Научная статья на тему 'О механизме эффективной амортизации на предприятиях машиностроения'

О механизме эффективной амортизации на предприятиях машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АМОРТИЗАЦИЯ / СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРЕМИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов Евгений Геннадьевич

Проведен анализ динамики и состояния производственных фондов на предприятиях машиностроения Самарской области и РФ. Представлен разработанный механизм амортизации основного капитала в современных рыночных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the analysis of dynamics and conditions of manufacturing funds at the enterprises of Machine-Building Complex in Samara region and The Russian Federation. The mechanism of basic capital amortization in the modern market conditions is presented

Текст научной работы на тему «О механизме эффективной амортизации на предприятиях машиностроения»

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что конкурентная позиция торговой организации определяется отношением потребителей, которое зависит от многих факторов. Объективный выбор критериев оценки конкурентной позиции торгового предприятия (паттернов) способен отразить реальную картину потребительских предпочтений,

складывающихся на рынке, и выработать адекватные действия ритейлера для достижения успехов в продвижении компании на продовольственном рынке. Эти действия в конечном счете будут способствовать повышению конкурентоспособности торговой организации, упрочению конкурентной позиции, росту объема продаж и прибыли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова, О.О. Методические основы оценки конкурентной позиции предприятия на примере рынка водки г. Москвы [Текст] / О.О. Смирнова : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2004. - 164 с.

2. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь [Текст] : словарь современной экономиче-

ской науки / Л.И. Лопатников. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.Iteam.ru/

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.donland.ru/

УДК 338.45+621

Е.Г. Сафронов

О МЕХАНИЗМЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Достижение высоких темпов экономического роста и выход российской экономики на инновационный уровень развития невозможны без создания на предприятиях современной высокопроизводительной материально-технической базы, основу которой составляют технологическое оборудование и оснащение. Высокий уровень физического и морального износа основных средств не позволяет отечественным предприятиям выпускать продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами, что неизбежно ведет к потере целевого рыночного сегмента. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, износ основных производственных фондов составляет в среднем свыше 40 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике он равен 50 %, в нефтепереработке - 75 %, в газопереработке - 80 %. Низкие темпы обновления производственных фондов во многом связаны с не-

совершенством инвестиционной политики и механизма амортизации, назначение которых в рыночных условиях состоит в аккумулировании средств для обеспечения расширенного воспроизводства.

Продолжение эксплуатации физически и морально устаревших основных фондов является большой угрозой для конкурентоспособности экономики и для всего воспроизводственного процесса. Возрастающий износ средств производства ведет к ускорению их выбытия и развитию техногенных катастроф. Особенно тревожит состояние производственных фондов в отраслях, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение и металлообработка) [5, с. 5, 6]. Показатели износа, обновления и выбытия производственных фондов на предприятиях машиностроения РФ и Самарской области представлены в табл. 1.

Таблица 1

Состояние и динамика производственных фондов на предприятиях машиностроения

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008

Коэффициент обновления Коэффициент выбытия Степень износа, % 5,0/3,1 1,5/0,7 47,9/48,8 5,4/5,1 1,8/0,7 47,7/60,0 5,8/5,1 1,9/0,7 47,4/61,8 6,4/6,1 1,5/0,5 46,4/60,7 7,0/3,8 1,4/0,6 46,0/61,1

Примечание . В числителе - данные по предприятиям машиностроения РФ, в знаменателе - Самарской области.

Как видим, высокая степень изношенности основных средств производства, низкие показатели обновления и выбытия препятствуют наращиванию производственного потенциала и ставят под угрозу дальнейший экономический рост как отрасли машиностроения, так и национального хозяйства в целом.

Во многих случаях более совершенные машины являются и более дорогими, что может служить препятствием для их использования, если стоимость сэкономленного труда и энергии оказывается меньше стоимости эксплуатации машин нового поколения. По этой причине страны, характеризующиеся средним и низким уровнями экономического развития, нередко предпочитают применять не передовую технику, а дешевую рабочую силу или ограничиваются внедрением простейших механизмов, от которых отказались государства-лидеры.

В странах, развивающихся по траектории догоняющего развития, темпы прироста ВВП тем выше, чем больше разница в эффективности новой и вытесняемой старой техники и чем ин-

тенсивнее идет процесс обновления основных фондов.

Тенденции развития машиностроения за последние полвека свидетельствуют о том, что его роль как «локомотива» развития экономики передовых стран мира в целом остается определяющей [4, с. 31].

Анализ технологической и возрастной структуры активной части производственных фондов на ведущих машиностроительных предприятиях Самарской области показал, что доля оборудования, возраст которого превысил 20 лет, составляет в среднем 73 %. В табл. 2 приведены результаты анализа структуры парка оборудования на предприятии по производству буровых долот ОАО «Волгабурмаш».

Данные табл. 2 свидетельствуют о старении парка машин и оборудования, что негативно отражается на конечных результатах работы. Амортизационный период средств труда значительно превышает нормативный, в результате растут затраты на их поддержание в работоспособном состоянии, увеличивается стоимость проведения ремонтов.

Таблица 2

Структура технологического оборудования на предприятии ОАО «Волгабурмаш»

Оборудование Количество, Распределение оборудования по сроку эксплуатации, шт./ %

шт./ % до 5 лет 6-10 лет 11-15 лет 16-20 лет более 20 лет

Токарное 36/32 5/14 20/56 - 2/6 9/24

Сверлильное 24/21 - 3/12 - - 21/88

Шлифовальное 16/14 - - - - 16/100

Фрезерное 14/12 - - - - 14/100

Многофункциональные обрабатывающие центры 24/21 14/58 10/42 - - -

По расчетам Р.З. Акбердина материальные затраты на средний и капитальный ремонты оборудования в возрасте 10-20 лет и свыше 20 лет увеличиваются на 15-50 %. Затраты труда на единицу сложности капитального ремонта оборудования в возрасте свыше 20 лет увеличиваются до 30-40 %. На капитальном ремонте ежегодно простаивают в различных отраслях 10-25 % парка машин и оборудования [1, с. 7-8]. В этих условиях повышение конкурентоспособности продукции и выход на новые перспективные рынки сбыта становятся весьма затруднительными.

Решение проблемы, связанной с модернизацией технологической базы предприятий машиностроения и обеспечением высоких экономических показателей их работы, заключается в разработке современного, эффективного механизма амортизации.

Традиционный способ начисления амортизационных накоплений в настоящее время не способен обеспечить хозяйствующим субъектам должный уровень инновационного развития и рост технико-экономических показателей. Одна из проблем, связанных с низкими темпами обновления парка оборудования, заключается в том, что промышленные предприятия вследствие несовершенства амортизационного механизма не могут в короткие сроки аккумулиро-

вать необходимый объем финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства. Связано это с возрастающим разрывом между скоростью накопления амортизационных отчислений и темпами научно-технического развития.

При разработке механизма эффективной амортизации необходимо учитывать не только скорость накопления и величину амортизационных отчислений, но и целевое использование денежных средств, эффективность работы машин и оборудования в пределах амортизационного периода, величину затрат на содержание машинного парка, производительность, рациональную загрузку, применение инвестиционных льгот. На рисунке представлен механизм эффективной амортизации на предприятиях машиностроения с учетом существующих инструментов современной амортизационной политики.

Рекомендуемый механизм амортизации включает в себя набор элементов, комплексное применение которых позволит производственным предприятиям своевременно осуществлять мероприятия по совершенствованию видовой, технологической и, что особенно важно в современных условиях, возрастной структуры производственных фондов. В этой связи представляется необходимым раскрыть принцип взаимодействия элементов в разработанном амортизационном механизме.

Механизм амортизации технологического оборудования на предприятиях машиностроения

Формирование балансовой стоимости элемента основных средств производства должно осуществляться с применением одного из важнейших инструментов амортизационной политики - инвестиционной премии. Инвестиционная (амортизационная) премия представляет собой расходы на капитальные вложения в размере до 10 %, единовременно списываемые в составе расходов отчетного (налогового) периода. Стимулирующая функция данного инструмента очевидна, так как предприятие, приобретая дорогостоящее оборудование, имеет право списать единовременно часть его стоимости на текущие расходы. Это позволяет снизить балансовую стоимость основных средств и в перспективе налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий и организаций.

Торгово-промышленная палата России с целью совершенствования амортизационной политики и обновления основных фондов предложила разрешить организациям списывать в первый год эксплуатации оборудования не 10 %, как в настоящее время, а 20-30 % его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования - до 100 % [3]. Поэтому включение в механизм амортизации такого важного элемента вполне закономерно и должно стать повседневной практикой предприятий, осуществляющих финансирование крупных капитальных вложений, что характерно, в частности, для отрасли машиностроения.

Механизм амортизации производственных фондов в условиях рыночных отношений, как считает автор, не может эффективно функционировать без применения ускоренных методов амортизации. Этот важнейший элемент позволяет быстрее формировать средства амортизационного фонда и проводить ускоренную реновацию основных средств в соответствии с требованиями технического прогресса [2, с. 75].

Кроме того, как показали расчеты, при использовании нелинейной амортизации значительно снижаются суммы платежей по налогу на имущество, тем самым позволяя хозяйствующим субъектам сэкономленные денежные средства направлять на модернизацию машинного парка [6, с. 128-131]. Большое значение имеет использование коэффициента ускорения к основной норме амортизации, но его применение воз-

можно лишь при эксплуатации основных средств в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности [7, с. 85].

Эффективный механизм амортизации предполагает не только накопление денежных средств на реновацию, но и рациональное использование ограниченных производственных ресурсов в течение всего амортизационного периода. Это связано с непрерывностью процесса начисления амортизации и включения части стоимости основных фондов в себестоимость изготавливаемых изделий. На данном этапе предприятие должно обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, непрерывность работы в соответствии с принципами рациональной организации, стимулировать рост производительности труда основных рабочих. Это позволит снизить долю постоянных затрат в себестоимости единицы продукции и, при прочих равных условиях, получить конкурентное преимущество на рынке за счет ценового фактора.

Согласно предложенному механизму средства амортизации должны поступать в амортизационный фонд, целевое использование которого подлежит строгой регламентации со стороны государства. Он должен стать надежным финансовым резервом, источником расширенного воспроизводства основных фондов. Решение о ликвидации изношенного основного средства и покупке нового оборудования для его замены следует принимать, по мнению автора, исходя из методики соотношения затрат на проведение очередного ремонта и стоимости нового основного средства. Если стоимость ремонтных работ примерно равна или больше стоимости покупки нового оборудования, то экономически целесообразнее приобрести новую технологическую единицу взамен изношенной. Как показали расчеты, проведенные для оборудования токарной, фрезерной и сверлильной групп, амортизационный период, по истечении которого необходима замена изношенных станков, не превышает семи лет.

Заключительной стадией в функционировании механизма амортизации является приобретение новых средств труда. В этом случае выполняется главное назначение амортизации -обеспечение расширенного воспроизводства.

При этом необходимо, чтобы новые средства труда превосходили заменяемые по показателям производительности, мощности, энергоемкости, экономичности, безопасности.

Резюмируя вышеизложенное, приходится констатировать, что отечественные предприятия машиностроительного профиля остро нуждаются в модернизации технологической базы. Существующая система амортизации основных фондов требует совершенствования, так как не отвечает современным «правилам игры», продиктованным рынком и конкурен-

цией. Инновационное развитие возможно лишь при наличии высокотехнологичной материальной базы и, в частности, современного производственного аппарата по выпуску продукции.

Применение разработанного механизма амортизации производственных фондов должно стать основой функционирования машиностроительных предприятий, залогом достижения высоких технико-экономических показателей работы, надежным инструментом для обеспечения высоких темпов инновационного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акбердин, Р.З. Экономическая эффективность восстановления оборудования и резервы ее повышения [Текст] / Р.З. Акбердин. - М.: Машиностроение, 1980. - 184 с.

2. Веретенникова И.И. Амортизация и амортизационная политика [Текст] : моногр. / И.И. Веретенникова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с.

3. Голикова, Е. Эффективность амортизационной премии как составляющей амортизации [Текст] / Е. Голикова // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2007. - № 49.

4. Клинов, В. Современные тенденции развития машиностроения [Текст] / В. Клинов // Вопросы эко-

номики. - 2006. - № 9.

5. Нешитой, А. Конкурентоспособность и условия воспроизводства [Текст] / А. Нешитой, О. Сухарев // Экономист. - 2005. - № 3.

6. Сафронов, Е.Г. Ускоренная амортизация как механизм снижения налоговых платежей предприятий [Текст] / Е.Г. Сафронов // Экономика и управление: теория, методология, практика: матер. Междунар. науч.-техн. конф. Т. 2 / под ред. А.А. Прохоренко. -Самара: СамГТУ, 2009.

7. Амортизация основных средств: бухгалтерская и налоговая [Текст] / Г.Ю. Касьянова. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Изд. дом «Аргумент», 2008. - 116 с.

УДК 658:330.131

М.В. Лопатин

ФАКТОРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Не вызывает сомнений, что управленческий труд и инновационный процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как в их основе заложена инновационная деятельность. В состав понятия инновационная деятельность входят разнообразные, но всегда предметно ориентированные виды деятельности субъектов управления, направленные на создание новшеств, ноу-

хау в управлении предприятиями. Рассматривая производственно-хозяйственную деятельность предприятий в современной рыночной экономике и ее инновационную направленность, ряд исследователей отмечают существенные недостатки в сфере управления [1, 5]: некомпетентность - 45 %; недостаток опыта - 9 %; недостаток управленческого опыта - 18 %; узкий про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.