© 2007 г. А.В. Чисников
О ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Основной задачей управления бюджетными инвестициями в сфере российского ЖКХ в ближайшие годы должно стать формирование сбалансированного подхода к управлению расходованием бюджетных средств и со стороны исполнительной власти, и органов местного самоуправления.
Разработка механизма управления инвестициями в сфере ЖКХ позволит решить проблемы в различных сегментах коммунального хозяйства. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что ранее действовавшие нормативно-правовые акты со вступлением в силу Федерального закона № 184-ФЗ утратили силу документов, обязательных для исполнения и носят на сегодня рекомендательный характер. Особенно важно эффективное вложение бюджетных инвестиций в объекты социальной сферы и муниципальной собственности. Логистический подход к распределению финансовых средств при проведении капитального ремонта предполагает ставить выделенные средства в зависимость от суммы начисленной по объекту амортизации, определить ответственность проектировщика и заказчика в случае возникновения дополнительных работ, повлекших за собой сверхнормативное удорожание сметы, лимитировать расходы на проведение отделочных работ. Расходы на проведение отделочных работ не должны превышать 30 % совокупных средств, предусмотренных сметой [1]. Сокращение средств на проведение отделочных работ позволит отойти от практики, когда под видом капитального ремонта выполняются главным образом дорогостоящие отделочные работы, не затрагивающие конструктивных элементов объекта. На эту проблему необходимо обратить особое внимание при проведении реконструкции строений старой части города, реализации капитального ремонта школ и медицинских учреждений и т.п.
Разработка мероприятий с позиции логистики в сфере организации и проведения текущего и капитального ремонта объектов социальной сферы областной и муниципальной собственности позволит решить целый комплекс проблем в крупных городах, подобных Ростову-на-Дону.
Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт объектов основываются на логистических принципах синхронизации потоковых процессов. Комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, объединенных в логистическую систему, направлен на регулирование финансовых, материальных трудовых и информационных потоков, позволяющих с большей долей эффективности достичь поставленных перед системой задач. Подсистема технического обслуживания и ремонта должна быть направлена на сохранение качественного состояния объектов и их элементных составляющих, предупреждение их преждевременного износа и обеспечение надежности функционирования в течение всего периода использования по назначе-
нию. Она состоит из двух основных элементов: технического обслуживания; ремонта.
Различные логистические потоки внутри системы в течение всего периода эксплуатации циркулируют постоянно благодаря техническому обслуживанию, при этом трансформация и изменение плотности различных потоков зависят от ряда внутренних и внешних факторов.
Должное проведение технического обслуживания обеспечивают операции по:
- контролю технического состояния объекта;
- поддержанию работоспособности объекта;
- наладке и регулировке отдельных элементов системы;
- подготовке к сезонной эксплуатации объекта;
- обеспечению и поддержанию на должном уровне санитарно-гигиенических требований в ходе эксплуатации объекта;
- обеспечению требований эксплуатационной безопасности к объектам.
По другой классификации все операции по техническому обслуживанию можно разделить на выполняемые при:
- проведении осмотров отдельных элементов и всего объекта в целом;
- подготовке объекта к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды;
- прочие операции.
Данная классификация, по мнению автора, наиболее полно отражает весь комплекс операций по техническому обслуживанию объектов социальной сферы. Поскольку в настоящее время не уделяется должного внимания сезонным операциям, все сводится к простым формальностям, а как показывает неутешительная статистика последних лет, именно профилактика в различные периоды времени, при скоординированной работе различных подразделений, отвечающих за текущее обслуживание, позволит значительно сократить количество несчастных случаев, нередко приводящих к гибели людей.
Полагаем, что контроль технического состояния объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с привлечением современных средств диагностики одновременно специалистами различных контролируемых структурных подразделений. Этот процесс должен дать общую картину состояния объекта и принятия мер, позволяющих комплексно подойти к устранению имеющихся недостатков. При этом подменять понятие комплексного контроля общим контролем не следует.
В общем случае плановый осмотр при техническом обслуживании объектов можно подразделить на общий и частичный. В первом случае обследуется весь объект в целом, включая все конструкции объекта, в том числе инженерное оборудование, различные виды отделки и все элементы внешнего благоустройства. При частичном осмотре обследованию подвергаются отдель-
ные объекты, состоящие на балансе учреждения, или отдельные конструкции, или виды оборудования.
Внеплановый осмотр производится после наступления форс-мажорных обстоятельств, стихийных бедствий, которые могут вызвать повреждение отдельных элементов объекта или привести в негодность отдельные конструкции, водо-, тепло-, энергосети.
Необходимо отметить, что эффективность мероприятий зависит от четкой регламентации функций структурных подразделений учреждения, осуществляющего текущее обслуживание объекта; соблюдения графиков их проведения; скоординированности всех потоковых процессов (финансовых, людских, материальных, информационных) внутри системы, отвечающей за техническое обслуживание объекта.
Текущий ремонт заключается в системном и своевременном проведении работ по предохранению частей объектов от преждевременного износа и устранению возникших мелких повреждений и неисправностей. Он должен производиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию объекта с момента его строительства (капитального ремонта, реконструкции) до момента поставки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). Особое внимание уделяется природно-климатическим условиям, конструктивным решениям, техническому состоянию и режимам эксплуатации объекта.
Работа по текущему ремонту классифицируется как плановая и непредвиденная. Плановый ремонт производится по заранее составленному годовому плану с распределением в нем заданий по кварталам и учетом результатов осмотров, разработкой сметно-технической документации на текущий ремонт, рекомендаций по подготовке объектов к эксплуатации в сезонных условиях с включением таких работ, объем, место и время выполнения которых предусматриваются заблаговременно.
Непредвиденный ремонт в процессе эксплуатации включает в себя работы, отсрочка которых не может быть допущена без ущерба для сохранения и нормальной технической эксплуатации объектов.
Плановый текущий ремонт является основой обеспечения сохранности и выполнения функционального назначения объектов. В идеале им должны быть охвачены все объекты бюджетной сферы. Годовые планы текущего ремонта объектов областной и муниципальной собственности составляются в базовых сметных ценах 2001 г. с переводом в текущий уровень цен (с применением индекса ГУ «ОЦАЦС») [2], исходя из текущего состояния объектов, обеспеченности материальными ресурсами, выделенных бюджетных ассигнований на текущий ремонт и возможностей привлечения внутренних ресурсов бюджетных учреждений. К внутренним ресурсам бюджетных учреждений, привлекаемым для текущего ремонта, можно отнести:
- работы, выполняемые силами штатных сотрудников учреждения;
- транспорт и механизмы, находящиеся на балансе или в аренде бюджетного учреждения;
- материалы и изделия, полученные от разборки;
- местные строительные материалы (песок, щебень, гравий, мел, глина и т.п.).
Плановые затраты на текущий ремонт за счет внутренних ресурсов определяются в зависимости от природно-климатических условий региона, возможностей бюджетного учреждения по обеспечению работ служащих и материальными ресурсами.
По данному виду ремонта должен составляться отдельный акт приемки работ без дополнительной оплаты. Для учета сил и средств внутренних ресурсов и фактических затрат по текущему ремонту в бюджетных учреждениях необходимо вести журнал учета внутренних ресурсов и фактических затрат на текущий ремонт объектов.
План распределения бюджетных ассигнований по текущему ремонту по каждому отдельному бюджетному учреждению учреждает распределитель бюджетных средств в пределах выполнения бюджетных ассигнований. В плане разрешается предусматривать резерв в размере до 10 % годовых бюджетных ассигнований для финансирования непредвиденных работ по текущему ремонту объектов [2].
Плановый ремонт по текущему ремонту объектов бюджетных учреждений производится на основании результатов объектов осеннего осмотра, материалов других технических осмотров и установленных сроков проведения ремонта, а также с учетом замечаний и предложений инспектирующих лиц по устранению обнаруженных недостатков в эксплуатации объектов. При проведении данного вида работ составляются планы работ текущего ремонта; план-ведомость; план-график. Первая разрабатывается заместителем руководителя бюджетного учреждения, курирующего вопросы эксплуатации и или другим должностным лицом, назначенным руководителем бюджетной организации. Ведомость составляется на каждый объект, подлежащий ремонту, согласно периодичности текущего ремонта. Она в первую очередь включает работы, направленные на сбережение объектов от преждевременного износа и разрушения и подготовку их к зиме: ремонт крыш, водосточных труб, цоколей зданий, отмостков вокруг зданий, окон, наружных дверей, остекление, систем водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, силовых установок, электросетей и т.п. Особое внимание при составлении плана-ведомости текущего ремонта уделяется работам по утеплению объектов: утепление наружных дверей, теплоизоляция трубопроводов систем отопления, водопровода и канализации на чердаках, на лестничных клетках, в подвалах и других местах, где возможно их промерзание; включаются также работы по обеспечению бесперебойного действия объектов коммунального назначения.
Календарный план-график работ составляется на объекты, подлежащие плановому текущему ремонту. В нем делается отметка о фактическом выполнении работ, при этом утвержденный план работ текущего ремонта является обязательным к исполнению, и без разрешения учредителя бюджетных средств изменить его нельзя.
Стоимость наружных и внутренних отделочных работ зачастую превышает 30 % от суммы работ по годо-
вому плану текущего ремонта, что, по мнению автора, является недопустимым. Объекты, по которым в планируемом году предусматривается производство капитального ремонта (реконструкции), в план работ текущего ремонта по бюджетному учреждению не включаются, так как при капитальном производятся работы, предусмотренные текущим ремонтом. При выполнении работ силами бюджетного учреждения в плане текущего ремонта накладные расходы не предусматриваются. Фактически произведенные по статьям накладных расходов затраты оплачиваются за счет сумм, предусмотренных планом работ текущего ремонта по бюджетному учреждению на непредвиденные работы.
Для учета работ по непредвиденному текущему ремонту и контролю за расходованием средств на эти цели в бюджетных учреждениях предлагается вести журналы учета объектов и затрат на выполнения работ по данному ремонту.
Работы по текущему ремонту производятся по акту приемки работ и справки о произведенных затратах, которые являются основанием для составления бюджетным предприятием отчета о выполнении плана текущего ремонта. Для эффективного расходования финансовых
Ростовский государственный экономический университет
ресурсов по текущему обслуживанию и ремонту приемка выполненных работ должна производиться комиссионно, с учетом таких факторов, как соответствие выполненных работ утвержденному плану; их качество; правильность применения норм и расценок; фактические затраты по текущему ремонту за счет внутренних ресурсов, согласно журналу учета; наличие актов на скрытые работы; правильность списывания, в соответствии с нормами, строительных материалов.
Литература
1. Вестн. министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. 2006. № 6 (21).
2. Об утверждении Правил организации и проведения технического обслуживания, текущего и капитального ремонта объектов социальной сферы областной и муниципальной собственности: Решение коллегии администрации Ростовской области. 2006. № 60 от 27.11.
18 июня 2007 г.