ю.Н., Бездухов
В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. — Самара: СГПУ, 2002. — С. 274 -329. — С. 318.
справедливым, милосердным по отношению ко всем людям и т.д., но и быть уверенным в истинности этого знания, быть готовым реализо-вывать это знание на практике.
Убеждающее воздействие реализуется через такие средства как личностные апелляции, дис-куссионность, порядковый эффект (Ю.Н.Ку-люткин).
Личностные апелляции представляют собой обращения (призывы) к интересам личности, к ее чувствам и ценностям. Таковы, например, апелляции к авторитету источника информации (ссылки на авторитет науки или высказывания известного ученого). Таковы апелляции к общественным ценностям и идеалам, а также к интересам тех социальных групп, к которым принадлежит ученик (студент. - В.П.) (семья, группа, коллектив). Таковы и апелляции к индивидуальному опыту ученика (студента. - В.П.). То, что утверждает авторитетный человек, разделяется большинством людей, что известно по собственному опыту, - все это создает уверенность в истинности высказываемых положений и содействует их принятию.
Дискуссионность состоит в том, что при обсуждении какой-либо проблемы в тексте нередко приводятся аргументы не только в пользу точки зрения, которую защищает автор, но и против этой точки зрения. В результате учащиеся (студенты. - В.П.) ставятся в ситуацию, когда требуются анализ и сравнение различных точек зрения, выбор и обоснование истинного утверждения.
Порядковый эффект основывается на порядке изложения аргументов. Автор, защищающий определенную точку зрения, обычно имеет в своем распоряжении несколько аргументов в ее пользу. Одни аргументы могут быть более убедительными и весомыми, другие - менее важными. В том случае, когда аудитория не очень заинтересована в предмете обсуждения, главные и наиболее действенные аргументы целесообразно представить в самом начале сообщения. Это наилучший способ возбудить внимание и интерес. Если же у аудитории уже сложился интерес к обсуждению, главные аргументы следует приберечь к концу, так как ослабление аргументации может ее разочаровать10.
Этический диалог, как отмечает В.П.Бездухов, пробуждая интерес студентов к этике, формируя у них потребность в этических и моральных знаниях, способствует усвоению будущими учителями
10 Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. — С. 319 - 322.
категорий педагогической этики, норм и принципов педагогической морали, их теоретическому осмыслению, показывает правильность и точность их употребления в общении и вред смешения понятий при неправильном их применении11.
В контексте проблемы ориентации студентов на золотое правило нравственности и в частности формирования у них представлений о таком правиле использование этических диалогов на занятиях и в процессе внеаудиторной работы со студентами способствует переходу знания о золотом правиле нравственности, о справедливости, о милосердии и т.д. в субъективную ценностную систему будущих учителей; усвоению ими норм морали в целом и педагогической морали в особенности. В качестве примера приведем фрагменты этических диалогов «Педагогическая справедливость» и «Честь и достоинство педагога».
Цель этического диалога «Педагогическая справедливость» - овладение студентами знанием о педагогической справедливости.
Преподаватель: Что в Вашем понимании есть справедливость?
Студент: Это мера воздаяния человеку за его поступки.
Преподаватель: Как Вы думаете, какое понятие связано с понятием «справедливость»? Студент: Честность. Поступать справедливо -значит поступать честно.
Преподаватель: В чем тогда заключается педагогическая справедливость? Студент: Например, оценивать реальные знания ученика, не руководствуясь своим личным отношением к нему?
Преподаватель: Как тогда Вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»12?
Студент: Наверное, надо все же при оценивании тех же знаний, а так же поступков ребенка обращаться к его индивидуальности. Преподаватель: В таком случае, чем может уравновешиваться справедливость учителя? Студент (после направляющих вопросов преподавателя): Милосердием. Преподаватель: Что есть в Вашем понимании «милосердие»?
11 Бездухов, В. П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя / В. П. Бездухов. — Самара : СГПИ, 1992. —104 с. — С. 87.
12 Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухо-млинский. — Минск: Народная асвета, 1982. — 287 с. — С. 83.
Студент: Поступай по отношению к другому человеку так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
И так далее.
Этический диалог «Честь и достоинство педагога». Цель данного этического диалога - овладение студентами знанием о педагогической чести и о педагогическом достоинстве.
Преподаватель: Как Вы думаете, какое понятие связано с понятием «достоинство»? Студент: Понятие «честь».
Преподаватель: В чем, на Ваш взгляд, проявляется эта связь?
Студент: Эти понятия раскрывают то, как человек сам относится к себе, и как к нему относятся окружающие - социум. Преподаватель: Есть ли различия между понятиями «честь» и «достоинство», или они могут употребляться как синонимичные? Студент: Я думаю, что достоинство может быть рассмотрено как нечто внутри человека, а честь как нечто вне человека. Достоинство - это чувство, которое означает потребность человека в самоуважении. Честь имеет больше отношение к тому, чем человек занимается, какое место занимает в обществе: «честь врача», «честь военного», конечно же, «педагогическая честь». Преподаватель: Как в таком случае Вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: «Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства»? Студент: Думаю, что в этом высказывании как раз подчеркивается тесная связь чести и достоинства. Если человек не ищет своего места в жизни, не развивается, то явления чести и достоинства для него просто слова. К сожалению, бывает, что учитель понимает честь исключительно как «честь мундира» и не признает свои ошибки, тем самым он попирает и свое достоинство.
Преподаватель: Платон говорил: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее». Как Вы понимаете это высказывание с точки зрения педагогической чести? Студент: Думаю, учитель, обладающий педагогической честью, всегда стремится развивать в учениках их лучшие качества, причем даже в тех учениках, в которых, кажется, нет никаких хороших качеств. В этой связи на ум приходит такой принцип воспитания как опора на положительное в ребенке.
И так далее.
Беседа представляет собой систематическое и последовательное обсуждение знаний, предполагающее активное участие и преподавателя, и студента. В отличие от рассказа и разъяснения в процессе беседы преподаватель выслушивает и учитывает точки зрения студентов, строя свои
отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Беседа как метод ориентации студентов на золотое правило нравственности строится на диалоговом общении. По утверждению Ю.Н.Кулюткина человек, включаясь в диалоговое общение, приобретает определенный опыт и определенную культуру совместного поиска решений: он становится более способным самостоятельно ставить вопросы и отвечать на вопросы других людей; он становится более терпимым к разным мнениям, которые высказываются в группе по одному и тому же вопросу; он вырабатывает у себя установку не только на то, чтобы учитывать мнение другого, но и на то, чтобы находить точки соприкосновения между мнениями участников диалога, открывать в них нечто общее, входить в единое смысловое поле, возникающее в многоголосице дискуссий и обсуждений; он начинает понимать, что всякий диалог предполагает установление межличностного согласия, но само это согласие, сам этот консенсус может достигаться в разных формах: либо как согласие окончательное; либо как согласие относительно определенных путей, выра-
ботанных в дискуссии, но требующих их дальнейшей доработки; либо как согласие в том, что проблема оказалась для участников слишком сложна, и не их вина, что сегодня они не смогли ее решить; у него развивается подлинно открытое мышление, позволяющее индивиду свободно выражать свои мнения другим участникам диалога и в то же время столь же открыто обсуждать смыслы, которые передаются ему другими участниками, которое (открытое мышление) необходимо человеку в самых различных сферах его взаимодействия с людьми13.
Систематическое использование убеждающего воздействия, этического диалога, беседы в качестве методов ориентации студентов - будущих учителей на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися позволит подготовить учителя, готового к эффективному выполнению социального заказа по воспитанию нравственно ориентированной личности школьника.
13 Кулюткин, Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. — С. 307.
ON THE METHODS OF ORIENTATION OF A STUDENT - A FUTURE TEACHER ON REALIZATION OF GOLDEN RULE
© 2015 V.S.Pozdnyakov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article presents an updated issue of a future teacher's training focused on implementation of golden rule; it represents methods of orientation of a future teacher on realization of golden rule, in collaboration with students (persuasive impact, ethical dialogue, conversation). Keywords: future teacher, golden rule, orientation, method.
Viktor Sergeevich Pozdnyakov, Post-graduate of Department of pedagogy and psychology. E-mail: pednauka@mail. ru