Научная статья на тему 'О линейных функциях и связанных с ними противоречиях'

О линейных функциях и связанных с ними противоречиях Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
335
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНИЯ / ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛ / ЛИНЕЙНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / FUNCTION / FUNCTIONAL LINE / LINEAR FUNCTION / FUNCTIONAL / LINEARITY / TEACHING MATHEMATICS / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бабенко Алёна Сергеевна, Смирнова Елена Сафаровна, Троскина Алёна Евгеньевна, Ширяев Кирилл Евгеньевич

В данной статье поднимается вопрос о таком понятии школьного математического образования, как линейная функция, а также раскрываются некоторые смысловые противоречия, возникающие в связи с определением этого понятия. Указаны различные подходы к определению понятия функции в границах основного общего и высшего образования. В ходе исследования методики изучения понятия линейной функции в школьном математическом образовании выявлено противоречие между строгим математическим понятием свойства линейности и определением линейной функции. Авторы указывают на наиболее предпочтительные подходы к изучению линейной функции в школе, описывают некоторые методические приемы, способствующие формированию представления обучаемых о свойствах линейности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Бабенко Алёна Сергеевна, Смирнова Елена Сафаровна, Троскина Алёна Евгеньевна, Ширяев Кирилл Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About linear functions and connected contradictions

This article raises the question of such a concept of school mathematical education as a linear function, and also reveals some semantic contradictions arising in connection with the definition of this concept. Different approaches to the definition of the concept of function within the boundaries of basic general and higher education are indicated. In the course of studying the technique of introducing the concept of a linear function in school mathematical education, a contradiction between the strict mathematical concept of the linearity property and the definition of a linear function was revealed. The authors point to the most preferable approaches to the management of the concept of linear function in school, while describing some methodological approaches that contribute to the formation of the trainee's view on the properties of linearity.

Текст научной работы на тему «О линейных функциях и связанных с ними противоречиях»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 373.5.016:51

Бабенко Алена Сергеевна

кандидат педагогических наук

Смирнова Елена Сафаровна

кандидат педагогических наук

Троскина Алена Евгеньевна Ширяев Кирилл Евгеньевич

кандидат физико-математических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

О ЛИНЕЙНЫХ ФУНКЦИЯХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРОТИВОРЕЧИЯХ

В данной статье поднимается вопрос о таком понятии школьного математического образования, как линейная функция, а также раскрываются некоторые смысловые противоречия, возникающие в связи с определением этого понятия. Указаны различные подходы к определению понятия функции в границах основного общего и высшего образования. В ходе исследования методики изучения понятия линейной функции в школьном математическом образовании выявлено противоречие между строгим математическим понятием свойства линейности и определением линейной функции. Авторы указывают на наиболее предпочтительные подходы к изучению линейной функции в школе, описывают некоторые методические приемы, способствующие формированию представления обучаемых о свойствах линейности.

Ключевые слова: функция, функциональная линия, линейная функция, функционал, линейность, обучение математике, проектный метод.

В данной статье поднимается вопрос о таком понятии школьного математического образования, как функция и, в частности, линейная функция.

Актуальность изучения понятий функции, отображения и зависимости обусловлена тем, что понятие функции является одним из основных в науке, имеет мировоззренческое и общекультурное значение и, кроме того, является базовым для функциональной линии, именно поэтому умение работать с функциональными зависимостями немаловажно при подготовке школьника к единому государственному экзамену (см. [4; 6; 7]). Благодаря функциям можно изучать физические величины в их взаимосвязи, а с помощью свойств функций решать математические задачи.

Несомненно, осмысление понятия функции очень важно при изучении школьной математики. Многие педагоги считают это понятие фундаментальным и смыслообразующим, поэтому невозможно себе представить преподавание математического анализа, а также отдельных тем алгебры и геометрии без понимания того, что такое функция.

Однако изучение функциональных понятий в школе таит свои особенности. Речь идет о такой простой и изученной разновидности функций, как линейная. На первый взгляд кажется, что о линейной функции известно все, и никаких «сюрпризов» это математическое понятие преподнести не может, тем более в школе. Однако, некоторые авторы (например, И.А. Хованская, доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ [16]) указывают на противоречие вузовского и школьного курса математики, связанное именно с понятием линейной функции. В подобных работах речь идет о том, что

линейная функция вовсе не обладает строгим математическим свойством линейности, и поэтому «не оправдывает» свое название.

В большинстве учебников для вузов понятие линейной функции не приводится. Например, авторы учебника [11] выделяют следующие функции: 1) многочлен; 2) рациональная; 3) алгебраическая; 4) трансцендентная. Однако во всех вузовских учебниках рассматривается понятие функционала, как обобщение понятия функции, и, в частности, функционала линейного.

Определение 1. Отображения, аргументами ко -торых служат элементы линейного пространства, а значениями - вещественные числа, называются функционалами [10]. В частном случае, когда аргументом будут также вещественные числа (а пространство их - числовая прямая - является линейным), функционалами будут и всем привычные классические «школьные» функции.

Определение 2. Функционал 1(х), определенный в линейном пространстве, называется линейным, если для любых элементов х и г линейного пространства и любых действительных чисел а и в справедливо равенство: 1(ах + /х) = а1(х) + /АХ) (линейное свойство функционала) [10].

Таким образом, любой функционал, обладающий определенными свойствами, является линейным. Эти свойства называются свойствами линейности. Но тогда линейная функция, как частный случай линейного функционала, у = Лх) будет линейной, если она будет обладать аналогичным свойством, то есть /(ах + /х) = оДх) + /Л2). Однако, если рассматривать введенное в некоторых школьных учебниках определение, линейная функция (несмотря на название) не обладает свойством линейности!

© Бабенко А.С., Смирнова Е.С., Троскина А.Е., Ширяев К.Е., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

145

Рассмотрим функцию y = kx + b, которая называется линейной функцией в школьных учебниках.

Возьмем произвольные действительные числа а и в, и любые элементы х и z из области определения функции. При ненулевом b

f(ax + Pz) = k(ax + fîz) +b = = akx + Pkz +b Ф afx) + fz).

Таким образом, функция y = kx + b не обладает указанным свойством.

Но, разумеется, в частном случае, если b равно нулю, то функция y = kx, которая в школьных учебниках называется прямой пропорциональностью, является линейной функцией.

Возьмем произвольные действительные числа а и в, и любые элементы х и z из области определения функции. При ненулевом b

fax + Pz) = k(ax + Pz) = akx + pkz = afx) + fz).

Таким образом, функция y = kx обладает свойством линейности.

В методической литературе для студентов педагогических вузов, также поднимается вопрос о понятии линейной функции. Автор учебного пособия «Основные понятия школьной математики» В. А. Любецкий, дает следующее аксиоматическое определение линейной функции:

Определение 3. Линейной функцией называется любой непрерывный гомоморфизм группы R+ в себя, т.е. любая функция f из множества R в себя, обладающая свойствами:

1)f(x + y) = fx) + fy) для всех x, y g R;

2) f непрерывна [12].

Определение 4. Линейной функцией с коэффициентом а, где a g R, называется любая линейная функция, обладающая дополнительным свойством:

3)fl) = a [12].

На основании данных определения он доказывает свойства линейной функции:

4) f0) = 0;

5) f- x) = - fx);

6) fA x) = A fx) для всех A, x, g R [12].

В завершении В. А. Любецкий утверждает, что определение линейной функции, данное в школьных учебниках, не удовлетворяет аксиоматическому определению 4.

Вероятно, неким оправданием неточности термина линейной функции может служить традиция его применения в отечественном математическом образовании.

В учебнике С.С. Державина «Элементарная алгебра» 1926 года выпуска рассматривается функция вида y = kx + b, при этом данная функция не имеет никакого особого названия. Изложение этого вопроса начинается с рассмотрения прямо пропорциональных зависимостей и графического изображения закона прямой пропорциональности, при этом рассматриваются различные графики функций, вида y = kx. Дальнейшее изложение материала в учебнике

связано с построением графика функции у = кх + Ь, особое внимание при этом уделяется различным вариантам значения параметра к. Термин «линейная функция» в тексте учебника отсутствует [9].

В учебнике «Алгебра» А.Н. Барсукова для 6-8 классов 1966 года выпуска понятие линейной функции уже присутствует. Сначала в изложении учебника представлено понятие линейной зависимости между величинами: «Зависимость между двумя величинами х и у, выражающаяся формулой у = кх + Ь, где к и Ь - числа, называется линейной зависимостью». Далее, рассматривается график линейной зависимости, а также графики прямой и обратной пропорциональностей, и в дальнейшем, при переходе к изучению вопроса о функциях, автор приводит определение уже линейной функции: «Многочлен первой степени относительно аргумента называется линейной функцией этого аргумента». Таким образом, А.Н. Барсуков определяет функцию, как линейную именно с позиции перехода к ней от понятия линейной зависимости между величинами [8].

Обратимся еще к одному учебнику математики советской эпохи - учебнику алгебры 6 класса под редакцией Ю.Н. Макарычева. В этом издании 1974 года выпуска также представлено определение линейной функции: «Функция, которую можно задать формулой вида у = кх + Ь, где х и у - переменные, а к и Ь - числа, называется линейной». Перед введением этого понятия рассмотрена задача о железном стержне, длина которого изменяется в зависимости от изменения температуры. Дальнейшее изложение учебника посвящено изучению графика линейной функции и особенностям расположения графика в зависимости от значения углового коэффициента. Почему линейная функция получила такое название, в тексте учебника не было никак оговорено, в результате чего появился некий разрыв или некое противоречие школьной и высшей математики в плане терминологии в изучении именно функциональных зависимостей [13].

У современных авторов изложение данного вопроса в учебной математической литературе также продолжает традицию.

В учебнике Алгебры 7 класса авторского коллектива А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (учебное издание с грифом ФГОС 2015 года выпуска) также представлено определение линейной функции: «Функцию, которую можно задать формулой у = кх + Ь, где к и Ь - некоторые числа, х - независимая переменная, называют линейной». Перед введением этого понятия авторы описывают два примера, моделирующие реальные ситуации, в ходе решения которых осуществляется переход к представлению функциональных зависимостей. Отметим, что в тексте учебника нет никакого пояснения о том, почему функция, вида у = кх + Ь, получила такое название, как линейная [14].

146

Вестник КГУ 2018

Обратимся еще к одному научному коллективу, а именно Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин, под чьим авторством был издан учебник Алгебра 7 класс (учебное издание с грифом ФГОС 2012 года выпуска). В данном издании представлено определение линейной функции следующим образом: «Линейной функцией называется функция, вида у = кх + Ь, где к и Ь -заданные числа. Можно показать, что графиком линейной функции у = кх + Ь является прямая. Так как прямая определяется двумя ее точками, то для построения графика функции у = кх + Ь достаточно построить две точки этого графика». Достаточно «обширное» определение, на наш взгляд, указывающие также и на алгоритм построения графика. Дальнейшее изложение учебника посвящено изучению графиков линейных функции, при различных значениях, входящих в нее коэффициентов. Указания на то, почему функция у = кх + Ь получила такое название, как линейная, также нет [3].

В современном учебнике Ю.Н. Макарычева и др. (учебное издание с грифом ФГОС 2013 года выпуска) приводится следующее определение линейной функции: «Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой, вида у = кх + Ь, где х - независимая переменная, а к и Ь - некоторые числа». Перед формулировкой определения в тексте учебника представлены два примера задач, приводящих к понятию линейной функции. Далее изложение посвящено рассмотрению графиков линейных функций и особенностям их взаимного расположения. Сведений о том, почему данная функция получила название линейной, в тексте учебника не представлено [1].

Несколько другой подход к методике введения понятия линейной функции представлен в учебнике алгебры 7 класса под редакцией А.Г. Мордко-вича (учебное издание с грифом ФГОС 2013 года выпуска). В тексте учебника, в преддверии введения понятия линейной функции, автор обращается к понятию линейного уравнения. Для этого рассматривает некоторую реальную ситуацию, описанную в виде текстовой задачи и, в процессе ее решения, переходит к математической модели, представленной в виде уравнения. Далее автор дает пояснение: «Уравнение ах + Ьу + с = 0, где а, Ь, с -числа (коэффициенты), - это линейное уравнение с двумя переменными х и у». После изучения особенностей построения линейных уравнений, автор переходит к введению понятия линейной функции. С этой целью, в тексте учебника показано, что линейное уравнение, вида ах + Ьу + с = 0 с двумя переменными х и у в случае, когда Ь Ф 0, можно преобразовать к виду у = кх + т, где к, т - числа (коэффициенты). Автор пишет так: «Это частный вид линейного уравнения. Зная, чему равен х, по правилу у = кх + т всегда можно найти, чему равен у. Будем называть уравнение у = кх + т, где к,

т - числа (коэффициенты) линейной функцией». Данный подход, по нашему мнению, отличается от других подходов к введению понятия линейной функции среди авторов современных учебников математики. А.Г. Мордкович также приводит следующее пояснение: «В русском языке часто один и тот же объект называют по-разному, например «дом», «здание», «сооружение»... В математическом языке ситуация примерно та же. Скажем, равенство с двумя переменными у = кх + т, где к, т - конкретные числа, можно назвать линейной функцией, можно назвать линейным уравнением с двумя переменными х и у (или с двумя неизвестными х и у), можно назвать формулой, можно назвать соотношением, связывающим х и у, можно, наконец, назвать зависимостью между х и у. Это неважно, главное понимать, что во всех случаях речь идет о математической модели у = кх + т» [2].

На основе анализа современных учебных изданий, можно сделать вывод, что методика введения понятия линейной функции наиболее подробно представлена в изложении учебника Алгебры 7 класса А.Г. Мордковича. Само понятие «линейной функции» в тексте учебника плавно вытекает из понятия линейного уравнения, которое рассматривается предварительно. Тем не менее, обращаясь к области строгой математики, отметим, что противоречивость понятий линейной функции, представленной в школьных учебниках, и линейного функционала, частным случаем которого является линейная функция, все же остается. В любом случае при определении линейной функции стоит объяснить школьникам о разных точках зрения на этот термин. Это вопрос дискуссионный и может быть поставлен в качестве проблемы исследовательского проекта для обучающихся 10-11 классов (см. пример [5, 15]) или вынесен на рассмотрение в элективном курсе.

В заключение авторы все-таки приведут строгие «нешкольные» определения линейности и некоторые примеры линейных операций. Важность этого объясняется тем, что школьные определения в ВУЗе «по инерции» ведут к принципиальному непониманию таких важных понятий, как дифференциал функции (линейная часть приращения), а это, в свою очередь влечет неумение интегрировать методом подстановки. Более того, возникла непонятная тенденция называть скалярное и векторное произведения в курсе ВУЗовской геометрии нелинейными операциями над векторами (в отличие от линейных - умножения на число и сложения). И вот тут уже не может быть никаких неясностей -называть скалярное произведение нелинейным попросту неверно, а для преподавателя еще и непрофессионально.

Определение 5. Операция (функция, функционал, отображение и т. д.) называется линейным, если образ суммы равен сумме образов, а образ

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

147

произведения на скаляр - произведению этого скаляра на образ.

Утверждение 1. Операция скалярного произведения линейна по каждому из аргументов.

Доказательство. Операция скалярного произведения удовлетворяет по определению аксиомам:

1. Строгой неотрицательности

(а, а) > 0,(а, а) = 0 = 0.

2. Симметричности

(а, Ь) = (Ь, а), и

3. Линейности

(аа+¡3 Ь, с) = а (а, с) + ¡3 (Ь, с).

Собственно, из третьей аксиомы и следует линейность операции скалярного произведения по первому аргументу. В силу второй аксиомы линейность сохранится и для второго аргумента.

Утверждение 2. Векторное произведение двух векторов является линейной операцией по каждому из них.

Доказательство. Аксиомы векторного произведения

1. Антикоммутативность

[а х Ь\= - [а х Ь>\.

2. Дистрибутивность

[(а + Ь) с\= [ахс\+ [Ьхс\.

3. Сочетательность

а а х Ь\ = а [а хЬ\ или [а х3 Ь\=3 [а х Ь\, где а, в - произвольные действительные числа.

Здесь аксиомы 2 и 3 и есть условия линейности по первому аргументу, линейность по второму следует из аксиомы 1.

Приведенные здесь утверждения не содержат каких-то специфических «сложных» доказательств и вполне доступны старшим школьникам на элективных курсах и первокурсникам в качестве обязательной программы. Усвоение строгого взгляда на термин линейность приучит учеников к культуре математического языка и будет способствовать развитию интереса к математическим дисциплинам.

Изучение функциональной линии довольно трудоемкий и нередко сложный процесс для школьника. Обучающиеся школ испытывают трудности при изучении функциональных зависимостей в таких вопросах, как нахождение области определения и множества значений функции; описание свойств функции (в особенности четность-нечетность, периодичность); построение и исследование графиков функций с помощью методов математического анализа. С целью наиболее успешного изучения функциональной линии, по нашему мнению, необходимо грамотно организовывать формирование представлений о функциональных зависимостях в 1-6 классах, а также наиболее подробным образом рассматривать первую разновидность функции, с которой знакомятся обучающиеся в курсе школьной математики - линейную функцию.

Библиографический список

1. Алгебра. 7 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч 1 / А.Г. Мордко-вич. - М.: Мнемозина, 2013. - 175 с.

3. Алгебра. 7 класс. / Ю.М. Колягин, М.А. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2012. - 319 с.

4. Бабенко А.С., Марголина Н.Л., Матыци-на Т.Н. Анализ структуры заданий единого государственного экзамена по математике за 2016 год по Костромской области // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. -Т. 22. - № 4. - С. 34-37.

5. Бабенко А.С., Стрункина К.Ю. Применение метода проектов при изучении функциональной линии в школе // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин: материалы XI Всерос. науч.-метод. конф. / сост. С.М. Шляхтина. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - С. 18-22.

6. Бабенко А.С., Марголина Н.Л., Матыци-на Т. Н. Анализ результатов проверки заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена по математике за 2015 год // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2016. - Т. 22. - № 2. - С. 14-16.

7. Бабенко А. С., Марголина Н.Л., Матыцина Т.Н. Динамика результатов единого государственного экзамена по математике за 2014-2016 годы по Костромской области // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2017. - № 1. - С. 28-30.

8. БарсуковА.Н. Алгебра. Учебник для 6-8 классов. - М.: Просвещение, 1966. - 296 с.

9. Державин С.С. Элементарная алгебра. - Л.: Гос. изд-во «Ленинград», 1926. - 271 с.

10. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Основы математического анализа: В 2-х ч. Часть II. - М.: ФИЗМАТ-ЛИТ, 2002. - 464 с.

11. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа. Т. 1. Дифференциальное и интегральное исчисления функций одной переменной. - М.: Дрофа, 2003. - 704 с.

12. Любецкий В. А. Основные понятия школьной математики. - М.: Просвещение, 1987. - 400 с.

13. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Мура-вин К. С. Алгебра: учебное пособие для 6-го класса средней школы. - М.: Просвещение, 1974. - 223 с.

14. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра: 7 класс. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 272 с.

Вестник КГУ Л 2018

148

15. Смирнова Е.С. Роль исследовательских задач в развитии исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - № 2. - С. 103-106.

16. Хованская И.А. Линейные функции на линейном пространстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.coursera.org/learn/algebra-lineynaya/ lecture/pA1gm/2-2-linieinaia-funktsiia-na-linieinom-prostranstvie (дата обращения: 11.03.2018).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Algebra. 7 klass / YU.N. Makarychev, N.G. Mindyuk, K.I. Neshkov, S.B. Suvorova; pod red. S.A. Telyakovskogo. - M.: Prosveshchenie, 2013. -256 s.

2. Algebra. 7 klass. V 2 ch. CH 1 / A.G. Mordkovich. - M.: Mnemozina, 2013. - 175 s.

3. Algebra. 7 klass. / YU.M. Kolyagin, M.A. Tkachyova, N.E. Fyodorova, M.I. SHabunin. -M.: Prosveshchenie, 2012. - 319 s.

4. Babenko A.S., Margolina N.L., Matycina T.N. Analiz struktury zadanij edinogo gosudarstvennogo ehkzamena po matematike za 2016 god po Kostromskoj oblasti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - T. 22. - № 4. - S. 34-37.

5. Babenko A.S., Strunkina K.YU. Primenenie metoda proektov pri izuchenii funkcional'noj linii v shkole // Aktual'nye problemy prepodavaniya informacionnyh i estestvenno-nauchnyh disciplin: materialy XI Vseros. nauch.-metod. konf. / sost. S.M. SHlyahtina. - Kostroma: Izd-vo Kostrom.gos. un-ta, 2017. - S. 18-22.

6. Babenko A.S., Margolina N.L., Matycina T.N. Analiz rezul'tatov proverki zadanij s razvernutym otvetom edinogo gosudarstvennogo ehkzamena po matematike za 2015 god // Vestnik Kostromskogo

gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - T. 22. -№ 2. - S. 14-16.

7. Babenko A.S., Margolina N.L., Matycina T.N. Dinamika rezul'tatov edinogo gosudarstvennogo ehkzamena po matematike za 2014-2016 gody po Kostromskoj oblasti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 1. - S. 28-30.

8. Barsukov A.N. Algebra. Uchebnik dlya 6-8 klassov. - M.: Prosveshchenie, 1966. - 296 s.

9. Derzhavin S.S. EHlementarnaya algebra. - L.: Gos. izd-vo «Leningrad», 1926. - 271 s.

10. Il'in V.A., Poznyak EH.G. Osnovy matematicheskogo analiza: V 2-h ch. CHast' II. - M.: FIZMATLIT, 2002. - 464 s.

11. Kudryavcev L.D. Kurs matematicheskogo analiza. T. 1. Differencial'noe i integral'noe ischisleniya funkcij odnoj peremennoj. - M.: Drofa, 2003. - 704 s.

12. Lyubeckij V.A. Osnovnye ponyatiya shkol'noj matematiki. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 400 s.

13. Makarychev YU.N., Mindyuk N.G., Muravin K.S. Algebra: uchebnoe posobie dlya 6-go klassa srednej shkoly. - M.: Prosveshchenie, 1974. -223 s.

14. Merzlyak A.G., Polonskij VB., YAkir M.S. Algebra: 7 klass. - M.: Ventana - Graf, 2015. - 272 s.

15. Smirnova E.S. Rol' issledovatel'skih zadach v razvitii issledovatel'skih kompetencij budushchih bakalavrov po napravleniyu podgotovki «Prikladnaya matematika i informatika» // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2014. - № 2. -S. 103-106.

16. Hovanskaya I.A. Linejnye funkcii na linejnom prostranstve [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.coursera.org/learn/algebra-lineynaya/ lecture/pA1gm/2-2-linieinaia-funktsiia-na-linieinom-prostranstvie (data obrashcheniya: 11.03.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.