Научная статья на тему 'О механизмах реализации стратегии развития информационного общества'

О механизмах реализации стратегии развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / РАЗВИТИЕ ИКТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / AN INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПРОЦЕСС / PROCESS / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / SOCIAL INDICATORS / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / MECHANISMS OF REGULATION / PROGRESS OF ICT / SOCIAL LAYERS OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобышев Евгений Николаевич

Возникновение новых государственных и общественных организаций или изменение их функций вызывает изменение информационных потребностей в обществе; направленности и содержания информационных потоков и форм представления информации. Все эти требования не могут быть удовлетворены в рамках информационной среды. Информатизация сегодня и в ближайшее время будет происходить в сложных условиях замены административно-командной системы управления экономическими методами, поэтому необходимо, сохраняя в этой сфере централизованную составляющую государственного управления, развивать рыночные отношения, связанные с процессом информатизации. Несмотря на высокие темпы информатизации, существует разрыв в данном компоненте с ведущими странами в данной области, а именно по объему производства средств информатики, парку, технико-экономическим параметрам ЭВМ (в первую очередь качеству и надежности), показателям систем, баз данных и знаний, связи, объемам вычислительных и информационных услуг и т. д. Изменить эту ситуацию возможно только путем целенаправленной интенсификации процесса информатизации нашего общества и одновременно с созданием соответствующих политических, технико-экономических и организационных саморазвивающихся механизмов. В нашей стране создан для этого определенный задел. Проводимые в стране комплексная автоматизация, электронизация и компьютеризация могут рассматриваться как составные части информатизации общества. В этой связи возникает задача постоянного совершенствования концептуальных положений проблем информатизации общества в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации, складывающейся в стране с реализацией принципов реформ, с учетом проблем социальной среды общества, принципов и методов его взаимодействия с мировым сообществом. Разработанные в данной статье предложения базируются на выполненных исследованиях научно-технических, производственно-экономических, организационных и правовых аспектов развития информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MECHANISMS OF REALIZATION OF STRATEGY OF PROGRESS INFORMATION SOCIETY

Occurrence new state and public organizations or variation of their functions causes variation of information demands for a society; orientations and contents of information streams and forms of concept of the information. All these requirements cannot be satisfied within the limits of the information environment. Information today also will occur in the near future in complex conditions of replacement of a command control system of economic methods, therefore it is necessary, keeping in this area the centralized component of the government to develop the market attitudes connected with process of information. Despite of high paces of information, there is a break in the given component with the leading countries in the given area, namely on volume of manufacture of means of computer science, park, technical and economic parameters of the COMPUTER (first of all to quality and reliability), To parameters of systems, databases and knowledge, communications, to volumes of computing and information services, etc. To change this situation probably only by a purposeful intensification of process of information of our society and at the same time with creation of appropriating political, technical and economic and organizational spontaneous mechanisms. In our country the certain reserve is created for this purpose. Spent to the country complex automation, electronization and a computerization can be considered as components of information of a society. In this context there is a problem of constant perfection of conceptual positions of problems of information of a society depending on the specific social and economic situation developing in the country with realization of principles of reforms, in view of problems of the social environment of a society, principles and methods of its interoperability with the world community. The offers developed in given article are based on the executed researches of scientific and technical, productive and economic, organizational and legal aspects of progress of information.

Текст научной работы на тему «О механизмах реализации стратегии развития информационного общества»

экономические Е.Н. Бобышев

науки О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ...

УДК 004

О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© 2015

Е.Н. Бобышев, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация. Возникновение новых государственных и общественных организаций или изменение их функций вызывает изменение информационных потребностей в обществе; направленности и содержания информационных потоков и форм представления информации. Все эти требования не могут быть удовлетворены в рамках информационной среды. Информатизация сегодня и в ближайшее время будет происходить в сложных условиях замены административно-командной системы управления экономическими методами, поэтому необходимо, сохраняя в этой сфере централизованную составляющую государственного управления, развивать рыночные отношения, связанные с процессом информатизации. Несмотря на высокие темпы информатизации, существует разрыв в данном компоненте с ведущими странами в данной области, а именно по объему производства средств информатики, парку, технико-экономическим параметрам ЭВМ (в первую очередь качеству и надежности), показателям систем, баз данных и знаний, связи, объемам вычислительных и информационных услуг и т. д. Изменить эту ситуацию возможно только путем целенаправленной интенсификации процесса информатизации нашего общества и одновременно с созданием соответствующих политических, технико-экономических и организационных саморазвивающихся механизмов. В нашей стране создан для этого определенный задел. Проводимые в стране комплексная автоматизация, электронизация и компьютеризация могут рассматриваться как составные части информатизации общества. В этой связи возникает задача постоянного совершенствования концептуальных положений проблем информатизации общества в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации, складывающейся в стране с реализацией принципов реформ, с учетом проблем социальной среды общества, принципов и методов его взаимодействия с мировым сообществом. Разработанные в данной статье предложения базируются на выполненных исследованиях научно-технических, производственно-экономических, организационных и правовых аспектов развития информатизации.

Ключевые слова: государственная политика, развитие ИКТ, информатизация, информационное общество, информационные технологии, процесс, социальные слои населения, социальные индикаторы, механизмы регулирования.

Информационное общество, как новый тип нового уровня развития цивилизации, сопровождается колоссальными изменениями, затрагивающими все стороны человеческой жизни.

По историческим меркам информационные технологии возникли совсем недавно, но при этом уже стали неотъемлемой частью экономики, политики и культуры. Процессы развития ИКТ и информатизации социальных слоев населения практически сразу привлек к себе взоры научного сообщества и интерес к их изучению только растет [1, 2].

Однако доминирует позитивная оценка происходящих изменений, в то время как проблематике потенциальных опасностей, угроз и негативных тенденций, связанных с развитием ИКТ, уделяется непропорционально мало внимания. Если политическая и культурная сферы трансформируются относительно медленно, оставаясь достаточно консервативными, то в современной экономике изменения, вызванные прогрессом ИКТ, носят глобальный характер. Экономика является одновременно самой чувствительной и вместе с этим наименее прогнозируемой сферой социальной жизни. Вследствие этого резкие изменения в экономических процессах и механизмах являются своеобразными угрозами, неся в себе риски для всех остальных сфер общественной жизни [3, 4, 5].

Информатизация как объективная закономерность неизбежна и является необходимым условием для решения задач социального развития. Сегодня информатизация - это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития. Этот процесс, охватывающий в разной степени практически все мировое сообщество, воздействует на большинство сфер деятельности, существенно изменяет характер его развития, социально-экономические отношения в нем, уровень и качество жизни всех членов общества [6, 7].

В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние проблемы информатизации, могут служить три фактора [8]:

- количество организационных структур в системе федеральной власти, которые непосредственно занима-

ются проблемой информации и информатизации;

- масштабы нормотворчества в области правового регулирования проблем информации и информатизации;

- качество использования информационных ресурсов и дисциплина в этой области.

Уровень информатизации, определяемый по удельному весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения для нашей страны до сих пор неизменно низок. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и мирового политического и экономического кризисов, только наращивают сложность решения данной проблемы [9, 10, 11].

Решением данной проблемы может послужить интенсификация процесса информатизации общества с одновременным созданием соответствующих политических, технико-экономических и организационных саморазвивающихся механизмов (рисунок 1):

Рисунок 1 - Основные направления реализации стратегии развития информационного общества

- Экономические механизмы реализации стратегии развития информационного общества. Информационное

Е.Н. Бобышев

О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ..

экономические науки

общество базируется на экономике знаний, то есть на таком типе экономики, в котором значительная часть национального продукта создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний и информации [12].

В рамках данного направления должны быть исследованы механизмы влияния ИКТ на макропоказатели экономики и экономический рост, необходим научный анализ стратегических перспектив и преимуществ, имеющихся сегодня у России, и на этой основе осуществлена разработка новой экономической программы на среднесрочную перспективу, способной решить поставленные задачи.

- Технологические механизмы реализации стратегии развития информационного общества.В рамках данного направления необходим анализ динамики развития ИКТ, телекоммуникаций и связи, в том числе технологий, обеспечивающих защиту информации.Так же должны быть предложены конкретные механизмы модернизации и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, являющейся основой информационного общества, определены наиболее перспективные направления развития технологий и научных исследований, которые могут получить государственную поддержку, в том числе через механизм создания и развития технопарков. Результатом данного механизма будет создание так называемых дорожных карт в данной области (так называемые Форсайты) [13, 14].

- Социальные механизмы реализации стратегии развития информационного общества.Новые информационные технологии создают все более сильные механизмы влияния на человека. В рамках данного направления будут исследованы имущественные, возрастные, образовательные, гендерные, территориальные и социокультурные факторы влияния таких механизмов [15].

В связи с осуществлением в РФ, будет исследоваться роль ИКТ в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и др., и обратное влияние позитивных изменений в социальной сфере на становление информационного общества.

- Гуманитарные механизмы реализации стратегии развития информационного общества. Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления и, соответственно, образования. В рамках данного направления будет проведен анализ влияния информационных технологий на эволюцию системы ценностей и восприятие человеком окружающего мира. Предполагается разработка долгосрочного прогноза влияния развития информационных технологий на культуру и повседневную жизнь, который должен стать предметом широкой общественной дискуссии, в том числе с участием представителей правозащитных организаций и основных религиозных конфессий, и выработка механизма, препятствующего развитию негативных тенденций использования ИКТ в гуманитарной сфере [16].

- Правовые механизмы реализации стратегии развития информационного общества. Развивающееся информационное общество выдвигает новые требования к совершенствованию правовых механизмов, с помощью которых можно ускорить и облегчить процесс внедрения прогрессивных информационных технологий. В рамках данного направления изучаются возможности совершенствования налогового законодательства, а также модернизации законодательства по экономике телекоммуникационных сетей, экономике производства информационного контента, экономике Интернета, экономике телерадиовещания и т.д. Кроме того, будут готовиться предложения по законодательному регулированию управления Интернетом [17].

- Механизмы формирования и реализации государ-

ственной политики в сфере ИКТ. В рамках данного направления необходимы механизмы развития непосредственно сферы информационно-коммуникационных технологий. Необходима разработка механизмов построения государственных информационных систем контроля и мониторинга инвестиционных программ, приоритетных национальных проектов [18, 19].

- Международное сотрудничество в области развития информационного общества. Важной составляющей деятельности по развитию информационного общества в России является международное сотрудничество, направленное на создание условий и выработку механизмов для ускорения формирования постиндустриальных тенденций в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни российского общества.

- Пропаганда идей развития информационного общества. Значительная часть граждан России не очень хорошо представляет себе, в чем для них лично состоит ценность новых технологий. И сейчас это обстоятельство выступает как один из наиболее существенных факторов, лимитирующих развитие технологий.Важнейшей задачей является показать людям, что нового придет в их жизнь, дома, общение, в здравоохранение, образование, другие сферы, которые касаются каждого, благодаря перспективным направлениям развития новых технологий [20].

Для выполнения этой задачи необходимо проведений конференций, круглых столов, привлечения средства массовой информации (печатные и электронные), создание и продвижение специализированных Интернет-сайтов, организация специализированных курсов, например, «Электронный гражданин» (Нижегородская область), в том числе необходим мониторинг и анализ рынка Интернет-СМИ, издание буклетов, брошюр, книг, в том числе на электронных носителях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеев А. И., Логинов Е. Л. Нооэкономика: определенная экономика в неопределенном будущем // Экономические стратегии. 2011. № 11. С. 24-31.

2. Атоян В., Казакова Н. Университеты в современном мире // Высшее образование в России. 2005.

3. Козловский В. В. Лутохина Э. А. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб. пособие / Мн. : ИВЦ Минфина, 2005.

4. Костюк В. Н. Специфика экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность. 2004

5. Мясникович М. В. Две концепции решения одной проблемы: российский и белорусский подходы к развитию науки//Белорусский экономический журнал. 2005

6. Полоник С. С., Богданович А. В., Александрович Я. М. Основные положения Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь //Белорусский экономический журнал. 2004.

7. Slaughter, S., Leslie, L.L., Academic Capitalism. Politics, Policies, andtheEntrepreneurial University. Baltimore and L.: The Johns Hopkins University Press, 1997.

8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб. : Наука, 1996.

9. Гор А. Земля на чаше весов: В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. М. : Academia, 1999.

10. Тамбовцев В. Л. Теории институциональных изменений: Учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2011.

11. Совцова Ю. А. Институт интеллектуальной собственности в рыночных условиях. Дисс. ... канд. экон. наук. Саратов, 2003.

12. Наседкина Ю. В. Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры. Дис. ... канд. культурологии. Спб., 2005.

13. Bikhchandani, S., Hirshleifer D., Welch I. A Theory of Fads, Fashion, Custom, and Cultural Change as

экономические науки

Е.Н. Бобышев

О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ...

Informational Cascades // Journal of Political Economy. 1992. 100 (5).

14. Горвиц Г. Г. Принятие индивидуальных решений: массовые движения, координация действий и подражательное поведение. Доклады пятой международной конференции «Параллельные вычисления и задачи управления». PACO' 2010. М. : Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2010.

15. Коновалов А., Паклина Т. Информационные каскады с участием экспертов: теория и эксперимент // Научные доклады Института экономики Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2010.

16. Игнатьев В. И., Розанов Ф. И. Россия в информационной цивилизации: проблемы вхождения и национальная специфика // Социальная онтология

России (сборник научных статей по докладам II Всероссийских Копыловских чтений) Новосибирский

государственный технический университет. -Новосибирск, 2008.

17. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

18. Иванов М. Деривативы и кризис: миф и реальность // Рынок ценных бумаг: электронный журнал. 2008. № 22. URL: http://www.rcb.ru/rcb/2008-22/16415/ (дата обращения: 11.04.2012).

19. Ларичев Ю. Ситуация с использованием нелицензионного софта в России исправляется // Сайт компании OPS. 2009. 30 сентября. URL: http://www.ops.ru/ articles/?pagecode=621

20. Radiohead reveal how successful 'In Rainbows' download really was // сайткомпании NME. 2008. 15 октября. URL: http://www.nme.com/news/radiohead/40444.

ABOUT MECHANISMS OF REALIZATION OF STRATEGY OF PROGRESS INFORMATION SOCIETY

© 2015

E. N. Bobyshev, the candidate of economic sciences, the senior teacher of the chair «Informational systems and technologies»

Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino (Russia)

Abstract. Occurrence new state and public organizations or variation of their functions causes variation of information demands for a society; orientations and contents of information streams and forms of concept of the information. All these requirements cannot be satisfied within the limits of the information environment. Information today also will occur in the near future in complex conditions of replacement of a command control system of economic methods, therefore it is necessary, keeping in this area the centralized component of the government to develop the market attitudes connected with process of information. Despite of high paces of information, there is a break in the given component with the leading countries in the given area, namely on volume of manufacture of means of computer science, park, technical and economic parameters of the COMPUTER (first of all to quality and reliability), To parameters of systems, databases and knowledge, communications, to volumes of computing and information services, etc. To change this situation probably only by a purposeful intensification of process of information of our society and at the same time with creation of appropriating political, technical and economic and organizational spontaneous mechanisms. In our country the certain reserve is created for this purpose. Spent to the country complex automation, electronization and a computerization can be considered as components of information of a society. In this context there is a problem of constant perfection of conceptual positions of problems of information of a society depending on the specific social and economic situation developing in the country with realization of principles of reforms, in view of problems of the social environment of a society, principles and methods of its interoperability with the world community. The offers developed in given article are based on the executed researches of scientific and technical, productive and economic, organizational and legal aspects of progress of information.

Keywords: a state policy, progress of ICT, information, an information society, information technologies, process, social layers of the population, social indicators, mechanisms of regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.