Научная статья на тему 'Методологические и организационные проблемы формирования корпуса горных инженеров России XXI века'

Методологические и организационные проблемы формирования корпуса горных инженеров России XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические и организационные проблемы формирования корпуса горных инженеров России XXI века»

СИМПОЗИУМ «СОВРЕМЕННОЕ ГОРНОЕ ДЕЛО: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

' ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА РЖЕВСКОГО

29.01.96 - 2.02.96 г

В. И. ГА НИЦКИЙ.

Московский государственный горный университет

Методологические и организационные проблемы формирования корпуса горных инженеров России XX! века

1. Вводные положения: подготовка инженеров на рубеже веков.

Начинающийся 1996 год для высшей школы - рубежный: в этом году мы принимаем на первый курс студентов, которые станут первыми горными инженера-ми XXI века (выпуск 200) года). Этим нашим выпускникам предстоит работать и руководить горной промышленностью минимум три-четыре десятилетия после двухтысячного года.

Кроме того, надо полагать (несмотря на интенсивное старение пед-состава вузов), что большинство действующих преподавателей будет участвовать в подготовке и выпуске инженеров “образца” и 2005, и 2010, а возможно и 2015 годов. Значит, в течение всей первой [ половины XXI столетия горная промышленность России “обречена” пользоваться плодами нашего труда. Это будут специалисты и руководители, в профессиональное сознание и мастерство которых основу, базу должны заложить мы, сегодняшние преподаватели и ученые.

Понятно поэтому, что задача номер один для современных педагогов и ученых - правильно познать и использовать в своем труде те требования, которые будет предъявлять общество к горным инженерам того времени.

Между тем в течение последних че-тырех-пяти лет во многих вузах, в том числе - в МГГУ происходит интенсивная ломка формировавшихся десятилетиями

учебно-воспитательных традиций, структуры и содержания учебного процесса, связанная в основном с двумя обстоятельствами:

- переход на двух и трехступенчатое обучение (осуществляемый, кстати сказать, абсолютно без учета потребностей про м ы шлен ности);

- резкое сокращение объема и качества практической подготовки студентов, вызванное ликвидацией производственных практик, реальных курсовых и дипломных проектов и т.д. В качестве иллюстрации может служить сравнение учебных планов любой специальности.

В результате уже в этом году мы вынуждены решать проблему, что делать с большой армией “горных бакалавров", которые к горному делу практически никакого отношения не имеют.

На наш взгляд, решение этой проблемы требует некоторого дополнительного анализа.

2. О роли горной промышленности в развитии общества и экономики России.

Известно, что с давних лет Россия является горнодобывающей державой. При этом миссия горнодобывающих отраслей в развитии общества никогда не сводилась только к тому, чтобы побольше добыть, да повыгоднее продать. Конечно, наши недра - это наше национальное богатство, как и во всякой стране, добыча полезных ископаемых - основа

экономики. Но кроме чисто экономической категории богатства недр России служат основой социального развития общества.

Освоение Урала и Западной Сибири, Кольского полуострова, Крайнего Севера (Норильск, Воркута, Магадан), КМ А, Дальнего Востока (Приморье, Сахалин), регион БАМа, Якутия - все это результаты развития горной промышленности. И во все времена, начиная от Петровских, задача стояла однозначно: это наша Земля, нам на ней жить, и жизнь эта должна быть полноценной.

Мне пришлось в течение нескольких лет проработать в Норильске. Это были 50-60 годы. За четыре-пять лет в голой тундре был построен отличный угольный разрез, поселок, создана необходимая инфраструктура. А затем - освоение месторождений Талнака и т.д. Когда в начале 60-х годов Норильск впервыне посетила канадская делегация, их специалисты были потрясены: почти на 70-й параллели такой город! В таких природных условиях в Северной Америке использовался только вахтовый метод ведения горных работ. А в Норильске к этому моменту население уже перевалило за миллион. И все эти люди жили полноценной, насыщенной трудовой и культурной жизнью.

Можно утверждать, что в этом -основа нашей Российской, национальной социально-экономической идеологии. На протяжении десятилетий одним из передовых носителей этой идеологии являлись горные инженеры, в частности - выпускники Московского горного института,

3. Роль кадрового инженерноуправленческого потенциала.

Одной из важнейших исторических черт завершающегося двадцатого столетия является приобретение доминирующей роли в жизни общества инженерной мысли, практической инженерной деятельности. Ярким примером значения

труда и творчества инженеров служит развитие горного производства, превращение узкой сферы добычи ограниченного числа и объема полезных ископаемых из горного искусства в одну из наиболее массовых, многопрофильных современных отраслей промышленности, прочно базирующуюся на глубоких инженерных знаниях, разработках, практике.

На протяжении нескольких десятилетий в Советском Союзе горных инженеров выпускали около сорока вузов и факультетов, что позволило создать во всех горнодобывающих отраслях и регионах мощный инженерный потенциал. Начиная с 30-х годов вплоть до 80-х во всех горнодобывающих регионах страны интенсивно формировался корпус отечественных горных инженеров, получивших специальное образование и научную подготовку на базе нескольких ведущих горных школ, в первую очередь - Московский. И не случайно общественный статус этих специалистов всегда был весьма высок. Достаточно вспомнить, что когда в конце 50-х годов в стране начали формироваться совнархозы, многие из них возглавили горные инженеры - бывшие руководители добывающих предприятий и отраслей.

К началу 90-х годов сложившаяся в стране система подготовки горных инженеров позволила обеспечить достаточно высокий уровень насыщения всех горнодобывающих отраслей дипломированными руководящими кадрами.

Так, на предприятиях и в организациях угольной промышленности в 1990 г. из общей численности около 2 млн.человек работало 500 тыс. специалистов, из них 167 тыс. (32,8%) имели высшее образование. 44% всех инженерно-технических должностей было замещено специалистами, окончившими вузы.

Хотелось бы более подробно остановиться на особенностях и традициях подготовки инженеров в Московском горном институте, ныне МГГУ.

4. МГИ - кузница горняцких кадров,

В первом выпуске истории Московского горного института, написанном около тридцати лет назад, цель и главные задачи вуза определены так:

“Московская горная академия должна стать центром не только подготовки инженеров для горной промышленности, но и развития горной науки, подготовки профессорско-препода-

вательских и научных кадров, а также центром распространения горно- технических знаний среди рабочих” [1].

Вся семидесятилетия я история существования Московского горного свидетельствует о том, что эти задачи решались коллективом постоянно и очень результативно. Уже в первые десятилетия своей деятельности институт прочно завоевал лидерство среди известных горных школ Советского Союза, превратившись в настоящую “кузницу” горняцкий кадров и центр научных и инженерных знаний в области горного дела.

К настоящему времени институтом подготовлено более сорока тысяч специалистов, в том числе - несколько тысяч кандидатов наук и докторов наук.

За этот период выросли, сформировались второе и третье поколения горных инженеров: дети и даже внуки многих бывших студентов МГИ уже стали известными специалистами, учеными, преподавателями и профессорами нашего и других вузов.

Подавляющее большинство выпускников МГИ-МГГУ успешно трудились и трудятся в горной промышленности и смежных отраслях, определяя собой интеллектуальный потенциал горных наук и горного производства.

С этой точки зрения интересно проанализировать роль выпускников МГИ на разных уровнях управления горным производством.

По некоторым статистическим и экспертным данным, к середине 80-х годов доля выпускников МГИ среди об-

щего числа горных инженеров в угольной промышленности составляла ( в %):

на уровне управления шахтами, разрезами, ОФ - порядка 36;

на уровне управления объединениями - до 60;

на отраслевом уровне, в том числе на уровне руководящего состава МУП СССР - около 70.

Очевидно, что это положение выпускников МГИ в горной промышленности определяется их высоким уровнем квалификации и профессионализма, что в первую очередь является заслугой про-фессорско- преподавательского коллектива института.

Рассматриваемый состав руководителей угледобывающих предприятий относится преимущественно к выпускникам конца 50-х - начала 60-х годов ( люди, проработавшие на производстве 20-30 лет). Для института это были годы резкого подъема активности учебного и научного процессов, когда на базе ряда солидных научных школ начали бурно развиваться новые перспективные направления: комплексная механизация и автоматизация горного производства, использование математических методов и вычислительной техники в горной науке и практике, физические и химические методы исследований и разработки пород и массивов и т.д.

Признанным лидером этого интенсивного развития и движения учебнонаучной мысли стал ректор института -профессор, а затем член-корр. и академик В. В. Ржевский.

Благодаря его неуемной энергии, научной проницательности и широте мышления стал интенсивно расширяться фронт горных наук, значительно окрепли связи науки с производством, появилась целая плеяда молодых талантливых ученых и руководителей производства, энергично развивавших новые направления в науке, в практической деятельности по добыче и переработке полезных ископаемых.

В их числе профессора-руководители кафедр и факультетов МГГУ и других вузов То маков П.И., Ломоносов Г.Г., Гончаров С.А., Ревазов М.А., Ямщиков B.C., Анистратов Ю.И., Хохряков B.C., Астафьев Ю.П., Добрецов В.Б. Консультациями и помощью академика В.В,Ржевского пользовались многие руководители и крупные деятели горной промышленности Грицаев В.П., Виниц-кий К.Е., Малышев Ю.П., Трубецкой КН., Ильин С.А., Чаплин Б.Н., Чернегов Ю.А., Буянов Ю.Д., Полунин В.Т., Хро-нин В В., Галкин В.А. и многие другие.

В процесс формирования научных и руководящих производственных кадров высшей квалификации для горной промышленности наряду с академиком Ржевским В.В. в 60-70-е годы внесли огромный вклад ведущие профессора МГИ:

A.С.Бурчаков, А.П.Дмитриев, В.И.Солод, А.В. Топчиев, Н.М.Покровский,

B.Р.Именитов, К.З.Ушаков, Б.Н.Кутузов,

О.А.Залесов, Л.В.Гладилин и другие.

Даже краткий перечень фамилий и сфер деятельности наиболее известных выпускников МГИ свидетельствует о необыкновенной широте профессиональной подготовки, высоком инженерном и творческом уровне специалистов, подготавливаемых институтом.

С первых лет деятельности Московской горной школы сложилась традиция: ее выпускники кроме необходимой теоретической, сугубо инженерной подготовки получали хорошую трудовую закалку и организаторский опыт. Московский горный институт выпускал не просто горных инженеров: на 60-70% это были хорошо подготовленные, почто сложившиеся руководители производства.

Анализ многих “послужных списков” выпускников МГИ 60-70-х годов, выполненный несколько лет назад на базе данных подсистемы “Кадры” ОАСУ Ми-нуглепрома СССР, показал, что должностной рост этих специалистов происходит в 1,2 - 1,3 раза быстрее, чем у выпускников других горных вузов, причем их

продвижение по должностным лестницам является более устойчивым и стабильным.

На примере трудовой деятельности сотен выпускников МГИ можно оценить высокую роль горных инженеров не только в развитии и становлении собственно горного производства, но и в решении многих социально-экономических проблем советского общества в целом.

5. Социальные проблемы горного производства: использование кадрового потенциала.

В дореволюционной России, да и на протяжении многих лет в советское время социальный статус горного инженера в обществе был весьма высок, что обеспечивало и его высокий жизненный уровень.

В дальнейшем, однако, значимость горных инженеров в советском обществе стала снижаться, несмотря на значительный рост их численности, а возможно, -как раз благодаря этому росту, поскольку массовость подготовки и выпуска этих специалистов привела к снижению уровня их профессионализма и общественной, социальной активности.

Уже к концу 70-х годов горные предприятия стали испытывать трудности с замещением инженерами многих должностей линейных руководителей. Резко увеличилась текучесть руководящих кадров: в 1980-83 г.г. на угольных шахтах сменяемость руководителей составляла: директоров и главных инженеров -20-24%

начальников участков - более 33%

( на разрезах - 28-29%)

Существенно вырос переход специалистов с дипломами на рабочие должности: на 01.01087 по Минуглепрому СССР более 145 тыс. специалистов работало рабочими.

К моменту начала экономических реформ в России горные инженеры как социальная прослойка в обществе играли

весьма пассивную и малозначительную роль, что проявилось, в частности, очень наглядно в период шахтерского забасто-аочного движения.

За исключением относительно небольшой части руководящего состава горных инженеров-производственников, сумевших так или иначе вписаться в современные хозяйственно-экономические отношения и структуры, основная масса инженерного корпуса горняков занимает достаточно низкую ступень в социальной иерархии современного российского общества, с трудом дотягивая до уровня среднего слоя народонаселения.

6. Современное состояние и перспективы развития кадрового обеспечения горной промышленности.

Как известно, в последние 8-10 лет горная промышленность, как и вся экономика России переживает трудный период. Превалируют две тенденции:

- свертывание, сокращение объемов горного производства;

- приватизация, разгосударствление добывающих и перерабатывающих предприятий, в значительной степени со ставкой на зарубежные инвестиции.

Кроме тою во всех горных отраслях одной из явных тенденций является сокращение численности и снижение качеств кадрового состава предприятий в результате резкого ограничения притока молодых специалистов и свертывания различных форм работы с кадрами на предприятиях. Как результат отмечается старение инженерно-управленческих коллективов, общее падение их квалификации.

Кроме практического отсутствия прихода на предприятия молодых специалистов проблема усугубляется задержками выхода на пенсию руководителей и специалистов. Система повышения квалификации на предприятиях практически не работает.

В этой связи, на наш взгляд, возникают весьма актуальные вопросы:

- в чьих руках окажется через несколько лет одна из основных, базовых промышленных отраслей России;

- какую социально-экономическую идеологию будут исповедовать ее новые хозяева и руководители, какую политику они будут проводить.

Весьма знаменательно в плане этих вопросов одно не очень широко известное мнение, возникшее в горной науке и практике буквально в последние месяцы.

В 1994-95 г.г. в МГТУ защищено несколько докторских и кандидатских диссертаций, авторами которых являются достаточно высоко стоящие руководители горного производства (кстати, в основном, выпускники МГГУ), где рассматриваются и обосновываются различные проблемы рестуктуризации горной промышленности. Основные идеи, формулируемые в этих работах, сводятся к необходимости закрытия нерентабельных предприятий, рационального (с производственной точки зрения) перераспределения государственной поддержки предприятиями и т.д.

•Однако при этом практически обходятся молчанием не только возникающие социальные проблемы, но и важнейший вопрос кадрового обеспечения промышленности с новой концепцией развития.

•Между тем, сравнивая организационно-технические уровни отечественной и зарубежной горной промышленности, легко придти к выводу о нецелесообразности совершенствования, реорганизации и модернизации экономически невыгодных отечественных горных предприятий, технологических схем, технического оснащения. Высказываются мнения, что существенно эффективнее использовать хорошо отработанные, оправдавшие себя зарубежные образцы и варианты. Но при этом неизбежно должен возникнуть и следующий тезис о том, что не нужны и не обладающие соответствующей квали-

фикацией отечественные специалисты. Тем более, что современные прогрессивные техника и технология не требуют прежней огромной армии инженеров, ПОЗВОЛЯЯ обойтись небольшим числом специалистов “импортированных из-за рубежа или прошедших курсы обучения в Западных университетах.

7. Высшая горная школа - состояние и перспективы.

И вот уже практически разрушены почти все связи между производством и высшей школой. Предприятия наотрез отказываются от молодых специалистов (тем более - от участия в их подготовке). А вузы, пытаясь сохранить хоть какой-то уровень существования, меняют учебные планы, специальности, ищут выход в подготовке специалистов широкого профиля и т.д. Но социологические опросы показывают, что более 90% сегодняшних студентов горного университета не имеют желания работать после его окончания в горной промышленности.

В принципе, в этом нет ничего удивительного. Исследованиями, проведенными МГИ и ЦНИЭИуголь еще в 1992-94 г.г. установлено резкое падение престижа горняцких инженерных специальностей и профессий в среде жителей горнодобывающих регионов [2]. Социологические исследования, проведенные в семьях горняков, показали, что подавляющее большинство родителей, работающих на горных предприятиях, не хочет, чтобы их дети даже получив горное образование, возвращались для работы в горной промышленности.

Кроме того следует иметь в виду, что в МГГУ в последние годы значительно понизился процент студентов из горнодобывающих регионов [3]. Как следует из характеристик студентов, принимаемых на первый курс, на многих специальностях даже чисто горного профиля в последние годы обучаются преимущественно студенты-москвичи: по МГГУ в

1980-81 г.г. - 33-35%; в 1994-95 г.г. - 51% ( только на ТПУ - 26,5%).

С учетом всего сказанного представляется вполне вероятным значительное снижение роли МГГУ в решении кадровых проблем горного производства уже через 10-15 лет, и тем более - к середине следующего столетия. Легко представить также, кто и как будет развивать горную промышленность России в этом недалеком будущем.

Исходя из этого, полагаю обоснованным выдвинуть тезис о том, что на рубеже XX и XXI столетий для МГГУ приоритетной задачей становится не сохранение массовой подготовки многотысячной армии молодых малоквалифицированных инженеров, а обеспечение воспитания, выращивания нужных стране нескольких сотен эрудированных и энергичных специалистов - лидеров, истинных патриотов своего дела, имеющих желание, профессиональную подготовку и кроме того способных. Формировать правильную социально-экономическую политику в горняцких регионах.

Подготовка, воспитание, выращивание таких лидеров - важнейшая задача вуза, решать которую необходимо совместно с предприятиями и региональными административными структурами, в первую очередь заинтересованными в укреплении своего кадрового потенциала.

Для МГГУ решение этой задачи возможно в рамках как инженерной подготовки, так и магистратуры. Но в любом случае необходима разработка новых методологических подходов, форм и средств, обеспечивающих формирование не только высококвалифицированных, но и полностью дееспособных руководителей достаточно высокого уровня, а также создающих условия для их ускоренного “вживления” в производственноуправленческую среду.

8. Клуб выпускников МГИ - основа корпоративного возрождения.

Таким образом речь должна идти не только о теоретической подготовке, но в первую очередь - о воспитании у молодых специалистов практических инженерноуправленческих качеств предпринимательской хватки, инициативности, широты мышления, хорошей способности ориентироваться в сложной динамической среде. И главное - прочной и надежной “профессионально- идеологическо й ” баз ы (патриотизм, любовь и уважение к своему деду, к коллективу, к традициям).

Опыт такого воспитания у нас имеется, и немалый. Достаточно вспомнить несколько десятков молодежных лидеров 70-х - 80-х годов ( да и более ранних), которые успешно адаптировались к новым современным условиям жизни и экономических отношений. В частности, к ним относятся наши бывшие комсомольские вожаки: В. М. Безденежных,

Б.Ф.Муравлев, А.М.Азиев,

М.А.Брызгалов, В.И.Эйрих и другие.

Одной из форм содействия профессиональной адаптации молодых специалистов должен стать созданный в МГГУ Клуб выпускников “Традиции Московского горного”, предназначенный для закрепления и передачи профессиональных традиций, жизненного и производственного опыта, установления и укрепления корпоративных связей. Со временем Клуб может стать основной базой выращивания элитных специалистов, составляющих лидирующий отряд руководства горнодобывающими предприятиями и регионами.

В настоящее время сформировано несколько секций, проводятся регулярные встречи выпускников по интересам. Подготавливается первый выпуск сборника воспоминаний МГИ 30-х - 50-х годов: о преподавателях, студентах, горных инженерах. В сборник включены воспоминания профессоров В.А.Букринского, А. П. Дмитриева, М.А.Бурштейна,

Г.И.Нуждихина, С.А.Ильина, Н.А.Ма-лышевой, Е.Е.Шешко и других выпускников и преподавателей МГГУ.

Но главная задача Клуба - оказание помощи будущим специалистам - горнякам в их профессиональном и жизненном становлении.

9. Основные принципы новой концепции подготовки инженерных кадров для горной промышленности в 2001-2015 г.г.

Отбор наиболее перспективных молодых людей, шефство над их деятельностью опытных и занимающих достаточно высокое социальное положение членов Клуба, их индивидуальное обуче-' ние и профессиональное воспитание в рамках даже предусмотренных учебными планами форм практической подготовки -вот основные методические принципы решения указанной задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, для реализации этой идеи безусловно необходимо установление и жесткое исполнение ряда принципиальных положений организации учебного процесса. Концептуально они выражаются в трех моментах:

- кординальное повышение роли производственно-территориальных структур в формировании контингента обучающихся в вузе, в повышении объема и качества практической подготовки студентов, развития у них сильных мотивационных интересов и потребностей к деятельности в конкретной сфере и структуре;

- преобладание в процессе обучения практических, активных, деятельностных форм и методов обучения, обеспечивающих у учащихся самостоятельности и навыков конкретной профессиональной деятельности;

- жесткий отбор учащихся и дифференциация программ обучения на всех стадиях в соответствии с реальными достигаемыми результатами.

В частности, третий принцип должен обеспечить возможность как можно более раннего профессионального воспитания и индивидуального обучения бу-

дущих специалистов. Применительно к формирующейся трехступенчатой системе образования может быть предложена схема дифференциации обучения на базе конкурсных отборов для прохождения дополнительных видов обучения (зарубежные практики, спецсеминары известных специалистов и ученых, изучение опыта передовых предприятий и фирм и т.д.) Важнейшее условие повышения качества будущих специалистов и инженеров - значительное расширение объема и углубление содержания практической подготовки (удлиненные производственные практики, стажировки и т.д),

в особенности - при переходе на вторую и третью ступени обучения

Изложенные соображения хотелось бы заключить двумя практическими предложениями:

1. Для изучения затронутых проблем и разработки конкретной программы совершенствования подготовки специалистов в МГГУ создать межотраслевой творческий коллектив (комиссию, совет) с конкретно поставленной задачей.

2. Подготовить и провести в 1996 г. межвузовскую конференцию с обязательным участием представителей промышленности по проблемам подготовки горных инженеров XXI столетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московский горный институт. 1918-1968. Изд.”Высшая школа”, М. 1968.

2. Воринцев B.C., Мирошников В.В., Петров А.И. Задачи совершенствования социального развития трудового коллектива в условиях перехода к рынку. - М.: ЦНИЭИ-уголь,1991.

3. Ганицкий В.И. Актуальные проблемы подготовки и использования горных инженеров. В сб . “Вопросы теории открытых горных работ”. - М.: изд. МГГУ, 1994, с.36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.