Научная статья на тему 'О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. Б. ТЕРЕНТЬЕВОЙ'

О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. Б. ТЕРЕНТЬЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Б. ТЕРЕНТЬЕВА / ПРОЗА / ДРАМАТУРГИЯ / КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ / ТЕАТР АБСУРДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Остапова Е. В.

В статье раскрыты основные направления литературного творчества Л. Б. Терентьевой - поэта, прозаика, драматурга. В стихотворениях лирическая героиня поэтессы предстаёт жизнерадостной, немного самоироничной, знающей себе цену женщиной. В прозаических произведениях речь ведётся от имени подростков, пытающихся осмыслить сложные отношения между своими родителями, отношения родителей к ним, своим детям. Драматургию Л. Б. Терентьевой отличает разнообразие жанровых форм: пьесы арбузовсковолодинского направления, комедия положений как классическая форма, театр абсурда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE LITERARY WORK OF L. B. TERENTYEVA

The article reveals the main areas of literary creativity of L. B. Terentyeva - poet, prose writer, playwright. In her poems, the lyrical character of the poetess appears to be a cheerful, a little self-ironic, a woman who knows her price. In prose works, she speaks on behalf of teenagers trying to understand the complex relationship between their parents, their parents' attitude towards them and their children. L. B. Terentyeva's dramaturgy is distinguished by a variety of genre forms: plays of the ArbuzovVolodin direction, comedy of positions as a classical form, the theatre of absurdity.

Текст научной работы на тему «О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. Б. ТЕРЕНТЬЕВОЙ»

УДК 821.511.132

Е. В. Остапова

E. V. Ostapova

О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л. Б. ТЕРЕНТЬЕВОЙ

ABOUT THE LITERARY WORK OF L. B. TERENTYEVA

В статье раскрыты основные направления литературного творчества Л. Б. Терентьевой — поэта, прозаика, драматурга. В стихотворениях лирическая героиня поэтессы предстаёт жизнерадостной, немного самоироничной, знающей себе цену женщиной. В прозаических произведениях речь ведётся от имени подростков, пытающихся осмыслить сложные отношения между своими родителями, отношения родителей к ним, своим детям. Драматургию Л. Б. Терентьевой отличает разнообразие жанровых форм: пьесы арбузовско-володинского направления, комедия положений как классическая форма, театр абсурда.

Ключевые слова: Л. Б. Терентьева, проза, драматургия, комедия положений, театр абсурда.

The article reveals the main areas of literary creativity of L. B. Terentyeva — poet, prose writer, playwright. In her poems, the lyrical character of the poetess appears to be a cheerful, a little self-ironic, a woman who knows her price. In prose works, she speaks on behalf of teenagers trying to understand the complex relationship between their parents, their parents' attitude towards them and their children. L. B. Terentye-va's dramaturgy is distinguished by a variety of genre forms: plays of the Arbuzov-Volodin direction, comedy ofpositions as a classical form, the theatre of absurdity.

Keywords: L. B. Terentyeva, prose, dramaturgy, comedy of positions, theatre of absurdity.

Терентьева Любовь Борисовна (род. 1959) — драматург, поэт, прозаик, родилась в селе Пыёлдино Сысольского района Республики Коми. Окончила школу №36 г. Сыктывкара и филологический факультет Сыктывкарского государственного университета. Послужной список Л.Б. Терентьевой довольно богат: работала учителем в школе, преподавала в университете, заведовала литературной частью Коми республиканского драматического театра им. В. А. Савина, была заместителем министра культуры Республики Коми, заместителем директора детской газеты «Радуга». Писательским трудом занимается с 1990 г.

Стихи и проза Л. Терентьевой публиковались в её книгах «Гуманитарный класс» (1997) «Птичка» (2009), а также в журналах «Север», «Россияне», «Арт», «Крещатик». Первой книгой Л. Терентьевой стал сборник стихов «Женская логика» (1995), многие из которых посвящены теме любви.

Лирике посвящён раздел под названием «Пока душа готова верить в чудо» в книге «Птичка» [1]. Пожалуй, метафорическое название книги поэтично раскрывается в стихотворении «Мой город населил чудной народ»:

Мой город населил чудной народ, Он весь в делах, он курит сигареты, А по весне в распутице погод Из почек вылупляются поэты.

Чирикают на разные лады, Орут, кричат, воркуют и щебечут, И горлом проверяют вкус воды, И городу спускаются на плечи... [1, с. 409]

Все стихи автора пронизаны любовью к жизни, творчеству, мужчине, детям. Влюблённость является источником стихотворчества:

Слагать стихи, когда не влюблена, Такая мука — не сказать словами. Стихи тогда становятся стихами, Когда любовь накатит как волна [1, с. 419].

В большинстве лирических произведений героиня Любови Теренье-вой предстаёт жизнерадостной и самоироничной, знающей себе цену женщиной:

Поживём — увидим, для чего сыр-бор! Ты пришёл как викинг, съевший мухомор, Как берсеркер в латах непривычных слов, Словно гладиатор из иных миров [1, с. 410]

Проза Л. Б. Терентьевой представлена повестью «Было не было» (1994), рассказами, среди которых можно отметить «Простое двусоставное» и «Памперсюни». В произведениях речь ведётся от имени подростков, пытающихся осмыслить сложные отношения между своими родителями, отношения родителей к ним, своим детям. Интересным художественным решением в повествовании рассказа «Простое двусоставное» является неординарное использование приёма параллелизма — правила синтаксиса приме-

няются школьниками для изучения правил сложных семейных взаимоотношений:

«В предложении сложном две основы.

- Ну.

- Основа — подлежащее плюс сказуемое.

- Ну.

- Основа — это муж и жена, понимаешь? И при них дети — слова пониже рангом.

- Как это, пониже рангом?

- Второстепенные члены предложения <...>/

- А!

- Запятая — это стенка. Семья должна жить в отдельной квартире, без посторонних.

- Да? (Мы жили тогда в общежитии).

Когда через пару месяцев после владькиного ликбеза мы въехали в эту самую «отдельную» и мне выделили в этой «отдельной» свою «отдельную», логика владькиных рассуждений рассыпалась, в моей голове что-то сместилось, и я стала отделять запятой на письме второстепенные члены предложения (они же "слова пониже рангом"). До сих пор я сомневаюсь в знаках препинания» [2, с. 139—140].

В рассказе «Памперсюни» речь ведётся от имени девятиклассника Юры, который живёт с мамой и больной бабушкой. Несколько лет назад от них ушёл отец, создал другую семью, заселившись при этом в квартире бывшей тёщи, бабушки Юры. Обстановка в двух семьях противоположна: в маминой семье — гнетущее ожидание чего-то неизбежного, молчаливое противостояние какому-то неизвестному читателю событию; в семье отца, наоборот, как будто кипит сама жизнь, растёт маленький ребёнок, ведутся разговоры о выборах в Думу и т. д. С развитием сюжета становится ясно, что старший брат Юры Андрей пропал без вести в Чечне, о чём строго-настрого запрещено говорить отцу. Поначалу кажется, что это делается от обиды на него. Прозрение и к Юре, и к читателю приходит в процессе чтения письма Андрея, адресованного его любимой девушке Оле, ко -торая выходит замуж за другого и при встрече отдаёт Юре «стопку писем, перевязанных ленточкой». В письме объясняется, почему Андрей ушёл из престижного вуза и пошёл служить в армию, именно в Чечню: «Оленька, ты должна мне простить, что мы не вместе. Так было нужно, иначе ты любила бы меня не так, как я хочу. Мне хочется, чтобы ты, любя, ещё и уважала меня. Ты когда-нибудь принимала, сама того не зная, помощь от человека, который вычеркнут тобой из жизни за самую последнюю подлость?.. Возможно, я никогда не учился бы с тобой на одном курсе, <.> если бы он не

приложил к моему поступлению в университет свою родительскую длань. Почему только на третьем году учёбы я узнал об этом? Ведь вы все знали, все. И все думали обо мне как о трусе. Теперь, слава Богу, я в самом пекле, и у меня есть возможность доказать, что это не так <...>» [2, с. 165]. Далее Андрей пишет о том, как он стал свидетелем обмана со стороны отца и его малодушия (отец ушёл, когда мама Андрея и Юры была в реанимации), и утверждает: «Никогда я не буду таким, как мой отец» [2, с. 165]. Письмо потрясло Юру: «Я ревел. Я боролся с желанием пойти в мамину комнату, погладить её по голове и сказать, что её никогда не оставлю <...>» [2, с. 166]. Через некоторое время Юра с бабушкой увидели Андрея по телевизору — он был жив, находился в военном госпитале. Мать с отцом привезли сына с тяжёлой травмой черепа, он помнил только своё имя. Наступает «час икс» для отца, шанс проявить свои лучшие человеческие качества, но он демонстрирует агрессию к прежней семье, не желает признавать своих ошибок. Отец второй раз вычёркивает старшего сына из жизни, риторически обращаясь к младшему: «А ты ему памперсюни менять будешь, а?» [2, с. 171]. В финале рассказа ставятся все точки над «1»: поведение отца наглядно показывает его духовную несостоятельность, Юра окончательно отторгает отца («Я щёлкнул по заду грудастую русалочку — простился с ней и с отцом»), возложив его функции — функции главы семьи — на свои плечи. Герои произведений писательницы «ведут сложную, полную душевных взлётов и падений жизнь. Глубокая вера автора и высокое назначение человека, в его духовные силы окрашивают её прозу в цвет надежды» [4, с. 317].

В 1993 г. в Сыктывкаре опубликована её первая драма «Святочная история» (сборник «Пьесы»). Редакция юношеских программ радио России в 1994 г. присудила Л. Терентьевой призовое место за её пьесу «Гуманитарный класс». В 1995 г. по российскому радио прозвучал спектакль по этой пьесе. Действующими лицами радиопьесы являются мать, отец, воспитательница, прохожий, врач, доктор, женщина. Персонажи — школьники Кирилл, Колька, Катя, младшая сестра Кирилла Ира. Главным героем является подросток Кирилл, окончивший 9 класс и выдержавший экзамен-тест в экономический класс. По сюжету произведения, во время каникул родители оставляют Кирилла с его сестрой Ирой, посещающей площадку, на пару дней. Кирилл увлечён чтением фантастической книги, но раздаётся телефонный звонок — разболелась сестра, надо немедленно её забрать. Старший брат терпеливо ухаживает за сестрой, и, как только она засыпает, сосед Колька зовёт Кирилла на улицу к незнакомой девочке, которая просит проводить её до дома. Катя делает Кириллу предложение: он пишет заявление на её место в гуманитарный класс, а ей отдаёт своё место в классе экономическом. Обучение в этом классе гарантирует выпускнику поступле-

ние в университет. Кирилл не соглашается. Тогда в подъезде Катя, по сценарию своей мамы, пытается разыграть сцену насилия. Возвратившись домой, юноша находит свою сестру в критическом состоянии, скорая увозит её в больницу. Кириллу уже не до чтения, он считает себя виновным в случившемся. На скамейке возле дома он находит Катю, которая пришла извиниться, и Кольку, которого дома никто не ждёт. Все вместе они решают принести Ире в больницу цветы. Эта пьеса о том, как один день определяет отношение человека к миру, к окружающим его людям, учит ответственности. Тест на гуманитарный класс проходит не за партой и чтением книги, а в жизни.

В апреле 1995 г. журнал «Современная драматургия» присудил призовое место за пьесу «Собачкин вальс». Персонажами пьесы являются два поколения родных людей — родителей (Ольге и Сергею по 50 лет) и их взрослых дочерей с супругами (Эле 24 года, Инне 30, Питу 30 лет, Илье 36), а также бывший одноклассник Инны Слава. Всё действие происходит в гостиной и прихожей городской трёхкомнатной квартиры. Основная коллизия драмы в том, что Эля, ждущая ребёнка, собирается в четвёртый раз поступать в консерваторию. Её муж Пит и мать против этого, т.к. очень хотят ребёнка. Эля же мечтает вырваться из домашнего плена. Пит — Питирим из коми села Нившеры (его жена Эля иронично называет Ньющера), к ко -торому мы поначалу относимся как к простаку (красноречивая деталь: ему в щёлочку двери выбрасывается одежда), на деле оказывается деловым человеком, современным предпринимателем, сумевшим честным путём скопить немалый капитал. В этой пьесе, как и в других пьесах Л. Терентьевой, нет отрицательных героев. Вымогатель Сергей Иванович на деле несчастный человек, которого можно лишь пожалеть. Майор внутренних войск — муж Инны — работает на зоне. Он очень ревнив и почти каждого мужчину, оказавшегося рядом с его женой, избивает. Название пьесы отсылает нас к названию музыкальной композиции «Собачий вальс» — небольшой и незатейливой пьесе для фортепиано. Её первую часть благодаря простоте и лёгкости иногда разучивают люди, не умеющие сыграть что-либо другое. Нередко именно с этой мелодии начинается обучение игре на фортепиано. Вальсом в собственном смысле слова эта пьеса не является, она ближе к другим танцам — польке или галопу. Интересно, что «Собачий вальс» известен в разных странах под разными названиями: в Германии он называется «блошиным вальсом», в Нидерландах — «блошиным маршем», в Венгрии — «ослиным маршем», в Болгарии — «кошачьим маршем» (Ьйрв:// www.livemaster.ru/topic/1489095-istoriya-vozniknoveniya-sobachego-valsa). Е. В. Габова так объясняет название пьесы: «Собачкин вальс — ненастоящая музыка. Ненастоящий, несостоявшийся музыкант — Эля. Ненастоя-

щий артист — Слава (какой же настоящий артист будет танцевать в ресторане?) Ненастоящий рэкетир Сергей Иванович. Жизнь идёт, всё ненастоящее. Надо думать, что и Пит — пока ещё не настоящий бизнесмен, а только пытается быть им» [3, с. 44].

Спектакли по пьесам Л. Терентьевой прошли на сценах профессиональных театров Омска, Красноярска, Томска, Комсомольска-на-Амуре, Архангельска, Белгорода, Кинешмы, Сыктывкара, Ярославля, Санкт-Петербурга (театр «Зазеркалье»), Москвы (театр «Комедиантъ», Дом актера) и других российских городов. Её пьесы ставятся и в народных театрах Республики Коми. Так, «Штучки-дрючки с домовым», «Двое в отсутствии третьего», новогодние сказки вошли в репертуар народного театра г. Печоры, а спектакль «Верю — не верю» по одноимённой пьесе Л. Терентьевой — в репертуар студенческого театра Сыктывкарского государственного университета.

В 2000 г. спектаклем «Эдит» Государственный академический театр драмы имени В. Савина представлял республику в московском Доме актёра. Постановку горячо принял столичный зритель, она была отмечена в центральной прессе. Благодаря московскому показу автору было сделано предложение о постановке «Эдит» в московском театре «Комедиантъ» (худ. руководитель Валерий Золотухин). В 2002 г. театр показал спектакль «Радость начинается сегодня» (по пьесе «Эдит») московскому зрителю, а в 2006 г. гастролировал с ним во Франции. В 2002 г. в театре оперы и балета г. Сыктывкара представлен зрителю мюзикл «Приключения Мадлен» по одноимённой пьесе драматурга (музыка Ирины Блинниковой), а в 2004 г. — «Тайна игрушечных сердец» (музыка Михаила Герцмана). Оба спектакля были отмечены в республиканской прессе. В 2005 г. театр драмы г. Кинешмы со спектаклем «Аппендикс» по пьесе Л. Терентьевой гастролировал по Волге.

В 2008 г. пьеса Л. Терентьевой «Вселенная в тапочках» стала лауреатом всероссийского конкурса «Драматургия добра». Премьера спектакля на коми языке состоялась в 2014 году на подмостках Национального музыкально-драматического театра РК. Произведение раскрывает тему желания найти свою вторую половинку. Основным двигателем сюжета является главная героиня Дарья со своим глубоким пониманием мироздания, особыми философскими оценками обычных земных ситуаций и вещей. В тапочках, которые оставил любимый человек, словно сконцентрировалась вся вселенная Дашиной души. Автор пьесы делится своими впечатлениями от постановки: «Это же очень интересно — пишешь об одном, а люди достают оттуда то, что им близко. Я поражалась, как актрисы читают эту пьесу. Той героине, которую я изображала иронически, все сочувствовали, считали главной, любили ее и жалели. А для меня она была человеком-разрушителем. И когда такой человек попадает в семью, где все налажено, неосторожно бро-

шенное слово может все разрушить. Как сохранить семью, когда одно недоразумение может стать причиной массы всяких метаморфоз, — я об этом писала. А мысль семейная мне гораздо дороже, чем мысль о том, как выбраться из одиночества» [https://www.bnkomi.ru/data/interview/26752/].

Л. Терентьева работает в разных жанровых формах драматургии: её привлекают и пьесы арбузовско-володинского направления (герои-интеллигенты, ранимы, беззащитны, ищущие смысл жизни, предпочитают страдать сами), и комедия положений как классическая форма (комедия, сюжет которой, в противовес комедии нравов, строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств), и театр абсурда (автор передаёт читателю и зрителю своё ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая привычную логику событий, поступков героев и т.д.). Она признаётся: «Пьеса сначала складывается вся целиком в голове, пафос ее возникает именно там, то есть — чтобы не говорить высокопарно — вкус, запах и цвет пьесы, которую я пишу, складывается в самом начале. Как правило, в ходе работы меняются и герои, и сюжет, а вот градус, ощущение того, что это должно быть смешно или это должно быть грустно, остается, пожалуй, единственно неизменным» [https://www.bnkomi.ru/data/interview/26752/].

Л. Б. Терентьева — автор более 20 пьес. По рекомендации Управления по печати РК в 2003 году ее имя вошло в «Энциклопедию лучших людей России» [http://www.rdtkomi.ru/authors/121/] . Г.И. Полонский (замечательный российский сценарист и поэт, которого Л.Б. Терентьева называет своим Учителем) писал в предисловии к книге «Гуманитарный класс» о её авторе: «... держится в творчестве достойно и даже весело» [2, с. 9].

***

1. Терентьева Л. Б. Птичка : пьесы. Повести. Стихи. Сыктывкар, 2009. 437 с.

2. Терентьева Л. Б. Гуманитарный класс : пьесы и монологи. Сыктывкар: Сыктывк. ун-т, 1997. 182 с.

3. Габова Е. В. Новое время — новые люди (коми характер в пьесах Н. Дьяконова и Л. Терентьевой // Зыряне в истории русской словесности : доклады науч. конференции. Сыктывкар: Изд-во Сыкт ГУ, 2000. С. 40-45.

4. Канев А. В. Любовь Борисовна Терентьева // Писатели Коми : биобибли-огр. слов. : в 2 т. / науч. ред. В. Н. Демин. Сыктывкар, 2001. Т. 2. С. 315—319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.