О мерах противодействия распространению биологического, химического оружия и других биохимических угроз в целях обеспечения безопасности стран СНГ: международные и национальные механизмы правового регулирования
СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ,
Заведующий кафедрой конституционного и административного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: В статье рассмотрен комплекс международных и национальных норм правового регулирования, действующих в странах СНГ, по предотвращению угроз распространения биологического и химического оружия и другим биохимическим угрозам. Отмечена важная роль Конвенции ООН о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 29.04.1997 г. Показано ее влияние на концепции и соглашения в сфере биологической и химической безопасности, государств — участников СНГ. Отмечено значение национальных законодательных актов России, Казахстана, Беларуси, Таджикистана о государственной политике в области обеспечения химической и биологической безопасности до 2025 года и дальнейшую перспективу, принятых за последние пять лет. В рамках межгосударственного сотрудничества стран СНГ создается единая система организационно-правовых мер противодействия угрозам биотерроризма и химического оружия
Ключевые слова: международные меры противодействия распространению биологического и химического оружия, единая система межгосударственных мер противодействия угрозам биотерроризма в СНГ
On measures to counter the proliferation of biological, chemical weapons and other biochemical threats in order to ensure the security of the CIS countries: international and national mechanisms of legal regulation
STUPAKOV VALERY IVANOVICH,
Head of the chair of international law Institute of International law and economy of the name A.S. Griboedov, candidate of legal sciences, Associate Professor
Abstract: The article describes a set of international and national legal regulations in force in the CIS countries for the prevention of threats of the spread of biological and chemical weapons and other biochemical threats. The important role of the UN Convention on the Prohibition of the Development, Production, Stockpiling and Use of Chemical Weapons and Their Destruction of April 29, 1997 is noted. Its influence on the concepts and agreements in the field of biological and chemical safety of the CIS member states is shown. The importance of national legislative acts of Russia, Kazakhstan, Belarus, Tajikistan on state policy in the field of chemical and biological safety up to 2025 and further perspective, adopted in the last five years, is noted. In the framework of interstate cooperation of the CIS countries, a unified system of organizational and legal measures to counter the threats of bioterrorism and chemical weapons is being created.
Keywords: international measures to counter the proliferation of biological and chemical weapons, a unified system of interstate measures to counter the threats of bioterrorism in the CIS.
Универсальный международно-правовой режим противодействия распространению биологического и химического оружия и его полного уничтожения
Актуальность правовых мер стран СНГ международного и национального уровня в сфере противодействия угрозам распространения биологического и химического оружия и другим биохимическим угрозам определятся необходимостью разработки новых норм и принципов международного права по противодействию распространения биологического оружия (БО) и химического оружия (ХО), а также иных биохимических факторов негативного воздействующих на здоровье человека и подрывающих безопасность государства.
Под эгидой ООН действует многостороннее соглашение государств - членов ООН универсального характера, устанавливающее международно-правовое регулирование условий нераспространения химического оружия (ХО), к которому относится Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1997 года (далее - Конвенция ЗХО), к которой присоединилось 192 государства мира, что составляет 98 % всех стран мира1.
Конвенция ЗХО 1997 года имела своей основой Конвенцию ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва-Лондон-Вашингтон) от 10.04.1972 г.2 Также этот вопрос ранее выносился на ГА ООН, где была принята Резолюция ГА ООН 2826 (XXVI) от 16.12.1971 г.3, в которой государства провозгласили намерение сотрудничать в достижении полного разоружения, включая запрещение и ликвидацию производства и
накопления запасов химического и бактериологического (биологического) оружия и их уничтожение под строгим и эффективным международным контролем.
При всех позитивных аспектах Конвенция ЗХО не учитывает появление современных инновационных биохимических и нанотехнологий нового поколения, а также цифровых химико-технологических и биологических процессов, позволяющих создавать весьма эффективный симбиоз химического и биологического оружия на молекулярном уровне, которое по формальным признакам ХО Конвенции ЗХО не может быть отнесено к оружию массового уничтожения, хотя является таким реально.
Проблема международного контроля за ХО и БО состоит в том, что Конвенция ЗХО не запрещает разработку токсичных химикатов (ТХ), обладающих свойствами, идентичными основным компонентам химического оружия (ХО), к которым относятся высокотоксичные отравляющие вещества. Это вытекает из смысла п. 1 ст. 5 Конвенции ЗХО о том, что каждое государство-участник имеет право разрабатывать, производить, приобретать иным образом,сохранять, передавать и использовать токсичные химикаты и их прекурсоры для целей, не запрещенных Конвенцией ЗХО4.
Программы химической и биологической защиты иностранных государств включают разработку как классических отравляющих веществ (ОВ), так и нано-ОВ, являющихся новейшими физиологически активными веществами (ФАВ), токсичными для «вредных» биорганизмов, обладая скрытыми свойствами устойчивого разру-
1 Конвенция ООН о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 29.04.1997 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/chemweapons.shtml
2 Конвенция ООН от 10.04.1972 г. Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11.02.1975 г. № 998-1Х/ http://base. garant.ru/2540379/
3 Резолюция ГА ООН 2826 (XXVI) от 16.12.1971 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml
4 Статья 5 Конвенции ЗХО.
шения иммунной, нервной, пищеварительной и других систем любого живого организма. Таков, например, скрытый разрушительный эффект отравляющих веществ, содержащихся в биоцидах, веществах, уничтожающих или нейтрализующих «вредные» биоорганизмы путем химического или биологического воздействия. Учитывая, что если нет строгого химического, санитарного и биологического контроля за импортом потребительской продукции из государств-экспортеров, то токсичные вещества-биоциды при нарушении
допустимого предела их дозирования в продукции становятся токсичными химикатами смертоносными для человека1.
Особую тревогу вызывает то, что США и Великобритания нарушают условия Конвенции ЗХО, устанавливая во всех зависимых от них странах, особенно в Грузии и на Украине, контроль за микробиологическими и биотехнологическими производствами, контролируя санитарно-эпидемиологическую обстановку в этих государствах. Под видом центров общественного здравоохранения функционируют структуры, несущие угрозы биологической безопасности стран СНГ.
В этой связи в рамках СНГ приняты и разрабатываются новые многосторонние межгосударственные и национальные правовые меры противодействия угрозам биологического и химического характера, имеющим последствия воздействия, сравнимые с оружием массового поражения.
Система межгосударственных мер борьбы с угрозами распространения биотерроризма, новых и скрытых форм биологического и химического оружия массового уничтожения
В рамках межгосударственного сотрудничества стран СНГ создается единая система организационно-правовых мер противодействия угрозам биотерроризма, применения новых и скрытых форм биологического и химического оружия массового уничтожения, обеспечения антитеррористической защищенности биологически опасных объектов. При этом учитываются опасности (в случае военных действий) поражения войск и гражданского населения высокотоксичными «физиологически активными веществами» (ФАВ) нового поколения и другими, которые
формально не подпадают под запрет Конвенции ЗХО 1997 года.
В рамках СНГ 15 марта 2007 года была принята и сейчас успешно реализуется Концепция биологической безопасности государств - участников СНГ. В ней говорится, что источниками биологических угроз являются наряду с инфекционными заболеваниями естественного происхождения генетически модифицированные организмы, использование биологических поражающих агентов в военных и террористических целях, включая диверсии на биологически опасных объектах2.
1 Распространение оружия массового уничтожения - угроза безопасности государства. Химическое оружие // Военная мысль. Военно-теоретический журнал. 2018. Декабрь. http://vm.milportal.ru/rasprostranenie-oruzhiya-massovogo-porazheniya-ugroza-bezopasnosti-gosudarstva-himicheskoe-oruzhie/
2 Концепция биологической безопасности стран СНГ 2007 г. http://microbe.ru/files/Conception_biosafety.pdf
Меры по предотвращению угроз биологического характера становятся приоритетными для стран СНГ, евразийского и всего мирового пространства.
Противодействие биологическим угрозам снижает риски их возникновения, когда биологическая безопасность в странах СНГ обеспечивается реализацией мер единой политики по защите от биологических актов агрессии, включая биологическое оружие массового поражения.
Согласно вышеуказанной концепции приоритетными направлениями сотрудничества государств - участников СНГ по предотвращению биологических угроз стали системы поддержания в боевой готовности сил и средств обеспечения биологической безопасности.
Следует сказать, что все активнее на национальном уровне стран СНГ идет процесс взаимодействия с международными структурами СНГ в сфере контроля биологических угроз и осуществления мер их предупреждения и нейтрализации.
Следует сказать, что определенные трудности возникают при согласовании международных договоров и национальных актов по борьбе с биологическим терроризмом в разных странах СНГ, имеющих различный уровень урегулирования сфер изучения патогенов и разработки новых биотехнологий. Однако позитивной является гармонизация в СНГ международных принципов изучения молекулярной медицины, ее методов и технологий в целях обеспечения национальной и международной биологической безопасности. Расширяется сотрудничество стран СНГ в сфере информационного взаимодействия и создания новых информационных технологий биологической безопасности.
Государствами - членами СНГ 20 мая 2016 года принят Модельный закон «О предотвращении и минимизации негативного воздействия биоцидов на окружающую среду», в котором государственное управление по предотвращению негативного воздействия биоцидов включает разработку и осуществление комплекса мер по безопасному обращению биоцидных продуктов на потребительском рынке, запрещение обращения на рынке биоцидных продуктов, содержащих особо опасные (токсичные, канцерогенные, мутагенные) для жизни и здоровья человека, а также для окружающей среды вещества, другие меры1. Это важный шаг по сближению законодательства стран СНГ о противодействии негативному воздействию новейших биохимических компонентов, потребляемых человеком.
В Российской Федерации приняты «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 01.11.2013 г. № Пр-2573)2. В этом документе говорится, что готовность государства противостоять химической и биологической опасности в Российской Федерации отражается в уровне достаточности мер государства по ликвидации и своевременного обнаружению угроз химического и биологического характера, которые могут проистекать как из актов террористического и экстремистского характера, так и из различных непредвиденных факторов негативного воздействия опасных химических и биологических компонентов, включая оружие массового уничтожения или опасные биохимические компоненты, предназначенные для потребления.
1 Модельный закон «О предотвращении и минимизации негативного воздействия биоцидов на окружающую среду». Принят на 41-м заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление № 44-7 Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 20.05.2016 г.). http://vuzirossii.ru/publ/modelnyj_zakon/37-1-0-4873
2 Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. http://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-v-oblasti-obespechenija-khimicheskoi/
Взаимодействие международных и национальных норм противодействия распространению биологического и химического оружия массового уничтожения
Российская Федерация развивает и исполняет Федеральный закон от 02.05.1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (ред. от 05.02.2018 г.), который является подтверждением исполнения Россией международных обязательств по Конвенции ЗХО1. Что касается противодействия угрозам биотерроризма, то в России действует, в частности, Постановление Главного санитарного врача РФ от 05.09.2005 г. «О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора по противодействию угрозе биотерроризма»2. Подготовлены и внесены в 2019 году в Госдуму РФ в третьем чтении проекты законов «О химической безопасности», «О биологической безопасности» и другие в этой сфере.
Республика Беларусь в своем законодательстве также включает меры противодействия неконтролируемого распространения химикатов, используемых для создания химического оружия, решительно пресекая их незаконное перемещение. В Беларуси действует система нормативного регулирования контроля экспорта и импорта химикатов, подпадающих под действие Конвенции ЗХО. Принят Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 г. № 461 «О ввозе и вывозе химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении»3.
Закон Республики Таджикистан «О биологической безопасности» 2007 г.4 - один их первых в
числе стран СНГ установил понятие «биохимическая защита» от негативного воздействия «генетически модифицированных организмов», понятие «биотехнология» как совокупность методов, которые могут влиять (как позитивно, так и негативно), устраняя естественные физиологические барьеры воспроизводства или генетических рекомбинаций, понятие «преднамеренное внесение в окружающую среду» генетически модифицированных организмов или их комбинаций и др.
В Республике Казахстан в июне 2015 года принята Концепция Закона Республики Казахстан «О биологической безопасности в Республике Казахстан», в которой говорится, что активизация миграционных, эпидемических процессов, развитие биотехнологии и резко возросшая возможность биологического терроризма требуют совершенствования общей системы биологической безопасности государства, когда при угрозе возникновения реальных биологических рисков применяются скоординированные действия по устранению угрожающей биологической ситуации5.
На многостороннем уровне в рамках СНГ принимаются меры по снижению уровня негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на здоровье населения, биосферу, животный мир и растительные экосистемы, поскольку появление новых и возвращение уже преодоленных угроз приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-са-нитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также к ос-
1 Федеральный закон от 02.05.1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (ред. от 05.02.2018 г.).
2 Постановление Главного санитарного врача РФ от 05.09.2005 г. http://base.garant.ru/4181539/
3 Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 г. № 461. http://tamojinfo.beltamojizdat.by/yurlica/zaprety_i_ ogranicheni/o_merah.htm
4 Закон Республики Таджикистан «О биологической безопасности» / Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2005. № 3. Ст. 128; 2007. № 7. Ст. 692). https://pandia.ru/text/80/202/21929.php
5 Концепция Закона Республики Казахстан «О биологической безопасности в Республике Казахстан» 2015 г. http://online. zakon.kz/Document/?doc
лаблению национальной безопасности страны в целом.
Особую роль в координационном взаимодействии стран СНГ по борьбе с химическим, биологическим и другими проявлениями терроризма играет Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ СНГ), организованный в декабре 2000 года как важнейшее структурное звено по совместным мерам действий с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -участников СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками, с Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)1.
Основными причинами, усугубляющими негативное воздействие и угрозы для жизни опасных химических и биологических факторов на современном этапе, являются использование опасных химических и биологических технологий, проблемы безопасной утилизации химически и биологически опасных отходов, увеличивающих риски террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ. В этой связи особенно важно усиливать сотрудничество стран СНГ в области санитарно-эпидемиологического надзора и мониторинга, который реально выявляет скрытые угрозы биологической безопасности для населения стран СНГ.
28 ноября 2014 года на 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи госу-
дарств - участников СНГ был принят Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового унич-тожения»2.
Этот документ в полной мере отвечает стандартам ФАТФ, при его подготовке использованы понятия, принципы, положения основных многосторонних международных договоров и резолюций Совета Безопасности ООН, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью в указанной сфере (краткое название модельного закона -ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Однако действующий в рамках СНГ Договор государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (Подписан в г. Москве 19.12.2011 г.)3 не включает правовые нормы о международном сотрудничестве стран СНГ по противодействию финансирования распространения оружия массового уничтожения.
1 Сотрудничество в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, другими вызовами и угрозами безопасности. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=8626
2 Страны СНГ совершенствуют механизмы сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. http://www.cis.minsk.by/news.php?id=8531
3 Договор государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Москве 19.12.2011 г.). http://www.consultant.ru/document/
Основные положения Концепции сотрудничества стран СНГ по предотвращению финансирования распространения оружия массового уничтожения на длительную перспективу
В целях дальнейшей гармонизации нормативной базы стран СНГ в этой области 11 октября 2017 года на Саммите глав государств СНГ была рассмотрена и принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения1. Под финансированием распространения оружия массового уничтожения понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они могут быть предназначены для финансирования распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки.
Концепция направлена на совершенствование правовой и институциональной базы сотрудничества стран СНГ на основе общепринятых международных принципов. Она касается выработки согласованных подходов государств -участников СНГ к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ; повышения уровня эффективного взаимодействия государственных органов стран СНГ в данной
сфере; классификации видов основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, грозящих государствам СНГ с осуществлением мер их минимизации; взаимной поддержки в достижении положительных результатов в рамках ФАТФ региональными группами ФАТФ.
Таким образом, международно-правовые и национальные меры стран СНГ по противодействию распространения биологического, химического оружия, иных биохимических угроз, а также по противодействию биотерроризму и обеспечению антитеррористической защищенности биологически опасных объектов, включают меры, имеющие следующие цели2:
• совершенствовать и далее объединять национальные цифровые и информационно-коммуникационные технологии стран СНГ как мониторинговые кластеры автоматизированного наблюдения и контроля возникновения угроз биологической и химической опасности с использованием ведущих НИИ стран СНГ в области микробиологии, вирусологии и эпидемиологии, развивая научно-теоретические и экспериментальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также ветеринарно-санитар-ные учреждения Минобороны, Минздрава, Мин-сельхоза и других министерств стран СНГ;
• развивать законодательную базу обеспечения биологической и химической безопасности принятием законов стран СНГ о биологической и химической безопасности, внесением изменений и дополнений в Уголовные кодексы стран СНГ об усилении уголовной ответственности за биотер-
1 Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения 2017 г. http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/311.pdf
2 Бочарников И.В. О противодействии угрозам биотерроризма и мерах по обеспечению антитеррористической защищенности биологически опасных объектов // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. 2014 г. http://nic-pnb.ru/articles/o-protivodejstvii-ugrozam-bioterrorizma-i-merax-po-obespecheniyu-antiterroristicheskoj-zashhishhennosti-biologicheski-opasnyx-obektov/
роризм с использованием генно-инженерных модифицированных организмов;
• осуществлять научное сотрудничество стран СНГ при государственной поддержке приоритетных направлений генной, клеточной и белковой инженерии, нацеленных на поиск путей защиты и противодействия негативным биологическим факторам как актам воздействия биологического оружия, проводя их идентификацию и биологические характеристики.
• усиливать биологический потенциал стран СНГ, провести его реструктуризацию, обеспечить взаимодействие национальных служб мониторинга биологических угроз стран СНГ с государственными санитарно-эпидемиологическими службами, обеспечив цифровыми технологиями достижение необходимого уровня моделирования биологической безопасности.
• совершенствовать автоматизированные системы обнаружения и контроля потенциальных биотеррористических агентов в окружающей
среде, ужесточив режим доступа на биологические объекты, задействованные в разработке и использовании опасных биологических агентов и токсинов, привлекая средства массовой информации к просветительской работе по биобезопасности.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Конвенция ООН о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 29.04.1997 г. http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ chemweapons.shtml
2. Конвенция ООН о запрещении разработки, производства и накоплении запасов бактериологического (биохимического) и токсичного оружия и об их уничтожении (Москва-Лондон-Вашингтон) от 10.04.1972 г. Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11.02.1975 г. № 998-IX. http://base.garant.ru/2540379/.
3. Договор государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Москве
19.12.2011 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_
4. Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения 2017 г. http://www.parliament.am/library/ modelayin%20orenqner/311.pdf
5. Концепция биологической безопасности стран СНГ 2007 г. http://microbe.ru/files/Conception_ biosafety.pdf
6. Модельный закон «О предотвращении и минимизации негативного воздействия биоцидов на окружающую среду». Принят на 41-м заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление № 44-7 Межпарламентской Ассам-
блеи СНГ от 20.05.2016 г.). http://vuzirossii.ru/publ/ modelnyj_zakon/37-1-0-4873
7. Резолюция ГА ООН 2826 (XXVI) от 16.12.1971 г. «О разработке и принятии Конвенция ООН о запрещении разработки, производства и накоплении запасов бактериологического (биохимического) и токсичного оружия и об их уничтожении». http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/
8. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. http:// legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-v-oblasti-obespechenija-khimicheskoi/
9. Федеральный закон от 02.05.1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (ред. от 05.02.2018 г.).
10. Постановление Главного санитарного врача РФ от 05.09.2005 г. http://base.garant.ru/4181539/
11.Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 г. № 461. http://tamojinfo.beltamojizdat.by/ yurlica/zaprety_i_ogranicheni/o_merah.htm
12. Закон Республики Таджикистан «О биологической безопасности» / Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. № 3. Ст. 128; 2007. № 7. Ст. 692). https://pandia.ru/text/80/202/21929.php
13. Концепция Закона Республики Казахстан «О биологической безопасности в Республике Казахстан» 2015 г. http://online.zakon.kz/Document/9doc
14. Сотрудничество в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, другими вызовами и угрозами безопасности. http://www.cis.minsk.by/page. php?id=8626
15. Страны СНГ совершенствуют механизмы сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. http://www.cis. minsk.by/news.php?id=8531
16. Распространение оружия массового уничтожения - угроза безопасности государства. Химическое оружие // Военная мысль. Военно-теоретический журнал. 2018. Декабрь. http://vm.milportal.ru/ rasprostranenie-oruzhiya-massovogo-porazheniya-
17. Бочарников И.В. О противодействии угрозам биотерроризма и мерах по обеспечению антитеррористической защищенности биологически опасных объектов // Статья. Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. 2014 г. http://nic-pnb.ru/articles/o-protivodejstvii-ugrozam-bioterrorizma-i-merax-