Научная статья на тему 'О менеджменте и перспективах Московской горной школы'

О менеджменте и перспективах Московской горной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / MANAGEMENT OF HUMAN BEINGS / ВУЗ / INSTITUTE / ГОРНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ / MINING ENGINEERS / МЕНЕДЖМЕНТ / РУКОВОДСТВО ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганицкий В. И.

Дано определение термина «менеджмент», как управления социально-экономической системой в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MANAGEMENT OF AND PROSPECTS MOSCOW SCHOOL OF ROCK

Given the definition of the term «management», as the management of socioeconomic systems in conditions of market economy.

Текст научной работы на тему «О менеджменте и перспективах Московской горной школы»

© В.И. Ганицкий, 2013

УДК 65.012 В.И. Ганицкий

О МЕНЕДЖМЕНТЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ МОСКОВСКОЙ ГОРНОЙ ШКОЛЫ

Дано определение термина «менеджмент», как управления социально-экономической системой в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: управление, менеджмент, руководство людьми, вуз, горные инженеры.

Менеджмент и руководство

В девяностых годах двадцатого столетия термин «менеджмент» прочно вошел в нашу практику как синоним более привычного «управление». Однако единого, общепринятого понимания и определения до настоящего времени не существует.

Хотя к настоящему времени преобладает понимание, что менеджмент в качестве объекта управления имеет только общественные, искусственно созданные системы, например, производство. Поэтому закономерности, принципы и проблемы менеджмента вытекают в основном из политических, экономических, социальных целей, путей и форм развития конкретного общества.

Соответственно термин «менеджмент» следует трактовать как управление социально-экономической системой в условиях рыночной экономики. При этом название «менеджер» должно рассматриваться:

— как должность - работающий в области организации и управления работник, независимо от его образования и специальности («менеджер торгового зала», «менеджер по туризму»);

— как профессия — лицо, окончившее вуз по любой специальности, длительное время проработавшее на

руководящих должностях (накопившее опыт профессионального руководства и организации) и получающее от этой работы средства к существованию;

— как специальность - лицо, окончившее вуз по данной специальности (менеджер, менеджер организации и т.д.) и имеющее подтверждающий это документ установленного образца (диплом).

Дальнейший анализ термина «менеджмент» показывает, что применительно к любому предприятию он складывается из двух частей: организация (систем, процессов) и руководство (людьми). О первой составляющей и ее роли в настоящее время мы уже писали (Горный журнал, 2011, №12). Что касается второй составляющей, то о ней стоит поговорить отдельно.

Чаще всего (традиционно) на предприятии лицом, принимающим решения, то есть организатором и руководителем остается технолог по образованию, (в частности, горный инженер).

Специалисты - менеджеры, выпускаемые рядом вузов, в том числе и горных, (специальность «производственный менеджмент») работают зачастую на любых неруководящих должностях (экономистами, бухгалтерами, рядовыми служащими, инженерами

отделов и т.д.). Следует, однако, считать, что на данном этапе специалист по научному менеджменту необходим как аналитик, консультант практического руководителя любого уровня по совершенствованию соответствующей системы управления, разработчик (а возможно и руководитель осуществления) мероприятий по такому совершенствованию.

Если же говорить о развитии научного менеджмента как практического управления производством, то, на наш взгляд, наиболее реальным и эффективным может быть путь, предусматривающий усиление управленчески-организационной подготовки горных инженеров -технологов. Основу современного менеджеризма составляет индивидуальное мастерство талантливых и специально образованных руководителей. В таком случае менеджер становится не только формальным руководителем, но и лидером в полном значении этого слова.

Известно, что в США и ряде других ведущих стран проблемы текущего управления производством сводятся к доминирующей роли «белых воротничков», управленцев — профессионалов. Фактически речь идет о высококвалифицированных разносторонне развитых специалистах,

инженерной элите.

Считаю, что подготовка именно таких специалистов в ближайшее время должна и может быть организована в Московском горном университете.

Миссия и перспективы МГГУ

Знакомясь с историей Московского горного университета, в первую очередь замечаешь, что в течение всего периода его существования периодически возникает вопрос о его необходимости вообще и о целесообраз-

ности его нахождения именно в Москве. Эти вопросы дебатировались еще до создания института, в первые годы двадцатого столетия, потом к ним не раз возвращались и даже на короткий, правда, срок реорганизовывали МГИ в институт радиоэлектроники (МИРГЭМ).

Эта проблема возникла и в настоящее время, получив уже реальное воплощение (Приказ и.о. Министра образования и науки РФ A.A. Фур-сенко №398 от 14.05.12). Вообще сама по себе проблема «интеграции», укрупнения вузов не так уж и плоха. Она имеет свои положительные стороны. Но только в том случае, если при этом сохранятся достигнутые каждым вузом учебно-научные результаты, традиции вуза и, главное, его кадры, сложившиеся за много лет научные школы.

Полагаю, что такой вуз, как наш -существующий уже около столетия -заслуживает сохранения этих имеющихся достижений. Тем не менее, не стоит отмахиваться от некоторых законных вопросов:

— что такое МГГУ, что он должен из себя представлять?

— нужен ли такой вуз именно в Москве?

От ответов на эти вопросы зависят и многие другие соображения, в частности: есть ли у вуза общие цели и дела, какие?; наконец, самое главное: каково наше будущее, к чему нам следует стремиться?

Попробуем, опираясь на факты, поискать ответы на эти, самые кардинальные проблемы. Они, мне представляется, могут быть убедительно обоснованы именно при рассмотрении самого определения «московский горный», в его широком толко-

вании, как «извлекающий пользу из недр», при условии его нахождения в столичном мегаполисе.

Основное предназначение, цель, условие комфортной жизни людей -освоение богатств природы, при сохранении условий их воспроизводства.

В частности, предназначение горняков - разумное использование недр, с точки зрения геологии, географии, сохранности геосферы (территорий, ландшафтов) и т.д.

Россия — сырьевая страна, поэтому горное дело - основа ее экономики. И это не только газ и нефть. Прежде всего, это - уголь (который остается актуальным и по сей день), это разнообразные руды - залог развития металлургии и, соответственно, машиностроения, это горно-химическое сырье, это, наконец, природные строительные материалы, начиная от камня и кончая песком. Огромный спектр полезных ископаемых, не говоря уже просто о подземных пространствах, назначение которых разнообразно, а создание настоятельно необходимо особенно в современном мегаполисе. И все это - сфера труда горняков. И никто пока еще не посчитал, сколько и каких же нам надо горных инженеров, техников, да и просто трудящихся для этой сферы.

Исходя из сказанного, миссию горного вуза в нашей стране и обществе, в частности, московского, кратко можно сформулировать следующим образом.

1). Подготовка профессионально высококвалифицированных, широко образованных специалистов - горняков (обладающих передовыми, научными методами освоения недр, ответственностью, личной инициативой, решительностью и мужественностью, чувством коллективизма);

2). Воспитание у таких специалистов кроме профессиональной высокого уровня общей культуры, соответствующего современной цивилизации. Для московского вуза эта задача особенно актуальна и выполнима, учитывая возможности Москвы;

3). Поддержание и развитие горной науки во всем ее многообразии, широкое и ускоренное внедрение ее в практику; что особенно эффективно при возрождении складывающихся десятилетиями научных школ и активной поддержке наших же воспитанников.

Объединение трех этих задач определяет главное направление развития МГГУ: формирование школы подготовки элитных кадров горняков, в первую очередь - научно-педагогических, способных продолжить и развить лучшие традиции МГА - МГИ, создававшиеся на протяжении нескольких десятилетий.

Кроме всего сказанного, учитывая все еще сохраняющийся высокий научный и педагогический потенциал МГГУ, наш вуз мог бы стать центром переподготовки, повышения квалификации работников горной промышленности (всех горняцких профессий), в соответствии с научно - техническим прогрессом в этой сфере.

В свете этих соображений перспективы дальнейшего развития МГГУ представляются следующим образом.

1. Разработка и принятие единой программы подготовки и переквалификации современных горных инженеров, предусматривающей, в частности, сокращение численности обучающихся, укрупнения и сокращения числа специальностей за счет их интеграции и содержания (на основе потребностей промышленности).

2. Осуществление целевой подготовки специалистов не только по про-

филям специальностей, но и по уровням и назначению (наука, проектирование, административная деятельность).

3. Осуществление тесной связи между уровнем квалификации (выявляется в ходе обучения) специалистов и их категорийности, обуславливающей их профессиональную деятельность.

4. Широкое использование в учебном процессе современных достижений горной науки, как отечественной, так и зарубежной; в том числе - научных школ МГИ - МГГУ.

5. Превращение МГГУ в эффективный центр воспитания современной технической интеллигенции, способной возглавить все дальнейшие прогрессивные преобразования в горном деле.

Какими бы дерзкими и нереальными не представлялись перечисленные задачи, они вполне осуществимы при наличии политической воли и профессионального патриотизма, при объединении горной общественности вокруг единой цели сохранения и эффективного развития МГГУ.

Существенное значение в решении этих задач могут сыграть наработки кафедры ОУГП МГГУ в области научного менеджмента при условии проведения специальных курсов в преподавательском коллективе МГГУ.

Судьбы горной науки.

В 2008 году в связи с девяностолетием московского горного был издан фундаментальный двухтомник «Научные школы МГГУ». Издан, надо сказать, великолепно: на отличной бумаге, с цветными иллюстрациями, обшим объемом более 1300 стр. Спасибо успешному главе нашего издательства «Горная книга» Ё.Х. Гитису, еще раз доказавшему свои издательские способности.

Смущают, однако, некоторые аспекты этого труда. То, что вся история научной деятельности университета изложена в мажорных тонах, с упором на успехи современных руководителей, понятно (пишем сами о себе). Но при ближайшем рассмотрении ясно, что это не столько «школы», сколько неполное перечисление современных кафедр МГГУ и некоторых направлений их деятельности. Приведенные в сборниках статьи касаются в основном частных вопросов, мало связанных (по крайней мере, эта связь не показана) с развитием соответствующих, изначально сформированных научных проблем. Но главное огорчение возникает при анализе существа вопроса.

Дело в том, что некоторые яркие направления исследований упомянуты только вскользь и не отнесены к категории «научных школ», хотя вполне соответствуют этому определению. Так получилось с многочисленными работами по технологии подземной разработки угля, проводимыми под руководством акад. А.М. Терпигоре-ва, профессоров С.Д. Сонина, А.С. Бурчакова; работами по гидромеханизированной и подводной добыче (проф. Г.А. Нурок) и рядом других.

Более того, из материалов упомянутых «фундаментальных трудов» вытекает, что горная наука, интенсивно формировавшаяся в первой половине XX столетия, за последние 30 - 40 лет, по крайней мере, в МГГУ, практически перестала развиваться: соответствующими поколениями ученых МГГУ за этот период принципиально новых направлений в горной науке не создано. Исключение составляет, пожалуй, только школа проф. В.А. Харченко, изучающая проблемы роли в горном деле экологии природной среды.

Ни в коей мере не хотел бы это относить на счет слабой квалификации

или недостаточной работы наших ученых. Но тогда остается только одно объяснение, вытекающее из содержания сборника: при современном уровне научно - технического прогресса возможности «прорыва», т.е. развития «вширь», открытия новых направлений, научных школ в горной науке исчерпаны. Следующим поколениям ученых остается развитие науки «вглубь», т.е. решение частных проблем в рамках существующих научных школ.

Возможно, в пределах обозримого будущего дело обстоит именно так. Однако, представляется, что существует иной, более продуктивный путь развития горной науки.

На наш взгляд, мощный импульс к ускоренному развитию горного дела в нашей стране могло бы дать объединение трех его сфер: горной науки, горного образования, горного производства.

Для нас такая интеграция, видимо, означала бы необходимость обобщения наработанных научных положений, уменьшения специализации и повышения квалификации руководителей научных направлений, объединения научных усилий ученых, производственников и педагогов для совместного поиска новых решений, совершенствования имеющихся достижений, расширения возможностей их использования. Одним из направлений, имеющим непосредственное отношение к затрагиваемой нами проблеме -повышению роли в обществе инженеров новой формации -могла бы стать функционирующая в МГГУ много лет научная школа «управления людскими ресурсами», успешно развивающаяся под руководством профессора, д. эк. наук Джульетты Гургеновны Даянц.

В целом же наиболее перспективным путем решения этой проблемы

следует считать создание Корпуса (союза) горных инженеров — менеджеров, как объединенного единой целью и задачами сообщества. Коротко эта цель должна звучать так: возрождение престижа и соответственно практического значения горной науки в российском обществе.

Корпус горных инженеров

Недавно были изданы две небольшие книжечки под общим названием «Корпус горных инженеров» (автор -Л.Х. Гитис). Леонид Хаскелевич, насколько мне известно, по образованию, вообще — то не горняк, но давний и активный сторонник развития МГИ - МГГУ. Его деятельность за последние пару десятилетий отличный пример удачного сочетания личных и общественных интересов.

В названных книжках, я считаю, поднят очень важный вопрос: о необходимости объединения отечественных горных инженеров с целью создания единой государственной системы горного производства, горных наук и горного образования, то есть объединения производственного опыта и интеллекта институтской профессуры, что должно существенно повысить эффективность отраслевой экономики, возможности решения технологических и социальных задач. Следует сразу сказать о том, что теоретическую часть проблемы дальнейшего развития горной науки должна была бы принять на себя АГН РФ. Но в настоящее время ее связь другими видами деятельности, в частности, роль в вузовской науке очень мала.

Кроме многих практических результатов названного объединения для горняков, оно, по мнению автора упомянутых брошюр, позволит «отработать модель организации деятельности жизни технической ин-

теллигенции для воплощения ее в отраслях народного хозяйства».

Полностью поддерживая эту идею, считаю, что в ее реализации большую роль может сыграть Клуб выпускников МГИ - МГГУ, где наработаны некоторые формы и методы развития связей горняков, повышения их корпоративности. И не так уж важно, как структурно будет выглядеть наш вуз -здесь могут быть самые неожиданные варианты (один упомянутый приказ и.о. нашего министра чего стоит!). Но «дух горняцкий», горняцкая закваска, наша профессиональная гордость не должны пропасть. Горняки для России и впредь должны принадлежать к элитной части ее общества.

Что дальше?

Осуществление предлагаемых реформ не терпит отлагательства. Те члены нашего коллектива, кто постарше, конечно, знают, что для горняков взаимопомощь, поддержка, сплоченность - непреложный закон, им объяснять это не надо. Но преподавательская молодежь... им это тоже необходимо усвоить в первую очередь. Здесь, к сожалению, все чаще приходится сталкиваться с индивидуализмом во всем, особенно на бытовом уровне.

А ведь все качества, необходимые для жизни в коллективе, воспитываются десятилетиями. Кто будет прививать их молодым уже через 5 -10 лет?

Кроме того, оценка умственного труда в нашем обществе вообще нынче — одна из самых низких: «зачем нам свои квалифицированные спе-

циалисты? Из-за границы выпишем!» — и платим им баснословное жалование. Хоть в футболе, хоть где. Может быть поэтому большинство ученых вынуждено заниматься какими-то посторонними делами, чтобы обеспечить себе и своим семьям приемлемый уровень жизни? До науки ли здесь!

Поэтому для решения поставленных проблем, особенно нужны энтузиасты. Очень надеюсь, что в нашей среде такие еще имеются. Насколько я понимаю, наш вуз всегда этим отличался.

К глубокому сожалению, многие привычные горняцкие и вузовские традиции бесследно исчезают. Что ж, приходится признать, что люди как создают традиции, так и губят их. А разрушать, как известно, — не строить. Только вот разрушенный научный и учебный потенциал восстанавливать придется годами, если не десятилетиями.

Вспомним, в Декрете о создании Горной академии записано, что она должна стать «объединяющим центром, вокруг которого сосредоточились бы всевозможные интересы горной и соприкасающихся с ней отраслей промышленности всей средней России».

Не это ли основная задача для нашего нынешнего руководства и профессуры! Возможно, ее решение позволит возродить самостоятельность и научно - педагогический потенциал Московского государственного горного университета, обеспечив его эффективное использование в инженерно - управленческой революции. ггтте

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Ганицкий В.И. — доктор технических наук, профессор, Московский государственный горный университет, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.