Образец ссылки на эту статью: Измайлов М.К. Приоритетные направления снижения уровня теневого сектора экономики: зарубежный опыт и российская практика // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 4 (28). С. 19-30.
УДК 330.3
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Измайлов Максим Кириллович
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербург, Россия (195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29), к. э. н., доцент Высшей школы производственного менеджмента, [email protected], + 7-911705- 44-70
Арбенина Евгения Андреевна
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, Россия (394087, Воронеж, ул. Мичурина, 1), к. э. н., доцент Кафедры экономики агропромышленного комплекса, [email protected]
Аннотация. Авторы проводят исследование актуальной проблемы снижения уровня теневого сектора экономики. На основе проведенного анализа статистической информации сформулирован вывод о том, что деятельность органов власти по противодействию теневой экономики в России на сегодняшний день является недостаточно эффективной. Проведено сравнение показателей уровня теневой экономики в России с показателями зарубежных стран, на основе чего определены меры по снижению уровня теневого сектора экономики, применяемые в отдельных странах. Главный результат - предложена система приоритетных направлений снижения уровня теневого сектора экономики России, состоящая из комплексной реализации финансово-экономического, законодательного, институционально-организационного,
информационного, социального, международного направлений, которая позволит более системно и долгосрочно решить задачу преодоления коррупции и детенизации.
Ключевые слова: теневая экономика; детенизация экономики; теневой сектор экономики; зарубежный опыт; неформальная экономика.
PRIORITY AREAS FOR REDUCING THE SHADOW ECONOMY: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE
Izmaylov Maxim Kirillovich
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU), St. Petersburg, Russia (195251, St. Petersburg, Polytechnicheskaya, 29), Cand. Sc. (Economies), associate professor, Graduate School of Industrial Management, [email protected], +7-911-705- 44-70
Arbenina Evgenia Andreevna
Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russia (394087, Voronezh, Michurina St., 1), Cand. Sc. (Economics), associate professor, Department of Economics of Agroindustrial Complex, [email protected]
Abstract. The authors conduct a study of the urgent problem of reducing the level of the shadow economy. On the basis of the analysis of statistical information the conclusion is formulated that the activities of the authorities to counteract the shadow economy in Russia today is not effective enough. A comparison was made between the indicators of the level of shadow economy in Russia and those of foreign countries, on the basis of which the measures to reduce the level of shadow economy used in individual countries were determined. The main result is the proposed system of priority directions of reducing the level of shadow economy in Russia, consisting of the integrated implementation of financial and economic, legislative, institutional and organizational, informational, social and international directions, which will allow to solve the problem of overcoming corruption and shadowization in a more systematic and long-term way.
Keywords: shadow economy; de-shadowing of the economy; shadow sector of the economy; foreign experience; informal economy.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена масштабностью проблем, которые формируются в финансово-экономическом секторе вследствие существования такого явления, как теневая экономика. Существование чрезмерной теневой экономики предопределяет структурные деформации общественно-экономического развития, тормозит процессы создания государства в стране, не способствует курсу демократизации общества. Ее масштабность сопровождается ростом опасности для национальной экономики и снижением приоритета - обеспечение национальных интересов, которые заключаются в повышении конкурентоспособности человека, общества, государства. Рост масштабов теневой экономики в России обуславливает необходимость активизации теоретических и практических исследований в анализируемой сфере. Особенно остро анализируемый вопрос стоит в условиях ограниченности финансовых ресурсов, а также неоптимальной налоговой нагрузки на предприятия [1]. Более того, теневая экономика представляет существенную угрозу экономической безопасности государства [2; 3].
Теневая экономика в различных ее проявлениях присуща всем экономическим системам мира, значительно замедляет их развитие и является своеобразным вызовом перед многими государствами. Поэтому сегодня очень актуальным является вопрос обеспечения комплексной детенизации экономики любого государства.
Однако, на сегодняшний день предлагаемые меры по детенизации экономики не носят цельного характера и касаются только отдельных аспектов. Причем чаще всего результаты таких исследований является отражением теорий, справедливых для развитых стран, которые, к сожалению, не учитывают особенности России и трансформационной экономики. Для долгосрочного
снижения уровня теневой экономики необходимо определить действенную систему приоритетных направлений снижения уровня теневого сектора в экономике.
Цель исследования - разработка приоритетных направлений снижения уровня теневого сектора экономики на основе исследования зарубежного опыта и российской практики.
Методы исследования
В процессе исследования был проведен анализ общедоступных статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, с использованием методов экономико-статистического анализа, а также методов табличного и графического представления данных. На основе метода обобщения и сравнительного анализа проведен обзор зарубежного опыта в исследуемой сфере, и определен комплекс приоритетных направлений снижения уровня теневого сектора экономики России.
Результаты исследования и их обсуждение
Теневой сектор имеет непосредственное влияние на все без исключения социально-экономические процессы, происходящие в обществе, и без его учета и регулирования невозможно эффективно управлять развитием национального хозяйства; в общемировом масштабе доля теневой экономики составляет 5-10% валового продукта, а в транзитивных государствах уровень тенизации достигает 40-50% [4].
Проведем анализ уровня теневой экономики в России по данным Федеральной службы государственной статистики с использованием показателя доли в ВВП экономических операций, ненаблюдаемых статистическими методами (рисунок 1).
12,8 12,6 12,4 12,2 12 11,8 11,6 11,4 11,2 11 10,8
Рисунок 1 - Динамика показателя доли в ВВП России экономических
операций, ненаблюдаемых статистическими методами, в процентах [5]
Из данных, представленных на рисунке, видно, что объемы ненаблюдаемой экономики в России, которая включает в себя теневое и неформальное
21
предпринимательство, за последние 4 года практически не изменились и колебались на уровне 11,5-12,6% к ВВП. Если за период 2017-2019 гг. наблюдалось некоторое снижение анализируемого показателя, то в 2020 году он снова вырос и составил 12,0%. Данные за 2021 г. на момент написания статьи отсутствовали на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.
Если рассматривать структуру теневого сектора в разрезе отраслей, то можно заметить, что наибольшая доля приходится на такие отрасли, как .... (таблица 1).
Таблица 1 - Доля экономических операций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами к ВДС соответствующего вида экономической деятельности, в процентах [5]
Отрасль 2017 2018 2019 2020
Сельское хозяйство 38,4 36,2 33,2 30,6
Добывающая промышленность 0,7 0,6 0,6 0,8
Обрабатывающая промышленность 5,8 5,2 4,8 4,8
Энергетика 0,0 0,0 0,0 0,0
Водоснабжение и водоотведение 1,9 1,3 0,7 1,0
Строительство 15,9 15,9 16,4 17,7
Торговля 10,3 9,9 10,2 10,7
Транспортировка и хранение 4,3 4,2 4,2 4,2
Гостиничная деятельность и общепит 15,8 16,9 15,5 16,7
Деятельность в области информации и связи 1,5 1,6 1,6 1,5
Финансовая и страховая деятельность 1,1 0,8 0,8 0,7
Деятельность, связанная с недвижимым имуществом 70,0 69,6 67,9 70,1
Профессиональная, научно-техническая деятельность 4,4 4,4 3,9 3,6
Административная деятельность 14,8 14,3 12,9 13,3
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 0,0 0,0 0,0 0,0
Образование 4,4 4,0 3,8 3,1
Здравоохранение и социальные услуги 3,0 2,5 2,5 1,9
Культура, спорт, организация досуга и развлечений 6,9 6,5 5,9 4,3
Прочие виды услуг 22,4 20,7 19,6 19,9
Из данных, представленных в таблице, можно увидеть, что наибольший процент (70,1%) экономических операций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами, приходится на деятельность по операциям с недвижимым имуществом. Около 30,6% неучтенного ВВП приходится на сельское хозяйство. Далее идет предоставление прочих видов услуг и строительство - соответственно 19,9% и 17,7%. Минимальный процент неучтенного ВВП приходится на добывающую промышленность и финансовую и страховую деятельность - по 0,8% и 0,7%. Полностью отсутствует неформальная деятельность по данным Росстата в секторе государственного управления и в энергетической отрасли.
В качестве еще одних показателей, которые могут служить для оценки уровня развития теневой экономики в России - это показатели численности
занятых в теневой экономике и показатель скрытого фонда оплаты труда, данные о которых в динамике представлены в таблице 3.
Таблица 2 - Динамика показателей численности занятых в теневой экономике и скрытого фонда оплаты труда в России за 2017-2021 гг. [6]
Показатель 2017 2018 2019 2020 2021
Численность занятых в неформальном секторе, тыс. человек 14324 14581 14800 14122 14571
Отношение занятых в неформальном секторе к общей численности занятых в РФ, в процентах 19,8 20,1 20,6 20,0 20,3
Оплата труда работников, не наблюдаемая прямыми статистическими методами, трлн. руб. 11,9 11,5 10,3 10,7 11,0
Отношение оплаты труда работников, ненаблюдаемой прямыми статистическими методами, к ВВП России, в процентах 12,96 11,08 9,91 9,76 8,40
Отношение оплаты труда работников, ненаблюдаемой прямыми статистическими методами, к совокупному фонду оплаты труда, в процентах 27,11 24,78 21,37 21,27 20,33
Как видно из таблицы, по данным Росстата численность занятых в неформальном секторе экономике за последние пять лет выросла с 14324 тыс. человек в 2017 г. до 14571 тыс. человек в 2021 г. Соответственно, увеличилось и их отношение к общей численности занятого населения в РФ с 19,8% в 2017 г. до 20,3% в 2021 г. Сумма скрытого фонда оплаты труда, рассчитанная Росстатом, незначительно снизилась с 11,9 трлн рублей в 2017 г. до 11,0 трлн рублей в 2021 г., но по-прежнему занимает более 20% в совокупном фонде оплаты труда по экономике в целом. Всё это способствует снижению поступлений в бюджеты различных уровней, росту количества противоправных действий, ухудшению социальной и экономической обстановки [7].
Динамика приведенных выше показателей позволяет сделать вывод, что деятельность органов власти по противодействию теневой экономики в России на сегодняшний день является недостаточно эффективной.
Аналогичное мнение можно сформировать, анализируя статистику международную. По данным информационного ресурса World Economics (Лондон) размер неформальной экономики России оценивается в 36,5%, что составляет примерно 1 481 миллиард долларов США (рисунок 2).
Как видно из рисунка, Россия находится в рейтинге среди таких стран, как Нигерия, Пакистан, Туркменистан, Азербайджан. Тогда как страны-лидеры, такие как США, Швейцария, Австрия, Япония имеют уровень неформальной экономики 7,3-9,6% к ВВП. В этой связи необходим более тщательный анализ опыта зарубежных стран в организации противодействия теневой экономике и поиск возможностей его адаптации в России с целью приближения ее к мировым лидерам по детенизации экономики.
В таблице 3 аккумулированы примеры успешного мирового опыта решения вопросов снижения уровня теневого сектора экономики.
Анализируя приведенные в таблице примеры, можно сказать, что результативность процесса детенизации экономики зависит от способности государства создать безопасные, стабильно благоприятные условия, что позволит субъектам хозяйствования наращивать экономическую и инвестиционную активность в легальной экономике.
Беларусь 37,7
Эквадор 37,2
Таджикистан 37,1
Азербайджан 36,8
Нигерия 36,5
Россия 36,5
Пакистан 35,6
Туркменистан 34,5
Казахстан 31,9
Турция 31,2
Кыргызстан 30,8
Узбекистан 27,2
Греция 26,9
Малайзия 25,3
Италия 23,7
Испания 21,3
ОАЭ 20,4
Бельгия 19,2
Финляндия 14,6
Франция 13,1
Германия 11,2
Канада 11,2
Сингапур 10,4
Великобритания 10,3
Новая Зеландия 10
Австралия 9,9
Япония 9,6
Австрия 8,7
Швейцария 7,5
США 7,3
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рисунок 2 - Сравнение уровня теневой экономики в России и зарубежных
странах, в процентах к ВВП1
1 Russia's Informal Economy Size [Электронный ресурс]. URL:
https://www.worldeconomics.com/Informal-Economy/Russia.aspx (дата обращения: 18.09.2022)
24
Таблица 3 - Опыт стран мира по снижению уровня теневого сектора экономики [8]
Страна Приоритетные меры по снижению уровня теневого сектора экономики
Польша Запрет ведения хозяйственной деятельности тех физических лиц, которые ранее совершили серьезное налоговое преступление
США Законодательно установлены нормы о легитимности источников происхождения стартового и инвестированного капитала, установлена система наказаний за различного рода экономические преступления и коррупцию в экономической деятельности с конфискацией имущества и финансов легально работающих организаций, созданных с использованием неформальных доходов
Франция Ограничение возможности проведения экспортно-импортных операций национальными субъектами хозяйствования с компаниями в оффшорных зонах
Германия Оптимизация налоговой системы, упрощение механизма исчисления размеров налогов, снижение ставок отчислений из заработной платы и т. п
Дания, Швеция, Корея, Чили, Ямайка Создана и функционирует общедоступная электронная база данных об обременении
Австралия, Литва, Индия, Колумбия Весь документооборот по налоговым платежам переведен в электронный вид
Великобритания, Парагвай Введен принцип налогообложения единым налогом единой налоговой базы
Великобритания, Финляндия Кадастровая информация предоставляется в онлайн-режиме
Казахстан, Португалия, Новая Зеландия, Словакия Процедура переоформления собственности оформляется в ускоренном режиме и с фиксированными тарифными ставками
США, Индия, Китай Жесткие правила трансферного ценообразования
Учитывая вышесказанное и ряд исследований [9; 10; 11], мы предлагаем следующие основные приоритетные направления снижения уровня теневого сектора в России:
- финансово-экономическое направление;
- законодательное направление;
- институционально-организационное направление;
- информационное направление;
- социальное направление;
- международное направление.
Рассмотрим детальнее особенности каждого из предлагаемых приоритетных направлений.
Финансово-экономическое направление является одним из основных, ведь большинство причин тенизации экономики имеет экономическую природу. Для его активизации и функционирования можно отнести такие мероприятия как:
- совершенствование налоговой системы в контексте оптимизации фискального администрирования налогов и их размеров, прозрачности их начислению и уплате;
- приближение развития финансовых рынков и корпоративного сектора к международным стандартам;
- дальнейшее стимулирование развития безналичных расчетов как одного из факторов уменьшения тенизации;
- создать и внедрить прозрачную систему налоговых льгот к накоплению и инвестированию средств в инновационный сектор юридическими лицами;
- повышение эффективности управления государственными финансами на всех стадиях планирования и использования бюджетных средств;
- разработка системы стимулов для преобразования неформальной экономической деятельности в формальную;
- «разумная амнистия» капиталов некриминального происхождения прежде всего тех, что направляются в инновационную сферу и другие социально значимые и приоритетные сектора и т.п.
Законодательное направление в России достаточно разработано в количественном измерении, имеет наработанную и имплементированную нормативно-правовую базу. В то же время, несмотря на позитивные тенденции в этом плане, почти отсутствует эффективная практическая реализация утвержденных законов, стратегий, концепций, имеются значительные разногласия и коллизии в трактовке различных законодательных актов. Поэтому для эффективного функционирования указанного направления необходимо:
- привести в соответствие существующую законодательно-нормативную базу к требованиям времени, а также осуществить ее систематизацию и проверку на взаимосогласованность;
- завершить судебную реформу и, соответственно, восстановить доверие к судебной системе России в целом;
- усовершенствовать законодательство в сфере противодействия экономическим преступлениям;
- обеспечить применение суровых мер наказания за коррупцию;
- обеспечить эффективный и прозрачный мониторинг результативности принятых законодательно-нормативных актов в сфере противодействия коррупции и теневой экономике.
Исследование опыта стран, в контексте детенизации экономики показывает целесообразность разработки правительством отдельного стратегического документа по государственной политике детенизации экономики — «Стратегия детенизации экономики России». Исходя из проанализированного зарубежного опыта борьбы с теневой экономикой основными целями Стратегии детенизации экономики России должны быть: снижение фискального и административного бремени для бизнеса; упрощение и усовершенствование процесса администрирования налогов; превентивное предотвращение теневой деятельности; легализация ранее скрытых средств.
Институционально-организационное направление должно быть, по нашему мнению, основным двигателем системной детенизации экономики, ведь без
26
обеспечения необходимых институтов и организации таких процессов, любая эффективная стратегия так и останется только на бумаге.
В России работой по борьбе с теневым сектором экономики занимается ряд специализированных государственных органов. При этом присутствует определенная несогласованность в действующих ведомствах, иногда имеется дублирование управленческих функций, а, следовательно, «теневики» продолжают развивать свою деятельность.
Поэтому институционально-экономическое направление должно предусматривать, в первую очередь:
- создание и эффективное функционирование соответствующих служб по противодействию теневой экономике;
- минимизация государственного регулирования различных сфер жизни; обеспечение прозрачности реального сектора экономики;
- постоянное взаимодействие между государственными и экономическими субъектами с целью создания эффективных государственных институтов, для того чтобы уменьшить административное бремя на легальную экономическую деятельность;
- обеспечение необходимой инфраструктуры поддержки противодействия коррупции на государственном и региональном уровнях;
- государственная поддержка предпринимательства, особенно инновационного направления;
- развитие надлежащей институциональной инфраструктуры предприятия, которое будет заставлять бизнес работать открыто.
Информационное направление в сегодняшнем глобализированном и информатизированном мире является весомым инструментом в противодействии теневой экономике и коррупции и обеспечении эффективного информационного поля деятельности и предусматривает:
- повышение уровня правовой и финансовой культуры населения;
- оптимизацию методик расчета уровня теневой экономики в соответствии с мировой практикой, с учетом национальных особенностей;
- формирование эффективной системы цифровой экономики;
- улучшение качества общественного обслуживания с целью выполнения требований экономических субъектов, а также самой коммуникации между властью, бизнесом и населением;
- восстановление доверия в государственных учреждениях для эффективной борьбы с неформальной экономической деятельностью и занятостью в теневой экономике;
- проведение постоянной информационной кампании противодействия коррупции и тенизации с постоянными реальными примерами раскрытых схем (это обеспечит рост доверия населения за результат действия, а не слов).
Социальное направление предусматривает прежде всего:
- обеспечение достойной и прозрачной оплаты труда наемных работников;
- создание условий для быстрой переквалификации трудовых ресурсов в соответствии с потребностями рынка;
- обеспечение качественных изменений в сфере образования на всех уровнях;
- проведение качественной политики в сфере занятости (высокие ставки налогов и низкие заработные платы способствуют как увеличению теневой экономики, так и миграции трудовых ресурсов за рубеж);
- создание условий для формирования значительной прослойки владельцев малого и среднего бизнеса, как наиболее мотивированного сегмента общества поддерживать антикоррупционную политику и детенизацию экономики.
Вместе с тем, следует констатировать, что его реализация будет возможна лишь после обеспечения адекватного функционирования финансово -экономического направления.
Международное направление является достаточно важным исходя из, прежде всего, двух позиций: во-первых, Россия должна разумно использовать весь мировой опыт противодействия теневой экономике и не повторять уже совершенных эволюционных ошибок других государств; во-вторых, в связи с экономико-социальными особенностями современного развития России необходимы финансовые, трудовые и информационные ресурсы международных организаций и правительств для достижения поставленных целей. Поэтому в рамках этого направления следует предусмотреть следующие направления:
- укрепление экономической безопасности государства в процессе углубления международной и глобальной экономической интеграции;
- улучшение внешнеэкономической деятельности и межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции и теневой экономике;
- повышение имиджа России в международных рейтингах (Doing Business, GCI и т.д.), что сделает возможным улучшение инвестиционного климата и прирост иностранных инвестиций в необходимые сферы экономики;
- совершенствование системы таможенного регулирования;
- активное привлечение авторитетных организаций и структур в обеспечении стратегии детенизации и антикоррупционной деятельности.
Феномен теневой экономики по разным причинам приобрел угрожающие формы в российской экономике, и следует понимать, что только комплексное взаимодействие всех указанных направлений детенизации позволит уменьшить, а в перспективе - свести к минимуму негативное влияние теневой экономики. В то же время, учитывая отечественные реалии экономического, политического и общественного характера, следует ожидать либо радикального («шокового») варианта решения проблем коррупционности и тенизации, либо же долгого и либерального подхода. Также очень важным является обеспечение безальтернативности процессов детенизации и нивелирования влияния на них различных политических и экономических сил.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показало наличие значительных разработок ученых и экономистов в вариантах использования механизмов детенизации экономики России, особенно экономических и законодательных.
Предложена система приоритетных направлений снижения уровня теневого сектора экономики России, состоящая из комплексной реализации финансово -экономического, законодательного, институционально-организационного, информационного, социального, международного направлений, которая позволит более системно и долгосрочно решить задачу преодоления коррупции и детенизации.
В перспективе дальнейших разведок является разработка детализированной дорожной карты применения приведенных механизмов и совершенствование методологии, и инструментарии оценки их результативности.
Список литературы
1. Грачев А.В. Анализ масштабов теневой экономики России по данным отечественных и зарубежных источников // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1(63). С. 144-150.
2. Измайлов М.К. Теоретические аспекты сущности и взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 1 (25). С. 4.
3. Измайлов М.К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1. С. 85-98.
4. Черепанова Д.Я., Бородкина Е.А. Особенности влияния теневой экономики на развитие мировых экономик // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 4(38). С. 303-305.
5. Российский статистический ежегодник. 2021: Статистический сборник /Росстат. М., 2021 692 с.
6. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022 Статистический сборник /Росстат. М., 2022. - 151 с.
7. Козлобаева Е.А., Яблоновская С.И. Теневая экономика в системе экономической безопасности: отношения нормы и патологии // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2018. № 1(56). С. 247-257. Б01 10.17238/1в8п2071-2243.2018.1.247
8. Федонина О.В., Федонин А.Д. Зарубежный опыт в решении проблем в сфере теневой экономики на уровне страны и региона // Контентус. 2019. № 12 (89). С. 29-36.
9. Степанов А. О. Зарубежный опыт противодействия коррупции в интересах сокращения теневой экономики и обеспечения экономической безопасности страны // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 24. С. 193-196.
10. Манджиева Е.С., Левченко Е.А. Налоговые методы борьбы с теневой экономикой сравнение с зарубежным опытом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-2(74). С. 10-15.
11. Кравченко В.М., Батюков М.В., Гречушкин В.А., Колобовников В.Н. Оценка теневого сектора экономики России: отечественный и зарубежный опыт // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 2 (104). С. 110-113.
References
1. Grachev A.V. Analiz masshtabov tenevoi ekonomiki Rossii po dannym otechestvennykh i zarubezhnykh istochnikov (Analysis of the scale of shadow economy in Russia according to domestic and foreign sources), Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2021, no 1(63), pp. 144-150.
2. Izmailov M.K. Teoreticheskie aspekty sushchnosti i vzaimosviazi tenevoi ekonomiki i ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva (Theoretical aspects of the essence and interrelation of shadow economy and economic security of the state), Biznes i dizain reviu, 2022, no 1 (25), p. 4.
3. Izmailov M.K. Tenevaia ekonomika kak ugroza ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii (Shadow economy as a threat to the economic security of Russia), Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i upravlenie, 2022, no 1, pp. 85-98.
4. Cherepanova D.IA., Borodkina E.A. Osobennosti vliianiia tenevoi ekonomiki na razvitie mirovykh ekonomik (Peculiarities of the influence of the shadow economy on the development of world economies), Nauchnyi elektronnyi zhurnalMeridian, 2020, no 4 (38), pp. 303-305.
5. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2021: Statisticheskii sbornik /Rosstat. M., 2021, 692 p.
6. Rabochaia sila, zaniatost i bezrabotitsa v Rossii (po rezultatam vyborochnykh obsledovanii rabochei sily). 2022 Statisticheskii sbornik, Rosstat. M., 2022. 151 p.
7. Kozlobaeva E.A., Iablonovskaia S.I. Tenevaia ekonomika v sisteme ekonomicheskoi bezopasnosti: otnosheniia normy i patologii (Shadow economy in the system of economic security: relations of norm and pathology), Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2018, no 1(56), pp. 247-257. DOI 10.17238/issn2071-2243.2018.1.247
8. Fedonina O.V., Fedonin A.D. Zarubezhnyi opyt v reshenii problem v sfere tenevoi ekonomiki na urovne strany i regiona, Kontentus, 2019, no 12 (89), pp. 29-36.
9. Stepanov A.O. Zarubezhnyi opyt protivodeistviia korruptsii v interesakh sokrashcheniia tenevoi ekonomiki i obespecheniia ekonomicheskoi bezopasnosti strany (Foreign experience in solving problems in the sphere of shadow economy at the level of the country and region), Sborniki konferentsii NITS Sotsiosfera, 2020, no 24, pp. 193-196.
10. Mandzhieva E.S., Levchenko E.A. Nalogovye metody borby s tenevoi ekonomikoi sravnenie s zarubezhnym opytom (Tax methods to combat the shadow economy comparison with foreign experience), Ekonomika i biznes: teoriia ipraktika, 2021, no 4-2(74), pp. 10-15.
11. Kravchenko V.M., Batiukov M.V., Grechushkin V.A., Kolobovnikov V.N. Otsenka tenevogo sektora ekonomiki Rossii: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt (Assessment of the shadow sector of Russia's economy: domestic and foreign experience), Nauka i biznes: puti razvitiia. 2020, no 2 (104), pp. 110-113.
Работа поступила в редакцию: 22.08.2022 г.