Научная статья на тему 'О методах корректировок ставок платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды'

О методах корректировок ставок платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / ECOLOGICAL PAYMENTS / ИНДЕКСАЦИЯ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT ECONOMY / INDEXATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Газеев Н.Х.

Статья посвящена вопросам корректировок платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, создания экономических механизмов индексации платежей для охраны окружающей среды, учитывающих экологические факторы в регионе. Показаны некоторые направления их практического использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методах корректировок ставок платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды»

УДК 33:504(075.8)

Н. Х. Газеев

О МЕТОДАХ КОРРЕКТИРОВОК СТАВОК ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: региональная экономика, экономика природопользования, экологические платежи, индексация.

Статья посвящена вопросам корректировок платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, создания экономических механизмов индексации платежей для охраны окружающей среды, учитывающих экологические факторы в регионе. Показаны некоторые направления их практического использования.

Key words: regional economy, environmental management economy, ecological payments, indexation.

Article is devoted to questions of corrections of payments for using natural resources and environmental pollution, creations of economic mechanisms of indexation of payments for the environmental protection, considering ecological factors in the region. Some directions of their practical use are shown.

В настоящее время законодательство Российской Федерации (РФ) предусматривает возможность изменения ставок платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды посредством следующих основных методов:

- применение общего коэффициента индексации, устанавливаемого с учетом экономических показателей развития отдельных отраслей либо экономики в целом;

- применение иных коэффициентов, учитывающих состояние окружающей среды, природно-климатические и географические факторы, а также условия добычи, реализации ресурсов и т.д.;

- установление гибкой шкалы максимальных и минимальных ставок соответствующего платежа, в рамках которой ставки платежей за пользование природными ресурсами дифференцируются в зависимости от ряда факторов, например от категории хозяйствующего субъекта, вида и объема работ, связанных с природопользованием, и др.

Практика показала, что комплексное применение вышеуказанных методов

осуществлялось только в отношении некоторых видов ресурсных платежей, в том числе платежей за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС).

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты действия экономического механизма корректировок ставок платежей за загрязнение окружающей среды.

При расчете ПНВОС применяются несколько коэффициентов индексации ставок платы. История установления этих коэффициентов и порядок их применения достаточно интересны и поучительны. Поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.

Сначала рассмотрим общий коэффициент индексации ПНВОС, который стал применяться в РФ при расчете платы с 1993 года вне зависимости от экологического состояния почв, воздуха и водных объектов в том или ином регионе.

До 2001 года включительно коэффициент индексации ставок ПНВОС (ранее этот коэффициент назывался базовыми нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов) ежегодно устанавливался федеральным природоохранным органом [1,2,3,4,6].

Такое право было предоставлено вышеуказанному органу Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Этим документом было предусмотрено, что Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России могло вносить уточнения в нормативы платы в связи с изменением экологической ситуации в отдельных регионах и уровня цен, а также при установлении новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду.

При этом индексация проводилась в два этапа. На первом этапе природоохранным органом (сначала Госкомэкологии России, а затем -Минприроды России) утверждался максимальный размер федерального коэффициента, затем органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливались конкретные размеры индексации ставок платы для природопользователей соответствующего региона.

Ниже приводятся размеры федерального коэффициента в те периоды времени, когда он устанавливался вышеприведенными

природоохранными органами и доводился до сведения всех заинтересованных лиц соответствующими ведомственными письмами (табл.1).

Так, в письме Минприроды России от 27.11.2000г. № ВП-61/6349 указывалось, что в связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и природоохранные мероприятия с 1 января 2001 года на территории РФ вводится федеральный коэффициент индексации платы за

загрязнение окружающей природной среды в размере до 94 раз. Таблица 1

Федеральный коэффициент 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

индек-

сации 2 17 10 35 42 48 62 80 94

платы

Далее осуществлялись следующие действия. Конкретный размер регионального коэффициента индексации платы рассчитывался территориальными природоохранными органами и утверждался органами исполнительной власти субъектов РФ. Если этот расчетный коэффициент не превышал величину федерального, то органы исполнительной власти субъектов РФ утверждали его самостоятельно; если же расчетный коэффициент был выше федерального, то предложение органа исполнительной власти субъекта РФ по установлению коэффициента индексации платы за загрязнение окружающей среды должно было представляться на утверждение в Минприроды России с последующим согласованием с Минфином России и Минэкономразвития России. При этом территориальные природоохранные органы должны были обеспечить дифференцированный подход к установлению коэффициента индексации платы на уровне района, города и природопользователя.

Необходимость применения такого метода была вызвана тем, что в регионах складывалась различная экономическая и экологическая ситуация, от которой зависел объем инвестиций на финансирование природоохранных мероприятий [5,7,8].

Предполагалось, что регулирование нормативов платы на основе этих коэффициентов индексации позволит сохранить стимулирующую роль платежей за загрязнение окружающей среды в проведении организациями собственных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, тем более что методика расчета этих коэффициентов в определенной мере учитывала изменения уровня цен на проектные, строительно-монтажные, научно-исследовательские и другие работы, связанные с проведением различных природоохранных мероприятий.

По этому поводу в свое время Минприроды России не раз выступало за то, что коэффициенты индексации платы должны разрабатываться на основе материалов государственной статистической отчетности по охране окружающей среды, социально-экономических прогнозов развития народного хозяйства РФ, исходных данных территориальных природоохранных органов, законодательных и подзаконных актов о повышении минимальной заработной платы в РФ.

Эти и другие факторы были положены в основу Порядка регулирования нормативов платы за

загрязнение окружающей природной среды с учетом изменения уровня цен, утвержденного Минприроды России и согласованного с Минфином России и Минэкономики России. Именно этот Порядок использовался в некоторых регионах при корректировке федерального коэффициента индексации платы.

Однако, по мнению многих экспертов, вышеуказанные коэффициенты индексации платы вскоре перестали соответствовать инфляционным процессам в российской экономике и динамике цен на различные товары и услуги.

Таким образом, сложилась ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, незначительным объемом собираемой ПНВОС, а с другой - возрастающей нагрузкой негативного воздействия на окружающую среду. Все это вместе с недостаточно жесткой административной ответственностью природопользователей за загрязнение окружающей среды привело к возникновению серьезных проблем в природоохранном комплексе страны.

Дополнительная сложность возникла и из-за того, что письма Госкомэкологии России и Минприроды России, которыми устанавливались коэффициенты индексации, ни разу не направлялись на государственную регистрацию. Это дало повод к оспариванию правомерности их применения. В результате базовые нормативы платы были отменены.

Взамен их стали применяться нормативы платы, утвержденные Постановлением

Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

При этом основной коэффициент индексации стал устанавливаться законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Так, в 2002-2007 годах применялись следующие размеры индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду (табл.2). Таблица 2

Федеральный коэффициент 2002 2003 2004 2005 2006 2007

индексации платы 1,18 - 1,1 1,2 1,3 1,08 1,4 1,15

Эти коэффициенты применялись к нормативам платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 (за исключением расчета платы в 2002 году).

Следует отметить, что для расчета ПНВОС в 2006 и 2007 годах установлены разные коэффициенты индексации.

Это связано с тем, что в 2005 году в Постановление Правительства РФ от 12.06.2003г. №

344 был внесен ряд дополнений и изменений, в том числе введен ряд новых веществ, за которые плата ранее не взималась (см. Постановление Правительства РФ от 01.07.2005г. № 410). Исходя из этого в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» нормативы ПНВОС, установленные в 2003 году, применялись в 2006 году с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,08. В свою очередь Федеральным законом от 19.12.2006г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что нормативы платы, установленные в 2003 году, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,15.

Таким образом, индексация нормативов платы с учетом изменения уровня цен ежегодно утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

К нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным Правительством Российской Федерации в 2003 году, и нормативам платы, установленным в 2005 году, применяются разные коэффициенты индексации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 20142015гг.» в 2013 году нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,20 и 1,79 (Примечание: коэффициент 2,20 необходимо применять к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344, а коэффициент 1,67 - к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года № 410).

Следует также отметить, что, по мнению многих экспертов, установленный порядок индексации ПНВОС, при котором каждый год федеральный коэффициент применялся к одним и тем же ставкам платы, не может учитывать реальную инфляцию.

По логике, в новом году следовало бы не просто вводить очередной коэффициент индексации, но и применять его к тем ставкам, размер которых был определен с учетом использования предыдущего коэффициента.

Заканчивая рассмотрение порядка корректировки ПНВОС, отметим, что при использовании нормативов платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344, к ним применяются и другие коэффициенты, установленные как этим постановлением, так и Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632.

Ниже приведены ранее действовавшие и действующие коэффициенты индексации к нормативам платы (табл.3).

Таблица 3

Год Кинд к нормативам платы 2003г. Кинд к нормативам платы 2005г. Нормативный правовой акт

2013 2,20 1,79 ФЗ от 03.12.2012г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 20142015гг.», ст. 3

2012 2,05 1,67 ФЗ от 30.11.2011г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 20132014гг.», ст. 3

2011 1,93 1,58 ФЗ от 13.12.2010г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 20122013гг.», ст. 3

2010 1,79 1,46 ФЗ от 02.12.2009г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012гг.», ст. 3

2009 1,62 1,32 ФЗ от 24.11.2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011гг.», ст. 3

2008 1,48 1,21 ФЗ от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010гг.», ст. 3

2007 1,4 1,15 ФЗ от 19.12.2006г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», ст. 21

2006 1,3 1,08 ФЗ от 26.12.2005г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», ст. 19

2005 1,2 - ФЗ от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», ст. 18

Так, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в

установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В этом случае к соответствующим ставкам платы применяется пятикратный повышающий коэффициент (см. п. 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632).

«Экологические» коэффициенты приведены в приложении 2 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344. Их применяют при расчете ПНВОС за все указанные виды загрязнений.

Что касается Постановления Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344, то оно установило следующие коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывающие состояние:

- воздуха по экономическим районам (при этом к нему применяется дополнительный коэффициент при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);

- водных объектов по бассейнам морей и

рек;

- почвы по экономическим районам (коэффициент применяется при определении платы за размещение отходов и потребление).

Коэффициент, который характеризует ту или иную территорию, имеет всего два значения. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также Байкальской природной территории, районов Крайнего Севера, зон экологического бедствия он составляет 2. Для всех остальных территорий — 1. Этот показатель также применяют при расчете платежей за все виды загрязнений.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территории Поволжского экономического района РФ, в т.ч. Республики Татарстан:

- для атмосферного воздуха - 1,9 (применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе вредных веществ в атмосферный воздух городов;

- для почвы - 1,9 (применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления);

- для бассейна р. Волги на территории Республики Татарстан - 1,35;

- для ООПТ и лечебно-оздоровительных местностей и курортов) - 2,0.

Кроме того, используются коэффициенты, учитывающие размещение отходов:

- на специализированных полигонах и промышленных площадках, расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

- подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Коэффициент места расположения отходов применяют только при расчете платежей за размещение отходов. Он также имеет два значения.

При размещении отходов на специализированных полигонах и промплощадках, расположенных в пределах промзоны источника загрязнения, его нужно использовать со значением 0,3. При размещении отходов в иных местах этот коэффициент равен 1.

Таким образом, экологические платежи являются на сегодняшний день достаточно эффективным экономическим инструментом в сфере охраны окружающей среды, поскольку способствуют повышению внимания

хозяйствующих систем микроуровня - предприятий, которым приходится преодолевать не только воздействие факторов, являющихся внешними по отношению к ним (инфляция, рост цен на природные ресурсы и сырье, введение новых экологических платежей и др.), но также противодействие внутренних процессов,

свойственных собственной внутренней специфике борьбы с загрязнениями.

Литература

1. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). - М.: НИА-Природа, 1999. - 308с.

2. Газеев Н.Х., Силкин Е.А. Природопользование в Республике Татарстан: эколого-экономические аспекты. - Казань: изд-во "Экоцентр", 1996. - 401с.

3. Петров Б.Г., Колесник А.А., Газеев Н.Х. и др. Формирование экономического механизма природопользования в Республике Татарстан. - М.: "Мир", "Экопресс - ЗМ", 1997. - 256 с.

4. Кто есть кто в экономике природопользования: Энциклопедия / [Ред. колл.: Лукьянчиков Н.Н. (пред.) и др.] - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. -559с.

5. Газеев Н.Х., Газеев М.Х. Республика Татарстан: региональная экологическая политика // «Экономика региона», № 4(8)/2006. - Екатеринбург: изд-во Института экономики УрО РАН, 2006. - С.100-105.

6. Газеев Н.Х., Глебов А.Н., Гоголь Э.В. и др. Основы экономики природоохранной деятельности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Н.Х. Газеева. Казань: Изд-во «Экоцентр», 2012. - 78с.

7. Д.О. Дерман, Оценка регулирующего воздействия как управленческая инновация в системе государственного регулирования в России и странах ближнего зарубежья. Вестник Казан. технол. ун-та, № 11, 2013, С. 278-281.

8. Д.С. Хайруллов, Теоретические подходы определения понятия экономической устойчивости региона. Вестник Казан. технол. ун-та, № 6, 2013, С. 290-293.

© Н. Х. Газеев - д.э.н., проф. каф. ОХиЭ КНИТУ им. А.Н. Туполева-КАИ, е-шаП: gazeev_km@mail.ru. © N. КЬ. Оахееу - РгоГ КЖШ-КА!, gazeev_km@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.