УДК 378.14
А.В. Медведев,
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева Ю.Ю. Якунин, Д.И. Ярещенко, Сибирский федеральный университет
О математическом моделировании образовательного процесса в университете
Сибирский федеральный университет Сибирский государственный аэрокосмический университет
им. академика М.Ф. Решетнева
Сила и богатство народов не в обилии земли, лесов, скота и ценных руд, а в количестве и качестве образованных людей, в любви к знанию, в остроте и гибкости разума...
М. Горький
Лучший пророк для будущего - прошлое.
Д.Байрон
ты с ним [7, с. 12-19]. Под «компьютерным портретом» понимается комплекс алгоритмов моделирования образовательного процесса и компьютерная программа, производящая математические вычисления, соответствующие образовательному процессу, с целью его исследования и усовершенствования.
Компьютерный портрет позволит прогнозировать основные параметры или показатели качества образования выпускников университетов при соответствующих управляемых и неуправляемых (но контролируемых) воздействиях на процесс их образования. Исследование этого процесса необходимо начинать с формирования входных и выходных переменных, возмущающих воздействий и др. В реальной жизни организационные процессы чаще характеризуются набором качественных характеристик. Для образовательного процесса необходимо формирование таких признаков, которые будут определять тече-
© Медведев А.В., Якунин Ю.Ю., Ярещенко Д.И., 2016
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрение и исследование образовательного процесса в России представляет собой существенный интерес, что обуславливает его актуальность [5, с. 151-171]. Как отмечено в работе «Дискуссия об образовании», за последние десятилетия образование в России заметно ухудшилось [4, с. 197-206]. Тем не менее необходимо отметить, что и в настоящее время есть студенты, которые имеют большое желание учиться и заниматься научной деятельностью, что позволяет им достичь высоких результатов. В этом убеждают многочисленные победы российских учащихся и студентов на различных международных конкурсах [10].
Настоящая работа посвящена некоторым аспектам образовательного процесса. Основной задачей на этом пути является создание компьютерного портрета образовательного процесса и технологии рабо-
АЛЕКСАНДР
ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕДВЕДЕВ
доктор технических наук, профессор кафедры системного анализа и исследования операций Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. Сфера научных интересов: математическое моделирование в условиях неполной информации, непараметрическое моделирование, статистическая обработка данных. Автор 100 публикаций
ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ ЯКУНИН
кандидат технических наук, доцент кафедры интеллектуальных систем управления Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: системы поддержки принятия решений, интеграционные автоматизированные системы управления. Автор 40 публикаций
ДАРЬЯ ИГОРЕВНА ЯРЕЩЕНКО
аспирант, ассистент Научно-учебной лаборатории «Системный анализ и управление» кафедры информатики Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: система образования, математическое моделирование. Автор 9 публикаций
Рассматривается проблема образования в России. Освещаются показатели образовательного процесса в университете, базирующиеся на мнениях респондентов (студентов преподавателей), а также промежуточные и итоговые показатели качества образования. Приводится общая схема образовательного процесса. Показана проблема создания компьютерного портрета образовательного процесса и технология работы с ним. Представлены некоторые результаты работы компьютерного портрета. Ключевые слова: образовательный процесс, показатели образовательного процесса, итоговые показатели, математическое моделирование.
The problem of education in Russia is covered. Indicators of the educational process are formed at the University, based on the respondents' (students, teachers) opinions in recent years, intermediate indicators of quality of education and the final quality indicators. The general scheme of the educational process is provided. The problem of creating computer «portrait» of the educational process is covered and work with the latest technology. Some results of the computer «portrait» are presented.
Key words: the educational process, indicators of the educational process, final quality indicators, mathematical modeling, making decision.
ние исследуемого процесса во времени. Важнейшая роль в дальнейшем будет принадлежать этапу формирования вектора входных и выходных переменных, входящих в разрабатываемую модель образовательного процесса.
ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Попытки улучшить и усовершенствовать образовательный процесс в последние годы не привели к желаемым результатам. В итоге на сегодняшний день образовательный уровень обучающихся намного ниже, чем в предшествующие десятилетия советского периода [4, с. 197-206].
Приведем некоторые суждения известных людей об образовательном процессе нынешнего времени.
Российский актер, режиссер театра и кино, государственный и общественный деятель Ю.М. Соломин: «Недавно мы с коллегами обсуждали выпуски последних четырех лет. Уровень нашей общеобразовательной школы вопиюще низкий!» [13].
Кинорежиссер, продюсер Н.С. Михалков: «У нас просто беда с образованием. Беда-а-а! То, что делает Министерство образования и науки, - это катастрофа!» [9].
По мнению ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего: «Вузы не должны гоняться за рейтингами. Когда я разговариваю со своими иностранными коллегами, ректорами университетов, которые входят в десятку мировых вузов, все они в один голос говорят, что основная задача - хорошо учить и заниматься научной работой, а место в рейтинге - это всего лишь приятно» [12].
Физик Ж.И. Алфуров: «Платить следует не за возраст, а за реальные достижения, за результат, а не за участие в научных разработках. Независимо от индекса цитирования. Высокий индекс приходит с возрастом. Когда я решал проблемы гетероструктур, за что позже получил и Ленинскую, и Нобелевскую премии, мой индекс был почти нулевым!» [1].
Следует также отметить негативное влияние единого государственного экзамена на абитуриентов, поступающих в университеты.
Приведем некоторые высказывания по поводу единого госэкзамена.
Одним из противников единого госэкзамена является председатель политической партии «Справедливая Россия» С.М. Миронов: «Все-таки с самого начала хотел бы заявить однозначную свою позицию: я категорический противник единого государственного экзамена в любой форме. Я считаю, что это очень большая ошибка, сделанная руководством Министерства образования и науки Российской Федерации, и нисколько не сомневаюсь, что мы вынуждены будем вносить коррективы» [8].
Российский кинорежиссер, сценарист, актер и политический деятель С.С. Говорухин: «Как можно скорее отменить и забыть как ночной кошмар этот западный единый государственный экзамен, который отучает наших детей думать и формирует из них лакеев» [2].
Российский телеведущий, актер, сценарист, писатель Л.А. Якубович: «Для меня это вообще что-то странное. Я думаю, эти три слова надо писать на заборе. Я как-то залез в тесты единого госэкзамена и был шокирован. Мне очень хочется посмотреть на тех людей, которые составляли эти вопросы. Это не экзамены, не учеба. Дети забудут об этих "знаниях" ровно после того, как сдадут единый государствен-
ный экзамен. Для меня загадка, чем была плоха старая оценка знаний» [14].
Сравнивая советский и нынешний уровни образования, несомненно, можно сказать, что в советское время образование было качественнее, этому есть множество доказательств, например, следующая фраза российского режиссера, продюсера, журналиста, политического деятеля А.В. Пиманова, которая приводится в еженедельнике «Аргументы и факты»: «И в советское время было огромное количество халтурщиков, но много было и настоящих художников. И культура была. Настоящая. И государство этим занималось, в это вкладывались огромные деньги. И молодцы, что они это сделали! Потому что они сделали самое главное - тот фундамент, на котором мы до сих пор стоим. Который даже единый государственный экзамен не сумел разрушить! Не сумели эти нововведения погубить тот образованнейший человеческий материал, который у нас существует. Им только за одно это уже можно памятник поставить»[11].
Подобных высказываний можно привести множество. Это наводит на мысль, что в группу экспертов, которые будут необходимы для моделирования образовательного процесса, должны входить люди прошедшие советскую школу, равно как и более молодое поколение. Их соотношение, конечно же, может быть различным.
ФОРМИРОВАНИЕ ВХОДНЫХ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Образовательный процесс в университете - это организованное взаимодействие преподавателей с обучающимися. Образовательный процесс относится к активным процессам [6]. Это процессы, протекающие с участием человека или коллективов людей. Характерной особенностью таких процессов являются неполнота априорных данных, неопределенность, трудность формирования согласованных целей и способов их достижения и др., а также учет моральных, психологических и других факторов, свойственных человеку. Поэтому показатели, определяющие образовательный процесс, должны включать в себя эти факторы.
Компьютерное исследование образовательного процесса предполагает формирование входных и выходных характеристик, возмущающих воздействий. Для того чтобы определиться с первоначальными входными и выходными переменными в предшествующие годы, с учетом показателей, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, был проведен достаточно обширный анкетный опрос респондентов (студентов и преподавателей Сибирского федерального университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета г. Красноярска и других российских вузов).
На основании проведенного опроса были сформированы наборы переменных, влияющих на образование, характерных для советского и современного периодов. Наборы переменных представляют собой: ц = (ц1,ц2,...,ц^,Цк+1,...,Цт) - факторы, влияющие на образование, где к = 1,т , х = (х1,х2,...,х,,х/+1,...,хп) -промежуточные показатели качества образования, где= 1,п; у = (у,,у2,...,уу,уу+1,...,у3) - качества, где У = 1, е. Компьютерное исследование образовательного процесса поможет получить отклик этой активной системы на соответствующие изменения входных переменных [7, с. 12-19]. Для компьютерного исследования образовательного процесса факторы ц и промежуточные показатели х, влияющие на образование, будут представлять собой входные переменные.
С учетом ретроспективного анализа были выделены показатели для советского и современного периодов, представляющие собой вектор входных воздействий: - учебные материалы, предполагает наличие книг, учебных пособий, методичек и других материалов, необходимых студенту для обучения, а также для подготовки к занятиям; ц2 - баллы аттестата, предусматривает оценки в аттестате, полученные обучающимися по окончании среднего общеобразовательного учреждения; ц3 - доступность связи с преподавателем, под данным фактором понимаются взаимоотношения преподавателя со студентами, способность понятно преподнести предмет студентам, заинтересованность преподавателя в образовательном процессе; ц4 - мотивация для учебы, которая предполагает наличие таких факторов, с помощью которых можно было заинтересовать студента обучением в университете; ц5 - бытовые условия, например, наличие у студента собственного жилья, или проживание с родителями, или в общежитии; ц6 - работа с научным руководителем, предполагает выбор темы для научного исследования, работу в этом направлении, а также написание научных работ; ц7 - желание учиться, предполагает наличие у студента желания к обучению, выполнение заданий курса; ц8 - чтение русской литературы и истории; ц9 - статус преподавателя, предполагает наличие ученой степени у преподавателя, его статус в университете; ц10 - отчетность, предполагает необходимость предоставления различных отчетов о своей деятельности;
- заработная плата профессорско-преподавательского состава; ц12 - уровень востребованности выпускников; ц13 - статус студента в современном обществе, в частности, в советском периоде слово «студент» звучало гордо.
Следует заметить, что некоторых показателей современного периода не было в советское время, и наоборот, поэтому были выделены показатели, отдельно влияющие на образование советского и нынешнего периодов.
Набор показателей, характерных только для современного периода: |14 - оснащение техникой, предполагает оснащение научных и исследовательских лабораторий, наличие компьютерной техники как у самого студента, так и оснащение учебных аудиторий; |15 - результаты единого госэкзамена, т.к. сейчас абитуриенты поступают в университеты по результатам этого экзамена. Но следует отметить, что в 2016 году в некоторых дисциплинах, которые входят в единый госэкзамен, были даны вопросы и задачи без вариантов ответа, а абитуриенты должны были представить свое решение в письменном виде; |16 - комфортные условия для занятий, предполагает наличие хорошо оборудованных учебных аудиторий, ремонт и оснащение корпусов; |17 -международная деятельность, предполагает сотрудничество университета с другими университетами мира, прием и обучение иностранных студентов, а также отправку на обучение своих студентов за границу.
Набор показателей, характерных только для советского периода: |18 - оборудование для лабораторных работ; |19 - вступительные экзамены в университет, так как раньше абитуриенты поступали после успешно сданных экзаменов в самом университете.
Промежуточные показатели качества образовательного процесса для современного периода: х1 -результаты экзаменов, зачетов; х2 - научные результаты (статьи, диссертации); х3 - стипендии, гранты; х4 - коммуникабельность. Для советского периода: х1 - результаты экзаменов, зачетов; х2 - стипендии; х3 - коммуникабельность. В качестве итоговых показателей качества у3 для обоих периодов были выделены: у1 - знания в профессиональной сфере и у2 - кругозор (широта знаний). Конечно, такой набор входных-выходных переменных, характеризующих образовательный уровень, нельзя считать окончательным, так как в процессе исследования он может претерпеть изменения.
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Следует отметить, что на основании анализа анкет респондентов (студентов и преподавателей) были сформированы начальные зависимости промежуточных показателей качества образования х1 от факторов |к, влияющих на образование. Зависимость промежуточных показателей х/ от факторов |к пред-
т
ставлена следующим образом: х{(ц) = ^f(ц.), где
к=1
ц. -1 - составной вектор, который представляет собой набор переменных |к, влияющих на тот или иной промежуточный показатель х. На основании ретроспективного анализа группы экспертов были выделены следующие зависимости для современного периода:
х1 = '1(Ц1,Ц2,Ц3,Ц4,Ц5,Ц7,Ц8,Ц12,Ц14,Ц15,Ц16,Ц17);
х2 = /2(Ц1,Ц4,Ц5,Ц6,Ц7,Ц8,Ц11,Ц14);
х3 = '3(Ц1,Ц3,Ц4,Ц5,Ц6,Ц7,Ц8,Ц9,Ц13,Ц14);
х4 = '4(Ц1,Ц2,Ц3,Ц4,Ц5,Ц6,Ц7,Ц8,Ц9,Ц10,Ц12,Ц17);
и для советского периода:
х1 = ц^ ц^ Ц^ Ц19 ^
х2 = /2(ц1,Ц3,Ц4,Ц5,Ц6,Ц7,Ц8,Ц13,Ц18,Ц19);
х 3 = /3(ц1,ц2,ц3,цб,ц7,ц8,ц9,ц12,ц13,ц19).
В частности, функция f(ц.-1) в каждом конкретном случае представлена в следующем виде: f(ц.-1) = ак -ц. , где ак- вес фактора, который показывает степень значимости этого фактора для образовательного процесса; |к - наличие к-го фактора.
Также были сформированы зависимости итоговых показателей качества у = (у1, у2) от промежуточных показателей х. Зависимость итоговых показате-
п
лей качества примем в виде: уу- (х) = ^ Г (х>' -1). Выде-
/=1
лим зависимости для современного периода: у1 = Г1(х1, х2, х4) и у2 = Г2(х1, х2, х3, х4), и для советского периода: у1 = Г1(х1,х2) и у2 = Г1(х1,х2,х3).
На первоначальном этапе построения компьютерного портрета образовательного процесса мы будем работать с вышеприведенными показателями и зависимостями между ними, но мы понимаем, что вид этих показателей и зависимостей в процессе исследования будет меняться, так как будут добавляться новые переменные. И если в схему компьютерного портрета подставлять новые характеристики, то она будет работать и с ними.
ОБЩАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для математического моделирования образовательного процесса необходимо определиться с достаточно общей его структурой [3]. На рис. 1 представлено первоначальное видение общей схемы образовательного процесса.
Как видно из рисунка, образовательный процесс включает объект и субъект управления. При-
Министерство образования и науки РФ
Организационная система - университет Рис. 1. Общая схема структуры образовательного процесса
чем и в субъекте, и в объекте присутствует человек. На рис. 1 приняты следующие обозначения: цк(Г), к = 1,т - векторная входная переменная процесса; ^(Г) - векторное случайное воздействие (психологические, эмоциональные факторы, присущие человеку); у(Г) - внешние воздействия, которые зависят от разных факторов и имеют самый разный характер (региональный, экономико-социальный и др.); и(Г) - управляющее воздействие, которое находится внутри организационной системы - университета; х;(ц) - промежуточные показатели, которые объединяют в группы те или иные входные переменные ц,к(Г); уу-(Г) = f¡^(А,г2(Г)), } = 1,в - векторная выходная переменная процесса, которая измеряет как векторную выходную переменную субъекта управления г2(Г), так и векторную выходную переменную объекта управления г1(Г); а,, р^ - некоторые коэффициенты, нужные для оценки выходных параметров (определяться они будут на основе экспериментальных данных либо будут задаваться исследователем). На организационную систему также влияют решения Министерства образования и науки Российской Федерации.
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ПОРТРЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Как уже упоминалось выше, создание компьютерного портрета предполагает формирование входных, выходных, возмущающих и других воздействий, влияющих на процесс образования. На рис. 2 представлена общая схема компьютерного портрета образовательного процесса. Здесь параметры а, и р^ -настроечные либо весовые коэффициенты соответствующих блоков, УС - управляющая система. Как видно из рис. 2, на вход системы образовательного процесса будут поступать как показатели, определенные респондентами, так и показатели, рекомендованные Министерством образования и науки.
Окружающая среда
Показатели Министерства образования и науки
ч \ ч \
(а,,
Показатели респондентов (преподавателей и студентов)вуза
Руководство вуза
Сведения об обучающихся Рис. 2. Схема компьютерного портрета образовательного процесса
На первый взгляд может показаться, что, выбирая те или иные переменные и соответствующие им значения коэффициентов а, и р^, мы можем сформировать такую модель, которая будет иллюстрировать то, что «мы хотим». Может быть, это в какой-то степени верно, но мы хотим моделировать реально протекающие процессы.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы отчетливо понимаем, что перечисленные нами факторы не отражают образовательный процесс в достаточно полной мере, ведь по существу рассматривается только усеченный вариант. В процессе исследования модель, конечно же, будет расширяться за счет более детального анализа функционирования упрощенного варианта модели и сравнения результатов ее работы с существующим состоянием дела. Понятно, что для этой работы необходимы специалисты из разных сфер деятельности.
При настройке математической модели образовательного процесса, конечно же, важнейшую роль играет информация, на основе которой так или иначе выстраиваются оценки различных весовых коэффициентов, параметров и др. Получение подобной информации потребует много времени, участия в работе различных специалистов, и, конечно же, будет важна оценка полученных результатов.
На первой стадии мы предлагаем следующий путь: те или иные значения показателей, весовых коэффициентов задавать из эвристических соображений, основываясь на данных, получаемых от экспертов, причем первоначальное требование для экспертов - это их знакомство с образовательным процессом как в советском, так и в нынешнем периоде. Какой же отклик мы можем ждать от работы математического портрета? Поскольку ухудшение образовательного процесса в последние десятилетия очевидно, то, конечно, важным является вопрос, насколько и по каким показателям образовательный процесс ухудшился.
Многочисленные ответы экспертов на вопрос: «Насколько ухудшился образовательный процесс в профессиональной сфере у1 и в общеобразовательной Знания сфере у2?» - позволяют судить о
в профессиональной степени доверия к компьютерно-сфере му портрету. Если итоговые пока-
затели и по советской эпохе принять за -00% каждый, то в современном периоде у1 - это 25-30%, а у2 - 20-30%. При получении откликов такого порядка можно в какой-то степени, на первой стадии, доверить результатам, которые показывает компьютерный
(широта знаний)
портрет. Следующие многочисленные шаги состоят в изменении параметров и нуждаются в оценке экспертов. Такая технология построения компьютерного портрета освобождает нас от определения тех или иных входных коэффициентов в него, собранных на основании результатов статистических данных и др. Мы не сомневаемся, что такой эксперимент, к сожалению, уже проводился начиная с 1990-х годов, и если создаваемый нами компьютерный портрет образовательного процесса повторит те изменения, которые произошли, то, по-видимому, первая степень доверия к нему должна появиться.
Различные варианты исследования образовательного процесса при меняющихся условиях должны привести нас к ситуации, когда будет виден прогресс в этой области. Для того чтобы вернуть образовательный процесс в то русло, в каком он был в советское время, мы должны исходить из того, что страна стала другой и условия кардинально изменились. Естественно, разумным представляется путь, когда из прошлого можно взять то, что считается рациональным, и переложить его на современный лад, который позволяют нынешние информационные технологии. Образно говоря, с учетом международной мобильности следовало бы «на тело советского образования надеть фрак международного покроя».
Следует отметить, что были получены первоначальные оценки промежуточных и итоговых показателей качества образования. Было опрошено более десятка преподавателей, которые учились еще в советское время, с целью сравнения советского и современного периодов образования. Они оценивали вес фактора, который был задан в интервале: ак е[0,5] , где значения, близкие к «0», предполагают слабое влияние фактора на образовательный процесс, и соответственно, близкие к «5», - сильное влияние и наличие фактора в аналогичном интервале: цк е[0,5]. Для итоговых показателей качества современного периода были выбраны такие коэффициенты (стоящие перед промежуточными показателями х), которые показывают степень значимости этого промежуточного показателя х/ для итогового показателя уу-:
у1( х/1) = 0,1х1 + 0,3 х2 + 0,2 х4,
у2(х/2) = 0,1х1 + 0,3х2 + 0,1х3 + 0,2х4 . Для советского периода:
у1(х/1) = 0,3 х-, + 0,3 х2,
у2(х ^ = 0,3х1 + 0,2х2 + 0,2х3. Подставив эти значения в первоначальные зависимости, мы получили следующие результаты (табл. 1, 2).
Из-за большого количества данных в табл. 1 и 2 приведены оценки только нескольких экспертов. Как видно из вышеприведенных результатов, оценки показателей советского периода значительно превос-
Таблица 1
Оценки показателей современного периода
Эксперты х1 х2 Х3 х4 у1 у2
1 52,2 47,9 51,23 50,2 29,63 34,753
2 50,2 42,9 46,23 47,2 27,33 31,953
3 50,4 45,6 46,43 47,4 28,2 32,843
Таблица 2
Оценки показателей советского периода
Эксперты х1 х2 х3 у1 у2
1 185 147 172,5 99,6 104,7
2 181 149 178,5 99 104,9
3 177,45 149,25 182,95 98,01 104,75
ходят оценки показателей современного периода. Конечно, в дальнейшем эта модель будет наполняться новыми показателями, зависимостями, а также, безусловно, будут меняться весовые коэффициенты, параметры, входящие в развивающуюся модель образовательного процесса.
Еще раз обратим внимание на важность компьютерного портрета образовательного процесса. Сейчас, на начальной стадии, за основу принят уровень образовательного процесса в советский период и в нынешний. Мы исходим из общего установившегося суждения: образование в СССР было одним из лучших в мире, а в настоящее время, несмотря на качественно изменившиеся условия обучения студентов (дистанционное, компьютерное, информационное и др.), уровень образования резко снизился. Эти факты не требуют специальных доказательств. При наличии компьютерного портрета необходимо будет корректировать соответствующие показатели, условия обучения и изменившуюся, начиная с 1990-х годов, экономико-политическую ситуацию в Российской Федерации.
Компьютерный портрет позволит исследовать образовательный процесс для прогнозирования возможных последствий применения новых методик и показателей в образовании, играющих роль входных (управляющих) воздействий.
В частности, в работе «Дискуссия об образовании» подведены некоторые итоги образовательного процесса [4, с. 197-206]. Выделим некоторые из них:
- с 1990-х годов уровень образования начал резко падать, одновременно упала востребованность в научно-педагогических кадрах;
- существенная черта современного процесса образования - это слияние образовательной и научно-исследовательской деятельности;
- изменить показатели, предъявляемые преподавателям при оценке их рейтинга, таким образом, чтобы не стимулировать бесконечное число разного рода публикаций, методических пособий и др.;
- Высшую аттестационную комиссию следовало бы создать при Правительстве России, как это было ранее. В частности, это было отмечено в газете «Поиск» (№ 32-33, 2010 год).
В заключение сформулируем основные результаты, которые покажут необходимость создания компьютерного портрета образовательного процесса:
- компьютерный портрет позволит получить отклик образовательной системы на те или иные воздействия (как на управляемые, так и неуправляемые входные переменные);
- позволит более рационально принимать управленческие решения внутри университета, не нарушая ограничения, накладываемые Министерством образования и науки РФ;
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов Ж.И. «Академии нужно вернуть статус высшей научной инстанции страны, - убежден Жорес Алферов» // Поиск: еженедельная газета научного сообщества. 2013. №18. URL: www.poisknews.ru (дата обращения: 14.12.2015).
2. Говорухин С.С. «Я презираю бездарных и глупых...» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2016. № 13. URL: www.aif.ru (дата обращения: 05.04.2016).
3. Граничина О.А. Математические модели контроля качества образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2008. 180 с.
4. Дискуссия об образовании // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. Красноярск: СибГАУ, 2010. Вып. 5.
5. Медведев А.В. Некоторые замечания об образовательном процессе // Проблемы управления в социальных системах. Томск: Изд-во Томского университета, 2015. Т. 8. Вып. 12.
6. Медведев А.В. Основы теории адаптивных систем: монография. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. 526 с.
7. Медведев А.В., Ярлыкова Л.К. О компьютерном «портрете» образовательного процесса // Труды IX Всерос. науч.-практ. конф. «Системы автоматизации в образовании, науке и производстве (AS'2013)». Новокузнецк. 2013.
LITERATURA
1. Alferov Zh.I. «Akademii nuzhno vernut' status vyisshey nauchnoj instantsii stranyi, ubezhden Zhores Alferov» // Poisk: ezhenedel'naya gazeta nauchnogo soobshhestva. 2013. № 18. URL: www.poisknews.ru (data obrashheniya: 14.12.2015).
2. Govoruhin S.S. «Ya prezirayu bezdarnyih i glupyih...» // Ezhenedel'nik «Argumentyi i faktyi». 2016. № 13. URL: www. aif.ru (data obrashheniya: 05.04.2016).
3. Granichina O.A. Matematicheskie modeli kontrolya kachestva obrazovatel'nogo protsessa v uchrezhdeniyah vyisshego professional'nogo obrazovaniya. SPb.: Izd-vo «VVM», 2008. 180 s.
4. Diskussiya ob obrazovanii // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva. Krasnoyarsk: SibGAU, 2010. Vyip. 5.
5. MedvedevA.V. Nekotoryie zamechaniya ob obrazovatel'nom protsesse // Problemyi upravleniya v sotsialnyih sistemah. Tomsk: Izd-vo Tomskogo universiteta, 2015. T. 8. Vyip. 12.
6. Medvedev A.V. Osnovyi teorii adaptivnyih sistem: monografiya. Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk. 2015. 526 s.
7. Medvedev A.V., Yarlyikova L.K. O kompyuternom «portrete» obrazovatel'nogo protsessa // Trudyi IX Trudyi IX Vseros. nauch.-prakt. konf. «Sistemyi avtomatizatsii v obrazovanii, nauke i proizvodstve (AS'2013)». Novokuznetsk, 2013.
- позволит сравнить советский и нынешний периоды образования;
- на основе ретроспективного анализа поможет провести исследования с целью корректировки управляющих воздействий внутри университета (кафедры, лаборатории и др.).
Проведение подобной работы предполагает участие в ней специалистов различных профессий, например педагогов, психологов, и тех людей, которые учились еще в советское время. Достигнутый успех в этом направлении может помочь в принятии тех управленческих решений, которые могут привести систему образования к желаемому состоянию.
8. Миронов С.М. «Я категорический противник единого государственного экзамена в любой форме» // Палата депутатов партии «Справедливая Россия». URL: www. srduma.ru (дата обращения: 29.11.2015).
9. Михалков Н.С. «У меня нет врагов. И Ксюша мне не враг!» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2014. № 41. URL: www.aif.ru (дата обращения: 05.02.2016).
10. Осенняя. Жаркая. Наша. Пять высших наград завоевала Российская сборная на олимпиаде по робототехнике // Поиск: еженедельная газета научного сообщества. 2014. № 49. URL: www.poisknews.ru (дата обращения:
12.05.2015).
11. Пиманов А.В. «Никакая перестройка не отменит мам, бабушек и прабабушек» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2016. № 16. URL: www.aif.ru (дата обращения:
25.04.2016).
12. Садовничий В.А. «Не гоняться! В МГУ к рейтингам относятся спокойно» // Поиск: еженедельная газета научного сообщества. 2013. №11. URL: www.poisknews.ru (дата обращения: 06.05.2016).
13. Соломин Ю.М. «Раньше на экране показывали душу, а сегодня - злато» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2013. № 40. URL: www.aif.ru (дата обращения: 14.03.2016).
14. Якубович Л.А. «Раньше об актерах ходили легенды, а теперь сплетни» // Еженедельник «Аргументы и факты». 2015. № 25. URL: www.aif.ru (дата обращения: 05.04.2016).
8. Mironov S.M. «Ya kategoricheskij protivnik EGE v lyuboy forme» // Palata deputatov partii «Spravedlivaya Rossiya». URL: www.srduma.ru (data obrashheniya: 29.11.2015).
9. Mihalkov N.S. «U menya net vragov. I Ksyusha mne ne vrag!» // Ezhenedel'nik «Argumentyi i faktyi». 2014. № 41. URL: www.aif.ru (data obrashheniya: 05.02.2016).
10. Osennyaya. Zharkaya. Nasha. Pyat' vyisshih nagrad zavoevala Rossijskaya sbornaya na olimpiade po robototehnike // Poisk: ezhenedel'naya gazeta nauchnogo soobshhestva. 2014. № 49. URL: www.poisknews.ru (data obrashheniya: 12.05.2015).
11. Pimanov A.V. «Nikakaya perestrojka ne otmenit mam, babushek i prababushek» // Ezhenedel'nik «Argumentyi i faktyi». 2016. № 16. URL: www.aif.ru (data obrashheniya: 25.04.2016).
12. Sadovnichij V.A. «Ne gonyatsya! V MGU k rejtingam otnosyatsya spokoyno» // Poisk: ezhenedel'naya gazeta nauchnogo soobshhestva. 2013. № 11. URL: www. poisknews.ru (data obrashheniya: 06.05.2016).
13. Solomin Yu.M. «Ranshe na ekrane pokazyivali dushu, a segodnya - zlato» // Ezhenedel'nik «Argumentyi i faktyi». 2013. № 40. URL: www.aif.ru (data obrashheniya: 14.03.2016).
14. Yakubovich L.A. «Ranshe ob akterah hodili legendyi, a teper spletni» // Ezhenedel'nik «Argumentyi i faktyi». 2015. № 25. URL: www.aif.ru (data obrashheniya: 05.04.2016).