О мерах по обеспечению охраны жизни несовершеннолетних
А. В. АНТИПОВА,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Ю. В. ТРОФИМОВ,
слушатель 4-го факультета, редактор1 редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
About the Measures for Supporting Protection of Minors' Life
A. V. ANTIPOVA,
Adjunct of the 3rd Faculty at the Department of the Criminal Policy (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
Yu. V. TROFIMOV,
Student of the 4th Faculty, Editor2 of the Editorial and Publishing Department (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
В статье анализируется законодательство и методы по профилактике самоубийств несовершеннолетних, мерах, предпринимаемых государством по охране их жизни.
Предложены пути решения сложившихся трудностей по эффективному применению действующего законодательства путем осуществления дополнительных мер профилактики и ограждения подростков от суицидального воздействия.
Несовершеннолетний, самоубийство, правовая защита, правоохранительные органы, профилактика.
УДК 343.614:343.85
The article analyzes the legislation and methods for prevention of the minors' suicides, measures making by the state to protect their lives.
The ways of solving the existing difficulties in the effective application of the current legislation through implementation of the additional measures of prevention and protection of adolescents from the suicidal effects are proposed.
Minor, suicide, legal protection, law enforcement bodies, prevention.
Согласно Стратегии национальной безопасности России, внутренняя политика государства направлена на повышение качества взаимодействия государственных органов и гражданского общества, жизни, укрепле-
ние здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития населения, сбережение традиционных духовно-нравственных ценностей в целях реализации права на жизнь [1]. При этом охрана жизни и здоровья
1 Ранее - научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, главный редактор журнала «Профсоюз полиции».
2 Earlier - the scientific worker of the Federal National Institution «Scientific Researcher Center "Security" of Rosgvardia, editor-in-chief of the "Profsoyuz Police" magazine.
детей является одним из приоритетных направлений деятельности как государственных органов, так и гражданских общественных формирований. Обеспечение права на жизнь и здоровье ребенка выражается в совершенствовании правового регулирования предупреждения преступлений, развитии взаимодействия правоохранительных органов с гражданским обществом, общественными организациями и объединениями, повышении эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствовании единой государственной системы профилактики правонарушений, снижении криминализации общественных отношений.
Несмотря на предпринимаемые правительством меры, нарушения прав ребенка в современный период довольно широко распространены [6]. Как указал Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев в докладе на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2018 г.: «Особую тревогу вызывает высокий уровень криминальных посягательств в отношении несовершеннолетних. К сожалению, даже дома они не всегда чувствуют себя в безопасности. Только в прошлом году в поле зрения сотрудников полиции находилось 218 тыс. родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей» [4].
В частности, имеют место нарушение прав и законных интересов, связанные с жизнью ребенка. Так, Е. В. Минаева в своей работе отмечает, что по-прежнему актуальными остаются проблемы самоубийства детей, преступного поведения лиц, склоняющих их к самоубийству. Наблюдается рост количества сообщений о суицидах несовершеннолетних и попытках их совершения: в 2014 г. - 1 094, в 2015 г. - 1 190, в 2016 г. — 1 633, за 9 месяцев 2017 г. — уже 2 293 [7].
Данные факты должны быть неприемлемы и недопустимы в обществе. Однако, по словам Ю. В. Трунцевского и А. В. Сумачева, в настоящий момент общество согласилось с порядком, который в целом не признает честь и мораль, с политикой, не связанной с нравственностью и не измеряемой с помощью этих критериев [9]. Пока родители заняты зарабатыванием денег, а образовательные организации — предоставлением услуг, подростки нашли способы самовыражения, получения признания и проведения свободного времени в сети Интернет, где ввиду своего еще неокрепшего сознания и недееспособности попадают в расставленные ловушки — «группы смерти», пропагандирующие самоубийство как выход из затруднительной ситуации или совершение «выдающегося» поступка как способа самовыражения.
Надо отдать должное — государство оперативно отреагировало на появление новых антиобщественных деяний, ставящих под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних. В целях предупреждения самоубийства среди несовершеннолетних внесены изменения в нормативные правовые акты в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.
В частности, в Уголовный кодекс РФ были введены новые составы преступлений: ст. 110.1 УК РФ «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» и ст. 110.2 УК РФ «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства», 151.2 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего».
Таким образом, с позиции уголовного законодательства право на жизнь ребенка дополнительно обеспечивается усилением ответственности за доведение до самоубийства, склонение к самоубийству, содействие в совершении самоубийства.
Согласно данным Роспотребнадзора, в период с 01.12.2012 по 20.12.2017 г. было выявлено 33 816 страниц в сети Интернет, на которых была размещена информация с описанием способов совершения самоубийства и (или) призывы к совершению самоубийства [2].
Официальная статистика МВД России также свидетельствует о росте числа выявленных преступлений по указанным статьям (Таблица № 1).
Результаты анализа данного положения дел являются неоднозначными. С одной стороны, рост числа выявленных преступлений свидетельствует об эффективности работы правоохранительных органов (не стоит забывать, что каждое вовремя раскрытое преступление — это, возможно, спасенная жизнь ребенка, и не одна). С другой стороны, несмотря на обширный перечень нормативных правовых актов, разработанных законодателем, число преступлений в отношении несовершеннолетних продолжает расти.
Вопреки бытующему мнению о низкой эффективности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию указанных преступлений, решение данной проблемы требует комплексного подхода, нейтрализующего негативное воздействие на сознание несовершеннолетнего извне на всем протяжении становления личности до наступления совершеннолетия.
В связи с этим в целях защиты жизни несовершеннолетних и профилактики совершения в отношении них преступлений и правонару-
Таблица № 1
Данные уголовной статистики (ГИАЦ МВД РФ)
Период ст. 110 УК РФ ст. 110.1 УК РФ ст. 110.2 УК РФ
2017 г. зарегистрировано 348 зарегистрировано 22 зарегистрировано 3
выявлено лиц 27 выявлено лиц 1 выявлено лиц 0
6 мес. 2018 г. зарегистрировано 353 зарегистрировано 31 зарегистрировано 6
выявлено лиц 23 выявлено лиц 5 выявлено лиц 1
шений целесообразно предпринять следующие превентивные меры:
1. Реформирование системы образования.
Тенденция предоставления государственными учреждениями различного рода услуг зачастую подменяет собой обязанности в обеспечении безопасности несовершеннолетних от негативного информационного воздействия.
В частности, дошкольные и образовательные учреждения должны своевременно выявлять суицидальные наклонности и негативные воздействия на несовершеннолетних, принимать меры по их устранению и укреплению устойчивости личности к провокационной негативной информации, т. к. одной из причин таких наклонностей становятся проблемы в школе и конфликты с учителями [13].
2. Целенаправленная работа по выявлению и постановке на учет руководителей и рядовых членов молодежных групп, пропагандирующих насилие в социальных сетях и закрытых группах сети Интернет. При этом особую роль могут сыграть возможности оперативно-розыскной профилактики, позволяющие оказать результативное воздействие на допреступные криминогенные явления и процессы, нейтрализация которых с помощью открытых мер административного, уголовного, процессуального либо воспитательно-профилактического характера невозможна [5].
3. Ограничение доступа несовершеннолетних к негативной информации, распространяемой через сеть Интернет путем разработки и внедрения определенных механизмов.
В российском законодательстве в области защиты несовершеннолетних от негативной информации закреплены нормы, позволяющие оградить подростков от отрицательного психологического воздействия [3]. Однако, как показывает статистика (таблица № 1), проблема остается актуальной. Как нам видится, это обусловлено тем, что контролирующие интернет пространство органы не в состоянии отследить каждый форум, где приводятся суицидальная информация. Молодежные субкультуры, сленг и понятия постоянно меняются, например, сегодня всем
известное, казалось бы, безобидное слово «прикол» на уголовном сленге означает убийство неугодного с помощью заточки или спицы. К понятиям «синька», «синий» добавилось — «синигал», т. е. алкоголик, однако не так давно нашумевшее понятие «синий кит» («Киты плывут вверх», «Космический кит», «Белый кит», «Китовой журнал», «Море китов», «Океан китов», «Летающий кит», «разбуди меня в 4:20», «£57») к алкоголю и лицам, его употребляющим, прямого отношения не имеет [8]. Это игра, распространявшаяся через социальную сеть. Суть ее в том, чтобы под разным мотивом, в том числе угрозой смерти близких, подросток исполнил 50 опасных заданий (квестов), написанных куратором. Выявить нахождение подростка в подобной группе могут родители, зафиксировав определенные изменения в поведении ребенка и проверив его переписку в социальных сетях. Но ни одна автоматизированная система не обладает интеллектуальными и аналитическими способностями, определяющими негативную информацию.
Эффективность реагирования правоохранительных органов на обращения родителей во многом зависят от оперативности получения информации, поэтому для упрощения процедуры подачи заявления в Роскомнадзор и правоохранительные органы с просьбой проведения проверки необходимо принимать не только организационные, но и технические меры. В частности, целесообразно рассмотреть вопрос размещения, например, в браузерах кнопки «подать жалобу» аналогично, той, что используется в почтовых мессенджерах.
4. Разработка специальных сим-карт для несовершеннолетних. В настоящее время у преобладающего большинства подростков, за исключением, наверное, самых отдаленных уголков нашей страны, имеются мобильные средства связи с расширенными мультимедийными возможностями. С одной стороны, они помогают контролировать ребенка, но с другой — позволяют бесконтрольно находится в виртуальной среде значительное количество времени. Современные устройства связи оснащены доступом к сети Интернет и соответственно подрост-
кам открыт доступ к нежелательным сайтам, содержащим запретную информацию.
При использовании предлагаемых сим-карт у родителей должен появиться полный доступ к мобильному устройству телефонной связи с возможностью блокировки/разблокировки, доступа к переписке, социальным группам, сайтам, группам в мобильных мессенджерах.
Данный перечень мер далеко не исчерпывающий. Остается вопрос, как закрыть детям доступ
к запрещенной информации при использовании своих и «чужих» персональных компьютеров? Свои пароли доступа подростки преодолевают, но они могут воспользоваться и чужими ПК. По опыту одного из авторов, 13-и летний подросток без труда обошел штатную защитную систему Windows 7 «Родительский контроль». Поэтому главным профилактическим методом суицидальных наклонностей является психологическое воздействие самих родителей.
Список литературы:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2. О деятельности Роспотребнадзора по реализации мер по профилактике суицидов у несовершеннолетних: информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: федер. закон от 6 января 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
4. Выступление В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России от 28.02.2018: официальный текст. [Электронный ресурс]. URL: https^/мвд. рф/news/item/12414375/ (дата обращения: 28.09.2018).
5. Аносов А. В., Ищук Я. Г. Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних: направления, содержание, меры // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45).
6. Беляева Л. И. Нарушения прав ребенка и их социальные последствия // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4.
7. Минаева Е. В. Склонение к самоубийству с использованием сети Интернет: Опасность и правовая оценка. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/72930892 (дата обращения: 28.09.2018).
8. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс]. URL: http://teenslang.su/id/26887 (дата обращения: 06.11.2018).
9. Трунцевский Ю. В., Сумачев А. В. Права ребенка и секс-индустрия (подрастающее поколение России нуждается в государственной защите от разлагающего влияния безнравственной продукции) // Государство и право. 1999. № 2.