Научная статья на тему 'О легальной и теневой экономике в России и ведущих странах мира: сравнительный анализ'

О легальной и теневой экономике в России и ведущих странах мира: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теневая экономика / налоговая нагрузка / причины теневой экономики / дуализм теневой экономики / shadow economy / tax burden / causes of the shadow economy / dualism of the shadow economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Евгеньевич Косов, Анастасия Вадимовна Суртаева

Одной из наиболее острых проблем всего мирового сообщества является выработка эффективных методов противодействия теневой экономике, которая выражается в существенной угрозе стабильному и эффективному функционированию государства, дестабилизируя всю финансовую составляющую общества. Являясь своего рода ответной реакцией на способы государственного регулирования, объемы теневой экономики и незаконных видов хозяйственной деятельности из года в год продолжают неуклонно расти. Стремление к максимизации получаемых доходов вынуждает участников теневого сектора искать возможные пути «обхода» уплаты налогов, реальная экономическая активность существенно превышает цифры, отраженные в государственных статистических ведомствах. В этой связи справедливо говорить о том, данный негативный процесс, формирующий паттерны неправового экономического поведения и замедляющий темпы экономического развития, продолжает усугубляться в современной России. Теневые, скрытые, нелегальные доходы не участвуют в формировании доходной части бюджетов бюджетной системы, отсюда логично вытекает и значительное уменьшение расходной ее части, которая должна быть направлена на решение общественно значимых, общегосударственных задач. Это особенно актуально сейчас, в условиях реализации многочисленных приоритетных государственных масштабных программ [16], требующих значительного финансирования. За последние годы глобальные изменения в экономике нашей страны, вызванные прежде пандемией, затем геополитической напряженностью, не могли не отразиться на объемах теневой экономики в России. Вместе с тем ситуация была усугублена небывалым ранее расширением экономических санкций против нашей страны, что в свою очередь привело к беспрецедентному хаосу во всех структурных элементах финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and shadow economy in Russia and leading countries of the world: comparative analysis

One of the most acute problems of the entire world community is the development of effective methods of countering the shadow economy, which is expressed in a significant threat to the stable and effective functioning of the state, destabilizing the entire financial component of society. Being a kind of response to the methods of state regulation, the volumes of the shadow economy and illegal types of economic activity continue to grow steadily from year to year. The desire to maximize the income received forces the participants of the shadow sector to look for possible ways to «bypass» the payment of taxes, the real economic activity significantly exceeds the figures reflected in the state statistical agencies. In this regard, it is fair to say that this negative process, which forms patterns of illegal economic behavior and slows down the pace of economic development, continues to worsen in modern Russia. Shadow, hidden, illegal incomes do not participate in the formation of the revenue part of the budgets of the budgetary system, hence it logically follows a significant reduction in its expenditure part, which should be aimed at solving socially significant, national tasks. This is especially relevant now, in the context of the implementation of numerous priority state large-scale programs that require significant funding. In recent years, global changes in the economy of our country, caused first by the pandemic, then by geopolitical tensions, could not but affect the volume of the shadow economy in Russia. At the same time, the situation was aggravated by the unprecedented expansion of economic sanctions against our country, which in turn led to unprecedented chaos in all structural elements of the financial market.

Текст научной работы на тему «О легальной и теневой экономике в России и ведущих странах мира: сравнительный анализ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-l-226-233 EDN: https://elibrary.ru/DHBAIA NIION: 2007-0083-1/24-429 MOSURED: 77/27-005-2024-01-629

Михаил Евгеньевич Косов1,2, Анастасия Вадимовна Суртаева3

1,3 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 Kosov.ME@rea.ru

3 surtaeva.nastya12@yandex.ru

Аннотация. Одной из наиболее острых проблем всего мирового сообщества является выработка эффективных методов противодействия теневой экономике, которая выражается в существенной угрозе стабильному и эффективному функционированию государства, дестабилизируя всю финансовую составляющую общества. Являясь своего рода ответной реакцией на способы государственного регулирования, объемы теневой экономики и незаконных видов хозяйственной деятельности из года в год продолжают неуклонно расти. Стремление к максимизации получаемых доходов вынуждает участников теневого сектора искать возможные пути «обхода» уплаты налогов, реальная экономическая активность существенно превышает цифры, отраженные в государственных статистических ведомствах.

В этой связи справедливо говорить о том, данный негативный процесс, формирующий паттерны неправового экономического поведения и замедляющий темпы экономического развития, продолжает усугубляться в современной России. Теневые, скрытые, нелегальные доходы не участвуют в формировании доходной части бюджетов бюджетной системы, отсюда логично вытекает и значительное уменьшение расходной ее части, которая должна быть направлена на решение общественно значимых, общегосударственных задач. Это особенно актуально сейчас, в условиях реализации многочисленных приоритетных государственных масштабных программ [16], требующих значительного финансирования. За последние годы глобальные изменения в экономике нашей страны, вызванные прежде пандемией, затем геополитической напряженностью, не могли не отразиться на объемах теневой экономики в России. Вместе с тем ситуация была усугублена небывалым ранее расширением экономических санкций против нашей страны, что в свою очередь привело к беспрецедентному хаосу во всех структурных элементах финансового рынка.

Ключевые слова: теневая экономика, налоговая нагрузка, причины теневой экономики, дуализм теневой экономики

Для цитирования: Косов М. Е., Суртаева А. В. О легальной и теневой экономике в России и ведущих странах мира: сравнительный анализ // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 226-233. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-226-233.

Original article

Legal and shadow economy in Russia and leading countries of the world:

comparative analysis

Mikhail E. Kosov1,2, Anastasia V. Surtaeva3

1,3 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 Kosov.ME@rea.ru

3 surtaeva.nastya12@yandex.ru

О легальной и теневой экономике в России и ведущих странах мира: сравнительный анализ

© Косов М. Е., Суртаева А. В., 2024 226_ - Криминологический журнал

Abstract. One of the most acute problems of the entire world community is the development of effective methods of countering the shadow economy, which is expressed in a significant threat to the stable and effective functioning of the state, destabilizing the entire financial component of society. Being a kind of response to the methods of state regulation, the volumes of the shadow economy and illegal types of economic activity continue to grow steadily from year to year. The desire to maximize the income received forces the participants of the shadow sector to look for possible ways to «bypass» the payment of taxes, the real economic activity significantly exceeds the figures reflected in the state statistical agencies.

In this regard, it is fair to say that this negative process, which forms patterns of illegal economic behavior and slows down the pace of economic development, continues to worsen in modern Russia. Shadow, hidden, illegal incomes do not participate in the formation of the revenue part of the budgets of the budgetary system, hence it logically follows a significant reduction in its expenditure part, which should be aimed at solving socially significant, national tasks. This is especially relevant now, in the context of the implementation of numerous priority state large-scale programs that require significant funding. In recent years, global changes in the economy of our country, caused first by the pandemic, then by geopolitical tensions, could not but affect the volume of the shadow economy in Russia. At the same time, the situation was aggravated by the unprecedented expansion of economic sanctions against our country, which in turn led to unprecedented chaos in all structural elements of the financial market.

Keywords: shadow economy, tax burden, causes of the shadow economy, dualism of the shadow economy

For citation: Kosov M. E., Surtaeva A. V. Legal and shadow economy in Russia and leading countries of the world: comparative analysis. Criminological Journal. 2024;(1):226-233. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-226-233.

Теневая экономика: двойственность природы категории и ее влияния на социально-экономическое развитие.

Хозяйственная деятельность, находящаяся вне государственного контроля и учета, не может не нести серьезную угрозу стабильному и эффективному функционированию всего государства, дестабилизируя финансовую составляющую в системе обеспечения экономической безопасности государства. Именно такого мнения придерживается большинство исследователей, внесших вклад в разработку проблемы теневой экономики и концептуального переосмысления ее последствий для государства (И. А. Аксенов, В. Н. Гончаров, И. А. Денисенко, М. Н. Шевченко,

A. А. Дахададаева и мн. др.).

Вместе с тем опираясь на работы Е. В. Перова,

B. Ю. Бурова и А. С. Чуйкова, следует подчеркнуть, что дуализм теневой экономики выражается в существовании и положительных сторон ее воздействия на легальную экономику, стимулирующего развитие всего государства, пока она находится в рамках своих допустимых размеров (10-15 % от ВВП) [7, с. 58; 17, с. 202].

Одним из таких удачных примеров в современной рыночной экономике является стимулирование малого предпринимательства, экономическая деятельность которого вносит свое немаловажное значение в структуру ВВП и темпы экономического роста, диверсификацию экономики, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Здесь уместно обратить внимание на то, что непосредственно малый бизнес способен заполнить те ниши, которые не может за-

нять крупное предпринимательство. Несмотря на то, что теневики-предприниматели не участвуют в формировании бюджета за счет налоговых выплат, тем не менее, зачастую по мере своего развития малое предпринимательство выходит «из тени», переходя в официальный («белый») бизнес, который предусматривает уплату налогов [7, с. 58].

Таким образом, анализируя научную литературу по данному вопросу и развивая концепцию о существовании дуализма влияния теневой экономики на социально-экономическую жизнь государства, уместно наглядно (рис. 1) обобщенно представить положительные и отрицательные стороны функционирования теневой экономической деятельности.

Исходя из представленного сопоставления, очевидно, что негативных последствий теневой экономики на макроэкономическую стабильность государства значительно больше. В частности, А. А. Дахададаева и С. А. Чернова акцентируют внимание на колоссальную утечку капитала, которая происходит из-за теневой экономики [3, с. 33]. И. А. Аксенов среди очевидных негативных последствий увеличения масштабов теневого сектора выделяет отсутствие социальных и трудовых гарантий граждан-теневиков, а также разорение пенсионной системы [1, с. 10]. В. Н. Гончаров, И. А. Денисенко и М. Н. Шевченко в своем исследовании указывают на следующие вытекающие факторы - снижение конкурентоспособности легальной экономики; рост налогового пресса на легальный сектор экономики; перераспределение национального дохода в пользу элитной части общества (увеличение социального неравенства) и т. д. [2, с. 110].

ЭКОНОМИКА

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Отрицательные стороны

1. Деформация налоговой и бюджетной сфер

2. Искажение мер макроэкономической политики

3. Деформация структуры экономики

4. Деформация структуры потребления

5. Снижение эффективности рыночного механизма, влияние на режим конкуренции

6.Ушерб в сфере воспроизводства рабочей силы

7. Повышение транзакшюнных издержек

8. Ограничение процесса инвестирования

9. Криминализация рынка

10. Увеличение коррупции

За последние 18 лет российская экономика потеряла не менее $300 млрд. Это доходы от

преступной деятельности, коррупции и уклонения от уплаты налогов, вывезенные за

Положительные стороны

1. Развитие МСП — Сокращение безработицы *— Появление новых вариантов для заработка. Например, в Китае не пытаются бороться с теневой экономикой, т.к. для экономики будет выгоднее, если люди будут чем-то заняты, нежели будут стоять в очереди на бирже труда.

2.Предотвращение банкротств фирм Увеличение ВВП

3 .Создание стимулов форсирования НИОКР в легальном секторе. 4. В переходный период экономического развития способствует совершенствованию законодательной базы.

Рис. 1. Дуализм последствий теневой экономики на макроуровне (разработано автором)

Очевидно, что недооценка и игнорирование теневых процессов со стороны государства может привести к недопустимым ошибкам в расчетах бюджета (так как налоги составляют значительную часть доходной составляющей федерального бюджета - 50-90 %), отсюда и уменьшение расходной его части, которая должна быть направлена на общегосударственные нужды: безопасность, зарплаты бюджетникам, социальные выплаты и мн. др.

Деформация бюджетной сферы (ФБ РФ), которая следственно вытекает из-за увеличивающегося объема теневой экономики, ведет к сокращению финансовой базы (расходной части федерального бюджета). В 2021 г. на социальные нужды населения было выделено порядка 8 трлн. рублей (в 2022 - более 6 трлн. рублей, в 2023 планируется выделить 7,3 трлн руб.), что составляет порядка 36 % от общего бюджета расходов. Ограниченное финансирование из государственного бюджета не позволяет обслуживать государственные бесплатные организации в рамках того «объема» социального заказа, который имеется на сегодняшний день, и чем больше будет расти теневой сектор экономики - тем больше будут ущемляться интересы людей [4, с. 68].

Автор большого числа работ по теневой экономике, австрийский профессор Фридрих Шнайдер и его соавтор Доминик Энст в своей работе «Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики» отмечают, что «сокращение налоговой базы государства ведет к еще большему повышению налоговых ставок, а следовательно, и к росту масштабов теневой экономики. Вместе с тем

значительная часть теневых доходов расходуется в официальной экономике, позволяя оказывать на нее положительное, стимулирующее воздействие» [10].

При «разрастающихся» вширь объемах теневой экономики нарушение экономической безопасности государства со всеми вытекающими негативными последствиями - это логичный исход роста и процветания данного экономического феномена, не подчиняющегося законам государственной власти. Следует отметить также, что неправильная оценка масштабов теневой экономики может привести в действие разрушительный цикл: увеличение инфляции; ошибки в оценке валового внутреннего продукта (ВВП); неточности в расчетах уровня безработицы, официальной рабочей силе, доходам, потреблению; погрешности в определении мер противодействий правоохранительными органами при экономических преступлениях и др. [10, с. 31].

Ключевые причины возникновения теневой экономики в России и за рубежом. Данное общество, его новый формат и главенствующая в нем коммерциализация рассматривается, как прогрессивно развивающаяся сфера социально-экономической деятельности всех слоев нашего общества, и как некий конструктивный способ вынужденной адаптации человека в условиях агрессивной трансформации рыночного ландшафта. Суровые условия рыночной среды заставляют участников теневого сектора искать возможные пути «обхода» государственного регулирования и уплаты налогов, при этом продолжая пользоваться общественными благами из существующих сфер социально-экономической жизни общества [11, с. 109]. Для

Ям

того чтобы иметь возможность контролировать масштабы теневой экономики, а также выработать эффективные методы борьбы с теневой экономикой, целесообразно выявить «очаги экономической деструкции»: ключевые причины возникновения данного феномена внутри государства.

Первое, на что следует обратить внимание, это налоговая система государства (его налоговая политика). Именно она участвует в формировании необходимой финансовой базы для реализации ключевых функций государственного управления. Анализ научных публикаций по выбранной проблеме исследования позволяет уверенно свидетельствовать о том, что большинство исследователей проблемы «теневой экономики» делают акцент, что в тех государствах, которые отличают высокие ставки налогообложения, объемы теневой экономики увеличиваются быстрее, чем в странах, для которых характерна умеренная нагрузка по налогообложению.

В научной среде есть и иные мнения по данному вопросу. Так, в работе доктора экономических наук Д. Ю. Федотова отмечено, что существует три точки зрения по вопросу влияния налоговой нагрузки от государства на объемы теневого сектора в экономике конкретной страны. Ряд исследователей (М. Ю. Мал-кина, Р. В. Балакин, А. Н. Сухаренко, Н. И. Малис, С. Г. Верещагин и др.), как уже было отмечено выше, считают, что есть прямая зависимость и влияние значительно. По мнению других экономистов (к примеру, экономиста Эрнандо де Сото), влияние, безусловно, есть, однако, налоговая нагрузка не является ключевым экономическим драйвером, по которой предприниматели уходят «в тень». Между тем существуют мнения (Р. Нека, Ю. Вотчера и Ф. Шнайдера), которые отрицают какую-либо зависимость одного с другим [9, с. 12].

В частности, сам Д. Ю. Федотов в заключение своей статьи приходит к выводу, что снижение налоговых ставок лишь усугубит экономическую ситуацию. Участники теневого сектора не станут спешить лега-лизовывать свой бизнес, продолжая уходить «в тень» от налога на прибыль (в России он составляет 20 %), акцизов, НДС и НДФЛ; при этом понесут потери иные немаловажные социально-экономические сферы государства. Автор исследования ставит акцент на важность сохранения достаточно высоких налоговых ставок, вместе с тем в целях положительных изменений в сфере теневой экономики следует упростить саму специфику налоговой системы.

Теоретический анализ научных публикаций, посвященных причинам возникновения теневой экономики в России и за рубежом, свидетельствует о том, что факторы, способствующие расширению масштабов данного экономического феномена, в большинстве стран схожи.

Уместно обратить внимание на то, что в Китае

ключевой причиной расширения теневой экономической деятельности является высокая коррумпированность государственных служащих, которая встала на защиту участников теневого рынка. Высокие ставки подоходного налога оказывают влияние на развитие теневой экономики в США, Греции, Италии, Бельгии, Швеции, Австрии. Таким образом, Е. В. Перов, опираясь на исследования, проведенные в 69 странах мира, экономистов С. Джонсона, Д. Кауфмана и П. Зойдо-Лобатона, отмечает, что уровень теневой экономики ниже в странах с более низкими налоговыми ставками. Вместе с тем уровень теневого сектора в экономике значительно меньше в странах, для которых характерно меньшее количество законов и различных трудовых инструкций (в целом, более совершенная нормативно-правовая база), а также меньшее количество фактов коррумпированности, бюрократизма в государственном механизме.

Анализ научных трудов в рамках данной проблематики позволяет выделить наиболее «острые» причины социально-экономического и организационно правового порядка (рис. 2.).

Отправной точкой широкого распространения теневой экономики в России стала незавершенная либерализация девяностых годов. После 1991 г., в условиях устранения общественной собственности и с переходом в принципиально новые социально-экономические условия «новое» российское общество было подвергнуто в переходный «шок»: централизованная система снабжения, существовавшая во времена советской власти, сменилась суровой нерегулируемой рыночной экономикой, повлекшей за собой кризисы. Сегодня около 33 % от всего трудоспособного населения России работает «в тени» [1, с. 11].

Анализ ключевых «драйверов» увеличения масштабов теневой экономики в России позволил заключить, что в настоящий момент избыточное налоговое бремя является основной причиной ухода российского бизнеса «в тень». Здесь уместно также обратить внимание на то, что на одну только промышленность (добычу топливно-энергетических полезных ископаемых) приходится порядка 50 % налогов, уплачиваемых в бюджет [18]. При этом производит она 37 % ВВП. Тяжесть налоговой нагрузки в России привела к тому, что около 80 % - именно данная цифра отображает долю юридических лиц, которые укрывают свои доходы от государства. В сложившихся условиях в ближайшей перспективе ни о каких послаблениях со стороны государства не может идти речи. Напротив, централизация будет только расти. Значительное влияние на рост товарных, трудовых, финансовых, валютных теневых рынков в России оказывает повсеместный контроль государства над экономической деятельностью посредством вмешательства в ценообразование, бюрократических «проволочек», запретов на производство.

ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Основные «драйверы» возникновения теневого сектора в России

(составлено автором)

Вышеизложенное характерно отражается на примере российского сегмента малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день Россия значительно отстает от других стран, для которых долгое время были характерны высокие темпы социально-экономического развития. Так, в России на долю малого и среднего бизнеса в ВВП приходится порядка 20 % (на государственные компании - более 50 %), при этом в Китае с его быстро развивающейся экономикой - 60 %. В КНР непосредственно малые предприятия обеспечивают значительную часть всех рабочих мест и более 50 % всех налоговых поступлений в госбюджет. До тех пор, пока не будут искоренены ключевые проблемы, препятствующие развитию сектора малого и среднего предпринимательства, а также проблемы, стимулирующие его уход «в тень», говорить об уменьшении объемов теневой экономики в России, которые выходят за пределы допустимого значения, не представляется возможным. Внушительный пласт субъектов теневой экономики занимают представители малого и среднего предпринимательства. И непосредственно развитие малого и среднего предпринимательства определяет дальнейшую ситуацию многих аспектов экономики любого государства, в том числе, и Российской Федерации.

Сопоставление объемов легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира. Важно

отметить, что теневой сектор (в разных масштабах и объемах), выраженный в сокрытии своих доходов от государства, присущ не только слаборазвитым государствам (странам с развивающейся и переходной экономикой), но также и странам с достаточно высокими темпами социально-экономического развития [9, с. 10]. Доля и масштабы исследуемого сегмента характеризует общую экономическую ситуацию национального инвестиционного ресурса в стране, а также финансовую зрелость населения. Представляется, что в особенности сейчас, в новую эпоху геополитического и геоэкономического переустройства мира важно оценить и сопоставить объемы легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира, а также выработать эффективные методы противодействия данному разрушительному процессу.

В рамках настоящего исследования нами будет сужен анализ до двух дружественных друг к другу стран, разделяющих единый концептуальный взгляд на будущее устройство мира: России и Китая. В исторической ретроспективе китайско-российские отношения наполнены событиями противоречивого характера, однако, на сегодняшний день Китай, совершивший мощный экономический рывок, представляет интерес в реализации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ.

В 2018 г. в докладе МВФ (Международного валютного фонда), подготовленным экономистами Леандро Медины и Фридриха Шнейдера, на основании новых методик оценки теневой экономики были представлены данные по 158 странам. Согласно данного доклада («Теневые экономики во всем мире: чему мы научи-

лись за последние 20 лет?») [15] в России уровень нелегальной экономики за период с 1991-2015 гг. составлял порядка 38,42 % от ВВП. В Китае - 14, 67 % от ВВП. Данные отображены в таблице 1. Для более полной характеристики вопроса мы охватим ряд других стран Востока.

Таблица 1

Сводная статистика теневой экономики МВФ за период 1991-2015 гг.

Страна Доля от ВВП, % (среднее значение) Доля от ВВП, % (мин. значение) %о Доля от ВВП, % (макс. значение)

Россия 38,42 31,04 48,73

Китай 14,67 11,74 16,52

ОАЭ 26,54 22,02 28,81

Турция 31,38 27,33 34,51

Саудовская Аравия 16,65 13,34 19,15

Иран 17,88 14,52 21,06

Сирия 19,58 15,65 22,79

Израиль 22,01 19,18 23,42

Источник: составлено автором на основе данных: Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? //

IMF Working Paper, 2018.

Исходя из представленных данных, очевидно, что уровень теневой экономики в России согласно Доклада МВФ за период с 1991-2015 гг. значительно выше других стран Востока. Если сузить сопоставительный анализ до России и Китая, то среднее значение в России превышает Китай на 23,75 %.

В этом же 2018 г. А. Е. Суринов (находившийся на должности главы Росстата) отметил, что не согласен с оценками, представленными МВФ, полагая, что они завышены в два раза. Существенную разницу он объяснил в методиках оценки теневой экономики, которые использует Росстат и МВФ [19].

В. Островский (директор аутсорсинговой компании CAF Group) отметил, что оценить корректно точные объемы теневого сектора в России не представляется возможным. Он подчеркнул, что согласно данным АССА за 2016 г. уровень теневой экономики в нашей стране составлял порядка 39 % от ВВП. Вместе с тем В. Островский сделал акцент на важность ориентирования на данные Росстата, которые значительно отличаются от приведенных выше цифр. В этой связи уместно представить данные Росфинмониторинга («финансовой разведки» России) в динамике за более современный период развития экономики России - 2016-2021 гг. (рис. 3) [12].

140 120 100 80 60 40 20

ujjaL

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Размер ВВП 86 92 103,6 109,2 106,9 130,7

■ Размер теневой экономики 24,3 18,9 20,7 20,5 21,4 22,3

■ Доля от ВВП, % 28,26 20,54 19,98 18,77 20,02 17,06

Рис. 3. Объемы теневой экономики в РФ за 2016-2021 гг., трлн. рублей

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

им

Исходя их представленных данных, мы наблюдаем увеличение объема теневой экономики, начиная с 2017 г. Так, в 2021 г. размер теневой экономики по сравнению с 2017 г. увеличился на 3,4 трлн руб. Вместе с тем его доля от ВВП (в %) уменьшалась, связано это с тем, что увеличивался размер ВВП. В 2021 г. прирост ВВП по сравнению с 2017 г. составил 42 %.

В 2020, 2021 г. в связи с периодом пандемии COVID-19 многие предприятия были вынуждены уйти «в тень», что обосновывает увеличение размера теневой экономики по сравнению с 2019 г. Для того чтобы возможно было шире оценить масштаб исследуемой проблемы представляется убедительным привести сравнительный анализ объема теневой экономики и совокупных расходов федерального бюджета в России за 2018-2021 гг. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сопоставление объема теневой экономики и расходов федерального бюджета в России за 2018-2021 гг., трлн рублей

ют о чрезвычайной актуальности проблемы теневиза-ции экономики в России. Средства, выведенные «из тени», могли бы покрыть часть расходов на социальное обеспечение российского населения, а также иные значимые нужды: федеральный бюджет ежегодно недополучает порядка 3,2 трлн руб. Возвращаясь к предмету исследования, сопоставим прогнозные значения уровня теневой экономики в России и Китае (согласно данным Международной ассоциации бухгалтеров АССА). Анализ представлен в таблице 3.

Учитывая авторитетность АССА в мировом профессиональном сообществе (и корректность их прогнозов), очевидно, что ситуация в нашей стране складывается менее успешно, чем в Китае. Согласно данным АССА небольшие размеры уровня теневой экономики (% от ВВП) Китая основаны на высоком ВВП (по итогам 2020 г. ВВП Китая достиг 14,86 трлн $, что в 10 раз превысило ВВП России, при этом объем теневой экономики в России меньше, чем в Китае всего на 0,91 трлн $). Вместе с тем умеренные значения уровня теневизации экономики в Китае достигнуты благодаря демократической подотчетности.

Размер теневой эко- Расходы

номики ФБ РФ

2018 г. 20,7 18

2019 г. 20,5 18,2

2020 г. 21,4 22,82

2021 г. 22,3 24,8

Таблица 3

Прогнозы размера теневой экономики в России и Китае (% от ВВП)

2011 г. 2016 г. 2017 г. 2020 г. 2025 г. 2011- 2025

Россия 39,33 39,07 39,29 39,37 39,3 39,19

Китай 10,53 10,15 10,17 10,05 9,9 10,12

Источник: составлено автором на основе данных Emerging from the shadows: the shadow economy to 2025. ACCA. 2017. P. 11 // URL://file:///C:/Users/user/Downloads/pi-shadow-economy-report%20(2).pdf

■ Размер теневой экономики □ Размер ВВП

Рис. 4. Размеры ВВП и объемы теневой экономики России и Китая: сравнительный анализ за 2011 и 2020 гг., трлн $

Источник: составлено автором на основе данных Росфинмониторинга [12]

Данные, приведенные в таблице 2, свидетельству-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

Заключение: Анализ причин возникновения и расширения теневой экономики в России задает конкретные экономические, социальные и правовые направления («болевые точки»), которые требуют углубленного внимания властей. В этой связи важно отметить, что искоренить полностью теневую экономику со всей имеющейся в ней структурой невозможно, поэтому ключевой задачей государства является правильное использование ее имеющихся положительных сторон и необходимость минимизации негативного воздействия теневого сектора посредством совершенствования нормативно-правовой базы.

Список источников

1. Аксенов И. А. Влияние теневого сектора на состояние экономики Российской Федерации // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 1(57). С. 8-13.

2. Гончаров В. Н., Денисенко И. А., Шевченко М. Н. Теневая экономика: государственные меры борьбы // Право и управление. XXI век. 2020. № 2(55). С. 106-115.

3. Дахададаева А. А., Чернова С. А. Теневая экономика: угроза и фактор экономической безопасности государства // Вестник Дагестанского государственного университета. 2021. Т. 36. Вып. 4. С. 31-38.

4. Кертик-Оол Ш. С. Теневая экономика: ее влияние на социально-экономическую жизнь государства // Форум молодежной науки. 2022. № 1. С. 67-70.

5. Макаренко А. О., Мамий С. А. Причины возникновения теневой экономики // Архивариус. 2022. № 9(63). С. 29-30.

6. Мондонен А. Р., Очеретяная К. Ю. Причины возникновения и последствия теневой экономики // National Science. 2023. № 1. С. 35-44.

7. Перов Е. В. Причины и социально-экономическое значение теневой экономики // Вестник НГУЭУ. 2015. № 1. С. 50-63.

8. Противодействие теневой экономике и определение ее масштабов: отечественный и зарубежный опыт (теория и практика): монограф. / В. Ю. Буров, А. К. Худайназаров, Д. Ю. Федотов [и др.]. Чита : ЗабГУ, 2020.

9. Федотов Д. Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику // Финансы и кредит. 2015. № 41. С. 10-21.

10. Шнайдер Ф., Энст Д. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики // URL://https://www. imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30/rus/ issue30r.pdf

11. Яковлева А. С., Любовцева Е. Г. Влияние налоговой политики на теневую экономику // Вестник университета. 2022. № 1. С. 109-116.

12. Федеральная служба по финансовому мониторингу // URL://https://www. fedsfm.ru/

13. Федеральная служба государственной статистики // URL://https://rosstat.gov.ru/

14. МВФ наращивает в России теневую экономику // URL://https://expert.ru/2018/02/28/mvf-naraschivaet-v-rossii-tenevuyu-ekonomiku/

15. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? // IMF Working Paper, 2018.

16. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // URL://http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012

17. Чуйков А. С., Ревун И. В. Влияние теневой экономики на экономическую систему Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-3(87). С. 200-203.

18. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году // URL://https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ e1c46b464b83662dff9292f3aa4608e9918e08d6/

19. МВФ наращивает в России теневую экономику // URL://https://expert.ru/2018/02/28/mvf-naraschivaet-v-rossii-tenevuyu-ekonomiku/

References

1. Aksenov I. A. The influence of the shadow sector on the state of the economy of the Russian Federation // Modern high-tech technologies. 2019. No. 1(57). P. 8-13.

2. Goncharov V. N., Denisenko I. A., Shevchenko M. N. Shadow economy: state measures of struggle // Law and Management. XXI century. 2020. No. 2(55). P. 106-115.

3. Dahadadaeva A. A., Chernova S. A. Shadow economy: threat and factor of economic security of the state // Bulletin of the Dagestan State University. 2021. Vol. 36. Issue 4. P. 31-38.

4. Kertik-Ool S. S. Shadow economy: its impact on the socio-economic life of the state // Forum of Youth Science. 2022. No. 1. P. 67-70.

5. Makarenko A. O., Mamiy S. A. The causes of the shadow economy // Archivarius. 2022. No. 9(63). P. 29-30.

6. Mondonen A. R., Ocheretyanaya K. Yu. The causes and consequences of the shadow economics // National Science. 2023. No. 1. P. 35-44.

7. Perov E. V. Causes and socio-economic significance of the shadow economy // Herald of NGUEU. 2015. No. 1. P. 50-63.

8. Countering the shadow economy and determining its scale: domestic and foreign experience (theory and practice): monograph. / V. Yu. Burov, A. K.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

Khudainazarov, D. Yu. Fedotov [et al.]. Chita : ZabGU, 2020.

9. Fedotov D. Yu. The influence of the tax system on the shadow economy // Finance and credit. 2015. No. 41. P. 10-21.

10. Schneider F., Enst D. Hiding in the shadows. The growth of the underground economy // URL:// https://www.imf.org/external/pubs/ft/issues/ issues30/rus/issue30r.pdf

11. Yakovleva A. S., Lyubovtseva E. G. The impact of tax policy on the current economy // Bulletin of the University. 2022. No. 1. P. 109-116.

12. Federal Service for Financial Monitoring // URL:// https://www. fedsfm.ru/

13. Federal State Statistics Service // URL://https:// rosstat.gov.ru/

14. The IMF is increasing the shadow economy in Russia / URL://https://expert.ru/2018/02/28/mvf-naraschivaet-v-rossii-tenevuyu-ekonomiku/

15. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? // IMF Working Paper, 2018.

16. Presidential Decree No. 474 of July 21, 2020 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // URL://http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012

17. Chuikov A. S., Revun I. B. Influence of shadow economy on the economic system of the Russian Federation // Economics and Business: Theory and Practice. 2022. No. 5-3(87). P. 200-203.

18. Tax burden by type of economic activity in 2021 // URL://https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_55729/e1c46b464b83662dff9292 f3aa4608e9918e08d6/

19. IMF builds up shadow economy in Russia // URL:// https://expert.ru/2018/02/28/mvf-naraschivaet-v-rossii-tenevuyu-ekonomiku/

Информация об авторах

М. Е. Косов - доцент департамента общественных финансов финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ, заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент;

А. В. Суртаева - студентка финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Information about the authors

M. E. Kosov - Associate Professor of the Department of Public Finance of the Finance Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Head of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economics, Associate Professor;

A. V. Surtaeva - Student of the Finance Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 25.01.2024; принята к публикации 07.02.2024.

The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 25.01.2024; accepted for publication 07.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.