К 90-летию Владимира Васильевича Ржевского
(1919-1992)
£»етверть века коллектив Московского гор-'Ч ного учился, работал под руководством В.В. Ржевского, и это были непростые годы, когда закладывался фундамент дальнейшего развития вуза. Но испытания, выпавшие на долю сотрудников, аспирантов, студентов института и его ректора, закалили коллектив, сплотили его вокруг решения важных стратегических задач, научили, не боясь трудностей, идти в ногу со временем. А трудностей хватало, и без волевого, энергичного, инициативного руководителя справиться с ними было бы сложно.
Вспомним хотя бы, как пришлось отстаивать «московскую прописку» института ценой его переименования. Дело было так.
В начале 60-х годов Москве потребовались площади для развития радиоэлектроники. Проезжая по Ленинскому проспекту, Н.С. Хрущев обратил внимание руководителя электронной промышленности на комплекс зданий МГИ и двух других вузов. Для института наступили тревожные дни. После одного из выступлений Н.С. Хрущева остро встал вопрос о перебазировании МГИ из Москвы. Рассматривались варианты: Тула, Шахты, Чита.
Когда в верхах был подготовлен проект решения о передаче помещения Московского горного института вновь организуемому институту радиоэлектроники, он поступил для визирования к заместителю председателя Совета министров СССР А.Ф. Засядько, коренному шахтеру. В.В. Ржевский организовал «поход» нескольких известных ученых к
А.Ф. Засядько. Выслушав доводы представителей института, Зампредсовмина сделал небольшую приписку: к названию «Московский институт радиоэлектроники» добавил «и горной электромеханики» (МИРГЭМ).
Так небольшое изменение в названии позволило сохранить в институте, - как позже сказал сам А.Ф. Засядько, - «чуточку горного». Только в 1966 г. институту было возвращено прежнее имя. Основной задачей МГИ опять стала подготовка кадров для горно-добывающих отраслей промышленности. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 сентября 1966 г. на МГИ возлагались функции базового института в системе высшего горного образования, подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров для всей страны.
Институт был спасен, правда, попытки ликвидировать его повторялись и позднее. Чтобы успешно «вести войны» за институт, В.В. Ржевскому необходимо было восстановить статус горного дела как науки. Известно, что с уходом из жизни академиков А.М. Терпигорева, А.А. Скочинского, Л.Д. Шевякова, чл. -корр. А.О. Спиваков-ского и других ученых в Академии наук СССР возобладало мнение, что «горное дело» - это «дело», а не наука. Горное отделение в Академии наук было ликвидировано, Институт горного дела АН СССР вывели из состава Академии наук и переселили из специально построенного для него здания на ул. Вавилова в поселок Панки, под Москву.
В. В. Ржевский и Б.А Кутузов на субботнике по расчистке «пятна застройки» нового корпуса МГГУ
Однако усилиями В.В. Ржевского, академиков Н.В. Мельникова, М.И. Агошкова и других ученых постепенно «горное дело» вернуло себе статус «горной науки». Это привело к созданию отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук в АН СССР, формированию ИПКОН и других НИИ.
Не менее важная заслуга В.В. Ржевского на ректорском поприще - строительство нового здания института и двух корпусов общежития, а также капитальная реконструкция старого здания. В этом очень сложном строительстве, при ограниченных ресурсах, когда приходилось ежедневно преодолевать многочисленные препятствия, проявился талант В.В. Ржевского - организатора, инженера, идеолога, политика, ежедневно в течение многих лет не только принимавшего стратегические решения, но и лично руководившего всеми делами, которые были связаны с возведением новых корпусов и капитальных перекрытий в старом здании.
В 1970-е годы создавался учебно-экспериментальный центр «Эльбрус». Наличие в окрестностях центра законсервированного угольного месторождения, а также месторождений мрамора, гранита и других облицовочных природных материалов позволило организовать силами студентов и преподавателей экспериментальное производство. На этом учебноэкспериментальном предприятии студенты проходили геологическую, геодезическую, учебную и производственную практику. Здесь же в производственных условиях проверялись оборудование и технологии, разрабатываемые учеными МГИ.
Нельзя не отметить и вклад В.В. Ржевского в модернизацию Московского горного: ему удалось обновить традиционные горняцкие специальности, создать новые, развить техническую базу. Появилось новое научное направление - физика горных пород и процессов. С 1961 г. по инициативе проф. В.В. Ржевского группа молодых ученых - Г.Я. Новик, В.В. Носов, В.С. Ямщиков, О.П. Якобашвили и другие начали на кафедре открытых работ исследования в этой области. Направление вылилось в самостоятельный раздел горной науки.
В институте были созданы новая специальность, соответствующая кафедра, а затем и факультет. Идея подготовки горных инженеров-физиков заключалась в том, чтобы при сохранении практической направленности горного инженера выделить больше времени для углубленного изучения специфических процессов горного производства (термодинамические процессы, процессы внезапных выбросов и горных ударов, разрушения горных пород и т.д.).
Эффективно развивалась «гидромеханизационная» ветвь школы открытчиков. В 1965 г. на кафедре начались исследования по созданию технологии подводной добычи; в 1966 г. впервые в отечественной практике была осуществлена подводная добыча ильменит-рутил-циркониевых песков на Балтийском море. Владимир Васильевич активно поддержал это направление. Весной 1967 г. в соответствии с решением коллегии ГКНТ СССР при кафедре ТО МГИ была создана Проблемная научно-
исследовательская лаборатория по подводной добыче полезных ископаемых со дна морей и океанов (ПНИЛ).
Академик В.В. Ржевский со своими «птенцами» (дружеский шарж Г.Г. Ломоносова). Сидят в «гнезде»: Ю.И. Анистратов, С.А. Ильин, В.В. Истомин, Г.Г. Ломоносов, П.И. Томаков, В.С. Ямщиков, В.И. Ганицкий, С. С. Резниченко и др.
Кафедра ТО (60-е годы).
Сидят (слева направо): Л.Н. Молочников, И.К Наумов, Н.А. Малышева, Г.А. Нурок, В.В. Ржевский, П.В. Скворцов, И.И. Русский, П.И. Томаков.
I B.C. Коваленко I .
і - ■ —^--------1 І Е.Л. Кононепко -1
______1 г — J I JI.H. Молочников I
І І ВВСилаг. J j Л.Л.Кулешо. \ /
Б.Р. Ракише*
I H.H. Медников j
x
irJL
I JI.H. Kaiunap ]
НЛ. Репин і -_______________. . —
_ 1 j [ E.E. Шешко j ^
I Mf.OW."U Д.Я.ССТ I ІДЛЯ™і] I Нерусский] / I ю.В Бубне |
н\.Мапыш'.а ] ГI ^7 /
J ЮД. Буянов \ Иод,Рни І І Я>Д. Еруякин \ \ B.C. Ямщиков \ ^ Иогик |
І Г.Д. Афанасенко
Ю.И.АниГтр'МО. j I £jHy~K ~|
Й.Я. PyCUXUH M Я.М Ялтанец |
I &A Картозия
\~Л.М. Гейман м: Л//. Боярский
j Діі Пучков
АЛ. Бобрышев
. *■-------^ I j7.C. Леьбенев 1
| А.П. Дмитриев L 1 ~ j ОА. Гончаров |
^ Y Ю И. Протасов
_ | А/! Зильбершмидт |
| &//. Кутузов j
і ■■ 11 СЛ. Ильин I
Г Ю.А. Черн его* I I----— •
У
В.В. Ершов |
Г.Г. Ломоносов I
В.К. Рубцов ~~]
В. П. Тарасенко ]
| С.С. Резниченко~\ | А.М. Гальперин ] | В.А. Белин
| M.A.HcmpTcfuuA | I М.И.В^^ y^JTJT^r)
I M.A. Ревазов j I \ t ^
r-----------\ю.П.Астаф>^\ І СД. Короба^ ,
І В.В. Дасковский \ '--------1----- \ | C.B. Ржевская |
Д.Г. Даямц
T_________, I И.Б. Табакмаи |
І В.И. Ганицкий |
Д^-Г«іміїї~|——B.M. Макаров \
Школа академика В. В. Ржевского - доктора наук и руководители направлений (середина 90-х годов XX в.)
Среди стоящих (слева направо): Г.Г. Ломоносов, НИ Рогатин, В.Н. Сиренко, С.А Ильин, К).И. Анистратов, В.В. Истомин
О возникновении и развитии управленческого научного направления в деятельности В.В. Ржевского известно меньше, чем об остальных. Начало этих р абот относится к 60-м годам, когда Владимир Васильевич усиленно занимался проблемами научного обоснования развития горных работ в карьерах, что выражалось в его исследованиях, посвященных проектированию и планированию горных работ.
К концу 60-х гг. в работе проектировщиков стали использоваться ЭВМ. Отлично понимая перспективы применения вычислительной техники, В.В. Ржевский принял решение создать кафедру «исследования операций» (заведующий - молодой доктор наук Б.М. Воробьев) и чуть позднее - кафедру вычислительных машин (заведующий -М.И. Варийчук). Математические методы и ЭВМ стали внедрять не только в науку, но и в учебный процесс.
Научно-исследовательские работы при В.В. Ржевском были организованы по проблемному принципу, позволяющему сконцентрировать усилия ученых разных специальностей на решении актуальных задач горнодобывающих отраслей. Было выделено шесть крупных проблем, формулировки которых полностью отвечали духу времени: шахта; рудник; карьер будущего; физические и химические процессы горного производства; строительство подземных сооружений; подводная добыча полезных ископаемых. Эта система организации научно-исследовательских работ имела много преимуществ перед традиционными кафедральными и даже факультетскими формами, способствуя возникновению новых идей на стыке наук и специальностей, конкретизации целей и задач комплексных исследований. Активная научная работа вела к совершенствованию учебного процесса: подготовке учебных планов, учебных программ и в дальнейшем - к написанию учебников. Написание учебников В.В. Ржевский считал долгом ученого и педагога. И сам стал автором нескольких фундаментальных учебников по открытым горным работам. «Пока не написан хороший учебник по дисциплине, науки такой еще не существует», - говорил Владимир Васильевич.
Умело руководя коллективом, привлекая к работе талантливых ученых, молодежь, В.В. Ржевский, продолжив дело Е.Ф. Шешко, сформировал сильную научную школу. Основное ядро школы В.В. Ржевского включает в себя не менее 63 докторов наук, профессоров и 10 кандидатов наук, возглавлявших отдельные направления. Насчитывается более 70 человек, считавших себя учениками его школы. К глубокому сожалению, сегодня многих уже нет в живых, но остались их учебники, справочники, монографии, методические пособия, и, конечно же, на «древе» их учеников появляются все новые ветви.
И будут появляться, пока стоит Московский горный. И мечта В.В. Ржевского о том, чтобы меньше породы уходило в отвалы, наверное, осуществится, если не на карьерах, то в науке и в методологии преподавания. Место технической мысли не в «отвалах» отчетов, а в книгах и статьях, тогда знания попадут точно в цель.
Владимир Васильевич Ржевский навечно сохранится в памяти всех, кто имел счастье учиться у него, жить и работать рядом. А они, в свою очередь, передадут эту память следующим поколениям.
В статье использованы материалы из книг:
1. Владимир Васильевич Ржевский в нашей памяти: Воспоминания/Сост. В.И. Ганицкий. -М.: Издательство МГГУ, 2005. - 271 с.
2. Московский горный. - М.: Издательство МГГУ, 1998. - 370 с.