Научная статья на тему 'О механике контакта в цилиндрических роликоподшипниках'

О механике контакта в цилиндрических роликоподшипниках Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
136
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Беломытцев О. М.

Технические характеристики подшипников качения во многом определяются механикой контакта тел качения с беговыми дорожками колец, в частности, напряжениями в контакте, которые зависят от многих факторов: конструкции подшипников, формы и точности сопрягаемых тел, жесткости корпуса, вала, скорости вращения и посторонних включений в смазке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Беломытцев О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MECHANICS OF THE CONTACT IN A CYLINDRICAL RO LLER BEARING

The fallowing matters will be covered: load distribution between solids of revolution in a cylindrical roller bearing and contact taking into consideration: the actual geometric forms ofthe contacting solids; rigidity of the shaft and the body; admixture in the kubricant and reciprocal skewing of the races.

Текст научной работы на тему «О механике контакта в цилиндрических роликоподшипниках»

УДК 621.822.84

О МЕХАНИКЕ КОНТАКТА В ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ РОЛИКОПОДШИПНИКАХ

О 2006 ОМ. Беломытцев

Пер мский госу дар ственный техническ ий у нивер ситет

Технические характеристики подшипников качения во многом определяются механикой контакта тел качения с беговыми дорожками колец, в частности, напряжениями в контакте, которые зависят от многих факторов: конструкции подшипников, формы и точности сопрягаемых тел, жесткости корпуса, вала, скорости вращения и посторонних включений в смазке.

1. Распределение нагрузки по телам качения

Все эти вопросы в различной мере нашли отражение в работах Р. Штрибека, Б.В. Цыпкина, И.В. Слушкина, Н.В. Родзевича, Т. Харриса, А.В. Орлова, Б. А. Иванова, ОМ. Беломытцева, Б.П. Свешникова, Б.Д. Ма-жова, Е.Н. Филатовой и др.

Автором в работе [1] была предложена методика расчета распределения нагрузки по телам качения (в плоской постановке) для модели (рис. 1, а), характерной для межвальной опоры газотурбинного двигателя.

Рис. 1. Расчетная модель: а -схема действующих нагрузок; б - основные геометрические параметры

В расчетной модели кольца подшипников рассматриваются за одно целое с валом.

Задача решается путем составления системы уравнений перемещений на угловых координатах фу и уравнения равновесия:

Wj = w0 cos фу,

W = ej + 8в- + 5н + t 8 у + t Ki ; (І)

i =-k i= -k

i * j i* j

k

qo + t 4 cos фу = Q

i, у=І

где w0 - перемещение на координатах фу, у=0,

І, 2, ..., k - индексы роликов в направлении фу, Q' - погонная нагрузка на подшипник; еу - радиальный зазор на координате фу, определяемый из АОіО2В| (см. рис. І, б):

ej =(е-иц)(І-cosфу), (2)

где иц - изменение радиуса тела в результате воздействия центробежных сил; e - монтажный радиальный зазор в подшипнике, равный половине диаметра; 8ву, 8н, 8н/і -

упругие сближения центров тела и ролика у под действием сил qi, действующих на ролики, определяемое с учетом контактных деформаций (по Б.С. Ковальскому), изгиб-ных пер емещений, упругого воздействия соседних тел качения (по И.Я. Штаерману), при этом суммарное перемещения определялись по принципу суперпозиции.

Функция зазора (2) может включать в себя разноразмерность тел качения, отклонения геометрической формы беговых дорожек, размеры частиц посторонних включений, в этом случае она будет иметь вид:

e] =(e - и X1 - С08 Фу )+А e] , (3)

где Аеу - параметр, учитывающий отклонение величины радиального зазора на коор-дина те фу вследствие разноразмерности тел качения, погрешности формы беговых дорожек колец (овальности, округлости и др.), а также твердых включений в смазку, попадающих в контакт при работе подшипника.

Система уравнений (1) может трансформироваться в другие модели: полый вал -массивный корпус, сплошной вал - массивный корпус, сплошной вал - трубчатый кор -пус, сплошной (полый) вал - корпус слож-

ной конструкции с неравномерным сечением по периметру. В каждом случае уравнение перемещений на координатах фу- определяются через податливость корпуса совместно с кольцом подшипника.

На рис. 2 даны примеры решения распределения нагрузки для подшипниковых узлов различной жесткости с различными радиальными зазорами в подшипниках, где р - радиус кривизны среднего сечения цилиндра; И1 - толщина стенки цилиндра; р1 -отношение р1/А1; Ь3 - аналогично для наружного цилиндра.

(] н/см С] и/см

Рис. 2. Распределение нагрузки по телам качения в цилиндрическом роликоподшипнике: а - вал полый (в1 = 6) - корпус массивный; б - вал полый (в] = 2) - корпус кольцевой (в3 = 2); радиальный зазор: 1-0; 2-0,04; 3 - 0,12; 4 - 0,2

2. Распределение нагрузки по длине ролика

Предложенное выше решение относится к случаю плоского напряженного состояния, когда распределение нагрузки по длине ролика постоянно. Для учета распределения нагрузки по длине ролика разработана численная методика расчета [2], основанная на представлении ролика как балки, находящейся между двумя упругими основаниями (рис. 3), которыми являются наружные и внутренние кольца подшипников. Решение сводится к расчету статически неопределимой системы методом перемещений. Балка (линия контакта) разбивается на участки, в пределах каждого участка нагрузка считается равномерно распределенной; на каждом участке методом суперпозиции определяются контактные и изгибные перемещения (в случае изгиба ролика), на которые накладываются начальные зазоры в возможных точках контакта ролика с кольцами.

Уравнения перемещений для расчетной схемы составляются как для обычной статически неопределимой системы и совместно с уравнениями равновесия имеют вид:

п п

У Лв + Дв- а = 0; У Лн +Лн - а* = 0;

тк т -I т ’ тк т -1т ’

к =1

к=1

сУ Рк =с У ак = Д; У Рк • ак - У ак • ак = 0;

к=1

4

у1 + ун - у 2 - У2н = о,

к =1, 2, ..., п; т=1, 2, ..., п.

Значения Автк и Аитк выражают контактные и изгибные перемещения тел на т-ом участке от действия силы на к-ом участке,

А т и А т являются функциями осадок тор -

цев ролика, У\ , У\ , У2 , У2 , Чт и Чт - начальные зазоры в возможных точках контакта ролика с наружным и внутренним кольцами.

п

к =1

к=1

к=1

Рис. 3. Расчетная модель: а - схема сил; б - возможное статическое положение ролика; н - наружное кольцо подшипника, в - внутреннее кольцо подшипника

Контактные перемещения Атк могут определяться по различным формулам, в частности, автор первоначально использовал формулу Пальмгрена:

Дв = а • р

тк г

0,9 • со,1

к с

и

,°,9 • с°Л_

где а - коэффициент, зависящий от размер -ностей величинр, ч и с.

Затем результат сравнивался с более точным решением, основанным на формуле Буссинеска для упругого полупространства, при этом распределение нагрузки по ширине площадки, равно как и ширина площади контакта о пр еделя лись по Гер цу.

На рис. 4 представлены примеры расчетов распределения нагрузки по длине роликов в бомбинир ованном ролике, имеющем цилиндрический участок и в случае небо-мбированного ролика, когда в контакте оказалась частица размером в 1 мкм.

3. Механика контакта частицы

Особый интерес представляет случай с частицей, которая может попасть в контакт с маслом (см. рис. 4, б).

б

а

Рис. 4. Распределение нагрузки по длине роликов: а - в случае бомбинирован-ногоролика; б - при наличии посторонней частицы в контакте

3.1. Напряженное состояние частицы

Если взять тело произвольной формы, находящееся между двумя сжимаемыми цилиндрами, то оно будет испытывать объемное напряженное состояние, и на начальном этапе нагружения в нем возникают только упругие деформации. Появление пластиче-

ских деформаций определяется только уровнем напряжений.

Критерий пластичности может быть принят в форме критерия Сен-Венана-Леви [3], который при 01>02>С3 имеет вид:

2^шах | =|^1 -°3 =°т . (4)

В нашем случае считаем направление для о1 по линии вектора нагрузки (по оси г), для 02 - вдоль линии контакта; для сз - в напр авлении движения частицы. Напряжения 02 и 03 зависят от трения на контактной поверхности.

Частица в масле может иметь форму полоски, шара или какую-либо неопределенную формую Для упрощения примем частицу в виде полосы, прокатываемой между валками (рис. 5) и механику контакта частицы рассмотрим на основе теории продольной пр окатки [4].

В этом случае уравнение пластичности рассматривают в виде

О = р° т + сз

(5)

где Ь - коэффициент, изменяющийся в пределах 1...1,155 и зависящий от напряжения 02, которое зависит от ширины полосы и трения вдоль оси у.

Если в первом приближении пренебречь напряжением 03, считая сз<<о1, то условие пластичности для полосы примет вид:

(6)

3.2. Влияние на предел текучести скорости деформирования

Зависимость предела текучести от скорости деформирования исследовалась различными авторами, в частности, в работе [6] отмечается, что при скорости относительной

-3 -1

деформации □ 10- с , которая типична для малоскоростных испытательных прессов, имеет место статический предел текучести стс, а при ударных нагрузках, характерных при деформировании заготовки на молоте со скоростью 10 с" - динамический предел текучести отд; влияние скорости деформации при температуре ниже температуры рекристаллизации выражается неравенством 1 < с /< 2, если выше, то это отношение

тд/ тс

для металлов может достигать 10 и более.

Средняя скорость относительной линейной деформации определяется из выражения:

8

&к/к0

1&к

к0&

Л

к

где И0 - толщина частицы (полосы) до входа в контакт; к - текущая толщина; & - время; V - начальная скорость полосы.

Принимая в качестве примера размеры частиц к0= 1...5 мкм, диаметр валка (кольца подшипника) г=50 мм, ю=1000 с-1, находим, что скорость относительной линейной деформации будет равна (50-100)-106 с-1, то есть является достаточно высокой.

Остается неясным вопрос относительно температуры в контакте частицы, но первоначально считаем, что она ниже предела р екр исталлиз ац ии и пр ини ма ем стд/стс=2.

3.3. Условие захвата частицы

На полосу (частицу) в контакте действуют силы (рис. 5): нормальные Р1 и Р2 со стороны катков, силы трения Т1 и Т2, сила инерции и. Условие захвата частицы выражается уравнением:

Рис. 5. Схема сил, действу катываемую полосу (ч \ / ющих на про- астнцу):

, *

Рис. 6. Распределение скоростей и зоны трения в контакте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б

а

с

Т’соб ц+Т^сов щ - Р бш а1 - Р2б1п щ -и > 0, (7)

где а1, а2 - углы контакта (захвата), и - сила инер ции.

Для простоты изложения считаем катки одинаковыми, силами инерции пренебрегаем и выражая Т=Р/, где/- коэффициент трения, находим из (7)

I > 1§а.

Углы контакта определяются из рис. 4:

cos a □

R -h,j2 R

cos a2 □

R

Для рассматриваемого примера: h0=540-3 мм, ^=50 мм, R2=10 мм. a1=0,573°, a2=1,281°, tga1=0,010, tga2=0,022.

В момент захвата коэффициент трения по видимому будет больше 0,05, так как режим трения будет не жидкостным и частица должна поступить в зону контакта с валками.

Так как углы контакта очень малы, то нагрузку на полосу P = P • cos a1 и

P2 = P • cos a2 пр инимаем Р1=Р2=Р.

3.4. Давление в контакте

Очевидно, что давление в контакте изменяется в пределах дуги контакта, наибольшим оно будет в момент захвата, так как в этот момент площадка контакта очень мала и на выходе полосы из контакта.

Среднее давление в контакте:

= Р

Рср b • l ’

где b - ширина полосы в контакта; l - длина дуги захвата (контакта), которая может быть определена по приближенной формуле

l □ >/RAh

где Ah = h0-h1 - абсолютное сжатие.

В рассматриваемом примере при

-3

Ah=4-10- мм, R1=5 мм, 1=0,14 мм.

Из (8) находим среднее давление рс=1420 МПа, которое будет значительно больше предела текучести.

Из этого следует, что в начальный момент контакта напряжения будут очень большими, затем быстро упадут до динамического предела текучести стд и останутся постоянными в течение всего времени деформации.

(8)

В рассматриваемом примере (К=50 м/с, ю=1000 с-1, ^2=50 мм, /=0,14 мм) время деформации составит

Д / 0.14-10-6 8

Т = —=---------= 0.28-10-8 с.

V 50

3.5. Течение металла в зоне деформации

В пределах дуги захвата возникают зоны отставания, прилипания и опережения (рис. 6) [4]. В зоне прилипания отсутствует взаимное проскальзывание сопрягаемых тел и цилиндр ов.

До зоны нейтрального сечения (НС) будет отставание металла (см. рис. 6, б) и силы трения тх способствуют движению частицы, а за НС силы трения препятствуют этому движению.

Опережение характеризуют коэффициентов скольжения

V - V

S =

V

где У1 - скорость металла на выходе из валков; V - окружная скорость валков.

Скорость частицы (полосы) на выходе определяется из условия постоянства секундного объема частицы до и после прокатки (считая материал несжимаемым). Для рассматриваемого случая при к0=5 мкм, к1=1 мкм коэффициент скольжения получается равным 4%. Т.е. наличие частиц в контакте приводит к взаимному скольжению ролика и матер иал а частицы.

Очевидно, что частицы металла или абразива могут раскататься и до размеров гораздо меньших, чем 1 мкм, могут полу -читься очень тонкие пластины, которые бу-дут внедряться в микронеровности поверхностей и при последующем контакта отслаив ать ся, шелу шить ся.

Кроме этого, по критерию пластичности Сен-Венана-Леви максимальные касательные напряжения в пластическом состоянии имеют постоянное значение,

определяемое по формуле (4), т.е. касательные напряжения могут быть очень большими и под их воздействием происходит разрушение поверхностных слоев материала.

Упрощенный анализ, сделанный в настоящем сообщении, а также практика эксплуатации показывают, что вопрос загрязнения смазки и ее очистки является актуальной

в

задачей на пути повышения долговечности подшипников.

Список литературы

1. Иванов Б. А., Беломытцев О.М. Влияние жесткости сопряженных элементов на распределение нагрузки между телами качения в быстроходных радиальных роликоподшипниках. В сб. «Повышение прочности и эксплуатационной надежности деталей». -Пермь: ППИ, 1968, с. 162-168.

2. Беломытцев О.М. Численная методика расчета распределения давлений по длине площадки контакта цилиндров различных форм. В сб. «Динамика и прочность механи-

ческих систем. Межвузовский сборник» -Пермь: ППИ, 1981, с. 121-125.

3. Александров А.В, Потапов В.Д. Основы теории упругости и пластичности: Учеб. для строит. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1990. 400 с.

4. Шевакин Ю.Ф., Чернышев В.Н., Шаталов Р. Л., Мочалов И. А. Обработка металлов давлением / Под науч. ред. Ю.Ф.Шевакина. М.: Интермет Инжиниринг, 2005. 496 с.

5. Джонсон У., Меллор П.Б. Теория пластичности для инженеров. Пер. с англ. / Пер. А.Г.Овчинников. М.: Машиностроение,

1979. 567 с.

ABOUT THE MECHANICS OF THE CONTACT IN A CYLINDRICAL RO LLER

BEARING

© 2006 OM. Belomyttsev

The fallowing matters will be covered: load distribution between solids of revolution in a cylindrical roller bearing and contact taking into consideration: the actual geometric forms ofthe contacting solids; rigidity of the shafi and the body; admixture in the kubricant and reciprocal skewing of the races.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.