Научная статья на тему 'О мерах по совершенствованию законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка'

О мерах по совершенствованию законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / ВНЕШТАТНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КАНДИДАТ В СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / БАНК ДАННЫХ О ГРАЖДАНАХ / VOLUNTARY PEOPLE'S GUARD / UNOFFICIAL COLLABORATOR / PUBLIC ORDER / ADMINISTRATIVE OFFENCE / POTENTIAL POLICE OFFICER / CITIZEN DATA BANK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потанин Андрей Викторович

В статье рассматриваются проблемные вопросы определения критериев (условий) приема в народные дружинники и внештатные сотрудники полиции, мер по усилению контроля за ними в период их деятельности в сфере охраны общественного порядка. На основании проведенного анализа разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потанин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting measures aimed at legislative improvement of citizens’ participation in public order enforcement

This article researches outstanding problems of defining criteria (conditions) of admitting to membership in the voluntary people’s guard, measures for increase in control in the period of its activities in the matter of public order enforcement. Based on the conducted research the author draws up proposals of current legislation improvement.

Текст научной работы на тему «О мерах по совершенствованию законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка»

Потанин Андрей Викторович

О мерах по совершенствованию законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка

В статье рассматриваются проблемные вопросы определения критериев (условий) приема в народные дружинники и внештатные сотрудники полиции, мер по усилению контроля за ними в период их деятельности в сфере охраны общественного порядка. На основании проведенного анализа разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: народная дружина, внештатный сотрудник полиции, общественный порядок, административное правонарушение, кандидат в сотрудники полиции, банк данных о гражданах.

Revisiting measures aimed at legislative improvement of citizens' participation in public order enforcement

This article researches outstanding problems of defining criteria (conditions) of admitting to membership in the voluntary people's guard, measures for increase in control in the period of its activities in the matter of public order enforcement. Based on the conducted research the author draws up proposals of current legislation improvement.

Key words: voluntary people's guard, unofficial collaborator, public order, administrative offence, potential police officer, citizen data bank.

Как известно, участие населения в борьбе с преступностью и охране общественного порядка не только многократно увеличивает возможности правоохранительных органов, но и выступает формой воспитания общественного сознания, средством общественного контроля за деятельностью полиции, инструментом построения гражданского общества в демократическом правовом государстве.

2 апреля 2014 г. был принят Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» № 44-ФЗ [1] (далее - Закон № 44-ФЗ), определивший формы и принципы участия граждан в охране общественного порядка, их административно-правовой статус, роль органов государственной власти и местного самоуправления в правовом регулировании этого института.

При этом наряду с разрешением острых, злободневных вопросов участия граждан в правоохранительной деятельности данный нормативный правовой акт обозначил новые противоречия и проблемы в определении компетенции и социальной защищенности этих негосударственных субъектов правоохраны.

Участие в охране общественного порядка в качестве народных дружинников и внештатных сотрудников полиции - право, обоснованно предоставляемое государством ограниченному числу субъектов. В Законе № 44-ФЗ определены критерии приема кандидатов во внештатные сотрудники полиции и народные

дружинники (отсутствие судимости, уголовного преследования, психических расстройств, гражданства иностранного государства и др.), ряд этих критериев требует более подробного анализа.

Согласно п. 8 ч. 3 ст. 10 и п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона № 44-ФЗ не допускается прием во внештатные сотрудники полиции (народную дружину) лиц, подвергнутых неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией (дню принятия в народную дружину), в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.

Таким образом, при характеристике личности кандидата во внештатные сотрудники полиции (народные дружинники) принимаются во внимание не все административные правонарушения, а лишь те из них, решение по которым принято в судебном порядке.

Приведенная «исключительность судебного рассмотрения» представляется нам необоснованной. Полагаем, что для оценки правомерного поведения во внимание надлежит принимать сами факты совершения претендентами административных правонарушений, а не вид юрис-дикционного органа, их рассматривающего.

Законодательство об административных правонарушениях [2] определяет достаточно широкий перечень органов, наделенных юрисдикционными полномочиями. Например, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел наделены правом рас-

110

смотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» и ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения», и не учитывать такие дела представляется нам неправильным.

Причем подобную «юрисдикционную избирательность» нельзя назвать преобладающей в российском законодательстве.

Достаточно отметить, что для получения гражданином лицензии на приобретение оружия [3, ст. 13] или при решении вопроса об установлении административного надзора лицу, освободившемуся из мест лишения свободы [4, ст. 3, ч. 3], во внимание принимаются все совершенные указанными субъектами административные правонарушения, рассмотренные как судебными, так и иными инстанциями административной юрисдикции.

Опрос сотрудников полиции Рязанской, Тамбовской, Вологодской, Костромской обла-стей1 показал, что подавляющее большинство (79 респондентов, или 71,8% от числа опрошенных) считает неоправданным при приеме в народную дружину (внештатные сотрудники полиции) учитывать только те административные правонарушения, решения по которым приняты в судебном порядке, и только 31 сотрудник (28,2%) поддерживает подобную практику, мотивируя это тем, что суд - самый независимый юрисдикционный орган.

Очевидно, что наложение административного наказания каким-либо (не судебным) органом, не умаляет противоправности совершенного правонарушителем деяния.

Исключение обязательности судебного рассмотрения как препятствия поступления в народную дружину (на должности внештатных сотрудников) позволит оправданно ужесточить требования к этим категориям граждан, желающим участвовать в охране общественного порядка, что позитивно скажется на отборе кандидатов с более безупречной репутацией.

Предполагается, что прообразом данного запрета стали требования к личности кандидата в сотрудники полиции, которые формулируются так: «Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, когда он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения» [5, ст. 17, ч. 5, п. 3].

1 Здесь и далее по тексту приводятся результаты выборочного опроса (анкетирования), который проводился в 2017/2018 учебном году среди слушателей факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, проходящих службу в подразделениях полиции по охране общественного порядка.

Как видно из сравнения этих норм, для кандидатов в сотрудники полиции законодатель не только устанавливает схожие ограничения, обязывая принимать во внимание только судебные решения по делам об административных правонарушениях, но и сам перечень этих правонарушений сужает до категории умышленных.

Таким образом, действующим законодательством требования к кандидатам в народные дружинники и внештатные сотрудники полиции по сравнению с претендентами на должности сотрудников органов внутренних дел (в части соблюдения ими административно-деликтных норм) представлены более «жестко», что, по нашему мнению, является неоправданным.

К профессиональным представителям органов правопорядка общество обоснованно предъявляет более высокие требования, и с учетом данного обстоятельства необходимо констатировать, что одностороннее усиление требований к личности кандидатов в народные дружинники и внештатные сотрудники полиции без применения аналогичной поправки к кандидатам на должности в полиции будет, по меньшей мере, нелогичным.

На основании изложенного представляется целесообразным внести в действующее законодательство следующие изменения: в п. 8 ч. 3 ст. 10, п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона № 44-ФЗ слова «в судебном порядке» исключить; в п. 3 ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 432-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» слова «в судебном порядке» и «умышленно» исключить.

Проблемным, по нашему мнению, остается вопрос текущего контроля за народными дружинниками (внештатными сотрудниками полиции) на предмет соответствия их предъявляемым действующим законодательством требованиям.

Законом № 44-ФЗ предусмотрена проверка исключительно кандидатов в народные дружинники и внештатные сотрудники полиции на наличие судимостей, фактов привлечения к административной ответственности, причастности к экстремистской деятельности и др. Дальнейшие проверки в период их правоохранительной деятельности нормативно не определены. Следовательно, нельзя исключать ситуации, когда член народной дружины или внештатный сотрудник полиции может приобрести судимость либо оказаться привлеченным к административной ответственности, продолжая исполнять свои функции в сфере охраны общественного порядка.

Полагаем, что информацию о народных дружинниках и внештатных сотрудниках полиции

111

надлежит вносить в базу данных информационных центров УМВД (ГУМВД) по субъектам Российской Федерации и в случае поступления сведений о привлечении их к уголовной либо административной ответственности незамедлительно принимать управленческие меры воздействия, в том числе с постановкой вопроса о прекращении их полномочий.

Интерес представляют результаты анкетирования сотрудников полиции Рязанской, Тамбовской, Вологодской, Костромской областей:

86,4% от числа опрошенных высказывается в пользу дополнений в действующее законодательство о регулярном текущем контроле по информационно-справочным учетам МВД России за народными дружинниками (внеш-

1. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апр. 2014 г. № 44-ФЗ (в ред. от 31 дек. 2017 г.) // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 апр. 2018 г.) //Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 7 марта 2018 г.) //Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы: федер. закон от 6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 432-ФЗ (в ред. от 1 июля 2017 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 19 дек. 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

татными сотрудниками полиции) на предмет выявления фактов их привлечения к уголовной и административной ответственности для решения вопроса о дальнейшем пребывании их в этом статусе;

13,6% считают такие изменения законодательства нецелесообразными.

В связи с изложенным полагаем, что в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6] следует внести изменения, дополнив ч. 3 ст. 17 «Формирование и ведение банков данных о гражданах» пунктом следующего содержания:

«46) О лицах, являющихся членами народных дружин, внештатными сотрудниками полиции».

1. On the Participation ofCitizens in the Protection of Public Order: fed. law d.d. Apr. 2, 2014 № 44-FL (as amended on Dec. 31, 2017). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on Apr. 3, 2018). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

3. On Arms: fed. law d.d. Dec. 13, 1996 № 150-FL (as amended on March 7, 2018). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

4. On Administrative Supervision of Persons Released from Prisons: fed. law d.d. Apr. 6, 2011 № 64-FL (as amended on July 29, 2017). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

5. On the Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 30, 2011 № 432-FL (as amended on July 1, 2017). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

6. On the Police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL (as amended on Dec. 19, 2016). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Потанин Андрей Викторович, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; e-mail: potanin930@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.V. Potanin, Lecturer of the Chair of Administrative Law and Administrative Proceeding of the Ryazan Branch of the Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: potanin930@mail.ru

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.