A# 7universum.com
UNIVERSUM:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
О МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ЕРМАКА ПО АКВАРЕЛИ МИХАИЛА СТЕПАНОВИЧА ЗНАМЕНСКОГО
Белич Игорь Владимирович
научный сотрудник Института проблем освоения Севера, Сибирского отделения Российской академии наук, 625026, РФ, Тюменская область, г. Тюмень, улица Малыгина, 86
E-mail: [email protected]
ABOUT THE PLACE BURIAL OF YERMAK’S ON THE WATERCOLORS BY MIKHAIL ZNAMENSKY
Igor Belich
Research scientist at the Institute ofproblem of development on the North,
Siberian Branch the Russian Academy of Sciences, 625026, Russian Federation, Tyumen Region, Tyumen, Malygin street, 86
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена самому неизученному и вместе с тем спорному вопросу последнего похода Ермака - местонахождению его могилы. Сказы сибирских летописей называют одно место, а опирающиеся на них историки - иное. Суть полемики наиболее ясно и не менее туманно дал С.В. Бахрушин в примечании к §72 «Истории Сибири» Миллера, указав: «Бегишево (Баишево) кладбище или Бегишев погост». Изограф С. Ремезов точно определил это место на одном из своих чертежей, но археологи до сих пор не могут определиться с ним. Пытаясь разрешить этот вопрос, автор использует не только летописные сказы, сведения из исторической литературы, картографии и полевых этнографических данных, используя разные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, герменевтики.
Белич И.В. О месте захоронения Ермака по акварели Михаила Степановича Знаменского // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 12 (21) .
URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2864
Но и привлекает картину художника как исторический источник - акварель М. Знаменского с видом кладбища как вероятного месторасположения могилы Ермака. Её анализ обнаружил двоякое содержание полотна: текст-рисунок и рисунок-текст, ключ к их прочтению (Dittology) - в двойственной позиции её подачи мастером, которая вскрывается в деталях, в итоге выявленных автором и сохранившихся до сих пор - их можно даже видеть сегодня. Обо всем этом и не только и пойдет речь в данной статье.
ABSTRACT
The article is devoted to the unexplored and yet controversial issue last campaign Yermak - location of his grave. Tales Siberian chronicles mark one place, but historians based on these - other. The essence of the debate is most clearly and at least vaguely expressed S.V. Bahrushin in a footnote to § 72 “History of Siberia” G.-F. Miller, pointing to “Begishevo (Baisheva) cemetery or Begishev pogost’ . Isograph S. Remezov pinpointed a place on one of his drawings, but archaeologists still cannot decide it. Trying to resolve this issue, Trying to resolve this question, the author uses not only chronicles the stories, details of the historical literature, data mapping and field ethnographic materials, resorting to different methods of historical research: the historical-genetic, historical and comparative method of hermeneutics. But for the first time draws a picture of the artist as a historical source - M. Znamensky watercolor depicting the cemetery as a likely location of graves of Yermak. Her analysis revealed a picture duplicate content: text-image and graphic-text, the key to their reading (Dittology) - in the dual position of its filing artist, which revealed in detail, eventually identified the author and which still exist - them can even seen today. All this and not only will be discussed in this article.
Ключевые слова: могила Ермака, С. Ремезов, альбом М.С. Знаменского, Баишевское кладбище, намогильные столбы, сибирские татары.
Keywords: the grave of Yermak’s, S. Remezov, M.S. Znamensky album, Baishevskoe cemetery, the burial pillars, Siberian Tatars.
I. К истории вопроса. В последние годы исследователи не раз отмечали скудность, фрагментарность и противоречивость письменных источников о сибирском походе Ермака, информационный потенциал которых исчерпан, прилагая при этом альтернативные способы решения отдельных ключевых вопросов [21, с. 150; 30, с. 58], и поиск могилы атамана - один их них. К теме местонахождения захоронения Ермака, поднятой Г.Ф. Миллером к середине XVIII века до уровня научной проблемы и по сей день остающейся актуальной, автор обращался при анализе историографии вопроса и его картографии рубежа Нового времени и начала XIX в. [5, с. 51-68; 10, с. 37-41; 12, с. 108-117].
Отдавая себе отчет в фольклорном генезисе источников, повествующих о гибели Ермака - «скаски» ветеранов «сибирского взятия», легенды сибирских татар, бухарцев и калмыков, получивших разноречивое отражение в сибирском летописании [3, с. 19-24; 4, с. 3-10, 13-21; 37, с. 126-132; 43, с. 143-153], -должен признать, что наличие могилы атамана трудно верифицировать. А ныне стоит «острая необходимость в археологической верификации исторических сведений сибирского похода казаков, в поиске, натурном обследовании и изучении культурного слоя объектов, связанных с пребыванием отряда Ермака в Западной Сибири» [30, с. 63]. С когнитивной позиции эта проблема снискала и продолжит стяжать внимание многих ученых [21, с. 149-157; 26, с. 5, 26-545; 27, с. 87-90; 28, с. 16-23; 29, с. 275-281; 46, с. 278-282]. Но идентифицировать месторасположение могилы Ермака, несмотря на попытку её отыскать, в 2014 г. предпринятую археологами Тобольска и закончившуюся неудачей [1, с. 13-15; 2, с. 281-282], думается, едва ли возможно [12, с. 108-117].
Поясню для сравнения на примере с местонахождением могил местных исламских святых (авлийа), называемых у сибирских татар астана. Так, при проведенных в 1976-1985 гг. полевых изысканиях автора среди всех локальных групп тоболо-иртышских татар, 17 из 30 астана зачастую с именами авлийа, отмеченных как фольклорной традицией,
так и в зафиксированных письменно устных источниках - шаджара
(родословных), были верифицированы [10, с. 94-95]. Но как показал анализ первых и самых значимых в крае мавзолеев: Бигач-ата, Хаким-ата, Искер астана, они появились в процессе мусульманизации прежних неисламских святилищ [8, с. 32-34; 11, с. 484-487; 13, с. 50-55].
Иное дело - вопрос, где состоялся этот бой, на который можно попытаться найти ответ, несмотря на двоякие версии нарративов, сложившихся три века тому назад. Большинство ученых (Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Г.Е. Катанаев, А. Нечволодов, Р.Г. Скрынников, А.В. Матвеев и др.) связывают гибель Ермака с Иртышем. Некоторые, например, Д.Н. Фиалков соотносит ее с Вагаем, но сторонников у него мало [21, с. 150; 26, с. 527; 28, с. 16-23], я могу назвать лишь С.В. Турова [45, с. 121-124]. Но данный вопрос так и не решен современными методами исследования [29, с. 280-281].
«Кладбище Ермаково». Возвращаясь к теме могилы атамана, напомню: первым начал её искать С.У. Ремезов. Так, это место он отчетливо отобразил в «Хорографической чертежной книге Сибири» рубежа XVII-XVIII вв. на своем чертеже «Иртыш река. Глава 29» за «Байшевы [юрты]» четырехконечным красным крестом с надписью «кладбище Ермаково», изобразив и «кудрявую сосну» [47, л. 82] (рис. 1). Загадка: почему «кладбище», а не могила и не погост, как тот же «п[овост] Бегишевской»? - была, надеюсь, разгадана [5, с. 54-56].
Рисунок 1. Чертеж С. Ремезова «Иртыш река. Глава 29». Фрагмент, конец XVII в.
В XIX в. кто-то пытался его уточнить, сделав сначала карандашом надпись «Ермака [могила]» над «п[овост] Бегишевской», затем перечеркнул и вывел вновь там, где изограф указал «кладбище Ермаково». Аноним явно метался в установлении расположения могилы атамана между Бегишевским погостом и Баишевским кладбищем, однако предпочел второе - интуиция? Отнюдь -ответ найдем в нижней вклейке к л. 82 этого чертежа. Но и здесь - попробуй, разбери:
«При взятии Сибирского царства от владетеля татарского в Российское государство прежде бывших царей более дву сот лет, воином Ермолаем Тимофеичем со дружиной ево, которой при сражении при устье реки Вагая... утонул. А по описанию в 7205 [1696 - И.Б.] году по повелению Государя и самодержца Петра Алексеевича всея России табольскому сын-боярскому Сенке Ульянову сыну Ремезову, коим по описи ево значит на плане по главе 30-й, погребено тело мертвое [Ермака] дружиной ево выше повоста Бегишевского на горе на мысу под бо[ль]шей сосной, близ юрт Баишевых при речке Башкурке по течению на левой стороне на мысу горы и поставлен крест» [47, л. 82; 48, с. 105; 16, с. 181; курсив мной - И.Б.]. (Указ Петра I датирован 1696 г. Но «описание» Ремезов составил в 7206 /1697 г. [16, с. 179; 31, с. 7]).
«План» землемера. В 1806 г. розыски продолжил губернский землемер В. Филимонов. В составленном им «Атласе Тобольской губернии» имеется (на л. 20) «План местоположению состоящему около реки Иртыша, реки Вагая», завершающийся фразой: «...и местопоположению где Ермак утонул, схоронен и где им учинена в реку Иртыш копь» [18, с. 131-132], на котором близ старых Бегишевских юрт им отмечено место захоронения Ермака. В пояснительном тексте он своими словами пересказывает сведения Г.Ф. Миллера из «Описания Сибирского царства»: «Все вышеписанное
напечатано у профессора Миллера в Сибирской истории с забранных древних сибирских летописцов».
Проведенный критический анализ отрывка из данного труда с текстом «Плана» выявил подлог в источнике - 1,5 строки текста в нём были вытравлены и вписан новый (см.: рис. 2), которого у Миллера не было [31, с. 194]. Вышло так, что якобы «напечатано у профессора Миллера» было то, что землемеру «татаре обоном [могиле Ермака - И.Б.] объявляют». Словом, Филимонов так страстно хотел найти могилу атамана, что выдал желаемое за действительное.
К «Плану» землемера в 2014 г. обратили взор археологи Тобольска и предприняли свою попытку найти место, где Ермак «схоронен». Они взялись за этот «План» В. Филимонова как за надежный источник без надлежащей его критики и в буквальном смысле «повелись» на него, словно на небезызвестную карту Р. Стивенсона. В итоге: «В ходе работ 2014 г. могилу Ермака обнаружить не удалось» [1, с. 114; 2, с. 282], что и следовало ожидать [12, с. 114].
Но не оставляют надежды отыскать её, хотя в 2015 г. больше не прибегали
к данному «Плану» в своих археологических изысканиях. Может, оно и к лучшему.
II. После этой нужной, возможно, затянувшейся первой части, где вкратце пришлось ввести в курс дела и отметить «необходимость в археологической верификации исторических сведений сибирского похода Ермака», перейду ко второй - основной части статьи. Речь пойдет несколько об ином, но в русле разбираемой темы /вопроса, где привлечем материал другого рода -акварель М.С. Знаменского - для изобразительной верификации исторического объекта, памятника - «места памяти» (Нора) [12, с. 112, 115; 36, с. 32, 34; 50, р. 17-28].
«От Тобольска до Обдорска». В собрании Российской государственной библиотеки (РГБ) хранятся рисунки тобольского художника, писателя, краеведа или же «любителя старины» Михаила Степановича Знаменского (1833-1892). Через Интернет [34; 35] выяснил, что 32 несброшюрованных листа его картин составляют альбом, попавший после 1917 г. в отдел редких книг РГБ, где он и находится (шифр Н.277). Одна картина из этого альбома и станет предметом анализа. Причем совсем не в свойственном ей искусствоведческом аспекте, но в контексте проблемы местонахождения могилы Ермака, в котором выступит, заметьте, впервые в качестве источника.
Напомню, как художник М.С. Знаменский выезжал в составе экспедиций 1862-1863, 1866 гг. под началом Ю.И. Кушелевского в Березов, Обдорск, устье р. Таз, Надым; как топограф был в Кокандской военной компании 1864 г., сделав массу рисунков по Сибири и Средней Азии. Свои поездки, быт и нравы новых мест отразил в иллюстрациях к книге Ю.И. Кушелевского [23], показал в альбоме «От Обдорска до Ташкента». Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило за него серебряную медаль. Его рисунки имели успех на Московской политехнической выставке 1872 г., впоследствии -ГИМ [7, с. 111-112]. Им составлен также альбом «От Тобольска до Обдорска».
Фонд «Возрождение Тобольска» издал этот альбом [38]. Его предваряет буклет, в первой статье которого Н.И. Сезева, заявляя об «одном открытии» -
времени сотворения альбома, пишет: «Очевидно, идея создания графической серии “От Тобольска до Обдорска” родилась у художника в начале 1880-х гг., в связи с предстоящим юбилеем - 300-летием со дня основания Тобольска, что подтверждается и рядом датировок на некоторых листах» [41, с. 11]. Какие из них она имеет в виду, увы, искусствовед не объясняет.
Разъясню: на всех своих рисунках Знаменский никогда не ставил даты их творения. На «Изображении Тобольского Знаменского монастыря» и то -в «Плане» обители указан 1875 г.; на рисунке с Угличским колоколом - 1832; на картинах, связанных с походом Ермака, - 1581. Тобольск основан в 1587 г., а в 1881 г. в С-Петербурге, Москве, Тобольске и Томске отмечалось 300-летие присоединения Сибири [7, с. 99, 104] - на это и указывает ряд дат на некоторых полотнах. «Открытие» Сезовой даты «рождения у художника идеи создания» альбома и сопряженным с ней событием, полагаю, надо признать ошибочным.
В альбоме среди всех акварелей, так или иначе подписанных художником теми или иными названиями, перед нами предстает единственная безымянная картина (рис. 3): в фокусе - миниатюра с каким-то неизвестным кладбищем как возможным местом расположения могилы Ермака [38, л. 17].
Рис 3. Безымянная акварель М.С. Знаменского (1881 г.) znamenskii_m_s_iz_tobolska_do_obdorska. http://www. twirpx. com/file/1240377/
Безымянная акварель М.С. Знаменского. Что перед нами за погост и чей он? Н.И. Сезева отыскала в «Сибирском вестнике» № 56 за 1889 г. статью, в которой некто освещает состоявшееся 10 апреля 1889 г. открытие в Тобольске губернского музея, где один из залов был отведен под персональную выставку М. Знаменского, и приводит описание всех картин. Нас интересует одна - та, что под № 15: «Предполагаемая могила Ермака на Бегишевском кладбище, под кудрявою сосною. Внизу сделана большая выписка из истории Миллера, наверху же помещен портрет Ермака с копьем...; вокруг портрета нарисованы вещи, найденные Знаменским при раскопке Кучумова городища» (Цит. по: [41, с. 9]).
Описание указывает на Бегишевское кладбище - «еще одно открытие» искусствоведа? А кто автор корреспонденции? Статья о выставке Знаменского вышла за подписью «Тоболяк». На том основании, что художник «свои статьи и рисунки... нередко подписывал не своим именем, а использовал псевдоним». (Но можно увидеть, что тут, в альбоме «От Тобольска до Ташкента» из фонда Ч. Валиханова в Национальном музее Алматы, рисунки в книгах С. Соммье [51, р. 90-92, 175, 182 etc], Ю. Кушелевского [23], он подписал: «М. Знаменскгй»). А собственно: «“Старожил”, “Тобольский житель”,
“Тоболяк”» (Как «Старожил» художник подписывал свои литературные труды [22, с. 201]. Под псевдонимом «Тобольский житель» писал статьи в ТГВ П.П. Ершов [40, с. 223]. «Тоболяк» - другой автор - не Знаменский, но пока без сноски, увы). И исходя из того, что в картине «очень много точных сведений в описании сюжетов картин», Сезева допустила: «Автором газетной статьи. мог быть и сам художник» [41, с. 6].
Может ли художник «не упустить возможности упрекнуть художника [т. е. самого себя - И.Б.] в том, что “он выставил свои картины, не сделав на них подписей, так что многие картины некоторым из публики не были совсем понятны, а если и поняты, то неправильно”» [41, с. 9]? Едва ли художник будет сам негативно писать отзыв о своей же выставке. Сезева доказала, что «автором газетной статьи» и описания картины № 15 художник
не был. Иначе надо было признать, если статью написал Знаменский, так он и думал. А это не так - часть вопроса снята: кладбище на картине художник не считал «Бегишевским».
К значению «двойного дна». Смысл содержания картины, показывающий двойственную позицию в её подаче Знаменским, на мой взгляд, вскрывается в деталях, которые нам еще надо найти. Поиск начнем не с рисунка, а с текста. Впрочем, по замыслу художника: текст есть часть рисунка, это - текстрисунок. Содержащееся в нем значение имеет «двойное дно», вернее - двойное толкование, или чтение (Dittology). С этой позиции мы и взглянем на него (рис. 4). Судя по тексту, криницей художнику служила «История Сибири Миллера», - так подписано рукой Знаменского: «§68... Они погребли его на Бегишевском кладбище под кудрявою сосною» [31, с. 193; 38, л. 17].
Очевидно, на акварели сказано и показано «Бегишевское кладбище». Но это -только на первый взгляд.
Рисунок 4. Безымянная акварель М.С. Знаменского. Фрагмент: «текст-рисунок»
Вглядимся в стиль письма текста-рисунка и при его сличении с текстом «Описания Сибирского царства» поймем, что это не письмо 1750 г., на котором напечатана сия книга. Она была у художника. Об этом стало известно из его «Дневника раскопок», которые он вел в 1879-80 гг. В нем адресованы вопросы-просьбы: «У Ядринцева [узнать], издана ли летопись Ремезова с рисунками?
Если да, приобресть»; «Можно ли купить “Истории” Миллера и Фишера и за сколько?». Купил и «Летопись Сибирскую краткую (Кунгурскую)», изданную в 1880 г. в виде литографированного факсимиле со 154 рисунками [7, с. 113].
Текст-рисунок писан по образцу письма летописи Ремезова. Археографы нашли: ее рукопись написана двумя основными вариантами почерка Ремезова: «...чертежным его почерком с элементами книжной скорописи - “История Сибирская”; деловой скорописью, которую он использует в своих “служебных записях” - “Летопись Сибирская краткая Кунгурская” и примыкающие к ней «хронографические статьи» [39, с. 30]. В этом и схожих рисунках художник, полагаю, последовал приемам изографа - совместил рисунок и текст в единоцельную композицию художественно-графического повествования.
Так как в тексте «Кунгурского летописца» не сказано, где захоронен Ермак [43, с. 249-267], а выпущенная накануне присоединения Сибири «Летопись... (Кунгурская)», воспроизводит данное событие по тексту «Истории Сибирской» Ремезова, изложенному в ст. 112 данного издания [20, с.128; ср.: 19, л. 28], то очевидно, что текст-рисунок писан Знаменским в стиле чертежного почерка, перенятым им из ст. 112 «Летописи. (Кунгурской)», которую он приобрел скорее не ранее начала 1881 г. Значит, 1881 годом датируется этот рисунок, и, возможно, альбом -это его конечная датировка. В Интернете «год выпуска» альбома дан так: 1862, 1862-1887, но неизменно место издания - «Тобольск».
Итак, источник, которым воспользовался художник в написании текста-рисунка, выявлен, как констатировано, что за источник он приводит, ссылаясь на него. Нам осталось выяснить: почему Знаменский, ссылаясь на «Описание Сибирского царства» Миллера и вписывая в рисунок отрывок текста из § 68 этого труда, пишет в манере чертежного почерка летописи Ремезова. Тогда и поймем, что подразумевалось под Dittology в данном тексте-рисунке.
Знаменский-художник мыслит образно, Знаменский-краевед - должным образом. Как художник он пишет, прилагая избранному его изобразительному
жанру способы: аллегорический, который применял ранее, символический -в этой «картине-повествовании», где виден и научный подход. Описание картины в статье «Сибирского вестника» столь тщательное, что искусствовед решила: её мог написать и сам художник. Тут показаны артефакты «сибирского взятия», портрет главного героя - Ермака, вероятное место его могилы и летописный текст. Это не мое впечатление. Так же воспринимались эта картина и близкие ей и в 1889 г.: «Большая часть акварелей исполнена с удивительной точностью, пожалуй, даже с научной добросовестностью, -отмечает рецензент. - На полях многих работ можно прочесть подробные записи из исторических хроник, путевых наблюдений, сделанных рукой художника» [41, с. 7].
Знаменскому-художнику выразительней писать текст на языке Ремезова: как в «Летописи... (Кунгурской)» текст «сказа» охвачен иллюстрирующим его рисунком. И текст с элементами книжной скорописи конца XVII в. сам по себе воспринимался как рисунок - в 1881 г. его современникам он был малознаком. Знаменский-краевед, «любитель старины» и археолог-любитель взял за основу летопись Ремезова, как и Миллер. И ему, знавшему источник, известно, что ст. 112 «Летописи... Кунгурской» вещает: «И нарекоша его богом, и погребоша по своему закону на Башлеевском кладбище под кудрявую сосну». И он понимает - описка, ибо в ст. 118 сказано: «Ермак же ваш лежит на Баишевском кладбище под сосною» [20, с. 128, 134]. И он знает это кладбище, потому что живописал его. Но сообразно с «научной добросовестностью» цитирует Миллера.
Рисунок 5. Безымянная акварель М.С. Знаменского. Фрагмент: «рисунок-текст»
Рисунок-текст. Рассмотрим миниатюру, для чего привлечем данные по картографии и иные нужные при ее анализе сведения. Ответ на вопрос, что за кладбище тут описано, будто был ясен как день - Бегишевское. Приглядевшись, увидим: ясный день и выдает его местоположение (рис. 5). Судя по отсутствию тени, что примечал художник, он писал её в полдень, стоя к кладбищу с южной стороны - с края тракта, влево тот ведет в аул. Просветы укажут на открытое пространство - там Иртыш. Кладбище лежит по линии с—ю. Кто был там, знает, что эти роза ветров и инсоляция характерны для кладбища аула Баиш. Юрты Бегишевские стоят у оз. Бегишевское, за ними кладбище, осмотренное мной в 1978 и 1984 гг. Там иной вид: за кладбищем стена леса, слева в глубине озеро, справа - полевая дорога; оно лежит по абрису O-W. Таков внешний признак 1.
На то, что рисунок отображает кладбище аула Баиш, а не Бегишевских юрт указывает внешний признак 2. Кладбище очерчено участком леса на пригорке у дороги, шедшей в XVII - начале XVIII в. «от Тобольска вверх по Иртышу мимо Абалацкого села, Каурдатского и Тебендинского острогов к Усть-Ишимскому острогу» [15, с. 55; 25, с. 182] - ответвление Старо-Омского тракта, ныне идет до Абаула. Со времен Знаменского визуально тут мало что изменилось: разве лес разросся, кладбище больше выступает в сторону аула и Иртыш подступил.
Юрты Бегишевские (Тубысы) размещались тогда вдали от тракта на берегу Иртыша и оз. Тубысы бурэн. Мимо «Tolbose-aul, по-русски Бегишевские юрты, на восточном берегу», бывших на истоке «из Бегишевского озера (Tobose-buren в 100 саж от Иртыша как зимними, так и летними жилищами», проплыл в 1734 г. Миллер. У оз. Бегишево на берегу Иртыша юрты «Тоболсуба или Бегишевы» отметил Ремезов на чертеже «Иртыш река. Глава 29» в конце XVII в. [33, с. 80; 47, л. 82]. Стало быть, Баиш-аул в XVII в., как и ныне, отстоит верст на 25 от бывших юрт Бегишевских вверх по Иртышу [5, с. 54] (См.: рис. 1).
Вернемся вновь к миниатюре художника, рассмотренной выше по двум её внешним признакам, дабы взглянув на нее под углом признаков внутренних, убедиться в том, что это - совершенно не Бегишевское, а Баишевское кладбище. М. Знаменский оставил картину безымянной, поскольку не мог дать ей точно назначенного наименования. Потому что оно было двояким: сказ «Летописи... (Кунгурской)» не сходился с «Историей Сибири Миллера». Но как художник он сделал это в деталях миниатюры, выявляемые и читаемые в рисунке-тексте (рис. 5). И вот тут разговор пойдет об одной такой внутренней детали, коей на рисунке нет как нет. Но её отсутствие и гарантирует нам как раз то, что перед нами, есть собственно Баишевское кладбище.
«Резной столб, увенчанный чалмой». На кладбищах отдельных групп тоболо-иртышских татар, исторические предки которых были этногенетически связаны с кыпчаками, кроме разных видов срубов - «домов умерших», ставят намогильные столбы (баган, орма). Резные столбы 1,5-3,5 м высоты, различные
внешне, содержат внутренне разный семантический смысл, являвший коновязь, мужское и женское начала [6, с. 55-57], в наше время его сменил памятник. Меняется и внешний вид. Местами на некоторых кладбищах тобольских татар приметно немало затейливо раскрашенных столбов [42, с. 65-67].
На Баишевском кладбище - столбов нет, не было их и при Знаменском. Иначе бы он их изобразил. Г оворю уверенно, ибо мимо них он не прошел как краевед и живописец. Так, после беседы со стариком «жителем Саусканских юрт», когда они пребывали в тиши их кладбища, он писал: «Я любовался и рассказчиком, и всей окружающей нас картиной: солнце опускалось к западу, пронизывая своими лучами густую рощу и светлыми пятнами рисуясь то на резном столбе, увенчанного чалмой могильного памятника, то на верхушке деревянной пики, воткнутой над прахом татарского воина...» [17, с. 4].
Какие детали замечает Знаменский! Венчающая намогильный столб чалма -единичный факт её наличия в намогильных сооружениях татар Сибири! По данным археологов, татарские намогильные памятники в Крыму отличались: мужские по изображенной на каменной стеле чалме, женские -по феске. Взять каменные надгробья казахов: изучение их по внешним признакам показало, что многие навершия - «это стилизованные изображения разнообразных головных уборов, с глубокой древности и до настоящего времени широко бытовавших у местного населения». Эти реликты изготовления каменного изваяния отмечены в основном «у тех групп населения, которые ведут происхождение от кыпчаков или близких им племен» [49, с. 87, 92, 93-94].
И это не только наследство кыпчаков, о котором писал Низами в XII веке: «И пред идолом гнется кыпчаков спина... Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав. Знает каждый пастух, прогоняющий стадо. Что оставить овцу перед идолом надо» (Искандер-Наме). Но и наследие древних тюрков, у которых маркером «своей» родной земли была коновязь - древняя форма «окультуривания» природного пространства -уменьшенная копия древа мирового, соединяющая средний, верхний и нижний
миры [45, с. 22-24, 32-34]. У южно-сибирских тюрков, якутов ли или сибирских татар традиция вкапывания намогильных «коновязей» сохранилась надолго.
У сибирских татар дожили до наших дней обе традиции: «1 - коновязь как символический изоморф “мирового древа” / родового дерева; 2 -стилизованное антропоморфное изображение: схематизированный “прообраз человека” как реминисценция обычая установки заупокойного изваяния умершего (предка)» [9, с. 57]. В 1978 г. на кладбище юрт Бегишевских снял фото баган, затронутых только патиной времени, а не нынешними веяниями. А в 2015 г. - повторил ряд из них в цвете. Вот некоторые реплики древних коновязей, стоявших когда-то у юрт классических кочевников, а в наши дни -на последнем приюте их далеких предков в глубинке сибирских урманов (рис. 6-10).
Намогильные столбы кладбища юрт Бегишевских: (рис. 6-8) фото 2015 г.
1978 г. (рис. 9-10)
О копьях (суцы), стоящих как знаки-символы у могил охотников, убивших 99 медведей, случалось писать, их можно видеть на кладбищах юрт Заболотных татар. Количество 99 не имеет отношения к 99 бусинам чёток в исламе, где оно соответствует числу имен Аллаха. Тут удвоенная девятка - символ полноты и завершенности в архаическом мировоззрении и традиционной культуре тюркомонгольских народов. Убивший 99 медведей охотник-татарин из «Заболотья», окончил свой жизненный цикл, и 100-й - не убьет охотника [7, с. 17, 19-20].
На кладбище аула Баиш, подчеркну еще, таких столбов нет. После всего сказанного у нас не должно остаться ни тени сомнений в том, что художник непременно изобразил бы намогильные столбы на анализируемой миниатюре. Ну, а если их там нет, то вывод напрашивается всего лишь один: на акварели изображено Баишевское кладбище как предполагаемое место могилы Ермака.
Подводя итоги, отмечу следующее: текст-рисунок, написанный на языке письма «Истории Сибирской» С. Ремезова из текста и с отсылкой на «Историю Сибири Миллера», вещает зрителю о Бегишевском кладбище - так оно и есть.
И в том нет ничего странного, если подходить к картине с искусствоведческой точки зрения, а не как к историческому источнику, каковой она и выражает на определенном выше уровне. Вместе с тем акварель художника в целом является источником историографическим, ибо отвечает определенным требованиям: наличию в нем историографической информации и потенциала его применения для выявления закономерностей историографии. Исходя из этого, нам ясно, что согласно позиции Знаменского-краеведа, опиравшегося на «Историю Сибири Миллера», не доверять его перу, он не смел в тексте-рисунке. Но Знаменский-художник, описавший всё и вся в «Исторических окрестностях г. Тобольска», не мог не учитывать и взгляд Ремезова, сказом и письмом летописи которого все же выписывает Баишевское кладбище. Рисунок-текст своим живописанием осведомленному в деталях художнику подтверждает - Баишевское кладбище. В конечном итоге на анализированной в статье акварели М.С. Знаменского все выглядит примерно так же, как в 1937 г. напишет С.В. Бахрушин в примечании к §72 «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера: «Бегишево (Баишево) кладбище» [12, с. 38; 31, с. 494]. Такая вот картина вырисовывается. И то верно, ведь в «Беседе об исторической науке» С.В. Бахрушин в конце 1920-х высказал, между прочим, и такую немаловажную мысль: «...история не только наука, но и искусство».
Список литературы:
1. Адамов А. Поиск могилы Ермака: археологические исследования // Ист., филол., полит. и юр. науки, культурол. и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. - № 9. - Ч. 1. - С. 13-15 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2015/9-1/1.html (дата обращения: 30.09.2015).
2. Адамов А.А., Турова Н.П. Результаты археологических исследований по поиску могилы Ермака у юрт Бегишевских Вагайского района Тюменской области // «Тобольск научный - 2014»: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Тобольск, 2014. - С. 281-282.
3. Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII и XVIII вв. -М., 1928. - 200 с.
4. Бахрушин С.В. Туземные легенды в «Сибирской истории» С. Ремезова // Ист. известия. - № 3-4. - М., 1916. - С. 3-28.
5. Белич И.В. «Знамения, почем познавать в чертеже какие места» (К вопросу о местонахождении могилы Ермака) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история / Сб. ст. LI Международ. научно-практич. конф. № 7 (47). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 51-68 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/19443 (дата обращения: 10.08.2015).
6. Белич И.В. К вопросу о местонахождении могилы Ермака: «Бегишево (Баишево) кладбище или Бегишев погост»? // Евразийский союз ученых. № 7 (16). - 2015. - С. 37-41 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/p7/5-107.pdf (дата обращения: 10.08.2015).
7. Белич И.В. К наследию Михаила Знаменского (заметки о провинциальном археологе) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Омск: ИД «Наука», 2006. - Т. 9. - С. 99-118.
8. Белич И.В. К проблеме изучения астана сибирских татар//
«Сулеймановские чтения»: Мат. XIII Всерос. научно-практич. конф. -Тюмень, 2010. - С. 32-34.
9. Белич И.В. К семантике надмогильных столбов тоболо-иртышских татар // Музей и общество на пороге XXI в. - Омск: ОмГУ, 1998. - С. 55-57.
10. Белич И.В. Мавзолеи мусульманских святых в районе Искера // Вест. археологии, антропологии и этнографии. - Вып. 1. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 1997. - С. 92-98 / [Электронный. ресурс]. - Режим доступа: http://ipdn.ru/rics/pdf/13.pdf (дата обращения: 30.09.2015).
11. Белич И. Особенности ислама у сибирских татар //История татар
с древнейших времен: В 7 тт. Т. IV. Татарские государства в XV-XVIn вв. -Казань: Институт истории АН РТ, 2014. - Т. IV. - С. 480-487 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.tataroved.ru/publicat/T atHist/T om4_site. pdf (дата обращения:
30.10.2015).
12. Белич И.В. «План» тобольского землемера 1806 года или о том, как он выдал желаемое за действительное (К вопросу о местонахождении могилы Ермака) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2015. - № 4 (31). - С. 108-117.
13. Белич И.В., Бустанов А.К. Заметки о суфийских традициях в Западной Сибири // Pax Islamica. - М.: ИД Марджани, 2010. - № 2 (5). - С. 39-58.
14. Белич И.В., Шаргородский Л.Т. Семантика надмогильных сооружений у тоболо-иртышских татар // Этническая история тюрк. народов Сибири и сопредельных территорий (по данным этнографии): Мат. Всерос. конф. -Омск, 1992. - С. 16-21.
15. Вилков О.Н. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI - начала XVIII в. - Новосибирск: Наука, 1990. -370 с.
16. Гольденберг Л.А. Изограф земли Сибирской: Жизнь и труды Семена Ремезова. - Магадан: Кн. изд-во, 1990. - 391 с.
17. Знаменский М. Прогулка по историческим окрестностям г. Тобольска: Городок Махмет-Кула // Тобольские губернские ведомости. 1881. - № 17. -С. 4-5.
18. Коновалова Е.Н. Атлас Тобольской губернии. 1806 г. // Мат. научно-прак. сем. Интеграция образовательных и научных ресурсов в контексте развития высшего образования в Тюмени. - Тюмень, 2005. - С. 131-137.
19. Краткая Сибирская лЬтопись Кунгурская. - СПб., 1880. - 105 с.
/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.bookva.org/books/1096 (дата обращения: 10.08.15).
20. Краткая сибирская летопись (Кунгурская). - Иркутск: Изд-во журнала «Время странствий», 2003. -184 с.
21. Кружинов В.М, Сокова З.Н. Последнее сражение Ермака: исторические
источники исследования // Вест. Тюм. ун-та 2007. - № 1. - С. 149-157 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //vestnik. nggu.ru/pdf/2008/1/Vestnik_NV GU_2008-1 -4.pdf (дата
обращения: 27.10.2015).
22. Кудрина Н.Н. Мемуары М. Знаменского // Сибирская археография и источниковедение. - Новосибирск: Наука, 1979. - С. 200-234.
23. Кушелевский Ю.И. Северный полюс и земля Ямал: путевые записки. -
СПб., 1868 /Литограф. К. Штремера. - 196 с. (17 л. ил.) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.runivers.ru/upload/iblock/305/Severny%20polus.pdf (дата
обращения: 10.08.2015).
24. Летописи сибирские /сост. и об. ред. Е.И. Дергачевой-Скоп. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1991. - 272 с.
25. Макареня А.А., Егорова Г. Дороги Тобольска и Тобольской губернии как фактор развития Сибири // Русские старожилы. Мат. III Сиб. симпоз. «Культурное наследие народов Западной Сибири. - Тобольск; Омск, 2000. -С. 180-182.
26. Матвеев А.В. В поисках Ермаковой перекопи // Тобольск и вся Сибирь. Вып. 18. 425 лет Тобольску. - Тобольск: «Возрождение Тобольска», 2012. -С. 526-545.
27. Матвеев А.В. К историко-географической оценке вагайской версии гибели Ермака // Экология древних и традиционных обществ: Сб. докл. конф. Вып. 4. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2011. - С. 87-90.
28. Матвеев А.В. О Ермаке и его походе // Казаки Тюменского региона от Ермака до наших дней. - Тюмень: Изд-во «Экспресс», 2010. - С. 4-23.
29. Матвеев А.В., Аношко О.М. Ермакова перекопь на старинных картах и в материалах полевого историко-археологического обследования // Вест. Омского ун-та. № 2. - 2012. - С. 275-281 / [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ermakova-perekop-na-starinnyh-kartah-i-v-materialah-polevogo-istoriko-arheologicheskogo-obsledovaniya (дата обращения: 05.10.2015).
30. Матвеев А.В., Аношко О.М. О перспективах археологического изучения
мест зимовок дружины Ермака // Вест. археологии, антропологии и этнографии. - Тюмень: ИПОС СО РАН, 2014. - № 4 (27). - С. 58-68 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ipdn.ru/rics/pdf/1013.pdf (дата обращения: 05.10.2015).
31. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. -608 с.
32. Миллер Г.Ф. Описание городов, крепостей, острогов, слобод, сел, деревень
// Сибирь XVIII в. в путевых описаниях Миллера. История Сибири. -Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996. Сер. «История Сибири.
Первоисточники». Вып. VI. - 310 с.
33. Миллер Г.Ф. Описание Сибирскаго царства. Кн. 1. - СПб., 1750. - 490 с.
34. Мировая цифровая библиотека / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wdl.org/ru/item/181/ (дата обращения: 15.08.2015).
35. Неполевой дневник (ЖЖ) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibir79.livejournal.com/97409.html (дата обращения: 15.08.2015).
36. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти. Места памяти, другая история // Франция-память. - Изд-во СПбГУ, 1999. -С. 17-50.
37. Окладников А.П. Туземные легенды о Ермаке (опыт историко-этнографической интерпретации) // Сибирские огни. 1981. - № 2. - С. 125-133.
38. «От Тобольска до Обдорска». Альбом М. Знаменского. Факсим. изд. оригинала из Российской гос. биб-ки. - Тобольск: «Возрождение Тобольска», 2008. - 32 л.
39. Ремезовская летопись. История Сибирская. Летопись Сибирская Краткая Кунгурская. Исслед. Текст и перевод. Научно-справоч. аппарат факсим. издания рук. Библиотеки РАН [СПб.]. Т. II. Е.И. Дергачева-Скоп,
B. Н. Алексеев Ремезовская летопись. Коммент. - Тобольск: «Возрождение Тобольска»; Верона: «График», 2006. - 286 с.
40. Савченкова Т.П. П.П. Ершов и его корреспонденты на страницах газеты «Тобольские губернские ведомости» // Врата Сибири: лит.-худож. и ист.-краевед. альманах. - Тюмень, 2008. - № 1 (24). - С. 221-229.
41. Сезева Н.И. «От Тобольска до Обдорска». «...Страницы из великой книги жизни». Из истории создания альбома // Неизвестный альбом Михаила Знаменского «От Тобольска до Обдорска». - Тобольск: «Возрождение Тобольска», 2008. - С. 6-11.
42. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. - Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2004. -72 с.
43. Солодкин Я.Г. «Ермаково взятие» Сибири: дискуссионные проблемы истории и источниковедения. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. - 234 с.
44. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество / Львова Э.Л и др. - Новосибирск: Наука, 1989. - 225 с.
45. Туров С.В. Природопользование русских старожилов Западной Сибири XVIII - пер. пол. XIX в. Очерки этнической экологии. - Екатеринбург: Баско, 2007. - 191 с.
46. Фиалков Д.Н. О месте гибели и захоронении Ермака // Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск: Наука, 1965. -
C. 278-282.
47. Хорографическая чертежная книга Сибири. Факсимильное издание рукописи. - Верона: «Grafiche Stella», 2011. - 172 л.
48. Хорографическая чертежная книга Сибири С. Ремезова. Исслед Текст.
Научно-спр. аппарат факсим. издания. - Тобольск: Возрождение
Тобольска, 2011. - 692 с.
49. Чариков А.А. К эволюции стеловидных статуй средневековья // Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. -Челябинск, 1987. - С. 84-94.
50. Nora Pierre. Comment ecrire l'histoire de France?, dans Nora P. Les lieux de memoire. T. 3. Les France. Vol. 1. Conflits et partages. - Paris: Gallimard, 1992. - P. 17-28.
51. Sommier St. Un’estate in Sideria fra Ostiacchi, Samoidi, Sirieni, Tatari, Kirgisi e Baskiri. - Q. Firenze, Torino & Roma, 1885. - 635 p.
References:
1. Adamov A. Search grave Yermak: archeological research. 1st., filol, polit. i jur. nauki, kul'turologi i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [Hist., Philol., Political and Law sciences, cultural studies and art history. Theory and practice questions]. Tambov, 2015, no. 9. Part 1, pp. 13-15. Available at: http://www.gramota.net/materials/3/2015/9-1/1.html (Accessed 30 September 2015).
2. Adamov A.A., Turova N.P. The results of archaeological research in the search for the tomb of Yermak have yurts Begishevskih Vagaysky District of the Tyumen region. “Tobolsk nauchnyi - 2014” ["Research Tobolsk -2014”]. Tobolsk, 2014, pp. 281-282. (In Russian).
3. Bahrushin S.V. Essays on the history of the colonization of Siberia in the XVII and XVIII centuries. Moscow, 1928, 200 p. (In Russian).
4. Bakhrushin S.V. Native legends in the "Siberian History" by S.Remezov. Istoricheskie izvestija. [Historical news]. Moscow, 1916, no. 3-4, pp. 3-28. (In Russian).
5. Belich I.V. “Signs how to know what places on the drawing” (On the question of the whereabouts of the grave Yermak). Aktual'nye voprosy obshhestvennyh nauk: sotsiologiia, politologiia, filosofiia, istoriia. [Topical Issues of Social Sciences: sociology, political science, philosophy, history]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2015, no. 7(47), pp. 51-68. Available at: http://sibac.info/19443 (Accessed 10 August 2015).
6. Belich I.V. On the question of the whereabouts of the grave Yermak:
“Begishevo (Baisheva) cemetery or Begishev podost”? Evrazijskij sojuz uchenyh. [Eurasian Union of Scientists]. No. 7(16), 2015. pp. 37-41. Available at: http://www. euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/p7/5-107.pdf
(Accessed 10 August 2015).
7. Belich I.V. The legacy of Mikhail Znamensky (notes on the provincial
archeology) Jetnografo-arheologiches. kompleksy: Problemy kul'tury
i sociuma. [Ethnographers and archaeological complexes: Problems of culture and society]. Omsk, Nauka Publ., 2006, vol. 9, pp. 99-118. (In Russian).
8. Belich I.V. On the problem of studying the Astana Siberian Tatars. Sulejmanovskie chtenija: [Suleymanovskie reading]. Tyumen, 2010, pp. 32-34. (In Russian).
9. Belich I.V. By the semantics of gravestones pillars Tobol-Irtysh Tatars. Muzej i obshhestvo na poroge XXI v. [The museum and the society on the threshold of the XXI century]. Omsk, 1998, pp. 55-57. (In Russian).
10. Belich Ig. V. Mausoleums of Muslim saints in the area of Isker. Vestnik arheologii, antropologii i jetnografii. [Journal of Archaeology, Anthropology and Ethnography] Tyumen, IPOS SO RAN Publ., 1997, no. 1, pp. 92-98. Available at: http://ipdn.ru/rics/pdf/13.pdf (Accessed 30 September 2015).
11. Belich I. Features of Islam at the Siberian Tatars. Istoriia tatar s drevneishikh vremen: V 7 tt. T. IV. Tatarskie gosudarstva v XV-XVIII vv. [The history of the Tatars from the ancient times: In 7 volumes. Vol. IV. Tatar State in XV-XVIII centuries]. Kazan, Institut istorii AN RT Publ., 2014, vol. IV, pp. 480-487. Available at: http://www.tataroved.ru/publicat/TatHist/Tom4_site.pdf (Accessed 30 October 2015).
12. Belich I.V. “Plan” Tobolsk surveyor in 1806, or about how it wishful thinking (the question of the whereabouts of the grave Yermak). Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. [Journal of Archaeology, Anthropology and Ethnography]. Tyumen, IPOS SO RAN Publ., 2015, no. 4(31), pp. 108-117. (In Russian).
13. Belich I.V., Bustanov A.K. Notes on the Sufi tradition in Western Siberia. Pax Islamica [Pax Islamica]. Moscow, Mardzhani Publ., 2010, no. 2(5), pp. 39-58. (In Russian).
14. Belich I.V., Shargorodskij L.T. Semantics gravestones facilities at Tobol-Irtysh Tatars. Etnicheskaia istoriia tiurk. narodov Sibiri i sopredel'nykh territorii (po dannym etnografii) [Ethnic history of the Turkic peoples of Siberia and adjacent territories (as of Ethnography)]. Omsk, 1992, pp. 16-21. (In Russian).
15. Vilkov O.N. Essays on the socio-economic development of Siberia of the end XVI early XVIII century. Novosibirsk, Nauka Publ., 1990. 370 p. (In Russian).
16. Gol'denberg L.A. Izograf Siberian land: The Life and Works of Semen Remezov. Magadan, Book Publ., 1990. 391 p. (In Russian).
17. Znamenskij M. Walk through the historic environs of Tobolsk: The town of Kula Makhmet. Tobol'skie gubernskie vedomosti [Tobolsk Provincial Gazette]. 1881, no. 17, pp. 4-5. (In Russian).
18. Konovalova E.N. Atlas Tobolsk Province. 1806. Integratsiia obrazovatel'nykh i nauchnykh resursov v kontekste razvitiia vysshego obrazovaniia v Tiumeni [Integration of educational and scientific resources in the context of higher education in Tyumen]. Tyumen, 2005, pp. 131-137. (In Russian).
19. A brief chronicle of the Siberian (Kungur). St. Petersburg, 1880. 105 p. Available at: http://www.bookva.org/books/1096 (Accessed 10 August 2015).
20. A brief chronicle of a Siberian (Kungur). Irkutsk, Izd-vo zhurnala “Vremia stranstvii” Publ., 2003. 184 p. (In Russian).
21. Kruzhinov V.M, Sokova Z.N. The last battle Yermak: historical sources
research. Vestnik Tjumenskogo universiteta [Tyumen State University Herald]. 2007, no. 1, pp. 149-157. Available at:
http://vestnik.nggu.ru/pdf/2008/1/Vestnik_NVGU_2008-1-4.pdf (Accessed
27 October 2015).
22. Kudrina N.N. Memoirs of M. Znamensky. Sibirskaja arheografija I istochnikovedenie [Siberian archaeography and Source]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1979, pp. 200-234. (In Russian).
23. Kushelevskij Ju.I. North Pole and the earth Yamal: travel notes. St. Petersburg,
1868. K. Shtremer lithography. (17 sheets of illustration). 196 p. Available at: http://www.runivers.ru/upload/iblock/305/Severny%20polus.pdf (Accessed
10 August 2015).
24. Dergacheva-Skop E.I., ed. Siberian Chronicle. Novosibirsk, Book Publ., 1991, 272 p. (In Russian).
25. Makarenja A.A., Egorova G. Tobolsk and Tobolsk province roads as a factor in the development of Siberia: Russkie starozhily. Materialy III Sib. simpoziuma Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri [Russian old-timers. Materials of III Siberian symposium “The cultural heritage of the peoples of Western Siberia”.]. Tobolsk, Omsk, 2000, pp. 180-182. (In Russian).
26. Matveev A.V. In search of Yermak’s perekop. Tobol'sk i vsja Sibir' [Tobolsk and the whole of Siberia], no 18. Tobolsk, Vozrozhdenie Tobol'ska Publ., 2012, pp. 526-545. (In Russian).
27. Matveev A.V. For historical and geographical assessment vagayskoy version of the death of Yrrmak. Jekologija drevnih i tradicionnyh obshhestv [Ecology ancient and traditional societies]. Tyumen, IPOS SO RAN Publ., 2011, no. 4. pp. 87-90. (In Russian).
28. Matveev A.V. About Yermak and his campaign. Kazaki Tjumenskogo regiona ot Ermaka do nashih dnej [The Cossacks of the Tyumen region from Yermak to the present day]. Tyumen, Ekspress Publ., 2010, pp. 4-23. (In Russian).
29. Matveev A.V., Anoshko O.M. Yermak’s Perekop on ancient maps and materials
of historical and archaeological field survey. Vestnik Omskogo gosuniversiteta [Omsk State University Herald], 2012, no. 2, pp. 275-281. Available at: http: //cyberleninka.ru/article/n/ermakova-perekop-na-starinnyh-
kartah-i-v-materialah-polevogo-istoriko-arheologicheskogo-obsledovaniya (Accessed 5 October 2015).
30. Matveev A.V, Anoshko O. On the prospects of the archaeological study of wintering Yermak sites. Vestnik arheologii, antropologii i jetnografii [Journal of Archaeology, Anthropology and Ethnography]. Tyumen, IPOS SO RAN Publ. 2014, no. 4(27), pp. 58-68. Available at: http://www.ipdn.ru/rics/pdf/1013.pdf (Accessed 5 October 2015).
31. Miller G.F. History of Siberia. Moscow-Leningrad, AN SSSR Publ., 1937, Vol. I. 608 p. (In Russian).
32. Miller G.F. Description of cities, castles, forts, settlements, villages, countries. Sibir' XVIII veka v putevyh opisanijah Millera. Istoriia Sibiri [Siberia in the XVIII century travel descriptions Miller. History of Siberia]. Novosibirsk, Sib. khronograf Publ., 1996, Issue VI. 310 p. (In Russian).
33. Miller G.F. Description of the Siberian kingdom. Vol. I. St. Petersburg, 1750, 490 p. (In Russian).
34. World Digital Library. Available at: http://www.wdl.org/ru/item/181/ (Accessed 15 August 2015).
35. Non-field diary. Available at: http://sibir79.livejournal.com/97409.html
(Accessed 15 August 2015).
36. Nora Pierre. Between memory and history. The issue of places of memory. Places of memory, another story. Frantsiia-pamiat' [France - memory]. SPbGU Publ., 1999, pp. 17-50. (In Russian).
37. Okladnikov A.P. Native legends of Yermak (experience the historical and ethnographic interpretation). Sibirskie ogni [Siberian Lights], 1981, no. 2, pp. 125-133. (In Russian).
38. “From Tobolsk to Obdorsk”. Album M. Znamensky. A facsimile of the original edition of the Russian State Library. Tobolsk. «Vozrozhdenie Tobol'ska» Publ., 2008. 32 s. (In Russian).
39. Remezovsky Chronicle. The History of Siberian. Siberian Chronicle Brief Kungurskaya. Study. Vol. II. Dergacheva-Skopje E.I., Alekseev V.N. “Remezovsky Chronicle”. Tobolsk, “Vozrozhdenie Tobol'ska” Publ.; Verona,“Grafik” Publ., 2006. 286 p. (In Russian).
40. Savchenkova T.P. P.P. Ershov and his correspondents in the newspaper “Tobolsk Provincial Gazette”. Vrata Sibiri [Gates of Siberia]. Tyumen, 2008, no. 1(24), pp. 221-229. (In Russian).
41. Sezeva N.I. “From Tobolsk to Obdorsk”. “...Pages from the great book of life”. From the history of album. Neizvestnyj al'bom Mihaila Znamenskogo «Ot Tobol'ska do Obdorska» /Michael Znamensky unknown album «From Tobolsk to Obdorsk»]. Tobolsk, “Vozrozhdenie Tobol'ska” Publ., 2008, pp. 6-11. (In Russian).
42. Seleznev A.G., Selezneva I.A. Siberian Islam: regional variant of religious syncretism. Novosibirsk, IAE SO RAN Publ., 2004. 72 p. (In Russian).
43. Solodkin Ia.G. “Yermakovo taking” Siberia: controversial problems of history and source. Nizhnevartovsk, Izd-vo Nizhnevart. un-ta Publ., 2015, 234 p. (In Russian).
44. Lvova E.L. et al. The traditional worldview of the Turks of southern Siberia: Man. Society. Novosibirsk, Nauka Publ, 1989. 225 p. (In Russian).
45. Turov S.V. Russian veteran nature management of Western Siberia XVIII - first half of XIX century: Essays ethnic ecology. Ekaterinburg, Basco Publ., 2007. 191 p. (In Russian).
46. Fialkov D.N. The place of death and burial Yermak. Ekonomika, upravlenie i kul'tura Sibiri XVI-XIX vv. [Economics, management and culture of Siberia XVI-XIX centuries]. Novosibirsk, Nauka publ., 1965, pp. 278-282. (In Russian).
47. Horografic drawing book of Siberia. A facsimile edition of the manuscript. Verona, “Grafiche Stella” Publ., 2011. 172 s. (In Russian).
48. Horografic drawing book of Siberia S. Remezov. Research. Text. Finding the unit of the facsimile edition. Tobolsk, “Vozrozhdenie Tobol'ska” Publ., 2011. 692 p. (In Russian).
49. Charikov A.A. To Evolution of the stelovidnyh medieval statues. Rannii zheleznyi vek i srednevekov'e Uralo-Irtyshskogo mezhdurech'ia [Early Iron Age and the Middle Ages Ural-Irtysh interfluves]. Chelyabinsk, 1987, pp. 84-94. (In Russian).
50. Nora Pierre. Comment ecrire l'histoire de France?, dans Nora P. Les lieux de memoire. T. III. Les France. Vol. 1. Conflits et partages. Paris: Gallimard, 1992, pp. 17-28.
51. Sommier St. Un’estate in Sideria fra Ostiacchi, Samoidi, Sirieni, Tatari, Kirgisi e Baskiri. Q. Firenze, Torino & Roma, 1885, 635 p.